Введение

В современных условиях, когда на читателя, слушателя, зрителя обрушивается «девятый вал» информации, когда сталкиваются различные суждения и взгляды, особенно важно понять, каким же закономерностям подчиняется деятельность журналиста, какие основополагающие теоретико-методологические позиции следует иметь в виду, выбирая свое место в журналистском творчестве.

Современная журналистика Казахстана - чрезвычайно интересное и сложное явление. В нем, бесспорно, заложены традиции советской журналистики, функционировавшей на протяжении более семидесяти лет. Вместе с тем в казахстанской журналистике ярко раскрываются современные тенденции журналистской деятельности, связанные с принятием двух Законов о функционировании средств массовой информации, дискуссией вокруг проекта нового законодательства, отражены возрождающиеся национальные традиции казахской печати, заложенные вернувшимися из преднамеренного забытья публицистическим творчеством выдающихся личностей движения «Алаш-Орда» и других общественных деятелей и прогрессивных изданий.

Казахстанская журналистская наука имеет большую историю, сформировала научные направления исследований, заложила прочный фундамент для дальнейшего научного поиска истины в перипетиях журналистского творчества.

В то же время существуют значительные пробелы в теоретическом осмыслении происходящих процессов в организационной, творческой и методологической деятельности современного информационного процесса в республике. Это, прежде всего,

Шарван Нургожина проблемы теоретического характера, связанные с «вечными» вопросами: журналистика - ремесло или творчество, наука или синтез разнообразных научных направлений. Можно ли научить журналистике? Как учить будущих профессиональных журналистов?

Полновесные ответы на эти вопросы дают ориентиры в сложной современной информационной обстановке, соотносят личностные представления о СМИ с целостной, проверенной временем концепцией журналистской теории и практики. Следует подчеркнуть, что речь идет не о разрозненных суждениях, отдельных высказываниях, пусть даже выдающихся личностей о печати, а о концепции, в которой характеристика отдельных аспектов журналистского творчества органично связана с пониманием сущностных признаков журналистики, ее социальной природой и психологическим восприятием.

Дисциплина «Основы журналистики» согласно государственному обязательному образовательному стандарту по специальности «журналистика» изучается в первом семестре. Это значит, что данный предмет является первым теоретическим курсом университетского журналистского высшего образования и дает универсальный комплекс знаний, необходимый для успешного овладения профессионализмом в будущей практической деятельности.

Уже двадцать лет казахстанская журналистика функционирует в условиях независимого государства. Однако студенты до сих пор изучают некоторые аспекты теории журналистики, особенно вводный курс, по учебникам, написанным учеными Московского университета, и, естественно, по материалам российской журналистики. Большинство из них создано много лет назад. Кардинальные изменения, вызванные распадом единого информационного пространства на территории когда-то большой страны и рухнувшей идеологии тоталитаризма одной партии, сформировали новые подходы к изучению основ журналистской теории и практики.

Важным в системе освоения будущей профессии является то, что теоретическое осмысление изучаемого предмета обязательно строится на твердых знаниях практики. В этом плане деятельность масс медиа Казахстана - благодатное поле для изучения. Тем более, что организация учебного процесса на факультете журналистики, одном из творческих факультетов университета, строится с учетом освоения теоретических курсов на практике после каждого учебного года.

Курс «Основы журналистики» является теоретической основой профессиональных дисциплин, которые преподаются по специальности «журналистика». Он включает изучение теоретических обобщенных категорий журналистской деятельности, ее закономерности, принципы, функции, общественно-политические, правовые и этические нормы, которые действуют во всех каналах средств массовой информации, являются общими для системы газет, журналов, радио и телевидения.

Предмет курса — наиболее общие факторы исторического развития журналистики как профессионально-специфической подсистемы социального организма; наиболее существенные аспекты взаимодействия журналистики и общества. Говоря о самых общих зависимостях и отношениях в этой связи, мы опираемся на примеры современной деятельности всех видов журналистики Казахстана, однако наибольшее число ссылок в курсе - на опыт печатной периодики, на деятельность газет республики всех форм собственности и учредительства. Это объясняется тем, что теоретическое осмысление общих журналистских закономерностей исторически складывалось в связи с опытом, прежде всего, периодической печати - газет и журналов. Бурное развитие электронных средств массовой информации, распространение Интернета и все большее завоевание им внимания казахстанцев дает основание говорить о развитии нового типа журналистики -интерактивной.

Цель преподавания дисциплины - сформировать и закрепить у студентов представление о месте журналистики в обществе в условиях оптимального функционирования всех демократических институтов государства.

Цель включает в себя решение следующих задач:

  • - дать студентам представление о журналистике как о науке и практике по сбору, обработке и распространению информации в историческом разрезе методом сравнения разных общественно-политических условий функционирования;
  • - раскрыть особенности журналистской деятельности в процессе выражения и формирования общественного мнения путем систематического и целенаправленного распространения информации;
  • - показать действие общих теоретико-методологических и субъективно-объективных принципов журналистской деятельности, формулируемых объективными закономерностями, сложившимися в казахстанском обществе на основе долговременного и мирного сосуществования множества национальностей, политических мнений, общественных взглядов на происходящие перемены в жизни общества;
  • - научить студентов пользоваться правами и придерживаться обязанностей журналиста, предусмотренных в законодательстве о средствах массовой информации;
  • - показать особенности формирования лозунга «свободы печати» в условиях функционирования независимой прессы;
  • - дать представление о журналистской профессии как об особом роде литературного и организационного творчества.

Исходной теоретической и методологической базой курса являются информационно-аналитические материалы средств массовой информации Республики Казахстан, некоторых изданий ближнего зарубежья, популярных российских газет, Закон РК «О СМИ», труды представителей различных журналистских школ.

В учебном пособии использованы фундаментальные теоретические положения, разработанные отечественными и зарубежными исследователями журналистики, учеными прошлого, проверенные временем и подтвержденные реалиями казахстанской публицистики.

В основу данного пособия легли тезисы лекций, прочитанные автором на факультете журналистики КазНУ имени аль-Фараби за последние десять лет.

Трудно удержаться от замечания по поводу довольно распространенного заблуждения о том, что журналистом можно стать без теоретической подготовки. То и дело раздаются пренебрежительные реплики: «Это все теория. Надо знать жизнь. Журналистом можно стать и без знания теории». Да, можно. Весь вопрос в том, каким журналистом? Рано или поздно в своей практической деятельности журналист познает жизнь, приходит опыт. Однако без теоретических знаний любая практика, как известно, остается простым житейским опытом. Профессионализм же без знаний, хорошей теоретической базы невозможен.

Характерно, что вечный вопрос «Что лучше - осваивать специальность на журфаке или учиться в процессе работы непосредственно в редакционном коллективе?» до сих пор остается открытым не только в казахстанском обществе. Ученые и преподаватели других стран также исследуют эту проблему. По мнению ряда практиков и теоретиков журналистики, на этот вопрос нельзя дать однозначный ответ. «Он, по сути, риторический, - считает преподаватель Уральского университета, автор ряда трудов о журналистской профессии и творчестве В.Ф. Олешко. - Видимо, сакраментальное - «у каждого человека свой путь в Профессии, как своя творческая Судьба» - здесь подходит лучше всего»[1]. Однако полагаться на то, что у каждого выпускника факультета журналистики как-нибудь, но «сложится судьба», и придавать системе традиционного академического журналистского образования меньшее значение, чем требуется, было бы значительной ошибкой.

В последние годы студент факультета журналистики сильно помолодел. В основном это выпускники средних школ, ставшие студентами в год получения аттестатов зрелости. Безусловно, не зная жизни, не имея житейского опыта, не говоря уже о производственном, стать журналистом чрезвычайно сложно. Однако современные инновационные технологии получения и передачи информации требуют несколько иных профессиональных навыков, скорее связанных с использованием электронной техники. Но умение находить информацию, замечать факты, оценивать и анализировать их,

Шарван Нургожина присущее настоящему профессионалу, еще никто не отменял. Этому можно научиться.

Для будущих журналистов все складывается верно: сначала теоретический курс, затем практика. Теоретический материал необходим, поскольку истинная теория есть квинтэссенция жизни, помогающая преодолевать трудности в решении конкретных задач, при условии, что это хорошая теория.

Глава 1

  • [1] Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. - М.: РИП-холдинг, 2003. - С. 7.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >