ПЕРВАЯ. ПЕРСОНАЛИИ

Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан

(ок. 160 — после 220)

Одним из самых ярких мыслителей Средневековья был Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан. Он стоял у истоков религиозной средневековой европейской философии. Тертуллиан одним из первых занялся систематической апологетикой христианства и обоснованием преимуществ христианской веры в сравнении с языческими верованиями Римской империи. Работы Тертуллиана написаны в великолепном стиле, отличаются полемической и саркастической заостренностью формулировок, неожиданными поворотами мысли, парадоксальностью метафор и лаконизмом языка. Суть взглядов Тертуллиана на религию отражается в его знаменитом выражении (ставшем впоследствии крылатым): верую, ибо абсурдно (лат. credidile est quie ineptum).

Жизнь

Родным городом Тертуллиана был Карфаген, расположенный на северном побережье Африки, на территории современного Туниса. «Старый» Карфаген был основан в 814 г. до н.э. колонистами из финикийского города Тира. Карфаген был олигархической торговой республикой и главным соперником Римской республики в борьбе за доминирование в Западном Средиземноморье. Между Римом и Карфагеном было три больших войны, вошедших в историю под названием пунических. В первой войне (264—241 гг. до н.э.) победил Рим, отвоевав у Карфагена Сицилию. Во второй войне (218—201 гг. до н.э.) победа также осталась за Римом, к которому отошла Испания. В результате третьей войны (149—146 гг. до н.э.)

Карфаген был окончательно разрушен, была уничтожена вся его литература за исключением нескольких произведений. На территории Карфагена была создана римская провинция.

Лишь спустя примерно столетие после разрушения Карфагена Юлий Цезарь решил основать на месте города колонию. Этим планам суждено было осуществиться только после его смерти. В честь основателя колония была названа «Colonia Julia Carthago», или «карфагенская колония Юлия». Через какое-то время Карфаген стал одним из самых роскошных городов Римского государства, по величине — вторым после Рима городом Запада. Именно в этом «новом» Карфагене и родился Тертуллиан. Христианство достигло Карфагена приблизительно в середине 11 в.н. э. и быстро распространилось в городе. Именно на этот период и выпадает жизнь и деятельность Тертуллиана.

Тертуллиан появился на свет в языческой семье римского центуриона, получил юридическое и риторическое образование в Риме, выступал как судебный оратор, получив репутацию отличного юриста. До своего обращения в христианство он жил распущенной жизнью языческой среды. Около 195 г. он принял христианство, вероятно, служил пресвитером в Карфагене. Был женат. В полном расцвете сил вошёл в строго аскетическую секту монтанитов, проповедовавших мученичество во имя веры. Этому движению он остался верен до конца жизни. Монтанизм как нельзя более соответствовал его страстному характеру и строгому образу мыслей.

В 207 г. Тертуллиан выступает с резкой критикой сложившейся церковной практики, в первую очередь, в связи с недостаточно последовательным соблюдением принципов аскетизма в христианских общинах, и с критикой оформляющейся иерархии клира (Существуют также неподтверждённые сведения о том, что Тертуллиан выступал пресвитером, т.е. старшиной христианской общины, и о создании им особой общины его последователей — тертуллианистов). Деятельность его совпала с правлением Септимия Севера и Каракаллы. Умер Тертуллиан в глубокой старости; год его смерти точно неизвестен. В целом сведения о жизни Тертуллиана очень скудны и находятся в основном в его сочинениях, а также у Иеронима и Евсевия.

Сочинения Тертуллиана чрезвычайно важны для истории церкви и интересны в философском отношении. Его перу принадлежит множество трудов по апологетике и догматике, а также по вопросам моральной теологии и экклесиоло-гии. Среди его работ выделяются «Апология», «Свидетельство души», «Против иудеев», «Опровержение еретиков», «Про тив Маркиона», «Против валентинианцев», «Против Гермогена, или Против вечности материи», трактаты «О душе», «О плоти Христовой», «О воскресении плоти», «О стыдливости» и многие другие.

Тертуллиан — типичный христианский писатель начала III в. на африканской почве. Множество бытовых черт, рассеянных в его сочинениях, делают их незаменимыми для историка культуры. Тертуллиан старается буквально понимать тексты, в отличие от философов, настаивающих на аллегорическом толковании. Тертуллиана интересуют вопросы дисциплины христианской жизни. Это человек обширного образования, писавший и на греческом языке (греческие сочинения утеряны). Тон его сочинений почти всегда резкий, страстный, полемический; противников своих он не щадит, нередко прибегает к инсинуациям, к софистическим оборотам мысли.

Стиль вполне соответствует оригинальному характеру автора: неестественный, приподнятый, часто неправильный язык, трудный для понимания, но в то же время богатый сравнениями и антитезами. Мысль часто выражена настолько кратко и метко, что становится поговоркой. Тертуллиан — прямой предшес твенник Августина Аврелия, один из основа телей западного латинского богословия; им впервые подняты и разрешены некоторые догматические вопросы. К Тертуллиану восходит первый лексикон (словарь) латино-христианской теологии, обличавший множество ошибок гностической ереси.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >