Лекция 15. Концепции гуманистического воспитания 166 Гуманистическая педагогика К. Роджерса и А. Маслоу. Гуманистическая философия генетической нравственности. Система П. Петерсена, С. Фрейе. Вальдорфская школа. Воспитательная система «Справедливое общество» и школа диалога культур. Концепция «воспитания для выживания». Воспитание «в духе мира». Концепция глобального образования. Ноосферное образование

1. Гуманистическая педагогика К. Роджерса и А. Маслоу

Новым направлением педагогики второй половины XX века становится гуманистическая педагогика. Один из ярких его представителей - Карл Роджерс (1902-1987).

Карл имел блестящие академические успехи в школе, серьезно интересовался наукой. Со второго курса Университета Висконсина стал готовиться к духовной карьере. В 1922 г. он поехал в Китай на конференцию Всемирной студенческой христианской федерации и путешествовал по Западному Китаю. Эта поездка смягчила его фундаменталистские религиозные установки. После женитьбы в 1924 г. поступил в аспирантуру Теологической семинарии, однако позднее решил совершенствоваться в области психологии в Педагогическом колледже университет. Этот период оказался сложным для него, поскольку возник конфликт с кафедрой психологии о процессе обучения. Он чувствовал, что свобода учить и свобода учиться студентов ограничивается. В 60-е гг. он пишет книгу «Свобода учиться», где описывает подробную характеристику методов обучения, которые

Карл Роджерс (1902-1987)

Колумбийского

университета. В 1957 г. К. Роджерс перешел в Висконсинский

внедряет и защищает, по сути говорит о студент-центрированном обучении («student-centered teaching»). В 1983 г. выходит его книга результаты. Согласно К. Роджерсу, задача учителя - способствовать познавательной активности учащихся, сделать так, чтобы они сами учились, а не пассивно подчинялись требованиям учителя. Цель обучения - не приобретение знаний, а изменение личности учащегося в результате самостоятельного учения. Задача школы - дать возможность развития, саморазвития личности, способствовать формированию индивидуальности, самоактуализации. Воспитание должно быть направлено на побуждение учащихся к нравственному выбору. Методы воспитания - дискуссии, ролевые игры, анализ и разрешение конфликтов, основываются на принципе «безусловной любви к ребенку», положительному вниманию к нему, педагог использует «Я - высказывание», приемы активного слушания, контакт глаз и др. Предлагаются психотерапевтические упражнения

«Свобода учиться для 80-х».

В 60-70-е гг. XX в. в США, Англии, Германии были проведены экспериментальные работы по проверке обучения по К. Роджерсу, получены положительные по самопознанию.

Карл Роджерс ввел понятие «фасилитатор». Новой функцией педагога становится функция фасилитации - поддержки обучаемого, он не доминирует, а косвенно направляет деятельность учащихся, поддерживает коммуникацию, стимулирует, одобряет студентов, устанавливает сходство и различия в их мнениях, резюмирует и синтезирует сказанное, поощряет эффективное поведение, диагностирует и корректирует неэффективное.

ругим представителем данного направления считают Абрахама Маслоу. Он стал бакалавром, магистром и доктором психологии в Висконсинском университете.

Абрахам Маслоу (1908-1970)

Самоактуализация личности - это реализация себя в деятельности, отношении с другими людьми. Самоактуализация человека - это стремление человека стать тем, кем он может быть. Средний человек - это полное человеческое существо с заглушенными и подавленными способностями и одаренностью. В основе его теории известная пирамида потребностей

А. Маслоу, разработанная в 40-х гг. XX в. Потребности человека являются врожденными. Согласно его концепции мотивации, наши

потребности представляют собой иерархию, то есть существуют базовые биологические и высшие духовные потребности, потребности самореализации личности.

В пирамиде А. Маслоу пять уровней:

  • - физиологические потребности (пища, питье, сон);
  • - нужды безопасности (крыша над головой, одежда, чувство безопасности);
  • - потребности взаимоотношений (любовь, дружба, семья, принадлежность к группе людей);
  • - необходимость уважения (самоуважение, признание, власть);

необходимость самореализации (быть самим собой, самовыражение, творчество). Разумеется, с развитием высших уровней низшие не исчезают, а в чем-то даже преобразуются (кулинария, культура питания, архитектура и дизайн жилища) (Кашкин В.Б., 2000). Например, неудовлетворенность потребностей четвертого уровня ведет к чувству неполноценности, бесполезности, конфликтам, комплексам, неврозам. В этой пирамиде, подчеркивает А. Маслоу, важно то, что вышестоящая потребность не может быть удовлетворена без удовлетворения нижестоящей. Педагогу необходимо создавать условия для самоактуализации своих студентов, учащихся, воспитанников.

Представим другие концепции гуманистической педагогики в виде таблицы 19.

Концепции гуманистической педагогики

Таблица 19

Автор, направление

Основные идеи концепций

Туман ист и ческая философия генетической нравственности Нач. XX в.

Стремление к самоактуализации есть стремление к самоутверждению за счет проявления специфического включения целого набора личностных структур сознания: рефлексия, коллизийность, мотивация, опосредование, смыслотворчество, создание собственной картины и т.д. Предпочтение отдано чувствам, неотделимо от смысловой нагрузки явлений. Методологический принцип комплементарности (от лат. Complementum - дополнение) -противоположности уходят не посредством снятия, а за счет сочетания, взаимного дополнения, компромисса, сочетающих черты прежних противоположностей, обеспечивает философское обеспечение образовательного смысла. На смену необходимости ломать и подгонять человека посредством воспитания к некой совершенной модели приходит необходимость плавного и осторожного развития «человеческого измерения». Воспитание пронизывает не диктатура «объективных требований», а идея поиска компромисса, сочетающего противоположности общества и личности (Кожахметова К.Ж. и др., 2006).

Английский философ Г. Спенсер

В основе нравственности - не борьба, а стремление к счастью, которое является моментом всеобщей эволюции. Не человек создается в соответствии с требованиями общества, а эти структуры приходят на службу человеку, его потребностям...

Главная цель воспитания - устранение противоречий между личностью и обществом, установление равновесия.

Продолжение таблицы 19

Автор, направление

Основные идеи концепций

Философ

В.В. Налимов {продолжение направления}

Педагогическое воздействие уступает место педагогическому взаимодействию, партнерству, ориентации на развитие свободной личности (Кожахметова К.Ж. и др., 2006).

Рассматривает мир как семантическую вселенную, а человека - как самосчитывающийся текст. В генетической книге достаточно сместить первую букву, и весь дальнейший текст будет иметь другой смысл. Из бесконечного числа глав он читает тот текст, который ему в данный момент нужен.

Основная информационная фигура в нас самих - наш генетический аппарат. Чтобы повлиять на другого человека необходимо войти в его семантическое поле, знать законы его функционирования, знать грамматику. Личность - свертка человека, его материального и энергетического тела, т.е. тела и души. Человек оставляет сильный информационно-генетический след. Ввод запрещенной информации сказывается на потомстве (нравственные пороки предыдущих поколений сказываются на последующих).

Личность - взаимодействие двух программ -генетической и социальной. Генетическая - идет от высших сил (коллективное сознание или коллективное бессознательное). Вторая - результат нашего индивидуального опыта, судьбы, среды обитания, т.е. социальности в широком смысле слова.

Система

П. Петерсена,

С. Френе

Нач. XX в., Германия, Франция и др.европейские страны

Ориентация на гармоническое развитие всех способностей и сил ученика: эмоций, воли, ума, практических умений, коммуникативных свойств, нравственных качеств.

Использование в процессе обучения, воспитания ненавязчивых, мягких, щадящих методов; групповых методов обучения, в то же время определяется индивидуальный темп и содержание образования по свободному выбору - игры, чтение, беседы, индивидуальные занятия, технические и

Продолжение таблицы 19

Автор, направление

Основные идеи концепций

художественные занятия. П. Петерсен отстаивал идеи воспитания ребенка в «школьной общине» -совместной деятельности и общении детей разного возраста. По С. Френе, цель воспитания - развитие способности к взаимодействию, самоуправлению, кооперации, ответственности. Учебный процесс организуется вокруг типографии, в которой выпускается журнал. Его делают все на всех стадиях (Кожахметова К.Ж. и др., 2006).

Вальдорфская школа

Рудольф Штайнер

1919 г. Германия

В основе - философская концепция - антропософия. Антропософия соединяет в себе элементы идеализма и христианства. В центре - ребенок, воспитание строится на всестороннем учете его индивидуальных потребностей в развитии. Ребенок - существо духовное, имеющее физическое тело и душу -божественное начало. Воспитательная система Р. Штайнера - привести духовное начало человека к духовному началу Вселенной.

Воспитание восходит от природы ребенка. Проходит три семилетних цикла: 7 лет, 14 лет, 21 год.

  • 1 -я фаза - ребенок учится с помощью подражания;
  • 2- я фаза - с помощью предметно-образной деятельности;
  • 3- я фаза - формируется абстрактное мышление. Главная задача школы - развитие физических, духовных, душевных сил ребенка.

Особое значение придается:

  • - экспрессивным методам обучения - искусством, художественным ремеслом, вальдорфской гимнастикой
  • - музыка + медитации + слово + физические упражнения;
  • - душевное и духовное общение с учителями. Основные положения вальдорфской педагогики:
    • 1) Природосообразность - развитие по заранее заданной генетической программе, которая идет впереди обучения и определяет его;
    • 2) Свободное воспитание и обучение - без принуждения, без физического и духовного насилия;
    • 3) Свобода как средство воспитания;
    • 4) Культ здоровья;

Продолжение таблицы 19

Автор, направление

Основные идеи концепций

  • 5) Культ творчества, развитие индивидуальности средствами искусства;
  • 6) Единство ума, сердца и руки;
  • 7) Единая жизнь педагогов и учеников;
  • 8) Опора на авторитет педагога; школа одного учителя на первые 8-9 лет во избежание стрессов;
  • 9) Школа для всех (Новак М., 2000).

Воспитательная система «справедливое общество» 60-е г. XX в. США Идеи Л. Кольберга

Воспитание - развитие личности от низшего к более высоким ступеням развития морали. Нравственное развитие личности зависит от умственного. Для этого необходимы демократические взаимоотношения - «преподаватель - учащийся»; нравственный анализ своих и чужих поступков. Школа строится на принципах демократии и справедливости. Школа - место, где можно не только учиться, но и проводить свое свободное время.

Школа «диалога культур» Основатель С. Курганов

Образовательная система реализует идеи: М. Бахтина о культуре как диалоге («любая культура - это живой процесс общительной связи»), идею Л.С. Выготского о тяготении развитого интеллекта к внутреннему диалогу, идеи В.С. Библера о философской логике культур.

Основные положения были сформулированы

В.С. Библером. Результат воспитательной деятельности - базовая культура личности. Главное в культуре -ценности и нормы, способы мышления и творчество. Учащиеся не должны заучивать знания, а должны заниматься поиском, исследованием. В диалоге с педагогом происходит формирование своего взгляда, своего мира, своего Я, через усвоение современной культуры как отражения предыдущих культур.

В каждой идее, слове, образе - диалог разных культур, разных эпох, разных народов. Результат совместного творчества - новые чувства, новые идеи, новые взаимоотношения.

Акцент - поликультурное воспитание.

Продолжение таблицы 19

Автор, направление

Основные идеи концепций

Концепция «воспитания для выживания» Теоретики Римского клуба конец 60-х гг.ХХ в.

Воспитание как приспособление, адаптация к условиям природной и социальной среды. Формирование ЗУН, стереотипов поведения, обеспечивающих выживание. Используются идеи и подходы «воспитание в процессе жизни», «назад к основам», «воспитание в духе мира», идея непрерывного образования, глобальное воспитание.

Воспитание «в духе мира»

Причина войн - в присущей человеку агрессии, отсутствии стремления к взаимопониманию, согласию между людьми. Цель педагогики мира - достижение социального партнерства, социальной гармонии через реконструкцию сознания, сознательное научение людей взаимодействию, взаимопониманию, умению договариваться.

Концепция глобального образования (модели Р. Хенви, М. Боткина)

Сущность глобального образования - формирование непредвзятого взгляда на мир и сознательное предвосхищение, обеспечиваемое инновационным подходом. Инновационный подход представляется единством предвосхищения и сопричастности. Предвосхищение - это способность справляться с новыми ситуациями, предвидеть события, увязывать прошлое с настоящим и будущим, оценивать последствия текущих событий и принимаемых решений, изобретать новые альтернативы, разделять ответственность за принятые решения. Сопричастность - способность к сотрудничеству, диалогу, взаимопониманию и сопереживанию, совершенствованию умений общаться с людьми (Кожахметова К.Ж. и др., 2006).

Новый геоэкономический (глобальный) человек - это человек, осознавший себя, окружающий мир и мир им выстроенный на основе новых ценностей и мотиваций; формируется в условиях осознания, постижения и отображения глобального мира. У него уже иной масштаб ответственности - «глобальный человек» становится носителем глобального этноса и оснащается не диалектическим методом познания, а квадралектикой.

Продолжение таблицы 19

Автор, направление

Основные идеи концепций

Здесь удивительное сочетание национального и общечеловеческого, ощущение своих «локальных», «местных» корней и одновременный охват «своей» цивилизационной принадлежности, но самое примечательное - выход на глобальное мироощущение (Кочетов Э.Г., 2002). Вот как объясняет Франко Камби, итальянский педагог, кто такой «планетарный человек»: «Земля стала единой родиной для всех людей планеты, которые должны найти новые формы сожительства и новые общие идеалы. Отсюда должен родиться тот «планетарный человек: человек, способный жить в плюрализме вер (политических и религиозных), в контекстах подлинно демократических, способный вести диалог с «другими» и положить основу светской этике, основанной на уважении прав (прежде всего человеческих), на ответственности и солидарности».

Ноосферное образование Конец XX - нач. XXI вв. Автор идеи А. Буровский В основе положена концепция К.Э. Циолковского,

A. Л. Чижевского,

B. И. Вернадского и др.

Ноосфера (от греч. noos - разум) - новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития и выживания самого человека. Идея концепции «ноосферной» школы - гармоническое развитие растущего человека средствами мира природы и мира культуры, организация диалога мира природы и мира культуры, подбора учебного материала, отражающего глобальные и региональные проблемы, понимание мира как целостной системы.

В.И. Вернадский рассматривал ноосферу как качественно новую форму организованности, возникшую при взаимодействии природы и общества. Поскольку человек - существо еще «несовершенное», «кризисное», «проблемное», то и «продукт» его -ноосфера - дисгармоничная реальность, находящаяся в стадии становления.

Новые курсы - «Игровая экология», «Природа и культура», «Естественная история», «Занимательная астрономия» и др., направлены на воспитание экологической культуры, личности, способной жить и творить в гармонии с природой, обществом и самим собой (Загвязинский В.И., 2004).

Другими концепциями гуманистической педагогики по праву можно назвать концепцию личностно-ориентированного обучения, компетентностями подход, концепцию ноосферного образования и др. (см. учебное пособие «Инновационные методы обучения, или Как интересно преподавать». Алматы, 2010)

Вопросы для самоконтроля

  • 1. Какие концепции гуманистической педагогики Вы знаете?
  • 2. С какими теориями, на Ваш взгляд, пересекаются концепции гуманистической педагогики?
  • 3. Изложите Ваши позиции личностно-ориентированного образования и компетентностного подхода в педагогике.
  • 4. Составьте свои принципы гуманистической педагогики, опираясь на Ваш личностный педагогический и инновационный опыт.
  • 5. Приведите аргументы «За» и «Против» концепций глобального образования, ноосферного образования. Ответ аргументируйте.
  • 6. Изучите таблицу 20, составленную магистром образования Д. Абдулхакимовой, по сравнению основных положений теорий самоактуализации личности. Выделите маркерами двух цветов основные ключевые слова и поясняющие ключевые слова.

Сравнительная таблица теорий самоактуализации

Таблица 20

А. Маслоу

К. Гольдштейн

К. Роджерс

Г. Олпорт

Определе ние самоактуа лизации

Желание стать всем тем, чем возможно, использовать все свои таланты и способности

Тенденция актуализировать все свои

индивидуальные способности

Актуализация своих возможностей и

способностей

Полное применение своих потенциалов в жизни.

Критерии и характерно тики самоактуал изирующей ся личности

  • 1. Более эффективное восприятие реальности
  • 2. Приятие себя, других и природы
  • 3. Непосредственность и

естественность

  • 4. Центрированность на проблеме
  • 5. Независимость
  • 6. Автономия
  • 7. Свежесть восприятия
  • 1. Формирование определенного уровня напряжения, которое сделает возможной дальнейшую упорядоченную деятельность.
  • 2. Входя в новые ситуации ради использования своих возможностей, здоровый
  • 1. Принятие себя.
  • 2. Уверенность в искренности окружающих по отношению к себе
  • 3. Эмпатичес_ кое понимание
  • 1. Способность к близким межличностным отношениям.
  • 2. Широкие границы Я
  • 3. Отсутствие

больших эмоциональных барьеров и

проблем, хорошее самопринятие.

4. Реалистичное восприятие

8. Вершинные переживания

самоактуализиру-ющийся организм часто вызывает шок, возникающий в результате успешного обращения со средой.

  • 5. Способность к самопознанию и философскому чувству юмора, направленному на самого себя.
  • 6. Цельная жизненная философия.
  • 9. Общественный интерес
  • 10. Глубокие межличностные отношения
  • 11. Демократичный характер
  • 12. Разграничение средств и целей
  • 13. Философское чувство юмора
  • 14. Креативность
  • 15. Сопротивление окультуриванию.

У этих теорий много общего. Например, понимание упомянутыми выше исследователями самоактуализации:

  • 1. Абрахам Маслоу - желание стать всем тем, чем возможно, использовать все свои таланты и способности;
  • 2. Курт Гольдштейн - тенденция актуализировать все свои индивидуальные способности;
  • 3. Карл Роджерс - полноценное функционирование человека достигается посредством актуализации своих возможностей и способностей;
  • 4. Г. Олпорт — понятие зрелой личности, которое включает в себя множество характеристик, в том числе и полное применение своих потенциалов в жизни.

В чем все же различия в понимании самоактуализации, а значит развития личности? Ответ поясните.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >