Концептуальные основы формирования гражданской идентичности в условиях поликультурного дошкольного образования

Проблема формирования гражданской идентичности в теории и практике дошкольного образования

Вопросы гражданского воспитания имеют в педагогике давнюю историю, которая берет начало еще с античных времен. Платон и Аристотель рассматривали гражданское воспитание как процесс формирования уважения к государству и законопослушания, Руссо же в гражданском воспитании видел свободное развитие личности, создание условий для её самовыражения [12]. Макиавелли провозглашал активный патриотизм, Монтескье связывал любовь к Отечеству с любовью и стремлением к равенству, Фихте считал, что любовь к Родине должна ассоциироваться с безусловным требованием к самопожертвованию [11].

Теоретические основы формирования гражданской идентичности были заложены Аристотелем, В. Г. Белинским, П. П. Блонским, А. Ди-стервегом, Н. А. Добролюбовым, Ж.-Ж. Руссо, Н. М. Карамзиным, Я. А. Коменским, М. В. Ломоносовым, А. С. Макаренко, А. Н. Радищевым, В. С. Соловьевым, В. А. Сухомлинским, Н. Г. Чернышевским,

С. Т. Шацким и др. [11,12,13, 14].

Я. А. Коменский, исходя из посылки об общечеловеческом единстве потребностей и устремлений, обосновывал программу универсального воспитания всего человеческого рода, формирования у детей умения жить в мире и согласии с окружающими, уважать и любить всех людей.

Главными сторонами личности А. С. Макаренко считал наличие определенного уровня образованности, высокую общественно-политическую активность, коллективизм, умение активно участвовать в управлении общественными и государственными делами. Подлинное проявление сущности гражданина Антон Семенович видел в единстве сознания и поведения. Среди качеств личности особо выделялись дисциплинированность, готовность к действию и торможению, принципиальность, которые, по его мнению, синтезируются у политически деятельного и ответственного человека. Истоки гражданского воспитания, по убеждению А. С. Макаренко, заключаются в организации единого детского трудового коллектива. Но при этом гражданин должен являться творческой индивидуальностью, чтобы в полной мере реализовать все свои возможности и способности [99, с. 198].

К. Д. Ушинский, сформулировав идею народности, отстаивал необходимость развития национального самосознания и воспитания гражданина и патриота. Он считал, что чувство национального самосознания человека, его любовь к Родине составляют нравственную основу личности гражданина [183].

П. П. Блонский рассматривал гражданское воспитание как политическое, а формирование человеческих качеств относил к нравственному воспитанию [183].

Попытку обобщения теоретического и практического опыта гражданского воспитания в советском обществе предпринял в 1960-1970-х годах В. А. Сухомлинский, который рассматривал гражданственность в неразрывной связи с гуманизмом [193]. Непременным условием гражданского воспитания он считал организацию эмоциональной, насыщенной и деятельной жизни коллектива, всемерно способствующей развитию гражданской активности каждой личности.

Гуманистические идеи В. А. Сухомлинского получили свое развитие в педагогической деятельности его последователей - Ш. А. Амона-швили, И. П. Волкова, Е. Н. Ильина, В. Ф. Шаталова [99]. Они считали, что основным звеном гражданского воспитания является воспитание нравственное, а важнейшей особенностью гражданственности - ее гуманистическая сущность. Гражданская деятельность «шестидесятников», научно-практический опыт В. А. Сухомлинского и его последователей подготовили почву для последующего поиска новых основ гражданского воспитания [14, с. 26].

В культурно-исторической теории Л. С. Выготского источники и детерминанты развития поведения и психики лежат в исторически развивающейся культуре, а всякая функция в культурном развитии индивида появляется в социальном, а потом в психологическом плане, то есть вначале возникает в сообществе как категория интерпсихическая, а затем во внутренней жизни индивида - как категория интрапсихическая [56].

На современном этапе проблема гражданской идентичности разрабатывалась и в теоретических трудах западных ученых: Б. Андерсона, П. Бергера, И. Валерстайна, Э. Гидденса, Т. Лукмана, С. Хантингтона, Э. Эриксона и других [9].

Вопросы становления гражданской идентичности под воздействием процессов глобализации рассмотрены в исследованиях М. Н. Губогло [64], И. Л. Гуляева [67], Е. А. Казаевой [101], А. В. Кузнецовой [137, 138] и других.

В трудах этих ученых излагаются теоретические подходы к данной проблематике, анализируются результаты социологических исследований, а также рассматривается взаимодействие между гражданскими, этническими и религиозными идентичностями.

Современные тенденции в изучении гражданской идентичности характеризуются активизацией исследований, которые обусловлены актуализацией идентификационных процессов на уровне гражданской общности.

Для разработки теоретических основ гражданской идентичности дошкольников в условиях поликультурной образовательной среды значимыми являются исследования современных ученых - А. Г. Асмолова [24], Е. В. Бондаревской [46], Г. Н. Волкова [51], С. А. Козловой [114], Т. С. Комаровой [116], Н. М. Лебедева [141], М.А. Чистяковой [211], Р.М. Чумичевой [212] и др.

Особое значение имеют теоретические положения М. М. Бахтина о человеке как уникальном мире культуры, вступающем во взаимодействие с другими личностями-культурами, творящем себя в процессе такого взаимодействия и воздействующем па других как способ взаимодействия их с объектами культуры и искусства в исторической перспективе [99]. Важные выводы для обоснования гражданского образования вытекают из культурно-исторической теории развития поведения и психики Л. С. Выготского, в соответствии с которой источники и детерминанты психического развития лежат в исторически развивающейся культуре [56].

Диалектическое соотношение общечеловеческого и национального в характеристике этноса русский философ Н. А. Бердяев рассматривает следующим образом [42]:

  • 1) наличие у каждого конкретного человека черт представителя человеческого рода вообще и черт, присущих каждой индивидуальной национальности в частности;
  • 2) единство судьбы отдельного человека с исторической судьбой народа и всего человечества;
  • 3) зависимость реальности всего человечества от реальности национальностей;
  • 4) взаимосвязь национальной и общечеловеческой культуры, которая является не отвлеченной, а конкретно-национальной и тем самым восходящей до общечеловечности.

В его трудах отмечено, что «подлинное национальное самосознание ставит бытие нации в перспективу мировой истории, оно преодолевает провинциализм национальной жизни и национальных интересов. Зрелое национальное сознание есть также сознание всемирно историческое» [76, с. 42-43].

Данные положения в равной степени относятся к процессу усвоения духовных ценностей через образовательный процесс. Это объясняет духовную природу традиций воспитания как феномена исторической жизни общества, раскрывает не только ее структуру, по и ме ханизмы ее динамики, доказывает ее диалектическую сущность, этнокультурную направленность, убежденность, которые подтверждают мысль о том, что формирование гражданской идентичности - это активный духовный процесс, включающий усвоение опыта национальной культуры воспитания.

И. А. Ильин определял воспитание детей как «пробуждение их бессознательного чувствования к национальному духовному опыту, укрепление в нем их сердца, их воли, их воображения и творческих замыслов» [98, с. 156]. Человек не может не любить свою родину, так как нелюбовь означает то, что он ее не нашел и не имеет. Особая роль в пробуждении у ребенка патриотических начал отводится воспитателю, который должен растить и развивать у «маленького гражданина» национальный духовный характер, определяемый многими составляющими: совестью, достоинством, художественным вкусом, братской солидарностью, чувством ответственности, патриотизмом. Национальное воспитание, по мнению И. А. Ильина, слагается из создания культа родного языка, пения, молитв, сказок, изучения житий святых и героев, поэзии, истории, географии. С помощью именно такого воспитания возможно устранение национального обезличивания человека и народа, сохранение своей этничности [98].

В. В. Розанов отдает предпочтение воспитанию детей на лучших национальных традициях и указывает: «... от древнего грека и до современного нам англичанина, француза, немца каждый именно в пору отрочества и первой юности воспитывался и воспитывается в типично-национальном духе» [183, с. 123]. Для него было очевидно, что лишь признание абсолютного, вневременного характера духовных идеалов, запечатленных в религии, истории и опыте воспитания народа, способно быть фундаментом при осуществлении на земле идеи человеческого духовного созидания в процессе усвоения ценностного опыта воспитания народа.

В ряде современных исследований [2, 16, 21, 70] подчеркивается, что этническое единство народа формируется в неразрывной связи с общностью его психики, проявляющейся в специфических чертах характера, своеобразии ценностных ориентаций, вкусов и т. п. Они обеспечивают устойчивость жизнедеятельности отдельных этнических групп и передачу этих черт из поколения в поколение. Именно исторически обусловленное соотношение между различными видами социальных связей (происхождением, языком, территорией, государственной принадлежностью, экономическими связями, культурным укладом, религией) порождает этническое самосознание, посредством которого субъективно определяется этническая принадлежность того или иного лица, той или иной социальной группы.

Для данного исследования важно, что самосознание является значимым структурным компонентом в генезисе национальной культуры. Подтверждение этой мысли мы находим в работах Ф. Барта, который считает, что главным критерием этнической группы являются ее границы: единственным реальным способом определения этнической группы является способ, основанный на исследовании тех границ, которыми она себя очерчивает. Изучать их необходимо, отвлекаясь от культурного содержания, находящегося в пределах этих границ. По его мнению, этничность - это форма социальной организации культурных различий, а с позиции теории этноса - народ, нация, этнос - это «конструируемая общность» [43].

Необходимо отметить, что именно в процессе становления национального самосознания складывается определенный психический тип со стойкими чертами, как результат восприятия от прежних поколений обычаев, привычек, жизненного уклада, традиций общения с соседями и т. д. При этом обнаруживается, что психические переживания, историческая память этноса передаются новым поколениям не сами по себе, а через духовную культуру, усваиваются каждым индивидом в процессе воспитания и практической совместной жизни.

На рубеже XIX-XX вв. Г. Г. Шпет высказал мысль, что национальную психологию народа нужно исследовать через постижение смысла объективных культурных явлений, в которых запечатлевают ся этнические субъективные чувства народа. В соответствии с этим, ключом к пониманию психологии народа является его культура, история, конкретная социальная действительность, в совокупности определяющие содержание коллективного духа нации. По его мнению, «дух» как коллективный субъект выражается в языке, мифах и прочем содержании этнической психологии [206].

В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость» [156, с.7].

Для выяснения сущности формирования основ гражданской идентичности личности дошкольника необходимо обратиться к осмыслению таких понятий, как «гражданское воспитание», «гражданственность», «идентичность» и «гражданская идентичность».

В современной педагогической литературе существуют различные трактовки термина «гражданское воспитание». При этом многие российские ученые указывают на интегративный характер этого понятия. Так, например, В. В. Воронов в своей книге «Педагогика школы в двух словах» определяет понятие «гражданское воспитание» как формирование комплекса качеств, необходимых каждому члену современного общества, а именно: политической культуры, правовой культуры и культуры межнациональных отношений [54, с. 13].

Гражданское воспитание, по мнению С. Д. Полякова - это процесс формирования гражданских умений, гражданского поведения посредством побуждения воспитанников к восприятию своих гражданских умений, действий, возможностей как личной и групповой ценности. По мнению ученого, сущностью гражданского воспитания является «создание у дошкольников опыта социального группового и индивидуального поведения как опыта совместного анализа, совместного решения групповых и социальных проблем, совместного социального действия, культурной защиты своих групповых и индивидуальных интересов» [38, с. 57].

Нам близка точка зрения Г. Н. Филонова, который рассматривает гражданское воспитание как «целостный социально-педагогический и культурный процесс, направленный на создание социальной и духовной основы формирования гражданского общества и его главного субъекта - граждански образованной и всесторонне развитой личности» и определяет гражданственность как «комплекс субъективных качеств личности, проявляющихся в отношении к деятельности человека при выполнении им основных социально-ролевых функций, осознанной законопослушности, патриотической преданности в служении Родине и защите интересов Отечества, свободной приверженности к ориентациям на общественные нормы и нравственные ценности» [203, с. 38].

В педагогическом энциклопедическом словаре гражданское воспитание определяется как «формирование гражданственности в виде интегративного качества личности, позволяющего человеку осуществлять себя юридически, нравственно и политически дееспособным» [170, с. 190]. Это определение наиболее часто встречается и в другой педагогической литературе, что позволяет нам признать данное определение общепринятым на современном этапе.

Рассмотрим толкование термина «гражданственность». В современном философском словаре гражданственность определяется как «нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит: государство, семья, церковь, профессиональная или иная общность, в готовности отстаивать и защищать их от всяких посягательств на их права и интересы» [175, с. 287].

Современный политический словарь дает следующую трактовку этого понятия: «гражданственность - качество, свойство человека, гражданина, проявляющееся в его готовности и способности активно участ вовать в делах общества и государства, сознательно пользоваться своими правами и свободами, выполнять свои обязанности. Понятие «гражданственность» тесно связано с понятием «патриотизм» [188, с. 215].

В «Толковом словаре русского языка» гражданственность личности отождествляется с ее цивилизованностью. «Понятие «гражданственность, - утверждают составители словаря, - это то же, что цивилизация» [165, с. 98].

«Гражданственность - это сознание своих прав и обязанностей по отношению к государству, гражданская организованность и дисциплинированность» - говорится в «Словаре современного русского литературного языка» (1956 г.) [186]. Не вызывает сомнения положение о том, что «гражданственность формируется в процессе усвоения идейно-нравственных и правовых норм сознания, развития чувств и поведения...» [100, с. 89].

В педагогическом энциклопедическом словаре дана современная трактовка понятий «гражданин», «гуманизм», «гражданство» и др. [170, с. 27].

Ю. Н. Никифоров и А. Н. Скалина в своей работе «О понятии «гражданственность» указывают на то, что в российском понимании гражданственности, в отличие от западного, акцент делается на духовно-нравственных объединяющих началах. В западном же контексте приоритет отдается знанию юридических, политических, моральных норм и их применению [159, с. 40].

В исследовании Л. В. Кузнецовой «Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике XX в.» гражданственность определяется как интегративное качество, позволяющее человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным. Это определение на современном этапе является общепризнанным [137, с. 10].

И. Л. Гуляева определяет гражданственность как интегративное качество личности по следующим аспектам:

а) мировоззренческому (знания, убеждения, ценностные ориентации);

  • б) поведенческому (нормы, установки, поступки);
  • в) оценочному (качественное состояние нравственного, правового самосознания, стиль мышления, познавательные оценки, их характер и содержание);
  • г) культурному (культура чувств, отношений, поведения, содержание и характер самодеятельного творчества) [67, с. 311].

Гражданственность, с точки зрения Дж. Бэнкса, предстает как синтез знаний, норм и принципов общественных отношений, способностей личности к оценке значимости этих норм в конкретной ситуации и выбора на основе этой оценки общественно одобряемого поведения и деятельности [47, с. 11].

Итак, гражданственность предполагает наличие у человека системы социально-значимых нравственных ценностных ориентиров, питающих чувство причастности к судьбе Отечества, определяющих готовность принять моральную ответственность за его прошлое, настоящее и будущее, установку на активное участие в развитии своей страны и общественной жизни - в формах, не противоречащих моральным и правовым нормам.

Таким образом, являясь интегративным качеством личности, гражданственность включает в себя целый ряд качеств, присущих человеку-гражданину. Прежде всего, это такие качества, как: гражданская ответственность, умение сочетать и подчинять личные интересы общественным, умение осознанно и самостоятельно делать свой выбор, гуманизм, этническая толерантность, патриотизм и т. д.

Основными элементами гражданственности на современном этапе признаются активная гражданская позиция, нравственная и правовая культура, позволяющие человеку выполнять свои обязанности по отношению к государству и уважительно относиться к другим гражданам [122, с. 34].

В «Большой психологической энциклопедии» идентичность определяется как «...чувство тождественности или преемственности «Я», сохраняющееся, несмотря на средовые изменения и индивиду альное развитие. Личные воспоминания о прошлом и устремления свидетельствуют о существовании такого чувства идентичности в настоящем» [42, с. 78].

Широкое распространение термина «идентичность» и, главное, его введение в междисциплинарный научный обиход связано с именем Эрика Эриксона. Под идентичностью он понимал чувство само-тождественности, собственной эстетичности, полноценности, сопричастности миру и другим людям, «... способность личности к полноценному решению задач, встающих перед ней на каждом этапе развития» [216, с. 135 - 137].

В психологии понятие «идентичность» используется относительно недавно. С появлением и распространением психоанализа происходит в высшей степени любопытный поворот в осмыслении феномена «идентичность». Если прежде вопрос состоял в том, как ее обнаружить, вывести на свет сознания, то теперь проблема смещается в другую плоскость: наше «истинное Я», т. е. идентичность, ускользает от осознания, не хочет быть обнаруженной. Если до Фрейда вели речь о том, как отделить подлинное содержание личности от неподлинного, то в психоанализе ситуация принципиально меняется: речь идет не о скрытой, а о скрывающейся идентичности. Причем скрывающейся не только от других, но и от себя. Наше «Я» строится из иллюзии относительно себя самого.

Психологические аспекты проблематики идентичности интенсивно разрабатываются в постфрейдовском психоанализе и, в частности, в революционных исследованиях Лакана. Речь здесь идет о складывании индивидуальности как возможного целого. То, что философы обозначают в качестве «самости» или «субъективности», отнюдь не представляет собой никакой естественной данности или само собой разумеющейся сущности [94, с. 88].

В науке сложились различные подходы к классификации идентичности. Идентичность означает чувство принадлежности, сопричастности к миру и другим людям, самоотождествление с определенной социокультурной средой, ее нормами и ценностями.

Анализ научной литературы, посвященной понятию идентичности, показывает, что в психоаналитической концепции (А. Ватерман, 3. Фрейд, Э. Эриксон) основное внимание уделяется глубинным механизмам формирования идентичности как осознания автономности Я и связанным с этим переживаниям (страх утраты своего Я и др.); в учении символического интеракционизма (И. Гоффман, Дж. Мид, Г. Фогель-соп, Ю. Хабермас) идентичность трактуется как осознание своей социальной роли через призму восприятия ее другими; в когнитивной психологии (Г. Брейкуэлл, Г. Тэджфел, Дж. Тэрнер) - как эмоционально окрашенный процесс осмысления сходства людей, принадлежащих к данной общности или группе.

Анализ исследований позволил рассматривать идентичность как результат процесса соотнесения индивида с другими - с внутренним миром другого, с ценностями другого, с гражданской общностью и т. д., определить структуру явления идентичности как индивидуальность личности, ее ориентированность на социальное окружение (С. А. Ба-клушинский, Е. П. Белинская, А. С. Гаязов, В. С.Малахов, Н. Г. Орлова, В. И. Павленко, Т. Г. Стефаненко и др.) [183].

Необходимо отметить, что предметом исследования ученых являются различные типы идентичности: социальная (X. Беккер, Дж. Дэвис, Р. Тернер, Э. Эриксон, Л. С. Выготский, Д. Каган, И. С. Кон, Б. Ф. Порш-нев, Е. Т. Соколова, В. В. Столин, В. А. Ядов), этническая (Г. Олпорт, М. Рокич, Е. Н. Данилова, Л. М. Дробижева), культурная (В. Библер, Ю. Давыдов, В.Давидович, А. П. Марков, Н. В. Тишунина), персональная (Э. Фромм, Ю. Хабермас, Э. В. Ильенков, С. Л. Рубинштейн), гражданская (А. Г. Асмолов, Т. В. Водолажская, А. М. Кондаков, М. А. Юшин) [141].

Происходящие изменения в современном обществе обнажили многие проблемы нашей образовательной системы, в том числе и в формировании личности дошкольника. Культурная идентификация является глубинным ядром личности дошкольника, форми рование которого происходит благодаря познанию совокупности символов, закрепленных в коллективном сознании и культуре, готовности ребенка дошкольного возраста действовать определенным образом [78, с. 89].

Анализ теоретических разработок позволил определить идентичность как «установление подобия между собою и своим народом, переживание чувства принадлежности к национальной культуре, интернализация ее ценностей, проживание собственной жизни в формах культурного бытия народа» [45, с. 28], выявить смысл гражданской идентичности как постоянно развивающегося процесса осознания принадлежности к государству и его региональному субъекту (республика, области), осуществляемых через систему государственных институтов, прав гражданства, гражданской культуры и идеологии, независимо от этнической и конфессиональной принадлежности, а культурную идентификацию как «процесс достижения идентичности, отождествление и построение способов взаимосвязи индивида с бесконечным миром культуры» [155, с. 78].

Формирование гражданской идентичности является ключевой задачей образования в социокультурной модернизации России и призвано обеспечить интеграцию, единство и целостность самосознания личности как гражданина поликультурного общества на основе присвоения системы общечеловеческих нравственных ценностей, свободу его самовыражения на основе учета многообразия социальных установок, норм и ценностей.

Становление гражданской идентичности определяется не только фактом гражданской принадлежности, но тем отношением и переживанием, с которым связана эта принадлежность. Базовым идентифицирующим механизмом является патриотизм как чувство приверженности гражданской общности, признание ее значимой ценностью.

Гражданская идентичность как результат самосознания общности определяет взаимосвязанность и взаимозависимость членов общности, а также ее способность проявлять различные формы совместной активности. Гражданская общность обладает традициями, единством исторической судьбы, языка и культурного контекста, своеобразными эмоциональными связями, при этом важнейшей основой объединения является родная земля, государство, определенная территория.

Среди факторов становления и поддержания гражданской общности наиболее значимы: общее историческое прошлое; общий язык, являющийся средством коммуникации и условием выработки разделяемых смыслов и ценностей; общая культура, построенная на определенном опыте совместной жизни, фиксирующая основные принципы взаимоотношений внутри общности и ее институционального устройства; переживание данным сообществом совместных эмоциональных состояний, особенно связанных с реальными политическими действиями.

Гражданская идентичность является важнейшим конституирующим элементом гражданской общности, выступает основой группового самосознания, интегрирует население страны и является залогом стабильности государства.

Образовательные стандарты нового поколения нацелены на достижение гармонии этнической идентичности, гражданской идентичности и общечеловеческой идентичности в процессе становления человека. Основными составляющими процесса формирования гражданской идентичности выступают:

  • - формирование идентичности человека как гражданина своей страны, воспитание гражданского патриотизма и любви к Родине;
  • - формирование этнической идентичности и солидарности с «малой родиной - село, город, регион», направленной на приобщение к национальной культуре, знание истории родного края и т. п.;
  • - формирование общечеловеческой идентичности, направленной на приобщение к продуктам мировой культуры и всеобщей истории человечества, общечеловеческим ценностям, достижениям науки и техники, роднящих человека со всем человечеством.

Анализ научной литературы показывает, что у ученых, пришедших к осознанию необходимости разработки понятия «гражданская идентичность», отсутствует единая точка зрения относительно понимания данного явления. В зависимости от того, как проблема гражданской идентичности вписана в круг научных интересов исследователей, выбираются основные аспекты ее изучения: гражданская идентичность рассматривается среди многих категорий (наряду с половой, возрастной, этнической, религиозной и другими идентичностями) и определяется как реализация базисных потребностей личности в принадлежности к группе [95]; оценивается в качестве политико-ориентированной категории, в содержании которой выделяются политико-правовая компетентность личности, политическая активность, гражданское участие, чувство гражданской общности [108]; осмысливается как осознание принадлежности человека к общности граждан того или иного государства, имеющей для него значимый смысл [155]; предстает как тождественность личности статусу гражданина, как оценка своего гражданского состояния, готовность и способность выполнять сопряженные с наличием гражданства обязанности, пользоваться правами, принимать активное участие в жизни государства [214].

Осмысление исследований показывает, что проблема гражданской идентичности изучается, как правило, на социологическом уровне: рассматриваются тенденции поддержания межэтнической толерантности в контексте формирования национально-гражданских идентичностей у русских и титульных национальностей в республиках [38]; определяется содержание государственно-гражданской идентичности у студентов социально-гуманитарных направлений [4]; выявляются особенности гражданской идентичности российской молодежи [63] и т. д.

Следует признать, что в педагогической теории проблема формирования гражданской идентичности дошкольника практически не осмыслена. Предметом специального исследования не была деятельность педагога, формирующего гражданскую идентичность дошкольников в условиях поликультурной образовательной среды ДОУ.

На наш взгляд, среди многих проблем, возникающих при изучении гражданской идентичности дошкольников, необходимо исследовать такие, которые связаны с обоснованием структуры «гражданская идентичность дошкольника» и содержания ее компонентов, с определением функций компонентов гражданской идентичности дошкольника; с определением подходов к формированию гражданской идентичности дошкольников; с разработкой программы и с определением стратегий формирования гражданской идентичности в условиях по-ликультурной образовательной среды ДОУ.

Представляемый подход к формированию гражданской идентичности дошкольников будет основан на принципе «поликультурного образования» и включает приобщение дошкольников к национальной культуре, развивая на этой основе общечеловеческое мировоззрение, готовность и умение жить в поликультурной среде. Общечеловеческое мировоззрение формируется через национальное, и наоборот, понимание и уважительное отношение к национальной культуре способствует формированию личности, обладающей развитым чувством понимания и уважения других культур.

В этом смысле стратегия формирования гражданской идентичности неотделима от общей цели модернизации российского образования, опирающейся на принцип сбалансированности социальных, этнокультурных и национальных интересов граждан. В едином поли-культурном образовательном пространстве Российской Федерации интересы каждой личности гармонично сочетаются с общественными и государственными интересами.

Основываясь на данных концептуальных положениях, сложно говорить о том, что модель формирования гражданской идентичности -это целостная образовательная система, которая в рамках единого государственного образовательного стандарта формирует содержание обучения и воспитания детей в соответствии со структурой российской идентичности и предполагает формирование социального поведения, способного обеспечить комфортное существование гражданина России в современном информационном обществе.

Базовые национальные ценности, цели и основные принципы гражданского воспитания сформулированы в «Концепции духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России» [122].

В качестве основных принципов гражданского воспитания нами выделены: поликультурная основа, полилингвальная основа, гуманистическая открытость воспитания, личностная ориентированность воспитания, воспитание гражданской ответственности, базовый принцип организованного развития и саморазвития.

Формирование гражданской идентичности дошкольников в контексте поликультурного образования создается систематическим приобщением к культурным и духовно-нравственным традициям, базовым национальным ценностям разных народов, в том числе к языку, с учетом индивидуальных и этнопсихологических особенностей ребенка.

Гуманистическая открытость, способность и склонность к межличностным и межкультурным контактам, - необходимые качества современного человека, живущего и работающего в многоэтничном и поликультурном мире. Формирование гражданской идентичности дошкольников в контексте поликультурного и полилингвального образования основывается на базе личностно-ориентированного воспитания, предполагающее активное вовлечение детей в процессы социализации, развитие доступных форм самоуправления, психологопедагогическую поддержку стремления к лидерству и самовыражению, воспитание в духе толерантности, коммуникабельности, доверия и миролюбия.

Воспитание как долговременный непрерывный процесс, переходящий в самовоспитание, состоит в организации содержательной жизни и развивающей деятельности, стимулирующей творческую свободу и созидательную активность воспитанников. В то же время личность, способная к самореализации и творчеству, должна быть свободна от эгоизма, нетерпимости к людям другой национальности, вероисповеданию.

Поэтому необходимо с ранних лет формировать у детей уважение, принятие и понимание культурного многообразия, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности; прививать общенациональные, политические, экономические и духовные ценности, воспитывать в духе поликультурного диалога, независимого позитивного мышления и осмысления моральных и человеческих ценностей.

Воспитание гражданской ответственности должно опираться на гармоничное сопряжение этнокультурного самосознания и российской (как национально-территориальной, так и общероссийской национальной) гражданской идентичности детей, которые являются гражданами многонациональной России, оставаясь полноправными членами различных этнокультурных и конфессиональных сообществ. В понятие гражданственности входят такие качества, как готовность защищать родину, способность объективно оценивать соответствие политики государства интересам народа, умение объединяться для достижения общей цели, отодвигая свой личный интерес на второй план.

Вне зависимости от расовой, этнической, конфессиональной принадлежности все граждане России должны осознавать себя единой гражданской нацией, которая вместе с тем является неотъемлемой частью великой российской нации [124].

Стратегия формирования гражданской идентичности в условиях поликультурной образовательной среды ДОУ строится в русле общей стратегии культурного диалога, уважения к свободе другого и направлено на воспитание, развитие поликультурной личности, формирование конструктивных взаимоотношений, общественно приемлемого поведения и позитивных установок дошкольников. Все это выступает элементами гражданской культуры, которая проявляется в традициях, нормах, ценностях, взглядах, убеждениях, привычках, правилах, в поведении и отношениях.

Формирование гражданской культуры реализуется средствами целенаправленного воздействия на личность в процессе образования. Наиболее мощным инструментом воспитания являются традиции, обычаи, привычки и навыки, передаваемые из поколения в поколение, выступающие регуляторами общественных отношений [66, с. 103].

Традиции - это любые человеческие практики, убеждения, институты или артефакты, которые передаются от одного поколения к другому. Несмотря на то, что содержание традиций крайне изменчиво, это понятие обычно означает тот элемент культуры, который считается частью общего наследия социальной группы.

Другим мощным инструментом воспитания являются нормы - регулирующие правила, указывающие границы своего применения.

Социальные нормы - стандарты деятельности и правила поведения, выполнение которых ожидается от члена группы или общества и поддерживается с помощью санкций, они упорядочивают и регулируют социальные взаимодействия. Отрицание социальных норм и ценностей, принятых в обществе, является асоциальным поведением.

Моральные нормы регулируют внутреннее поведение человека, диктуют безусловное требование поступать в конкретной ситуации так, а не иначе и фиксируются в заповедях и других формах представлений о том, как человеку должно поступать.

Взгляды М. М. Бахтина, И. Е. Берлянда, В. С. Библера, С. Ю. Курганова, В. А. Сластенина [183] и других подтверждают факт изменения смысла и цели современного образования: от «человека образованного» к «человеку культуры», в их тесной взаимосвязи, где элементы культуры должны составлять ядро обновленного содержания образования и развивать у детей культуру деятельности, культуру мышления, языковую культуру, культуру общения, эстетикохудожественную культуру, психологическую культуру.

В Национальной доктрине образования в Российской Федерации подчеркивалось, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость» [156, с. 12].

Наряду с положениями о единстве культурного и образовательного пространства России, Закон РФ «Об образовании» [201, с. 18] по стулируют принципы защиты и развитие национальных культур и региональных культурных традиций. Национально-культурные интересы народов Российской Федерации в сфере образования предполагают восстановление этнокультурных и этносоциальных функций [29].

Система образования, вырастающая из культурно-исторических традиций народов России, обращенная к их насущным потребностям и устремлениям в будущее, с необходимостью должна развиваться в многомерном пространстве этнической, национально-территориальной, общероссийской и мировой культуры. Поэтому гражданский императив поликультурной образовательной среды подчинен актуальным интересам общественного развития, исходит из стратегии сохранения культурного многообразия и нацелен на подготовку подрастающих поколений к функциональному сотрудничеству в составе полиэтнических гражданских сообществ регионального, российского, международного масштаба, строится вокруг следующих ориентиров: социокультурной идентификации личности; освоения системы понятий и представлений о поликультурной среде; воспитания положительного отношения к культурному окружению; развития навыков социального общения [139].

Исходя из вышеизложенного, следует, что формирование гражданской идентичности - это комплексный разносторонний процесс социализации личности, основанный на преемственности культуры, традиций и норм.

Важной составляющей этого процесса формирования гражданской идентичности в контексте поликультурного образования выступает ступень дошкольного детства. Поликультурное образование позволяет дошкольнику начать участвовать в межкультурном диалоге, начать понимать собственную культуру во взаимосвязи с другими культурами России и мира, способствует началу формирования у него основ гражданской идентичности.

Значимость феномена дошкольного детства как периода присвоения ребенком опыта жизни путем подражания, копирования и познания ценностей культуры, норм социального поведения, транслируемых взрослым, доказана в исследованиях Е. В. Бондаревской [44], Н. Ф. Виноградовой [49], С. А. Козловой [113], В. Т. Кудрявцева [136], В. С. Мухиной [154], Р. М. Чумичевой [212, 213] и др. В данном исследовании принято базовое понятие - «гражданская идентификация дошкольника», являющаяся педагогическим механизмом (познание, освоение, осмысление ценностей, открытие личностных смыслов и их трансформация в эмоционально-когнитивную и поведенческую сферу), усиливающим эффективность воздействия педагогической технологии на развитие у дошкольников ценностно-смыслового отношения к культуре родного края. Формулировка данного понятия обусловлена определением «механизмов идентификации» (осмысление прошлого, наблюдение за настоящим, прогнозирование будущего, анализом текущей ситуации для принятия адекватных решений и построения модели поведения) в работах М. Б. Абсалямова [2, 3], А. М. Кондакова [122] и др.

Концептуальной основой для данного исследования являются научные труды представителей научной школы Северо-Осетинского государственного педагогического института по полилингвальной модели поликультурного образования. Сама научная школа начала формироваться с начала 2000 года, когда была разработана (Р. С. Бзаров, Т. Т. Камболов, А. А. Левитская) и принята «Концепция осетинского национального образования» (23.04.2004 года), построенная на полилингвальной основе в контексте поликультурной дидактики. Основная идея Концепции состояла в том, что осетинская национальная школа строится на принципах полилингвальности и поликультурности в триаде «Осетия - Россия - Мир». Ее основная цель состояла в сохранении и развитии осетинского языка как регионального и в приобщении обучаемых к российской культуре, а через нее к общечеловеческой. В основе описания модели - труды авторов научной школы: Р. С. Бзарова «Языковая политика в Северной Осетии: исторический и социокультурный контекст» [37], О. И. Дреева (Этнокультурная защита и проблема формирования гражданской идентичности) [85], Т. Т. Камболова (Стратегия образования в Осетии: полилиигваль-ность и поликультурность) [104], Ф. X. Киргуевой (Формирование поликультурной компетентности и толерантности студентов - будущих учителей) [107], 3. В. Корнаевой (Взаимосвязанное обучение языкам и формирование российской гражданской идентичности в рамках полилингвальной модели поликультурного образования [125], Л. А. Кучиевой (Проблема подготовки педагогических кадров для системы полилингвального образования) [140], 3. Б. Цаллаговой (Этно-педагогический диалог культур как содержательная основа формирования поликультурного образовательного пространства) [207] и др., в которых проблематика гражданской идентичности рассматривается в поликультурном контексте.

Свое развитие модель получила в рамках Государственного заказа по созданию поликультурной образовательной модели как основы формирования гражданской идентичности обучающихся, в том числе через авторские программы «Ребенок в мире культуры родного края», «Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста» и др., где реализованы разработанные основы гражданской идентичности личности ребенка [38].

Особый интерес для нашего исследования представляет монография «Поликультурная образовательная модель как основа формирования российской гражданской идентичности обучающихся общеобразовательной школы» (авторы: Р. С. Бзаров, Т. Т. Камболов, Л. А. Кучиева) [38]. В ней обосновывается необходимость разработки технологии гражданского воспитания детей на основе представления о своей этнической культуре как элементе общероссийской и мировой культур, а о самом себе - как наследнике своей этнокультурной традиции, гражданине российской нации и члене мирового сообщества. По мнению авторов данной монографии, культура родного края создает предпосылки для культурной идентификации, вхождения личности в мир культуры, ценностного и деятельностного освоения действительности. Развитие культурной идентичности зависит от степени выраженности и интенсивности воздействия культурных эталонов на личность ребенка в ходе его социализации, образования и воспитания. «Только такая поликультурная личность и 34

способна к созидательной политической, экономической и социальной жизнедеятельности в современном многогранном глобализованном мире» [38, с.6].

В связи с этим становится необходимым создание содержательно целостной системы поликультурного образования, приобщающей ребенка-носителя родной культуры к культуре общероссийской и мировой.

Разработка основ деятельности по формированию гражданской идентичности дошкольников в условиях поликультурной образовательной среды строится в рамках ПМПО.

Цель формирования гражданской идентичности дошкольников логически вплетается в дошкольный образовательный процесс и включает четыре блока:

  • - знаниевый, в рамках которого реализуется информация культурологического порядка о сущности межэтнических отношений, толерантности, причинах и следствиях толерантного поведения и др.;
  • - отношенческий, в рамках которого формируется отношение к классическому наследию страны, к историческому прошлому; к людям, природе и т. д.;
  • - деятельностный, посредством которого в ходе усвоения содержания формируются положительные установки, усваиваются социальные роли и т. д.;
  • - развивающий, направленный на общее развитие личности и ее познавательной и социальной сфер. В рамках этого блока происходит соединение усилий всех блоков на развитие у воспитанников осознанных позитивных жизненных установок, навыков конструктивного поведения, адекватной самооценки, самосознания, саморегуляции и др.

Формирование идентичности, в том числе дошкольника, включает пять уровней:

  • - когнитивный (познавательный) уровень - освоение образцов и ценностей родной, российской, мировой культуры, культурноисторического и социального опыта человечества;
  • - ценностный (аксиологический) уровень - формирование предрасположенности к межкультурной коммуникации и обмену, толерантности по отношению к другим народам, культурам, социальным группам;
  • - оценочный (коннотативный) уровень - формирование умения четко формулировать собственное отношение к событиям и явлениям, ясно выражать свою точку зрения и аргументировать высказываемые суждения;
  • - деятельностный (поведенческий уровень) - активное взаимодействие с представителями различных культур при сохранении собственной языковой и культурной компетенции;
  • - социально-психологический уровень - формирование гармоничной российской идентичности на основе этнокультурного и национально-территориального самосознания.

В рамках разработки и реализации модели ПМПО научной школой СОГПИ созданы интегрированные учебные материалы для всех групп дошкольных образовательных учреждений по всем образовательным областям на осетинском и на русском языках с использованием этнокультурного, общероссийского и общемирового материалов (А. Д. Ахполова, 3. Бестаева и др.) [26].

Экспериментальная апробация этих пособий предоставляет дошкольному образовательному учреждению свободу выбора языкового инструментария в зависимости от уровня владения воспитанниками родным и русским языками и, как следствие, возможность достижения максимально полного усвоения программного материала. Лежащий в их содержательной основе концептуальный принцип «Осетия -Россия - Мир» содействует началу гармоничного формирования мироощущения детей, которые постепенно осознают себя в качестве граждан Осетии, граждан России и членов мирового сообщества, а осетинская культура вписывается в общероссийское и общемировое культурное пространство как ее гармоничная часть.

Основные идеи, принципы и содержания данной модели апробированы на конференциях различного уровня, семинарах, семинарах-практикумах, круглых столах, мастер - классах, в проектных группах и т. д., в том числе:

в научных статьях - С. М. Дзидзоева «Психологические особенности дошкольного возраста и их учет при формировании граждан ской идентичности» [79]; 3. П. Красношлык «Особенности формирования гражданской идентичности у дошкольников» [127] и др.; в авторских программах преподавателей кафедры дошкольного образования и кафедры ЮНЕСКО СОГПИ, в совместной научно-исследовательской деятельности со студентами Института на всех образовательных уровнях (бакалавриат-магистратура), результаты которой представляются в студенческих сборниках: «Приобщение детей дошкольного возраста к народным традициям в процессе освоения культурного пространства региона» (Л. А. Сыроешко, 3. П. Красношлык); «Традиции и обычаи в воспитании осетинской семьи» (А. А. Цаллаева, С. М. Дзидзоева); «Состояние и пути реализации приобщения детей дошкольного возраста к истории и культуре Северной Осетии» (С. М. Дзидзоева) и др.

Разработка модели находится на стадии развития и совершенствования. Она подвижна и содержит большие возможности.

Согласно основным положениям концепции содержание дошкольного поликультурного образования представляется взаимосвязанными культурными частями:

  • - этнокультурная, или обеспечивающая возможность идентификации в качестве представителя конкретной этноязыковой и этнокон-фессиональной группы;
  • - национально-территориальная, или обеспечивающая возможность идентификации в качестве представителя национально-территориального сообщества конкретного субъекта Российской Федерации;
  • - общероссийская (национальная), или обеспечивающая возможность идентификации в качестве представителя российской гражданской нации;
  • - мировая (общечеловеческая), или обеспечивающая включенность в глобальные цивилизационные процессы и возможность идентификации в качестве равноправного члена международного сообщества.

Таким образом, развитие дошкольного образования в рамках модернизации российского образования прямо связано с внедрением поликультурного дошкольного образования как способа решения задачи становления гражданской идентичности дошкольников и как основы развития гражданского общества.

Модель адекватна целеустановкам федеральных государственных требований к структуре программы дошкольного образования, которые ориентированы на становление личности дошкольника, «любящего свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества» [200, с. 12], а также ФГОС ДО.

Историко-педагогический анализ развития отечественной системы гражданского воспитания подтверждает, что накоплен богатый педагогический опыт гражданского воспитания подрастающего поколения. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, трудовым воспитанием, патриотическим и правовым воспитанием. С начала XX века до наших дней система гражданского воспитания в России развивалась в направлении утверждения понимания гражданственности как интегративного качества личности, гармонично сочетающего патриотические, интернациональные чувства и чувство собственного достоинства. На разных исторических этапах акценты в определении ключевых понятий гражданского воспитания в отечественной педагогике расставлялись по-разному.

Анализ научной литературы показывает, что у ученых, пришедших к осознанию необходимости разработки понятия «гражданская идентичность», отсутствует единая точка зрения относительно понимания данного явления. Гражданская идентичность рассматривается среди многих категорий (наряду с половой, возрастной, этнической, религиозной и другими идентичностями) и определяется как реализация базисных потребностей личности в принадлежности к группе.

На протяжении всей истории человечества в разные периоды развития педагогической науки проблема формирования гражданской идентичности рассматривалась как необходимая составная часть воспитательного процесса, занимала одно из ведущих мест в исследованиях ученых. На разных этапах развития общества и государства мо гут определяться существенно отличающиеся друг от друга цели и задачи гражданского воспитания.

Российское образование начала XXI века находится в стадии становления новых парадигм, присущих современной цивилизации, получившей название «информационное» или «постиндустриальное общество». Переход страны к инновационному социально ориентированному типу развития обусловил приоритетное положение образования и необходимость реформирования российской образовательной системы [156, с. 117], в том числе в части гражданского воспитания подрастающего поколения.

На наш взгляд, составляющими гражданской идентичности на современном этапе являются этничность, патриотизм, поликультурность, полилингвальность.

Представляемой научной школой предложено, как нам кажется, наиболее соответствующее своим целям и задачам определение российской гражданской идентичности.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >