Сатирические жанры с преобладанием жесткой критики

Памфлет

Слово «памфлет» происходит от греческого Pan - все, Pjiego - жгу [1]. Это жанр обличительного характера, в котором сатирическое начало составляет сарказм, патетика, гневная экспрессивность, а публицистическое - злободневность, оперативность, документальность, крупномасштабный объект изображения

Сатирические жанры журналистики (крупное социальное явление, государственные или общественные деятели).

Известный исследователь публицистики М.С. Черепахов пишет, что «Памфлет является формой критики, рассчитанной «на уничтожение» [2].

Памфлет - это сатирическое произведение, обличающее враждебные взгляды, действия, психологию, идеологию, социальную систему. Поэтому средства памфлета специфичны. Он отличается особой энергичностью, страстностью тона, в нем широко используется ирония, сарказм, гротеск.

Памфлет, обличающий чуждые влияния в сознании людей, отрицательные явления в обществе, носит своеобразный, сугубо тенденциозный характер.

Памфлет ведет свою родословную от произведений Эразма Ноттрдамского («Жизнь темных людей», 1515 г.), Франсуа Рабле («Гаргантюа и Пантагрюэль», 1534 г.). Даниэль Дефо за памфлет «Кратчайший путь расправы с диссертерами» выстоял у позорного столба. Философские мысли Дени Дидро были осуждены на сожжение. За «Философские мысли» П. Чаадаев был объявлен сумасшедшим. «Письмо к Гоголю» В. Белинского распространялось в списках.

Работа над памфлетом сложна. От памфлетиста требуется глубокое знание предмета во всех его тонкостях. Масштабность критики предполагает всестороннее изучение определенной концепции, системы взглядов, истории вопроса.

Конкретные формы построения памфлета многообразны. Это диалог подлинных или вымышленных лиц, дневниковые записи, письма, сценки и т.д. Структура памфлета, его композиция и фабула определяются характером темы, особенностью материала и индивидуальностью автора.

Объем памфлета тоже может быть разным. Например, роман французского писателя Анатоля Франса «Остров пингвинов» тоже является памфлетом, так же, как и памфлеты английского писателя Джонатана Свифта «Путешествия Гулливера в страну Лилипутию и в страну великанов», так же, как и «Страна Ла-путия». В казахской журналистике известны памфлеты профессора-сатирика Темирбека Кожакеева на международные темы.

Например, его памфлет на тему войны в Ираке «Нашла ли Америка оружие в Ираке?» [3].

В настоящее время памфлеты почти исчезли со страниц казахстанских изданий.

* * *

Пример памфлета на внутреннюю тему.

Александр Проханов, российская газета «Завтра», №1,2000 г.

Из публикации «Ельцин погрузился как гнилой топляк»

Ельцин ушел жалко и отвратительно. Сбежал из власти. Ненавидимый, сгнивший, был отторгнут страной, которая всеми своими сословиями молила о его скорейшей смерти, всеми слезами и проклятиями приближала его крах. Страшась расплаты, он просил не прощения, а умолял о пощаде. Как наваждение ада, он захватил великое государство. Самодур, невежда, бражник, бессмысленный и злой истукан ож ивлялся на мгновенье лишь тогда, когда уничтожался очередной ломоть жизни - погибал Советский Союз, или истреблялся Черноморский флот, или горел под пушками Парламент, или погибал под бомбами Грозный. Он - уродство истории, ее вывих и опухоль. Он - извращение человечества, погубил свою Родину-мать, казнил свой народ, который в каждый год ельцинского ига уменьшался на миллион человек. Пишется Черная книга его преступлений, куда занесут каждую пядь земли, отторгнутую им от России, каждый военный секрет, переданный ЦРУ, каждый алмаз или рубль, отданные бандиту, вору. Самый худший из всех, кого породила гнилая верхушка партии, он окружил себя негодяями, плутами, придурками, которые чавкали у золотой кормушки, безобразничали у святынь, дергали его за фалды, парили в бане, учили играть на деревянных ложках, наливали в стакан.

А в это время по всей России катился стон, взрывались дома, падали самолеты, ловкие израильтяне скупали за гроши русский алюминий и голая блудница показывала свой срам у алтарей и усыпальниц героев.

Когда он зачитывал свой жалкий текст своего отречения, он выглядел как огрызок заплесневелого сыра, проклеванный насквозь пороками, болезнями, и в дырки проглядывали лица его напуганной, нечестной родни. Страна оттолкнула его, как пушкинский рыбак отталкивает веслом утопленника, и он, разбухший, без глаз, с языком, в который впились раки, пиявки и улитки, поплыл в безвременье, напоминая кусок гнилой мешковины.

И вот мы видим Путина. Что мы знаем о восходящей звезде? Знаем, что эта звезда не заморская, не вифлеемская. Она напоминает большую, разгорающуюся рекламу, созданную из стеклянных трубок, наполненных светящимся газом. Эту искусственную звезду создали Волошин,

Дьяченко, Борис Березовский, Анатолий Чубайс, все, кто хотел сохранить после Ельцина замки, заводы, прииски, банковские миллиарды, получить неприкосновенность, спрятать концы в воду, по-прежнему вывозить за рубеж капиталы, по-прежнему кормить людей жмыхом. Свет этой галлюциногенной звезды наполнен мерцаньем взрывов на Каширке и в Волгодонске, пожарами Дагестана, белой плазмой реактивных установок, ведущих огонь по Басаеву и Хоттабу. Это Звезда Зверя, имя которому «Медведь». Этой Звезде уже поклонились управители земель и губерний, борцы, певцы, ловцы, продавцы. Еще трудно сказать, сколько у звезды концов, но рисовал ее Березовский. Упадет ли она на русскую землю, как звезда полынь, испепелив половину народа, превратив другую в работников МЧС, - покажет время.

Станем внимательно, уповая на добро, наблюдать за Путиным. Если он не оборотень, превратившийся в человека из подземного нетопыря, если он русский, то не сможет обратить во зло ту надежду и наивное доверие, которым наградил его измученный Ельциным, жаждущий перемен народ.

Однако будем помнить, что наивность, святая простота и доверчивость русских вскормили Горбачева и Ельцина. Эту наивность бессовестно используют телевизионные маги и чернокнижники, уводя Россию из истории, направляя ее в темные лабиринты и тупики, из которых выход покажет Светлый, Богоозаренный Герой.

* * *

В данном памфлете мы видим использование автором всех средств сатиры для полного уничтожения своего идейного противника Бориса Ельцина. Это очень резкая и тенденциозная публицистика. Автор полностью владеет информацией, что позволяет делать ему неожиданные заключения и выводы.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >