Вместо заключения

Широта философских, естественно-научных и богословских интересов Альберта была основанием для того, чтобы назвать его doctor universalis, а начиная с XIV столетия он был удостоен и звания Великий (magnus). Этот наиболее известный немецкий схоласт сам не создал логически стройной, единой философской и теологической системы. Выполнил эту задачу его ученик Фома Аквинский. Однако без Альберта не было бы Фомы. В основных вопросах они придерживались одинакового мнения.

Фома Аквинский

Фома Аквинский является самым видным и влиятельным философом-схоластиком западно-европейского Средневековья.

Жизнь и труды

Он родился в замке Роколлека, близ Аквино (отсюда — Аквинат), в королевстве Неаполитанском. Отец Фомы, граф Ландольф, был видным итальянским феодалом в Аквино. Мать Теодора происходила из богатого неаполитанского рода.

На пятом году жизни Фому определяют учиться в монастырь бенедиктинцев в Монте Кассино. Здесь он проводит около девяти лет, пройдя классическую школу, из которой выносит прекрасное знание латинского языка. В 1239 г. он возвращается в родной дом, сняв монашескую рясу. С этого года в течение нескольких лет будущий теолог обучался в Неаполитанском университете под руководством наставников Мартина и Петра Ирландского.

В 1244 г. юный Фома сгал монахом доминиканского ордена, отказавшись тем самым от должности аббата Монте Мас-сино. Это вызвало решительный протест семьи. Желая заставить сына отказаться от принятого решения, она обращалась даже к папе, прося его о ходатайстве перед властями ордена. Но молодой Фома был непреклонен. Совершив пострижение в монахи, он несколько месяцев живёт в монастыре в Неаполе. Здесь решено было послать его в Парижский университет — тогда уже ведущий центр католической мысли. На пути к Парижу он был схвачен группой всадников — его братьями — и в профилактических целях заключён в башню, где провёл более года. Семья предпринимала все усилия, чтобы заставить сына отказаться от приня того решения. Но, видя, что он стоит на своём, смирилась, и в 1245 г. он отправился в Париж.

Во время пребывания в Парижском университете (1245— 1248 гг.) Фома слушал лекции своего учителя Альберта Боль-штедта, позже прозванного Альбертом Великим, который оказал на него огромное влияние. Вместе с Альбертом Фома четыре года провёл в Кёльнском университете, где предполагалось создание центра по изучению теологии. Во время занятий он не проявлял особой активности, редко принимал участие в диспутах. За это коллеги прозвали его Немым Быком. А за высокий рост, чрезмерную полноту и неповоротливое гь он получил кличку Сицилийский Бык, хотя родился не в Сицилии, а в Неаполе.

В 1252 г. Фома возвратился в Парижский университет, где последовательно прошёл все ступени, необходимые для получения степени магистра теологии и лиценциата. Преодолевая сопротивление университетского руководства (светские преподаватели враждовали с орденскими) и при прямой поддержке папской курии, он до 1259 г. читал здесь лекции по теологии. Здесь он начинае т работу над «Философской суммой», из-под его пера выходит ряд теологических трудов, комментариев к Св. Писанию. Фома уклоняется от всякого рода административных дел, хотя римская курия, по всей вероятности, время от времени обращалась к нему за различными советами по вероисповедным делам.

В 1259 г. Папа Урбан IV вызвал его в Рим. Появление Фомы при папском дворе не было случайным. Римская курия увидела в Аквинате человека, который должен был проделать важный для церкви труд — переработать аристотелизм в духе католицизма. До 1268 г. Аквинат продолжал преподавание теологии в различных доминиканских школах И талии. Здесь Фома завершает начатую ещё в Париже «Философскую сумму», пишет груды, а также приступает к работе над главным трудом своей жизни — «Теологическая сумма».

Осенью 1269 г. по новому заданию папской курии Фома возвратился в Парижский университет, в котором пробыл на этот раз до 1272 г. Фома ведёт ожесточённую борьбу против латинских аверроистов и их главы Сигера Брабантского, полемизирует с консервативными католическими теологами, которые по-прежнему придерживались только принципов августинизма. В этом споре Аквинат занял собственную позицию, ведя борьбу как бы на два фронта. С одной стороны, он осуждал августинианцев за их консерватизм, приводивший к игнорированию новых веяний, связанных с философией Аристотеля и её арабоязычными истолкованиями. Эта сторона воззрений и деятельности Фомы нашла свое отражение в его трактате «О вечности мира против ворчунов». Но главным его врагом был аверроизм, который подрывал основы христианско-католической веры. Защита же этой веры стала смыслом всей жизни Фомы Аквинского. Он написал специальный трактат «О единстве разума против аверроистов».

В 1272 г. Фома возвратился в Италию и преподавал теологию в родном Неаполитанском университете. В начале 1274 г. по призыву Папы Григория X он отбыл на собор в Лионе, но по дороге тяжело заболел и умер 7 мар та 1274 г. в монас тыре бернардинцев в Фоссануове.

Уже после смерти Аквинат}7 был присвоен титул «ангельского доктора». В 1323 г. во время понтификата Папы Иоанна ХХП Фома был причислен к лику святых, а в 1567 г. признан пятым Учителем Церкви.

Фома Аквинский отличался колоссальной работоспособностью. За свою сравнительно короткую жизнь он написал множество трудов, посвящённых разнообразным вопросам.

В первую группу этих произведений следует отнести его различные кохмментарии на библейские темы.

вторую группу составляют теологические и философские комментарии. Важнейшие из них — комментарии к труду Петра Ломбардского, к теологическим трудам Боэция, к «Книге о причинах» Прокла и др. Особое место среди этой группы произведений Аквината занимают его различные коммента рии к произведениям Аристотеля по логике, физике и метафизике.

В третью группу можно отнести так называемые «Спорные вопросы» на различные теолого-философские темы. В них отражена та полемика, которую автору пришлось вести со своими оппонентами в Парижском университете и других местах.

В четвертую группу следует причислить сравнительно небольшие трактаты Фомы преимущественно философского содержания. Среди них «О существовании и сущности» и др.

Наконец, пятую группу составляют наиболее объемистые и важные произведения Аквината — его знаменитые «Суммы». Первая из них называется «Сумма истины католической веры против язычников». Под «язычниками» здесь разумеются главным образом арабоязычные философы. Их идеи получили широкое распространение среди западно-европейских схоластиков. Это расценивалось как серьезная угроза для «чистоты» христианско-католического вероисповедания. Поскольку в первых трех книгах этой первой «Суммы» Аквината (из четырех) преобладает философский материал, а ссылки на Св. Писание редки, в историко-философской литературе её нередко именуют «Суммой философии» или «Философской суммой».

Второй труд — «Сумма теологии» или «Теологическая сумма» (считается неоконченной).

При всём разнообразии затронутых вопросов среди них отсутствуют естественно-научные произведения. В этом отношении Фома отличался даже от своего учителя Альберта. Аквинат продолжил теолого-философскую часть его изысканий, но сделал это с основательностью и систематичностью, до тех пор беспримерной в западно-европейской схоластике.

В самом учении Аквината немного собственно новых идей. Но, будучи мастером систематизации и компромисса, Фома создал грандиозный теолого-философский синтез, в контекст которого были включены порой весьма интересные и по-своему глубокие мысли.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >