Воспитание и обучение в сфере физической культуры

Спорт как педагогическая система. Цели воспитания и обучения в сфере физической культуры и спорта

Воспитание и обучение в спорте как способы помощи тренера спортсмену в овладении спортивной деятельностью и формировании личности. Базовые модели психолого-педагогической помощи спортсмену

  • 3. Технологии воспитания в спорте.
  • 4. Культура общения и взаимодействия тренера и спортсмена, тренера и спортивного коллектива.
  • 1. Спорт как педагогическая система.

Цели воспитания и обучения

в сфере физической культуры и спорта

Спорт - особая педагогическая система и вместе с тем - часть более широкой педагогической системы общества, включающей воспитание и обучение в семье, школе, сфере профессиональной подготовки и т. п.

Общество всегда формирует вполне определенный социальный заказ педагогическим системам, который находит отражение прежде всего в целях обучения и воспитания. На уровне общества в целом важнейшей педагогической системой является школа (в данном случае спортивная школа). Школьное обучение и воспитание рассматриваются как базовые, поэтому именно в школе прежде всего обнаруживаются все изменения социального заказа, а перестройка школы влечет за собой перестройку и других педагогических систем.

В общем виде целью обучения в спорте является формирование знаний, умений и навыков, развитие обучаемости и интеллекта, а целью воспитания - формирование личности воспитанников.

Обучение и воспитание взаимосвязаны, так как имеют общий центр - управление развитием человека как индивида, субъекта, личности и индивидуальности. Но между целями обучения и воспитания существует диалектическое противоречие.

Обучение направлено на адаптацию человека к сегодняшним требованиям жизни. Но если бы новое поколение только приспосабливалось к объективным социальным условиям, то прогресс общества был бы неосуществим. Поэтому воспитание реализует тенденцию неадаптивности, в том смысле, что призвано формировать такую личность, которая способна преобразовывать общество в прогрессивном направлении.

Изменение социального заказа педагогическим системам определяется следующими положениями:

  • • приоритет воспитания над всеми формами обучения (признание целей воспитания более важными);
  • • пересмотр целей воспитания, означающий новую педагогическую стратегию, провозглашающую человека высшей ценностью общества. Следовательно, новая цель воспитания - формирование творческой личности;
  • • гармонизация различных видов деятельности развивающейся личности, существование в образовании на паритетных началах науки, искусства, труда, спорта и физического воспитания;
  • • демократизация общения и взаимоотношений педагога и воспитанников на основе принципов педагогики сотрудничества как необходимое условие воспитания творческих личностей.

Для выявления сущности творческой личности целесообразно сравнить ее основные характеристики с другими типами личности.

В качестве основания для типологии личности выделяется отношение человека к делу (труду, учению, спортивной подготовке и т. п.).

Любое отношение имеет трехкомпонентную структуру, а именно - интеллектуальный, эмоциональный и поведенческий компоненты. В соответствии с ними выделяется три пары базовых личностных качеств, отражающих отношение человека к делу (таблица 4):

  • • диада «инициативность - безынициативность» образует интеллектуальный компонент;
  • • диада «ответственность - безответственность» составляет эмоционально-нравственный компонент;
  • • диада «активность - пассивность» определяет поведенческий компонент.

Таблица 4

Характеристика типов личности (Н. Стамбулова)

Типы личности

Сочетание свойств

Краткая характеристика типов

Творец

Инициативный, активный, ответственный

Человек, способный выдвигать новые идеи, активно претворять их в жизнь, нести за них ответственность перед собой, другими людьми, обществом

Лентяй

Безынициативный, пассивный, безответственный

Человек, который не обременяет себя как идеями, так и делами, и при этом весьма доволен собой

Авантюрист

Инициативный, активный, но безответственный

Человек с идеями и «практической хваткой», но не задумывающийся или игнорирующий последствия реализации своих идей для других людей, общества

Рвач

Безынициативный, безответственный, активный

«Человек-танк», «без царя в голове», но способный упрямо двигаться к своей цели, сметая все препятствия и руководствуясь принципом: «После меня - хоть потоп!»

Окончание табл. 4

Типы личности

Сочетание свойств

Краткая характеристика типов

Эксплуататор

Инициативный, ответственный, но пассивный

Человек, способный ставить цели, намечать пути их достижения и брать на себя ответственность, но использующий других людей для их реализации

Исполнитель

Безынициативный, активный, ответственный

Человек, склонный без лишних рассуждений, добросовестно и ответственно реализовывать идеи других людей или поставленные ими цели

Прожектер

Инициативный, пассивный, безответственный

Человек, живущий в мире грез и идей, настолько далеких от его реальной жизни, что он и не пытается их осуществить

Самобичева-тель

Безынициативный, пассивный, ответственный

Человек с чувством долга, но не знающий, куда приложить свои силы, постоянно мучающийся проблемой: «Надо что-то делать! Но что?!»

Система воспитания, принятая в обществе, отражает реальный социальный заказ на определенные типы личности. Современная перестройка общества привела к изменению социального заказа системе воспитания. Обществу, находящемуся в «переходном состоянии» стали необходимы «творцы» в массовом масштабе.

Таким образом, на уровне общества цель воспитания спортсменов определена. Ориентир - тип личности творца. Для спорта это означает распространение взгляда на спортсмена как на творца не только новых рекордов, но и творца своей карьеры в спорте и жизни - это общая цель воспитания спортсмена.

Специфические требования, которые предъявляют человеку спортивная деятельность и конкретный вид спорта, также становятся источниками целей воспитания спортсмена.

Основываясь на структурном описании спортивной карьеры, раскрывающем роль мотивации, спортивно-важных психических свойств и индивидуального стиля деятельности, результатов спортивной деятельности, перечень целей воспитания в спорте дополняется:

  • • формированием творческой личности, сочетающей в себе инициативность, активность и ответственность по отношению к тренировочному процессу, соревнованиям, спортивной жизни в целом;
  • • формированием долгосрочной мотивации спортивной деятельности, поддерживающей активность спортсмена на протяжении всей спортивной карьеры;
  • • развитием спортивно-важных психических свойств, обеспечивающих успешное приспособление спортсмена к требованиям вида спорта;
  • • формированием индивидуального стиля деятельности, определяющего эффективность и субъективное удобство используемых спортсменом приемов и способов спортивной деятельности.

В соответствии с данными целями воспитания цели обучения в спорте дополняются:

  • • формированием знаний, умений и навыков, относящихся к физической, технической, тактической и психологической подготовке спортсмена;
  • • развитием обучаемости и интеллекта (особенно творческого мышления) спортсмена, определяющих эффективное решение разнообразных проблем спортивной карьеры и жизни в целом.
  • 2. Воспитание и обучение в спорте как способы помощи тренера спортсмену в овладении спортивной деятельностью и формировании личности.

Базовые модели психолого-педагогической

помощи спортсмену

Обучение и воспитание в спорте рассматриваются как способы психолого-педагогической помощи тренера спортсмену в овладении спортивной деятельностью и формировании личности,

Педагогика физической культуры и спорта индивидуальности как необходимых «субъективных условий» успешной спортивной карьеры.

Психолог Е. Мелибруда рассматривает две базовые модели психологической помощи.

Перваямодельисходитизпониманияпсихолого-педагогической помощи как «способа борьбы со злом». Усилия помогающего здесь нацелены на анализ ситуации и принятие решения, позволяющего справиться с конкретными трудностями («злом»). Нуждающемуся в помощи спортсмену это решение предлагается в виде готового рецепта, инструкции, совета или рекомендации как прямых руководств к действиям. То есть всю «внутреннюю работу» помогающий берет здесь на себя, оставляя другому роль исполнителя.

Вторая модель основана на понимании психологопедагогической помощи как «поддержки в личностном росте и развитии». Тренер не стремится ликвидировать трудности спортсмена, предлагая ему готовые рецепты, а пытается мобилизовать спортсмена на поиск собственных путей разрешения проблем. Помогающий больше ориентируется не на ситуацию, а на личность другого, которому предлагается роль творца собственных решений и жизни.

В первом случае тренер рассматривает себя в качестве главной фигуры в спорте, т. е. в качестве субъекта, который все определяет, а спортсмену отводит роль объекта, «материала». И если такая полная зависимость от тренера уместна в начале спортивной карьеры, то у зрелого спортсмена она вызывает сопротивление. Во втором случае присутствует взаимодействие двух субъектов - активных, думающих, ответственных людей, из которых один обладает большим опытом, а другой большими возможностями.

Другими словами, в первом случае тренер начинает осознавать себя «инженером» спортивных достижений и своих профессиональные усилия направляет по линии «методика - результат». Спорт при таком подходе представляется аналогом производства: заготовка-новичок, попадая в руки вооруженного методикой тренера, превращается в классного спортсмена. Основаниями методики являются три кита: физическая, техническая и тактическая подготовка спортсмена.

Следовательно, для успеха в соревнованиях необходима совершенная организация тренировочного процесса во всех трех направлениях. Если звенья подготовки спортсмена налажены и четко согласованы между собой, то с конвейера сходит закономерный итог подготовительной работы - спортсмен высокого класса.

Личность самого спортсмена остается при этом в тени. Сила, техника, тактика - основные моменты. Таким образом, дело лишь в величине усилий. А именно, в наращивании нагрузок и объемов спортивной тренировки. Психологическая подготовка спортсмена довольно своеобразна - предохранение спортсмена от нервных срывов, ограничение переживаний, отключение от мыслей и проч. Полноценное проживание ситуации спортсменом в данном случае - абсолютное излишество, ведущее к неожиданностям и срывам на соревнованиях.

Однако «борьба с психикой» не лучший вариант психологопедагогической работы в спорте, поскольку в живом спорте - человек субъект деятельности. В соревновании участвуют не системы подготовки, не технические навыки, не мышцы. Соревнуются живые и мыслящие люди. Следовательно, наиболее эффективно - развитие, раскрепощение психических возможностей спортсмена.

Первой модели психологической помощи есть условное название «Замещение», если тренер смотрит на спортсмена только как на исполнителя, за которого он думает, планирует, принимает решения.

Суть второй модели выражается названием «Мобилизация», поскольку усилия тренера направлены на раскрепощение и развитие индивидуальности спортсмена, помощь ему в самосовершенствовании.

Модель «Мобилизация» позволяет в полной мере осуществить цели психологического сопровождения спортивной карьеры: помочь спортсмену в самореализации и в успешном преодолении кризисов, в согласовании спорта и других сфер жизни, в выборе новой профессиональной карьеры. В этой модели все решения принимаются из будущего, т. е. по принципу «для того, чтобы...» в противовес «Замещению», где тренер принимает разрешения, ориентируясь на настоящее и прошлое, т. е. по принципу «потому, что...».

В этом отражается разное понимание развития спортсменов. Тренер, отдающий предпочтение модели «Замещение», представляет развитие спортсмена как реализацию методики подготовки. Тренер, реализующий модель «Мобилизация», - как поиск спортсменом индивидуального пути в спорте (таблица 5).

Таблица 5

Сравнительная характеристика базовых моделей психологической помощи спортсмену

Параметры сравнения

«Замещение»

«Мобилизация»

Отношение «тренер - спортсмен»

Субъект - объект

Субъект - субъект

Психологическая установка тренера

Психология воздействия на спортсмена

Психология взаимодействия со спортсменом

Распределение функций

Спортсмен активен физически, но пассивен психически. Психологическая подготовка нацелена на «выключение его психики». Тренер в психологическом смысле заменяет собой спортсмена и принимает на себя всю ответственность за ход подготовки и результаты

Спортсмен активен и физически и психически, и духовно. Психологическая подготовка нацелена на «включение психики». Тренер помогает спортсмену в мобилизации и развитии его потенциала, более широко -в его самосовершенствовании.

Ответственность разделена между тренером и спортсменом

Понимание сути развития спортсмена и принятие решений

Понимание развития спортсмена как реализации мегодики подготовки. Принятие решений по принципу «потому, что...». исходный пункт помощи: конкрег-ные трудности и недостатки спортсмена (его незнание, неумение, неспособность и т. д.)

Понимание развития как поиска спортсменом индивидуального пути в спорте. Принятие решений из будущего по принципу «для того, чтобы...», исходный пункт психологической помощи - опора на сильные стороны личности спортсмена

Психологические эффекты помощи

Установка спортсмена на репродукцию (реализацию решений тренера). Зависимость спортсмена от тренера(психолога)

Установка спортсмена на творческий поиск, самосовершенствование. Автономность, способность самостоятельно принимать решения

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >