Свобода печати и журналистской деятельности

Журналистика и проблемы свободы деятельности

В философии понятие «свобода» рассматривается в паре с понятием «необходимость». Свобода - ответственность и знание - вот истинная свобода. Связь понятий «свобода» и «необходимость» установил еще Спиноза. Немецкий ученый Гегель показал, что понимание свободы как ничем не ограниченной возможности «говорить и писать, что угодно» характерно для «необразованного, примитивного поверхностного представления». Решая проблему диалектически, Гегель указал, что понятие «свободы имеет своей предпосылкой необходимость и содержит ее внутри себя снятую» /1/.

Свобода слова и журналистики являются важнейшими составляющими в системе демократических свобод и прав человека. Понятие свободы вообще следует рассматривать с момента его упоминания в ходе важнейших событий в истории человечества.

На знаменах буржуазно-демократических революций в Европе на рубеже XVII-XVIII вв. были начертаны слова «Свобода, Равенство, Братство», ставшие основой универсальности прав человека и придавшие им подлинно демократический характер. По утверждению исследователей, основным итогом европейских буржуазных революций стало признание следующих прав и свобод: право на свободу мысли, совести, религии, право на жизнь, личную свободу, на предпринимательскую деятельность. Большинство перечисленных прав называют свободами. «Свобода - это способность выбирать такой вариант поведения, который наиболее приемлем для субъекта. При этом такое поведение субъекта не должно выходить за рамки закона» /2/.

Свободы, существующие в современном демократическом обществе, можно разделить на три группы: а) политические свободы; б) социальные свободы; в) экономические свободы. Данные свободы реализуются в соответствующих им сферах жизни общества - политической, социальной и экономической. Свободу мнений исследователи относят к важнейшей в политической сфере. Идея свободного выражения мыслей и мнений, провозглашающая свободу «каждого человека свободно высказываться, писать, печатать, отвечая лишь за злоупотребление этой свободой в случаях, предусмотренных законом», была сформулирована во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 года. В XX веке идеи этой Декларации получили свое развитие в Международном пакте о гражданских и политических правах. Так, статья 19 Пакта гласит, что «каждый человек имеет право беспрепятственно придерживаться своих мнений. Каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения; это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи независимо от государственных границ устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения, или иными способами по своему выбору».

В Европейской конвенции о защите прав человека устанавливается, что «каждый человек имеет право на свободу выражения своего мнения. Это право включает свободу мнения, получение и распространение информации и идей без вмешательства со стороны государственных органов и независимо от государственных границ». Великому философу Вольтеру приписываются исторические слова: «Я не согласен с вашим мнением, но я отдам жизнь за то, чтобы вы могли его высказать». Он говорит о свободе высказываний и наличии плюрализма в обществе. Свобода придерживаться собственного мнения и выражения взглядов означает, что человек может иметь свою точку зрения по различным вопросам общественной жизни. Свобода придерживаться собственного мнения предполагает наличие идеологического и политического плюрализма. Идеологический плюрализм означает существование на равных условиях различных политических, экономических, философских, нравственных и других идей, течений, воззрений и ценностей. Казахстанские ученые совершенно справедливо подчеркивают, что свобода мнений немыслима без свободы средств массовой информации, так как именно через СМИ материализуется свобода выражений мнений.

Статья 20 Конституции Республики Казахстан провозглашает свободу слова и творчества, а также запрет цензуры. Ранее в условиях тоталитарного режима в Казахстане также, как и в других союзных республиках, существовала жесткая цензура на все публикуемые в печати, подготовленные для выхода в эфир материалы, тексты телерадиопрограмм. Коммунистическая идеология тщательно проверяла всякую публичную информацию на предмет надежности от посягательств на «чистоту» декларируемых коммунистических лозунгов и, естественно, не допускала журналистику к проверке соответствия многочисленных лозунгов их реализации в советскую действительность.

Ученые считают, что «ценность свободы выражения мнений заключается в том, что в обществе, где реализуется данная свобода, люди редко прибегают к насилию, здесь у граждан вырабатывается такое качество, как толерантность, терпимость к чужому мнению, духовное согласие. Кроме того, свобода слова, гласность сплачивает общество, позволяет быстро мирным путем решать назревшие общественные проблемы» /2/. Этот тезис представляется реализуемым в условиях, если можно так сказать, «спокойного», корректного и законопослушного высказывания мнений, существующих в обществе. Трудно представить себе общество, в котором различные мнения, свободно высказываемые, и особенно в средствах массовой информации, укрепляют это общество. Почему же тогда причины часто происходящих в обществе жарких дискуссий, нередко переходящих в социальные противостояния, видят в публикациях независимых изданий, высказываниях в телерадиопрограммах видных журналистов или общественных деятелей. Примером может служить выступление по телеканалу «Хабар» Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева, который высказал свое мнение по поводу казахстанской оппозиции. Один из представителей общественного движения «Орлеу» воспринял это высказывание как оскорбление всей оппозиции страны. Однако следует подчеркнуть, что корни всех происходящих противоречий в обществе следует искать не в существующей законодательно и конституционно свободе слова и высказываний, а в уровне культуры ведения полемики, практике публичного решения назревших проблем. Таким образом, непреходящая ценность свободы слова, следует согласиться с этим положением, заключается в том, что она предотвращает и смягчает разрушительные последствия социальных противоречий, разногласий, конфликтов, без которых невозможно общественное развитие.

Свобода деятельности в любой сфере, в том числе и журналистике, проявляется в возможности ставить определенные цели и бороться за их осуществление на основе сознательного выбора и творческого решения. При этом достижение целей «наталкивается» на реальность (природную или социальную) и действующие в ней закономерности, независимые от человека (необходимость). Если человек действует в согласии с законами природы и общества, то он способен достичь поставленных целей. Если же он пытается идти вопреки им, то, в конечном счете, терпит поражение.

Необходимость как совокупность функционирования и развития природы и общества и составляет те «рамки», внутри которых протекает свободная деятельность. Поэтому свобода господствовать над окружающей человека действительностью, отмечал Ф. Энгельс, «... состоит в том, что мы, в отличие от других существ, умеем познавать законы и правильно их применять».

Свободная деятельность, таким образом, обуславливается:

  • - во-первых, уровнем овладения законами природы и общества и принятием их как условий и рамок деятельности. Невежда несвободен, - писал Гегель, - ибо ему противостоит чужой мир, нечто стоящее выше и вне его, от которого зависит...». Расширение знаний и выработка способов их применения в практике предопределяет расширение возможностей свободной деятельности человека;
  • - во-вторых, свобода невозможна без определенных умственных и интеллектуальных способностей и даже некоторого таланта. Возможно, это больше относится к пониманию свободы творчества, однако свобода деятельности как раз и предполагает полет творческой мысли, фантазии, воображения;
  • - в-третьих, свобода в любом ее проявлении невозможна без желания, тяги к свободе и воле.

Только овладев знаниями, можно пользоваться знаниями законов и творчески применять знания на практике. Мерой свободы деятельности оказывается уровень творческого решения задач данного вида деятельности, умение найти наилучший путь к цели с максимальным и притом оригинальным, даже неожиданным использованием накопленного знания и опыта. Наиболее свободен тот, кто в рамках необходимости создает наиболее ценное для человека и человечества;

- и, наконец, меру свободы деятельности определяют социальные позиции, характер целей, которые ставит перед собой человек. Настоящий простор для свободной деятельности появляется только тогда, когда ее цели совпадают с «целями» истории, когда действия человека одухотворены идеями прогресса, общества. Свобода деятельности возможна тогда, когда она подчинена законам социального прогресса.

Важнейшей гарантией свободы мнений является свобода получения и распространения информации. Для того чтобы сформировать собственное мнение по поводу различных вопросов общественной жизни, человек должен владеть объективной и достоверной информацией. Пользуясь старой лексикой, можно определенно сказать, что СМИ - это та самая «трибуна народа», с которой «вещает» глас народа.

В Казахстане функционирует целый ряд независимых печатных изданий и телерадиокорпораций, имеющих потенциальную возможность реализовать конституционно и законодательно предоставляемую свободу средств массовой информации.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >