Введение

Безопасность жизни и жизнедеятельности - насущная потребность человека. В содержании общеобразовательных программ Российской Федерации есть разделы, касающиеся здоровья и безопасности. Основной задачей данных разделов является подготовка обучающихся к действиям в опасных ситуациях (Р. И. Айзман, 2010).

Обеспечение безопасности каждого человека в процессе его жизнедеятельности и повышение его уровня культуры в области безопасности являются одними из основных элементов в индивидуальной системе здорового образа жизни.

Соблюдение норм здорового образа жизни должно способствовать воспитанию в каждом человеке таких качеств, как ответственное отношение к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью, которое представляет как индивидуальную, так и общественную ценность (Г. М. Соловьев, 2009).

Становится ясно, что высокие духовные и физические качества человека теряют свою значимость, если он не подготовлен к безопасной жизнедеятельности в реальной жизни, не способен оценить уровень опасности в конкретной чрезвычайной ситуации, найти наиболее оптимальный выход из создавшегося положения, позволяющий снизить фактор риска для его здоровья и жизни.

Уровень культуры в области безопасности жизнедеятельности становится одним из важных критериев, определяющих степень здоровья человека и общества (С. И. Самыгин, 2006).

Умение человека обеспечить личную безопасность в повседневной жизни и в различных опасных ситуациях - основной составляющий элемент здорового образа жизни, обеспечивающий социальное благополучие человека (Л. А. Михайлов, 2009).

Здоровый образ жизни и его составляющие. Культура питания

И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ. КУЛЬТУРА ПИТАНИЯ

В большинстве болезней виновата не природа, не общество, а только сам человек. Чаще всего он болеет от лени и жадности, но иногда и от неразумности.

Н. М. Амосов

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это индивидуальная система поведения и привычек каждого отдельного человека, обеспечивающая ему необходимый уровень жизнедеятельности и здоровое долголетие. В основе здорового образа жизни лежат как биологические, так и социальные принципы (Р. И. Айзман, 2010).

В биологических принципах ЗОЖ необходимо отметить питание, солнечный свет, тепло, двигательную активность, уединение и даже игры (преимущественно в детстве).

Но человек велик и разумен. Он живет в обществе (в социуме) и для его образа жизни недостаточно одних биологических принципов.

К социальным принципам ЗОЖ относятся эстетичность, нравственность, присутствие волевого начала, способность к самоограничению.

ЗОЖ создает наилучшие условия для нормального течения физиологических и психических процессов, что снижает вероятность различных заболеваний и увеличивает продолжительность жизни человека.

ЗОЖ - это динамичная система поведения человека, основанная на глубоких знаниях различных факторов, оказывающих влияние на здоровье человека, и выборе алгоритма поведения, максимально обеспечивающего сохранение и укрепление здоровья и постоянно корректируемого с учетом приобретенного опыта и возрастных особенностей (Г. М. Соловьев, 2009). Суть такого поведения отнюдь не фанатичное следование каким-то установкам здорового образа жизни. Естественно, перестройка своего поведения всегда требует дополнительных усилий, но все должно совершаться на грани удовольствия. Приятного от затраченных усилий должно быть столько, чтобы усилия не показались напрасными. Создаваемая система здорового образа жизни должна иметь привлекательность и необходимо хорошо видеть конечную цель усилий, чего же вы хотите добиться, ведя здоровый образ жизни. Можно, перефразировав Цицерона, конечную цель сформулировать так: «Здоровый образ жизни - это система поведения человека для достижения благополучия для себя, для семьи и государства».

ЗОЖ - основа профилактики заболеваний. Следует подчеркнуть, что в нем реализуется самый ценный вид профилактики -первичная профилактика заболеваний, предотвращающая их возникновение, расширяющая диапазон адаптационных возможностей человека. Профилактика заболеваний подразумевает какие-то дополнительные нагрузки для человека, изменение его привычек и поэтому требует сил.

ЗОЖ включает в себя:

  • - двигательную активность,
  • - отказ от вредных привычек,
  • - умеренное и сбалансированное питание,
  • - режим дня,
  • - закаливание и личную гигиену,
  • - сексуальное воспитание,
  • - психогигиену, умение управлять своими эмоциями.

ЗОЖ направлен на обеспечение общего комфортного самочувствия, когда человек может справиться с жизненными вопросами и проблемами, оценивать реально происходящие события, находить позитивные стороны различных ситуаций, т.е. избегать стрессовых ситуаций.

При рассмотрении ЗОЖ можно говорить об интеллектуальном, физическом, социальном и духовном самочувствии человека.

Интеллектуальное самочувствие - это способность человека узнавать и использовать новую информацию, чтобы повысить качество жизни и способность действовать оптимально в новых обстоятельствах.

Физическое самочувствие - способность человека действовать эффективно, в соответствии с требованиями повседневной работы; это хорошая физическая подготовленность и наличие полезных двигательных качеств.

Социальное самочувствие - способность успешно взаимодействовать и устанавливать значимые отношения с другими людьми.

Духовное самочувствие - способность устанавливать систему ценностей и действовать в соответствии с ней, при этом устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели и стремиться к ним.

Культура питания. Извечное стремление людей быть здоровыми и работоспособными привело к тому, что в последнее время много внимания стало уделяться рациональному питанию как одному из важных компонентов здорового образа жизни.

Питание, которое обеспечивает полноценное развитие, называется рациональным (от латинского - расчет, мера, разумный, обоснованный). Известный русский писатель Л. Писарев подметил: «Измени пищу человека, и человек мало-помалу изменится». Здоровье человека во многом определяется количеством и качеством пищи, режимом питания. Здоровое питание - важнейшее условие долголетия. Наука о питании уходит в глубину веков. Важные положения о рациональном питании можно встретить в трудах Гиппократа, Галена, Авиценны и др. ученых.

В развитых странах значительно изменился рацион питания: увеличилось потребление продуктов животного происхождения, сахара, рафинированных продуктов, содержащих гидрогенезиро-ванные жиры, сократилось потребление овощей и фруктов. Такой тип питания приводит к нарушению обмена веществ в организме человека и развитию ожирения. Но в то же время в странах третьего мира преобладают болезни, связанные с недостаточным питанием, что приводит к развитию гиповитаминозов и гипомик-роэлементозов и даже к дистрофии.

По определению академика А. А. Покровского, рациональное питание - это прежде всего правильно организованное и своевременное снабжение организма хорошо приготовленной питательной и вкусной пищей, содержащей все необходимые организму вещества в должном, рациональном соотношении.

В последние годы благодаря возрастающей автоматизации многих производственных процессов уменьшилась доля физической работы, соответственно снизился расход энергии. Это привело к тому, что энергетическая ценность пищи превышает энерготраты. В связи с этим резко увеличилось число людей, страдающих ожирением и связанными с ним хроническими заболеваниями. К их числу можно отнести ишемическую болезнь сердца, гипертоническую болезнь, сахарный диабет, желчнокаменную болезнь, аллергию, болезни суставов.

Ещё в 1897 году русский академик И. Павлов установил, что на разную пищу образуется желудочный сок разного состава, разной переваривающей силы, и если этим пренебрегать, возможна интоксикация организма. В результате возникают заболевания желудочно-кишечного тракта, которые сопровождаются сердечными, психическими, нервными заболеваниями. Русский ученый И. Мечников не напрасно говорил своим ученикам: «Смерть всегда гнездится в кишечнике». И чтобы избежать этого, необходимо знать принципы здорового питания:

J Соблюдение соответствия между количеством потребляемой с пищей энергии (ее калорийностью) и расходом ее на внутренний обмен и мышечную работу.

J Разнообразие пищи за счет использования возможно большего ассортимента продуктов и различных способов приготовления. Только в этом случае организм получает все необходимые компоненты в оптимальных сочетаниях и количествах.

J Пища должна быть хорошо приготовлена, обладать приятным вкусом и привлекательным внешним видом, вызывать аппетит, соответствовать вкусам и привычкам человека, т.к. полезна только еда с удовольствием, если же она не возбуждает аппетита, то и усваивается плохо.

J Соблюдение режима питания, который создает наилучшие условия для нормального пищеварения и усвоения организмом питательных веществ.

S Санитарная безупречность и безвредность пищи.

S Пища должна вызывать чувство насыщения, что достигается за счет ее объема, определенного содержания белков, жиров, углеводов, способа приготовления.

Необходимо помнить, что пища плохо усваивается (т. е. нельзя ее принимать):

  • - когда нет чувства голода;
  • - при сильной усталости;
  • - при болезни;
  • - при отрицательных эмоциях, беспокойстве и гневе, ревности;
  • - перед началом тяжёлой физической работой;
  • - при перегреве и сильном ознобе;
  • - когда торопитесь;
  • - перед тем как сесть за руль.

Например, в Англии водителям предписывается 15-минутный перерыв после обеда.

С этих позиций и следует рассматривать особенности приготовления блюд и рациона питания в целом.

Вопросы для самоконтроля

  • 1. Что такое ЗОЖ, его роль в жизни человека?
  • 2. От каких факторов зависит ЗОЖ?
  • 3. Какие составляющие включает в себя ЗОЖ?
  • 4. Какую роль играет в ЗОЖ здоровое питание?
  • 5. Что такое культура питания, к соблюдению каких правил она сводится?
  • 6. Назовите основные принципы здорового питания.

Задание

Заполните таблицу «Правила здорового питания», используя конспект занятия и дополнительную литературу.

Правило здорового питания

Последствия его нарушения

Стремитесь к достижению идеального веса

Ешьте продукты, богатые клетчаткой: овощи, фрукты, хлеб из муки грубого помола, каши

Ешьте рыбу не реже двух раз в неделю

Уменьшите употребление легкоусвояемых углеводов: конфет, булок

Ограничьте употребление животных жиров: жира, жирного мяса, сала, сыров

Уменьшите употребление поваренной соли

Ешьте меньше жареного, готовьте пищу, используя растительные масла

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >