Онтология

За основу объяснения онтологии Тертуллиана можно взять основной вопрос философии, сформулированный Ф. Энгельсом в работе «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии» следующим образом: «Великий основной вопрос всей философии, в особенности новейшей философии, есть вопрос об отношении мышления к бытию... что является первичным: дух или природа... (материя или сознание — С. С.) ». Если мы возьмем онтологическую сторону основного вопроса философии, то получим следующее: что первично — материя или сознание? Рассмотрим, как отвечал на этот вопрос Тертуллиан.

Он полностью принимает складывающееся в христианском мифологическо-теологическом мировоззрении тезис о творении мира Богом из ничего. Здесь он критикует всех тех христиан-платоников, которые в духе учения Платона принимали вечность материи, видя роль Бога лишь в её организации (как это описано в «Тимее» Платона). Среди еретиков в вечность материи, в совечность её Богу верил, в частности, Гермоген. И Тертуллиан подвергает критике Гермогена, выдумавшего материю, которую он ставит наравне с вечным Богом. Опровержению этого учения посвящён специальный трактат Тертуллиана — «Против Гермогена, или Против вечности материи», написанный в 209 г.

Тертуллиан пишет о том, что Гермоген выводит два божества, равняя материю с Богом. Ведь материя становится равною с Богом, раз ей приписывается вечность. Тертуллиан считает, что если бы материя была вечной, то не было бы необходимости в Боге, что для него является недопустимым.

А если Бог бы и был, то он оказался бы нуждающимся в материи, а следовательно, оказался бы как всё в чём-то нуждающееся зависимым от материи и даже ниже её. Гермоген думал, что если материя не совечна Богу, то тогда Бог, как единственная причина мира, должен быть источником не только добра, но и зла, которое в противном случае можно было бы приписать материи. Но, возражает Тертуллиан, в таком случае Бог всё равно будет источником зла, раз он потерпел злую материю, а не исправил её, а то и не уничтожил. Тертуллиан в сфере онтологии, в определенном смысле, остаётся стоиком. Для него бытие это «тело»: «Что бестелесно, того нет», в чём мы угадываем тезис Сенеки. Бог — это тело, даже если как тело sui generis (своего рода); тело — это и душа. В работе «О душе» мы находим в точном смысле антитезис спиритуализму «Федона».

Не всё в учении Тертуллиана было принято церковью. В частности, были отвергнуты его теологические попытки обосновать телесность (материальность) Бога и человеческой души.

Таким образом, Тертуллиан становится на позицию объективного идеализма, считая Бога (сознание) первоначалом (создателем) бытия, тогда как его оппоненты занимают пози цию философского дуализма, отстаивая равенство Бога (идеального) и материи как первооснов бытия.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >