КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОВ И РАЗРЕШЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СПОРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  • Избирательная система как составной элемент избирательного права Российской Федерации

Избирательная система Российской Федерации — это совокупность юридических норм, закрепляющих порядок организации и проведения выборов, избирательные права граждан и порядок определения результатов голосования. При этом имеется в виду выборы Президента, депутатов Государственной Думы, депутатов законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, депутатов представительных органов местного самоуправления.

В Российской Федерации применяются три вида избирательных систем.

Суть мажоритарной избирательной системы заключается в следующем. Территория, на которой проводятся выборы (государство, субъект Российской Федерации, муниципальное образование), разбивается на один или несколько избирательных округов, от каждого из которых избирается один или несколько человек. Если в избирательном округе избирается один человек, это будет одномандатный округ. Если в избирательном округе избирается несколько человек, это будет многомандатный округ. Максимальное число мандатов, приходящихся на один многомандатный округ, не может превышать пяти.

Мажоритарная избирательная система предполагает подведение итогов выборов по большинству поданных за кандидатов голосов. Она, в свою, очередь различается на: систему абсолютного большинства, при которой для избрания кандидата требуется подача голосов более половины лиц списочного состава избирателей, принявших участие в голосовании (50 % + 1); систему относительного большинства, при которой для избрания кандидату требуется набрать голосов больше, чем другим.

Суть пропорциональной избирательной системы заключается в следующем: избиратели голосуют не за конкретных кандидатов, а за списки кандидатов, выдвинутых политическими партиями. Избиратель отмечает список той партии, которой он симпатизирует. При подсчете голосов партии получают в парламенте количество мест, пропорциональное количеству поданных за эти партии голосов. В распределении депутатских мандатов принимают участие только те партии, которые преодолели установленный законом заградительный барьер: при выборах в Государственную Думу — 5 %, при выборах в законода тельные (представительные) органы субъектов Российской Федерации и представительные органы местного самоуправления в размере, определяемом законами субъекта Российской Федерации.

Кроме основных избирательных систем применяется их комбинация, получившая название смешанная избирательная система. Практически это выглядит так: половина мест в парламенте распределяется по результатам выборов по одномандатным (многомандатным) округам (мажоритарная система), другая половина — по результатам голосования по партийным спискам (пропорциональная система).

В научных трудах понятие «избирательная система» применяется чаще всего в следующих толкованиях — объемном и ограниченном. В первом случае в качестве избирательной системы называют комплекс общественных отношений и связей, образующихся в результате процедуры выборов. Масштаб процессов, возникающих в результате выборов, очень обширен. Так, например, это организационные вопросы установления состава избирателей и, соответственно, списка кандидатов, планирование и проведение территориальноорганизационных мероприятий, например, созыв избирательных комиссий, техническое обеспечение избирательных участков и многое другое. Помимо перечисленного, в состав также входят и разнообразные отношения, которые возникают поочередно в течение всего периода реализации избирательного процесса. Такое толкование, по мнению известного исследователя избирательного права В.И. Червонюка, отождествляет термин «избирательная система» такому понятию как «избирательная кампания».

Избирательная кампания — это вся совокупность времени, включающая период со дня официального опубликования решения о назначении выборов от имени должностного лица, наделенного соответствующей компетенцией, либо органа государственной власти, либо органа местного самоуправления до дня официального опубликования результатов выборов. В период избирательной кампании входит и комплекс мероприятий организационного направления, необходимых для проведения всех стадий голосования. Об избирательной системе в ее объемном толковании А.Е. Постников отзывался как о структуре, элементами которой можно назвать, во-первых, порядок выдвижения претендентов на избрание, во-вторых, процедуру голосования, в-третьих, обнародование итогов голосования, и, наконец, правовое и организационно-техническое обеспечение осуществления выборов.

1

См.: Червонюк В.И. Конституционное право России. М. : ИНФРА-М, 2014..

2

См.: Постников А.Е. Избирательное право России. С. 56-79.

Ограниченное толкование термина «избирательная система» иллюстрирует данную систему в качестве правовых положений, правил и стадий, устанавливающих очередность реализации стадий, проведения и обнародования результатов выборов, проводимых с целью формирования органов государственной власти (федерального и регионального масштабов) и органов власти муниципальных образований. Выборы могут проводиться различными способами, применение которых позволяет классифицировать избирательную систему на несколько видов. Действующему избирательному праву известны мажоритарная, пропорциональная, смешанная избирательные системы.

Каждый способ проведения выборов представляется как выводной элемент от определенного типа и метода голосования, в связи с этим более верным и точным можно назвать мнение А.Е. Любарева, который выделяет несколько моментов, которые во взаимосвязи формируют в ограниченном толковании понятие избирательной системы как самостоятельного образования. Такими звеньями являются: содержание голоса (конкретный способ голосования, например, за одного человека либо список из нескольких кандидатов и т.д.); площадь избирательного округа; процедура преобразования количества голосов в определенное количество мандатов (например, распределение депутатских кресел в Государственной Думе по итогам выборов).

Однако при рассмотрении концепции избирательной системы в ее объемном толковании, руководствуясь научными изысканиями многих исследователей (З.М. Зотова, И.А. Соколов, В.И. Червонюк и иные), придерживающихся такой точки зрения, зачастую бывает трудно установить, что тогда образует понятие «избирательные правоотношения». Во многом это «детерминировано тем, что при рассмотрении приведенного в подобных источниках определения избирательной системы в объемном широком толковании как системы общественных отношений, обуславливающих избирательный процесс, возникают противоречия, некоторые сложности в разграничении близких, но не идентичных понятий». Ясное и окончательное представление содержания избирательной системы позволит при дальнейшем раскрытии темы намного понятнее и глубже изучить то важное незаменимое значение, которое представляют собой конституционные принципы.

Избирательная система — центральный, наряду с иными, институт избирательного права, представляющего собой опорный и существенный компонент конституционного права нашей страны. Данная подотрасль определяется как родовое понятие в отношении избирательной системы.

  • 1
  • 0 Сборник конкурсных работ в области избирательного права, избирательного процесса и законодательства о референдуме. М. : Российский центр обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, 2011 г. С. 271.

В избирательном праве выделается два составных и взаимообусловленных элемента: во-первых, объективное избирательное право, во-вторых, субъективное. Первое — совокупность исходящих от органов государства, местного самоуправления, избирательных комиссий, иных субъектов норм, содержащихся в актах действующего избирательного законодательства, с помощью которых устанавливаются и обеспечиваются личные и коллективные избирательные права граждан, упорядочиваются общественные отношения, которые могут проявиться во время подготовки и собственно проведения различного уровня выборов. Следующий элемент, т.е. субъективное избирательное право, представляет собой обеспеченное и охраняемое государством право гражданина принимать участие в избирательном процессе. Приведенное выше право непосредственно закреплено в содержании ст. 2 Федерального закона № 67-ФЗ, которая определяет избирательные возможности граждан как конституционное право граждан России избирать и быть избранными в органы государственной власти или местного самоуправления, помимо этого, в данном законе также устанавливаются правомочия лиц принимать непосредственное участие в выдвижении кандидатур, списков кандидатов, предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов, деятельностью избирательных комиссий, в том числе и за правильностью и законностью подведения итогов выборов и установления окончательных результатов. Законом также уточняется, что данный перечень не является исчерпывающим, и граждане вправе принимать участие в прочих процедурах, которые могут быть предусмотрены в Конституции, Федеральным законом № 67-ФЗ, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации.

Очевидно, что право выбора не ограничивается только формальной возможностью проставить «галочку» в избирательном бюллетене. Этот голос, выраженный в любой легальной форме, должен иметь определенный вес и юридическую силу, влиять наравне с другими на результаты выборов, иначе право избирать теряет свое содержание.

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что избирательная система и избирательное право взаимообусловлены, но в то же время нельзя полностью отождествлять данные понятия, так как конституционно-правовые нормы, которые непосредственно формируют избирательное право, устанавливают и общую процедуру, систему взаимосвязанных стадий выборов, таким образом, обеспечивая законодательный фундамент действующей избирательной системы.

1

См.: Иналкаева К.С. Правовое регулирование выборов в Российской Федерации // Известия Чеченского государственного педагогического университета. Грозный. 2017. № 4 (16). С. 147-150.

2

См.: Избирательное право и избирательный процесс в решениях Конституционного Суда России 2000-2007 гг. М„ 2008. С. 61.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >