вторая Аналитические жанры журналистики

Статья

№ 5. Статья

Аналитические жанры в журналистике - это самостоятельный блок жанров, играющий огромную роль в переосмыслении информации, в решении актуальных проблем современности. Основными приемами при создании аналитических жанров являются индукция-анализ и индукция-синтез. Анализ, как известно, - это рассматривание какого либо объекта, явления, ситуации от общего к частному. А при синтезе, наоборот, - от частного к общему. Кроме того, в аналитических жанрах используются такие методы, как аргументация, доказательство, и учитывается такой факт, как психологическая мотивация какого-либо события.

Аналитические жанры господствуют на страницах печати и вообще в СМИ в тот период, когда революционные моменты в обществе стабилизируются и оно входит в фазу «осмысления» происшедших событий. Например, в Казахстанских СМИ рассвет аналитических жанров прошелся на начало 2000-го года.

Аналитические жанры - это «деловые инструменты» журналистики. При помощи них журналисты исследуют, «препарируют» явления действительности для нахождения Истины.

Статья - самый известный широкому кругу читателей аналитический жанр.

Жанр статьи один из самых распространенных и развитых в журналистике. Недаром статья считается самым главным в аналитической журналистике. Термин «статья» произошел от латинского слова articulus и означает первоначально то же самое, что

«сустав», «член», «часть целого» [1]. В статье дается всесторонний анализ явления, процессов, проблем.

Журналист опирается на факты социальной жизни, рассматривает эволюцию действительности в различных проявлениях - экономических, политических, культурологических, и решает круг проблем, возникающих в разных областях жизни.

Информацию в статье можно преподнести более полно и разнообразно, с элементами разговорных форм. Журналист может проявить себя в этом жанре и как писатель, и как публицист.

Статья всесторонне отражает и решает несколько локальных событий, отличающихся проблемностью и разбросанных во времени и пространстве.

Основной метод исследования в статье: индукция - анализ от общего к частному.

В статье применяются сопоставление, сравнение, дискуссии, балансирование фактами. Также в большом объеме используются художественные выразительные средства языка. «Постановка, разработка проблемы, анализ и многосторонняя аргументация выдвигаемых положений - характерная черта жанра статьи» [2]. Статье также свойственно обобщение явлений действительности.

Виды статей по тематике:

  • - научные, научно-популярные;
  • - литературные;
  • - тематические;
  • - проблемные (публицистические);
  • - развлекательные;
  • - исторические;
  • - спортивные и др.

Составные части статьи:

  • - основа (цифры, факты, тенденциозность, пафос, дискуссии);
  • - рассуждения автора - мотивация, аргументация;
  • - элементы описания - картины природы, портреты персонажей и т.д.

Виды статей по форме:

- Передовая - редакционное или авторское выступление, открывающее очередной номер газеты или журнала. В ней определяется основное направление политики издания, коллектива.

Издание посредством передовой статьи ведет разговор с читателем о самых злободневных проблемах действительности, о тех задачах и трудностях, которые стоят перед печатным органом. Статья носит директивный характер. «Взаимодействие двух речевых тенденций - публицистичности и директивности - и составляют сущность жанра, определяют его стилистический облик и тенденции развития» [3].

Основные требования к передовой статье: актуальность темы, осмысление выдвигаемых задач, конкретность обобщений, выводов.

  • - Публицистическая - в них определялись основные направления политики, экономики, культуры.
  • - Проблемная - ставится одна или несколько проблем, требующих разрешения.

Особенно важным элементом статьи является проблема, их в материале может быть несколько. Естественно, это проблемы злободневные, требующие незамедлительного решения.

- Познавательная - в ней читатель знакомится с определенными фактами, несущими пропедевтическую функцию, то есть имеющих новостной характер. Познавательные статьи - это в основном научно-популярные статьи, впервые знакомящие читателей с какими-то новыми открытиями, исследованиями.

Композиция статьи.

Статья не имеет четкой и традиционной структуры, но композиция каждой статьи строится по определенной схеме. В первую очередь, читателя вводят в суть проблем, требующих незамедлительного решения. Обрисовывается ситуация, показываются основные пути, которые могли бы решить ту или иную проблему. Затем показывается круг проблем в развернутом порядке

Приводятся аргументы сторон, заинтересованных в решении проблем, их конкретные предложения, также доказательства, которые помогли бы в устранении тех или иных препон на пути решения той или иной проблемы. Это и есть кульминационный момент композиции статьи. В заключение приводятся доводы, которые помогли бы решить и устранить проблемы.

* * *

Пример познавательной статьи на экономическую тему.

Оксана Щербакова, газета «Фокус», 29 августа 2009 г.

Факторинг Деньги по факту

В условиях дефицита денежных средств факторинг становится одним из немногих инструментов, способных оказать помощь в росте бизнеса компаний. Однако в Казахстане он не получил широкого распространения.

Начиная с середины 1980 года, факторинговая индустрия демонстрировала самые высокие темпы роста в финансовом секторе мировой экономики. Объем переуступленной дебиторской задолженности в 1998 году составил 456 млрд евро, к 2008 году он вырос почти в 3 раза и достиг 1325 млрд. евро. Крупнейшим рынком является Европа, на которую приходится 67 процентов факторингового оборота, за ней следует Азия (17 процентов) и Америка (12 процентов). В России факторинг получил свое существенное развитие в последние 5 лет, удваивая ежегодно обороты и достигнув в 2008 году объема в 16,2 млрд евро. В Казахстане факторинг остается пока одним из побочных продуктов банков и лизинговых компаний и не сформировался как отдельная финансовая индустрия. Специализированная компания на рынке пока одна - «Первая лизинговая факторинговая компания».

Бери, что дают

Вопрос о том, какой способ финансирования выбрать, зависит от поставленных перед бизнесом задач и его специфики, говорит Константин Романов, аналитик ИК «Финам». К особенностям кредитования можно отнести зависимость суммы и ставки кредитования от различных факторов, таких, как объем активов бизнеса, его финансовые показатели, качество обеспечения по кредиту, дополнительное обслуживание, отметил он в беседе. В результате предприятиям МСБ в силу небольших масштабов бизнеса зачастую кредитование оказывается дорогим и невыгодным.

«Среди аргументов в пользу использования факторинга для МСБ можно отметить доступность по сравнению с банковским кредитованием, возможность планировать расходы по комиссиям, простоту оценки уровня затрат на факторинг, незначительные временные затраты на получение финансирования и наличие дополнительных услуг, предоставляемых фактором, - рассуждает К. Романов. - Однако по мере развития бизнеса возможности привлечения более дешевого, чем факторинг, финансирования для предприятия увеличиваются, главным образом, путем выпуска ценных бумаг, привлечения дешевых кредитов».

«Более того, у каждого вида факторинга (банковского или отдельной компании) существуют свои преимущества и недостатки, — считает аналитик. - Обычно отдельная факторинговая компания осуществляет более гибкую политику в отношении своих клиентов в оперативные сроки. Факторы банка им в указанном отношении проигрывают, однако они имеют возможность предоставления большего объема финансирования выгодных тарифных условий и широкого спектра комплексных дополнительных банковских услуг.

Если банковский факторинг основывается в своих оценках платежеспособности клиента по большому счету на его финансовых показателях, которые рассматриваются при кредитовании, то специализированная факторинговая компания ориентируется на отношения между клиентами и его дебитором, рассказал Данияр Жусупов, директор по развитию бизнеса «Первой факторинговой компании». Критерии в факторинге условно разделены на четыре основные группы: финансовое положение, бизнес-репутация, отраслевые риски и состояние дебиторской задолженности.

Дебиторская задолженность лежит в основе факторинга как такового - от ее размера зависит сумма финансовых средств, которую может получить клиент фактора. При данной финансовой схеме факторинговая компания получает права собственности дебиторской задолженности и выкупает права требования к дебиторам предприятия. Более того, факторинг подразумевает в себе не только финансирование клиента, но и дополнительные услуги по защите от рисков неплатежа, сбора дебиторской задолженности и ее управлению, сообщил Д. Жусупов.

Каждому по возможностям

В «Первой факторинговой компании» считают, что факторинг наиболее интересен производителям товаров, компаниям оптовой торговли, сервисным компаниям, реализующим свою продукцию и услуги на условиях отсрочки платежа. В основном это компании, работающие в таких сегментах рынка, как алкоголь и напитки, бытовая техника, медикаменты, бытовая химия, косметика, пищевая промышленность, продукты питания, ГСМ, строительные материалы и др.

— Например, в России факторинг стал достаточно популярным инструментом для получения денег в период кризиса, - говорит Д. Жусупов. - Неразвитость этого рынка в Казахстане связана с тем, что в последние годы в республике наблюдался переизбыток кредитных денег, и банки заняли нишу факторинга на рынке. Сейчас ситуация меняется. Однако факторинг для многих до сих пор остается неизвестным продуктом, и часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда потенциальному клиенту приходится все объяснять с нуля.

Для факторинга не надо залогового обеспечения, это «короткие» деньги, что особенно актуально сейчас, когда одна из главных проблем предприятий - недостаток оборотных средств, отмечает генеральный директор АО Vita Петр Потапов. При этом, по его мнению, банковский факторинг наиболее привлекателен.

  • Факторинговые компании, конечно, проводят проверку своих клиентов, но банки находятся в преимущественном положении, поскольку имеют возможность видеть обороты клиентов по счетам, что немаловажно, -рассказал Ф.П. Потапов.
  • -Кроме того, в Казахстане не так много банков, и очень часто получается, что клиенты одного и того же банка поставляют друг другу какую-то продукцию, следовательно, банку легче понять возможности каждого из них. Таким образом, сокращаются риски.

В факторинговых операциях фокус не на конкретного продавца, а на взаимоотношениях покупателя и продавца, большое значение имеют долгосрочные партнеры, оппонирует Д. Жусупов.

— Мы находимся в цепочке добавленной стоимости, смотрим на их оборот. При банковском факторинге клиент готовит документы, передает в банк, он выплачивает необходимые средства, дальнейшая история денег банк не интересует, а факторинговые компании предоставляют комплекс услуг.

По словам ген. директора ТОО «Оптовый клуб» Бкрика Тапищева, факторинг снимает риски с компании поставщика в отношении оплат. Таким образом, по его словам, факторинг - хороший вариант при совершении сделок, потенциально опасных для компании. Компания-поставщик получает деньги сразу, соответственно, не рискует выплатами за отгруженную продукцию. Однако, не для каждого бизнеса факторинг интересен.

  • Компаниям, которые не имеют возможности получать ежемесячную доходность, факторинг не выгоден. В среднем услуги факторинговых компаний обойдутся в 36-40 процентов годовых. Таким образом, месячные выплаты составят около 3-х процентов. Если компания получает отсрочку платежа от двух до девяти месяцев, факторинг в среднем обойдется в 6 процентов ежемесячных выплат от стоимости всей продукции, что довольно дорого. Например, сделки по поставке одежды. Оборачиваемость этих товаров — 4-5 месяцев, и это нормально. Но при таких условиях стоимость факторинговой операции становится невыгодной, - рассказал Б. Тапищев.
  • Но еще дороже не получить никаких денег, - подчеркнул П. Потапов. - Процентная ставка - вопрос переговоров и зависит от каждой конкретной сделки.

Еще один небольшой минус факторинга в том, что он не развился настолько, чтобы быть клиента ориентированным в полном смысле этого слова, так как очень часто возникают проблемы по вопросам регресса — кто будет платить сумму долга, если факторинговая компания не смогла вернуть задолэ!сенность дебитора-поставщика. В подобных условиях только около 3-4-х процентов компаний, работающих в Казахстане, захотят пользоваться услугами факторинга и не более того, уверен

Б. Тапищев.

Но факторинговая компания не может не учитывать риски того, что поставка товара или выступаемое денежное требование окажется недействительным, говорит Д.Жусупов.

  • Поэтому пока мы можем предоставить только открытый факторинг с правом регресса. Право регресса означает, что факторинговая компания может предъявить поставщику требование по возврату платежа в случае не оплаты поставки дебитором, - пояснил Д. Жусупов.
  • * * *

Материал написан с использованием многочисленной терминологии экономического и финансового характера. Статья разделена на три части. В первой идет разъяснение сути факторинга как банковского инструмента, во второй части - преимущества факторинга. В третьей - недостатки и риски факторинга. В виде доказательств и аргументов использованы высказывания компетентных должностных лиц. В статье очень много стилистических недочетов.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >