Основные функции журналистики

Понятия «функции», «социальные функции», «функции журналистики»

Категория «функции» широко применяется в различных областях научного знания. Как указывает Е.П. Прохоров, в общем виде она обозначает характерные способы взаимодействия изучаемого объекта с окружающей средой /1/. В.В. Уче-нова считает, что функции - это наиболее характерные способы взаимодействия социальных личностей с окружающей средой -обществом и природой /2/.

Краткий словарь по социологии дает следующее толкование категории «функция»:

  • - исполнение, совершение;
  • - роль, которую выполняет тот или иной элемент социальной системы в ее организации как целого, в осуществлении интересов социальных групп и классов;
  • - зависимость между различными социальными процессами, выражаемая в функциональной зависимости переменных;
  • - социальное действие, ставшее стандартизированным, регулируемое определенными нормами и контролируемое социальными институтами /3/.

Отсюда делаем первый вывод: функции журналистики -

совокупность ее «обязанностей» и характер их исполнения, предназначение, средства, процесс функционирования и результаты деятельности журналистики.

Следовательно, применительно к журналистике социальную функцию можно определить как предназначение, роль журналистики в обществе, как процесс ее функционирования и развития.

Необходимо помнить, что процесс функционирования журналистики в обществе - это сложный диалектический процесс, состоящий в удовлетворении потребностей общества в социальной информации. В связи с этим правильнее рассматривать функции СМИ с учетом всего многообразия общественной жизни и возможностей ее проявления. Журналистика функционирует как социальный институт, значит, ей присущи функции социальной ориентации - это формирование общественного мнения, формирование мировоззрения, просветительская функция и т.д. Журналистика выступает как элемент политической системы общества и, следовательно, выполняет функции этой системы (социальная информация, приобщение к управлению, социологическая функция и т.д.). И, наконец, журналистика имеет свои внутренние законы функционирования, обусловленные ее возможностями.

В первых двух случаях мы имеем дело с функциями-целями, в третьем - с функциями-способами действия, направленными на оптимизацию деятельности по достижению целей.

Таким образом, следует говорить о системе функций различных уровней. Поэтому важно не определение конечного количества функций, а выявление их сущности. Это можно сделать, лишь обратившись к тому, что составляет предметную основу деятельности журналистики - удовлетворение при помощи средств массовой информации потребностей в оперативной, актуальной социальной информации, необходимой для оптимального функционирования общества с учетом интересов аудитории.

Потребность в социальной информации - это то, что необходимо человеку, группе людей в области информации для оптимального выполнения своих ролей и обществу - для нормального функционирования и развития.

Но есть еще функции-задачи, функции-цели. Например, цель функционирования сердца - гнать кровь, а способ действия похож на работу механического насоса. «Чтобы объяснить работу сердца, мы должны знать, для чего оно работает и как оно работает. Одного только знания «как работает» для научного уяснения функций сердца недостаточно. В теории журналистики нередко исследуется именно вопрос «как работает», а уже затем идет объяснение «во имя чего и для чего работает» /4/. Вот и возникает вопрос: почему попытки дополнить ряд функций другими (социологической, просветительской и т.д.) каждый раз оказываются недостаточно убедительными? Видимо, потому, что нельзя в одном ряду перечислять формы деятельности («как работать») и цели деятельности («для чего работать»), и в то же время, бесспорно, что пресса участвует в совершенствовании управления и контроля, формирует общественное мнение и мировоззрения, занимается «разрядкой и отдыхом»...

Сопоставим функцию журналистики как идеальное предназначение, выраженное в категориях необходимости, долженствования, и деятельность по реализации этой функции как практическое ее воплощение. Понятие «деятельность» определяется как специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование.

Основные компоненты деятельности: цель - средства -результат.

Прямая связь функций журналистики с ее деятельностью осуществляется через цель, которая определяется как предвосхищение будущего результата, как идеальное выражение социальной функции. Она более подвижна, чем функция, тесно связана с сознанием действующего субъекта, условиями реального функционирования журналистики, более конкретна и определенно предполагает способы и средства реализации функции, хотя на уровне долженствования. В деятельности же, в самом ее процессе, средства реализации функции, цели принимают конкретный реальный вид.

Таким образом, можно схематически отразить соотношение потребностей, функции и деятельность журналистики:

Функции - необходимость удовлетворять социальные потребности в информации в соответствии с интересами аудитории.

Деятельность - реализация социальной функции по удовлетворению этих потребностей, состоящая в выборе, применении определенных способов реализации цели и получении определенного результата воздействия на аудиторию.

При этом, естественно, что потребности общества весьма многообразны и меняются в зависимости от конкретного состояния и развития общества, соотношения общественных сил, положения журналистики в обществе и т.д. Поэтому на разных этапах общественного развития возникают новые потребности, соответственно модифицируются цели и задача журналистики.

Задача — то, что требует выполнения, решения. Социальная задача объективна по своему существу, прежде всего объективной своей природой необходимости, которая лежит в основе задачи.

Задача журналистики - конкретное проявление ее социальной функции на различных этапах развития общества в связи с различными конкретными особенностями типов изданий, их направленности, условий их существования, характера аудитории. Например, очень четко формулировались задачи средств массовой информации в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. - «Все для фронта, все для победы!». 1945-1953 гг. - восстановление разрушенного войной народного хозяйства. В период 1955-1957 гг. - это были годы освоения целинных и залежных земель - поднятие сельского хозяйства.

После обретения независимости Казахстаном перед масс медиа республики ставились задачи:

  • - 1991-1993 гг. - укрепление суверенитета страны, утверждение статуса самостоятельного государства в международных организациях, сохранение политической стабильности;
  • - 1993-1997 гг. - развитие экономических реформ, укрепление экономической стабильности и сохранение экономической безопасности;
  • - 1997-2000 гг,- разработка курса стратегического развития государства, работа по Стратегии долгосрочного развития - «Казахстан-2030»;
  • - 2000-2007 гг. - укрепление независимой экономики, освоение международных рынков, развитие банковской системы и т.д..
  • - 2007-2011 гг. - преодоление ряда кризисных явлений в экономике, порожденных мировым финансовым кризисом 2008 г.

Практика показывает, что, помимо этих задач, журналистика решает так называемые задачи дня, острота которых требует немедленного реагирования.

Например, Президент нашей страны ежегодно выступает с Посланием народу Казахстана, в котором формулируются задачи ближайшего времени, стоящие перед страной, обществом, отдельными политическими и экономическими структурами. Соответственно, эти же задачи стоят и перед журналистикой, которая решает их своими средствами - широким, объективным и квалифицированным освещением.

Назначение - это не субъективно предписываемая, а объективно существующая на основе социальных законов роль журналистики в обществе. Следовательно, деятельность журналистики тем плодотворнее, чем яснее осознаны социальные функции. Назначение есть целевая, регулирующая функция.

Для ее реализации необходимо располагать совокупностью средств, использование которых представляет собой реальное функционирование, конкретное движение к результату.

Всякая деятельность начинается с постановки задач, с выдвижения конкретных задач. Для их выполнения нужно четко определить способы и средства действия, которые ведут к промежуточному результату как этапу на пути к конечному результату.

Не случайно говорят: «Прежде чем начинать что-либо делать, задай себе пять вопросов: (пять «w») кто, что, почему, когда, где, зачем?» (who, what, why, when, where).

На практике журналисту, особенно начинающему, очень важно понимать информационную концепцию того издания, в котором он собирается работать. От того, какова в целом информационная политика СМИ, зависит каждое отдельное задание журналиста. Он должен хорошо знать назначение своего материала, его цель. Заранее необходимо представлять, в каком жанре ему предстоит работать. Возможно, следует даже иметь четкое представление, какого размера он должен быть и на какой полосе будет размещен.

Четкое понимание задач, назначения и функций как в целом журналистики, так и каждого этапа работы над выпуском отдельного номера, значительно увеличивает качество журналистской деятельности.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >