Результативность прессы

Понятия действенности и эффективности как составные результативности

Проблема эффективности и действенности - одна из центральных в теории журналистики, поскольку относится к разделу «Результативность журналистики». Цели деятельности средств массовой информации, обусловленные особенностями определенного периода, конкретной ситуацией, заставляют дифференцировать типы результатов. Такое мнение высказал казахстанский исследователь этой проблемы проф. Ю.А. Крикунов, который считал, что эти вопросы в теории журналистики недостаточно разработаны. Эта ситуация сохраняется до настоящего времени. Причин тому может быть несколько.

Смысловое сходство самих понятий «эффективность» и «действенность», которые в философии относятся к одному - «результат», приводит к тому, что эти два понятия часто употребляются неверно.

В исходном понимании эффективность - степень удовлетворения потребностей общества в социальной информации, необходимой для его оптимального функционирования и развития. Эффективность журналистики - это отношение результатов, вызванных воздействием средств массовой информации, к функциям, целям, программам, поставленным перед журналистами, в соответствии с потребностями в социальной информации.

Таким образом, эффективность - степень воздействия на массовую аудиторию. Действенность же - степень влияния средств массовой информации на социальные институты и должностных лиц, проявляемая в принятии определенных решений по следам публицистических выступлений как конкретным человеком, так и должностными лицами и даже социальными институтами, включая само государство.

Анализ публикуемой в печати, выпускаемой в теле- и радиопрограммах продукции позволяет утверждать, что степень влияния СМИ на аудиторию различна вследствие многообразия тематики и проблематики выступлений, а также уровня их журналистского освещения.

Первоэлементом результативности прессы является эффект. Его определение дает один из первых исследователей проблемы Б. Пшеничный: «Обычно под эффектом понимают социальный эффект - те сдвиги, которые произошли в обществе под влиянием журналистской системы и лежат за ее пределами» /2/. Ю.А. Крикунов отметил, что здесь важны два момента: во-первых, что социальные сдвиги произошли под влиянием журналиста; во-вторых, что они касаются различных социальных институтов и групп читателей /1/.

Однако эффективность (как и действенность) чаще всего связана не с одним эффектом, а с совокупностью их предопределяющей поведение большинства социальных групп не столько на данном этапе общественного развития, сколько в обозримом будущем. Эффективность — это совокупность социальных эффектов главным образом стратегического характера, происходящих в обществе, во многих его группах под влиянием журналистской системы. Именно стратегический характер материалов, нацеленных на эффективность, позволяет говорить об их заметной роли в управлении обществом.

Действенность, в свою очередь, предполагает сдвиги локального характера в поведении и поступках аудитории (или какой-то части ее). В основе этой формы результативности лежит степень воздействия журналистики на социальные институты в связи с потребностями социально-экономического развития страны.

Показателем результативности функционирования систем

СМИ является степень восприятия аудиторией сообщенных сведений, мыслей, эмоций, побуждений, рекомендаций, степень определенности ответной реакции читателей, слушателей, зрителей на публикации и программы. Виды возможных реакций чрезвычайно многообразны: от немедленного поступка до длительного запоминания. Реакции многообразны, и лишь сравнительная небольшая часть их претворяется во внешние наблюдательные поступки. Большинство их протекает «внутренне», скрыто, в недрах сознания, участвует в совокупности духовных процессов воспринимающей личности.

Давайте зададимся вопросом: чего добивается, в конечном счете, журналистика в процессе своей деятельности? Долгое время в теории фигурировала однажды сформулированная мысль, что «достигнутым следует считать то, что вошло в культуру, в быт, в сознание».

Поэт-трибун В. Маяковский в стихотворении «Баллада о бюрократе и рабкоре» так указывает на действенность журналистики:

Во-первых, вступив с бюрократом в бой, Вонзив справедливую критику, Смотри и следи - из заметок твоих, Какие действия вытекут!

В журналистике все делается для прагматической адекватности произведения - ориентированности его на «потребителя» и для достижения необходимого воздействия. Следовательно, проблема результативности - это проблема прагматики журналисткой деятельности, ее реального влияния на людей и социальные процессы, ее действительного влияния на жизнь.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >