Типология современной прессы Казахстана

Интегративные и разделительные свойства СМИ

Система советской периодической печати всегда казалась стабильной и достаточно полно отвечающей информационным запросам народа. Но вот на наших глазах происходит бурный процесс обновления прессы - традиционная классификация, не учитывающая типовых модификаций общеполитических, межотраслевых, специализированных газет, требует если не пересмотра, то значительного уточнения. Так, простое разделение всех изданий на государственные и негосударственные, безусловно, может быть в основе универсальной классификации.

Прежде всего, необходимо определиться с понятием «типология журналистики». Типология журналистики - это метод научного познания, в основе которого лежит выявление специфических закономерностей, качеств и свойств, присущих отдельным группам изданий, передач ТВ и РВ.

Тип - это идеальная модель, образец для определения групп изданий, содержащих в себе наиболее характерные для данной группы черты. В целях более полного представления о типах издания следует определить интегративные, или объединяющие, свойства средств массовой информации и те свойства, которые различают их.

Интегративные (объединяющие) свойства СМИ:

  • 1. Все средства массовой информации имеют единый предмет отражения - многообразие явлений социальной жизни, реальной действительности.
  • 2. Все средства массовой информации работают для единого общепотенциального и фактического потребителя информации, то есть все СМИ имеют один объект воздействия.
  • 3. У всех средств массовой информации едина конечная функциональная цель - создание богатого спектра информации, рассчитанного на формирование определенного общественного сознания.

Общность СМИ позволяет рассматривать их как систему.

Вместе с тем совершенно очевидно, что все средства массовой информации имеют массу отличительных черт, придающих каждому из них особенности в техническом и творческом плане.

Различительные свойства СМИ:

1. Природные и технические отличия, технические способы передачи информации и способы ее кодирования.

По способу кодирования и передачи информации печать -наиболее удобный вид средства массовой информации. Носителем информации здесь выступает печатный текст, который легко отложить, прочитать в удобное время и т.д. Способ передачи информации - печатное тиражирование. Газета, журнал, альманах, книга, как отмечает российский автор С. Корконосенко, хранятся годами без видимого разрушения. Они в любой момент могут быть востребованы потребителем. Их легко анализировать комплектно, сравнивать, многократно перечитывать, возвращаться к одной и той же важной мысли /1/.

На радио носитель информации - аудиносители (звукомагнитная пленка, диски, переносные универсальные устройства и т.д.), звучащее слово, музыка, шумы; способ передачи -моментальное и безграничное распространение информации при помощи звуковых волн.

Телевидение: носитель информации - аудиовидеоносители, несущие звук и изображение одновременно, моментальное распространение информации, ограниченное зоной приема.

  • 2. Особенности контакта между данными СМИ и аудиторией: а) своеобразие условий восприятия;
  • б) доступность в обращении к информации и ее использования.

Печать: выбор интересующего издания, возможность многократного возвращения к тексту, свободный выбор темпа и порядка чтения, возможность использования в любое время в любом месте - достаточно умения читать.

Радиовещание: возможность совмещения прослушивания передач с другими занятиями, оперативность использования.

Телевидение: однократность использования, регламентация времени просмотра, включенность важнейших органов человеческого восприятия - слуха, зрения.

3. Специфика информационных задач. Радио наиболее оперативно из всех средств коммуникаций, поэтому оно несет первую, сигнальную информацию. Многие современные независимые радиоканалы имеют в своих штатах профессиональных журналистов, готовящих новостные выпуски, но это, как правило, пятиминутные информации, построенные по принципу «по одному предложению на каждую новость». Задача радио - первым из всех средств сообщить о факте или событии. Телевидение располагает гораздо более широкими возможностями преподнесения информации, поэтому для телевидения важна не оперативность, но некоторые уточнения и абсолютная достоверность, благодаря возможности увидеть происходящее. Газета берет на себя функции аналитика, комментатора, обозревателя, она может «подняться» над событием и «орлиным взором» обозреть его с высоты времени, суеты и домыслов.

Особенность и характер самой информации по содержанию и форме. Разные информационные задачи диктуют и разницу в подаче информации, в создании ее характера и особенностей каждой из видов информации - газетной, радийной, телевизионной. Скажем, телевизионная информация должна начинаться со слов «Сегодня, сейчас, в эти минуты». Отсюда и особенность телеинформации, ее характер. Зритель имеет возможность все видеть своими глазами, ему требуются лишь определенные уточнения и добавления. Газетная информация - это особый жанр публицистики, требующий внимательного подхода и изучения, выделения факта из ряда ему подобных. Печатная информация предоставляет гораздо более широкие возможности для интерпретации фактов, требует более ответственного подхода к формам его подачи.

Несмотря на кардинальные технические и природные различия разных средств массовой информации, большинство практиков и теоретиков журналистики утверждают, что потребность в универсальной подготовке журналиста все-таки остается достаточно актуальной. Получив диплом журналиста, молодой специалист имеет возможность работать в редакции любого СМИ, даже если он в вузе получил определенную специализацию. Жизнь доказывает, что журналист, пришедший работать в газету, остается в ней на всю жизнь - скорее исключение, чем правило. В наше время, когда почти ежедневно возникают новые СМИ и исчезают другие, журналисты могут менять свою специализацию без ущерба своим профессиональным навыкам. Более того, в условиях широкого распространения Интернета все чаще требуются журналисты со знанием специфики работы в разных видах СМИ, то есть умеющие создавать тексты, фотографировать, снимать на видеокамеру и т.д. Возникает и бурно развивается такой вид журналистики, как конвергентная журналистика, требующая от специалистов разных знаний и умений. Главное - сформировать творческое инициативное начало, профессиональный подход и глубокую компетентность в избранном направлении.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >