Выборы в системе публичной власти

Российское население, реализуя свой суверенитет, осуществляя свою власть как непосредственно, так и через органы власти и местного самоуправления, формирует тем самым публичную власть в стране.

В отличие от непосредственной формы народовластия представительная форма используется для выполнения функций государственной власти, потому по всем признакам она считается более приоритетной. В Российской Федерации на федеральном уровне прямым способом избираются глава государства и одна из палат Федерального Собрания — Государственная Дума, на выборной основе формируются органы власти в регионах Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Объектом пристального внимания и изучения в отечественной учебной и научной литературе являются проблемы обеспечения выборности как принципа формирования органов власти. Как отмечают исследователи, что «во-первых, это вызвано тем, что, по мнению ряда ученых, право гражданина избирать и быть избранным в органы власти и органы местного самоуправления является основным элементом конституционного статуса личности. Во-вторых, построение основ демократического государства и общества невозможно без формирования органов государственной власти непосредственно народом как источником и носителем государственного суверенитета. В-третьих, данный принцип неразрывно связан с принципом конституционной ответственности, который отражает участие региона в отношениях, складывающихся в сфере организации, осуществления, принадлежности государственной власти и в сфере взаимоотношений государства и личности, а также отражает стремление субъектов к власти, влиянию на определение общей воли государства, руководящей роли в нем».

Новые реалии демократических институтов народовластия потребовали принятия соответствующих нормативных правовых актов, регулирующих проведение выборов. В настоящее время в Российской Федерации действует избирательное законодательство, прошедшее этапы становления, развития и совершенствования. Нормативные правовые акты, регулирующие проведение выборов в Российской Федерации, соответствуют международным избирательным стандартам и нацелены на дальнейшее развитие демократических институтов.

1

Виноградов В.А. Конституционная ответственность: вопросы теории и правовое регулирование. М., 2010. С. 23.

2

См.: Иналкаева К.С. Избирательная система как составной элемент избирательного права Российской Федерации. С. 235-239.

Выборный механизм в Российской Федерации отличается большой демократичностью вследствие того, что избрание руководителя государства, а также депутатов Федерального Собрания, региональных парламентов, депутатов представительного органа местного самоуправления осуществляется путем прямых выборов самими избирателями. Важными показателями демократизма избирательной системы являются гарантии свободы выборов, участие в референдуме и совершенство их механизма, закрепленные в Федеральном законе № 67-ФЗ.

Путем выборов население передает выбираемым органам власти и должностным лицам право на его реализацию в установленных Конституцией пределах. Итак, как мы видим все население, обладающее избирательным правом, участвует в формировании федеральных органов власти.

  • 1. Население формирует федеральные органы власти.

Во-первых, на основе Основного закона государства и федерального законодательства население выбирает главу государства.

Во-вторых, население выбирает законодательный (представительный) орган страны, которая принимает законы, по которым населению страны необходимо жить.

В-третьих, выбранный населением страны Президент Российской Федерации вносит на согласование в выбранную населением России Государственную Думу кандидатуру Председателя высшего исполнительного органа Российской Федерации, после чего он назначается и назначаются все члены Правительства. Таким образом, избранные населением представители формируют исполнительную власть на федеральном уровне.

В-четвертых, верхняя палата Федерального Собрания — Совет Федерации, сформированный представителями народа, утверждает федеральных судей, Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора по представлению избранного население Президента страны. Следовательно, мы видим, что избранные населением представители формируют и судебную власть, и прокуратуру страны на федеральном уровне.

Федеральное Собрание формирует иные органы власти — назначает Председателя Центрального банка Российской Федерации, формируют Счетную палату Российской Федерации, назначает Уполномоченного по правам человека Российской Федерации.

1

См.: Иналкаева К.С. Выборы в системе публичной власти // Гражданин. Выборы. Власть : Материалы III Международной научно-практической конференции. 10-11 ноября 2016 г. Пятигорск : Издательство Пятигорского государственного университета, 2016. С. 159.

Избранные путем подобных косвенных выборов должностные лица выбирают из своего числа руководителей данных государственных органов.

Таким образом, напрашивается вывод, что все российское население путем прямых выборов и через избранных им представителей формирует всю федеральную власть.

  • 2. Население субъекта Российской Федерации участвует в становлении региональной власти.

Во-первых, население субъекта Российской Федерации путем прямых выборов выбирает депутатов региональных парламентов, формируя тем самым законодательный орган субъекта Российской Федерации.

Во-вторых, в части регионов население путем прямых выборов избирает главу субъекта Российской Федерации, формируя тем самым высший исполнительный орган субъекта. Например, до 2012 г. Глава Чеченской Республики назначался Парламентом Чеченской Республики по представлению Президента Российской Федерации, но в связи с внесенными изменениями в федеральное законодательство, было внесено и изменение в Конституцию Чеченской Республики Конституционным законом Чеченской Республики от 20 мая 2012 г., на основании которого в данное время Глава Чеченской Республики будет избираться населением Республики.

В-третьих, выбранные населением субъекта Российской Федерации депутаты и глава субъекта Российской Федерации назначают своих представителей в верхнюю палату Федерального Собрания — Совет Федерации.

В-четвертых, избранные населением субъекта Российской Федерации депутаты регионального парламента назначают судей конституционного (уставного) суда и мировых судей субъекта Российской Федерации, дают согласие на назначение прокуроров субъектов Российской Федерации, таким образом, формируя судебную власть субъекта Российской Федерации.

Напрашивается вывод: население субъекта Российской Федерации путем прямых выборов и через своих представителей формирует все три ветви власти субъекта Российской Федерации.

  • 3. Население, проживающее в пределах муниципального образования, также принимает участие в формировании муниципальной власти.

Во-первых, население выбирает депутатов муниципальных органов и главу муниципального образования.

Во-вторых, избранные населением депутаты формируют местную администрацию, каким является исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления.

1

См.: Конституционный закон Чеченской Республики от 2 сентября 2010 г. № 4-РКЗ «О внесении изменений в Конституцию Чеченской Республики» // СПС КонсультантРегион.

Напрашивается вывод: население муниципального образования путем прямых выборов, т.е. через избранных представителей формирует муниципальную власть.

Таким образом, многонациональное население Российской Федерации непосредственно и через избранных им представителей формирует всю власть в государстве, которая функционирует от имени народа и должна, соответ-88 ственно, действовать в его интересах .

Здесь необходимо указать, в связи с внесением изменением в федеральное законодательство, быть избранными в органы государственной власти как федерального уровня, так и регионального уровня могут только граждане Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства, вида на жительство в иностранном государстве или документ о праве на проживание в иностранном государстве.

Ни один орган или должностное лицо не может считаться носителем суверенитета народа, они лишь осуществляют свои полномочия, определенные законом, в период, на который избраны.

Конституция Российской Федерации и федеральное законодательство ограничивают возможность избрания одного и того же лица Президентом Российской Федерации двумя сроками подряд. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации не может быть избрано более чем на два срока подряд. Государственная Дума и законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов, а также представительные органы муниципальных образований избираются на срок, не превышающий пяти лет.

Выборы на всех уровнях естественно имеют большое значение, представляя форму прямого народного волеизъявления, важнейшее проявление непосредственной демократии.

Реализуя свое избирательное право и право на участие в управлении государственными делами, население оказывает воздействие на то как формируются органы государственной власти. Как отметил М.В. Баглай, «гражданское общество, основанное на плюрализме мнений и интересов людей, не в состоянии обеспечить добровольное законопослушание граждан, избежать острых социальных взрывов, а может, и кровавых столкновений, если органы власти не будут образованы на справедливой выборной основе с участием самих же 89 граждан» .

1

  • 88 См.: Иналкаева К.С. Роль выборов в политической системе общества // Известия Чеченского государственного педагогического университета. Грозный. 2017. № 4 (16). С. 211-215.

2

  • 89 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации : учебник для вузов. 4-е изд., изм. и доп. М. : НОРМА, 2009. С. 358.

Таким образом, выборность выступает в качестве способов образования и самоорганизации государственных органов, заключающегося в избрании депутатов населением и соответствующих должностных лиц — населением или представительными органами. М.В. Баглай отмечает: «выборы дают высшую изначальную легитимность всей структуре органов государственной власти. Выборность предполагает осуществление народом власти через выборные учреждения, которые представляют граждан и наделены исключительным правом принимать законы».

Подводя итог, можно сказать, что, реализуя свои конституционные права и свободы, российский народ формирует гражданское общество, с одной стороны, огражденное от необоснованного вмешательства государства, а с другой — активно влияющее на принятие решений органами публичной власти через установленные Конституцией Российской Федерации формы непосредственной демократии.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >