Теория познания и логика

Разграничив сферу веры и разума, Оккам вывел теорию познания и логику за пределы теологии и тем самым обеспечил рационалистическую и логически обоснованную основу для своего номинализма.

Мир состоит из отдельных вещей, и наука имеет дело с этими вещами, но пользуется понятиями («терминами») как инструментами для их познания. Оккам различает две разновидности знания: чувственное (или интуитивное) и абстрактное. Чувственное знание основано на восприятии единичных вещей и их переживании. Благодаря чувственному знанию можно выяснить, существует ли вещь или не существует. На чувственном восприятии основывается память, на памяти — опыт, а с помощью опыта формируется общее, в результате чего осуществляется переход от познания интуитивного к познанию абстрактному, сущностью которого является способность отвлекаться от единичных вещей. Относя понятия

(термины) к инструментальной сфере науки, Оккам много внимания уделяет их анализу. В связи с этим и появилось название его учения «терминизм».

Термин — это простейший элемент знания, всегда выраженный словом. Оккам рассматривает два вида терминов — естественные и искусственные. Различие их определяется интенцией (направленностью сознания на определенный объект). Естественные понятия относят ся к самим вещам и являются терминами первой интенции. Искусственные понятия относятся ко многим вещам и к отношениям между ними — это термины второй интенции.

Наука имеет дело с вещами и поэтому пользуется терминами первой интенции. Термины второй интенции становятся предметом анализа в логике, которую интересует значение слов, а не физическое состояние вещей. Универсалии представляют собой понятия о понятиях, потому что они утверждают нечто о многих других терминах и не могут обозначать вещи и потому относятся к терминам второй интенции. Универсалии есть просто знаки вещей и являются результатом деятельности разума, тем не менее, они не лишены объективного значения. Хотя универсалии только знаки, но они замещают не любые предметы, а только те, которые имеют сходство между собой.

Таким образом, самые акты нашего мышления, поскольку они обусловлены известной реальностью, данной нам в интуитивном познании, действительно извещают нас об этой реальности или обозначают её. Поскольку о Божестве мы не имеем интуитивного познания, то не имеем и никакого основания для дальнейшей абстракции, и это значит, что о Боге мы не можем иметь и отвлеченного, и вообще любого познания. Следовательно, Он есть исключительно предмет практической веры, порождаемой актом воли.

Заключение

Номинализм Оккама окончательно разрывает связь между теологией и философией, верой и наукой, которая столетиями укреплялась и развивалась схоластикой, но которая ко времени Оккама становилась всё более слабой. Обе области становятся самостоятельными. Наука и вера, философия и теология развиваю тся по своим собс твенным закономерностям, что является, по существу, основой новой культуры. Творчество Оккама — это выражение нового философского духа, противоположного классической схоластике, — прежде всего, духа антидогматического.

В XIV—XVII вв. сочинения Оккама были хорошо известны. Его использовала Реформация в борьбе с католической церковью, на него ссылался Мартин Лютер. Труды Оккама по логике и философии оказали влияние на таких известных философов Нового времени, как Ф. Бэкон, Д. Локк, Д. Юм.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >