Применение специальных упражнений на гибкость при обучении элементам структурных групп «трудности тела» на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике

Процесс развития гибкости у спортсменов представлен в литературе тремя этапами [8]: этап суставной гимнастики, этап специализированной подвижности в суставах и этап поддержания достигнутого уровня гибкости. Последовательность применения данных этапов в спортивной практике различных видов спорта обоснована сведениями о положительных результатах в процессе развития гибкости [3, 8, 13, 14, 15]. Эти сведения легли в основу разработки методики развития гибкости в сочетании с освоением высокоамплитудных элементов структурных групп «трудности без предмета» на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике (рис. 18).

ЭТАПЫ

техническая

подготовка

развитие гибкости

з соревновательные композиции

поддержание 3

достигнутого уровня гибкости

2 базовые

и профилирующие

элементы

2

специализированная подвижность в суставах

х школа движений

(базовые навыки)

суставная гимнастика

Рис. 18. Этапы последовательного развития гибкости и освоения высокоамплитудных элементов структурных групп без предмета

Содержание и порядок прохождения каждого этапа основывается на изучении научно-методической литературы, правил соревнований и логическом анализе. На каждом предстоящем этапе для выполнения учебных заданий необходимо проявление оптимальной подвижности в различных суставах.

При разработке специальных упражнений для развития гибкости на каждом этапе основным является эффективность их применения и опережающий эффект развития. Поэтому первый этап необходимо посвятить развитию преимущественно пассивнодинамической и пассивно-статической гибкости. Это можно объяснить с точки зрения высказанного в литературе довода о том, что пассивная гибкость развивается быстрее, чем активная, создавая основу для развития активной гибкости [6, 8, 13,14]. Поэтому многие исследователи рекомендуют следующее соотношение упражнений на гибкость, выполняемых в занятии: пассивных -70 %, а активных - 30 % [8, 13, 14].

На втором и третьем этапах соотношение упражнений, выполняемых для развития гибкости на занятии, должно составлять 50 % активных и 50 % пассивных. Это связано с тем, что упражнения на гибкость разрабатываются и применяются с таким расчетом, чтобы обеспечить направленное и дифференцированное воздействие на совершенствование двигательных способностей и формирование навыков [1, 2, 3]. Соответственно, меняется и характер применения упражнений, направленных на увеличение подвижности в суставах. Специальные упражнения на гибкость применяются таким образом, чтобы обеспечить структурное сходство с двигательными действиями в формообразующей фазе элементов структурных групп по направлению и амплитуде движений, учитывая статическое и динамическое выполнение упражнений.

Содержание учебных заданий этапа «суставная гимнастика»

Упражнения на первом этапе направлены на развитие подвижности суставов. Это качество особенно важно для начинающих гимнасток при освоении «школы движений».

Направленность первого этапа (суставная гимнастика) предполагает преимущественное развитие пассивной подвижности в голеностопных, тазобедренных и плечевых суставах, необходимых для формирования «школы» движений, а также для освоения и совершенствования частей двигательных действий, характерных для структурных групп «трудности без предмета» (прыжков, равновесий, поворотов, наклонов) (табл. 18).

Таблица 18. Упражнения первого этапа «суставная гимнастика» для развития подвижности в суставах

Упор присев высокая стойка на носках: держать (для развития подвижности в голеностопных суставах)

Стоя у гимнастической стенки стойка на сводах стоп: держать (для развития подвижности в голеностопных суставах)

Стоя лицом к гимнастической стенки на правой (левой), левая (правая) вперед на своде стопы согнута у носка опорной ноги: держать (для развития подвижности в голеностопных суставах)

1

Стойка на рейке гимнастической стенки с опорой на носки (носки на себя) (для развития подвижности в голеностопных суставах)

*7 1 л

о

Скакалка вверх вчетверо, хватом за концы: выкрут назад, руки назад в стороны: держать (для развития подвижности в плечевых суставах)

Лежа на спине сгибание ноги хватом за голень (колено к груди) (для развития подвижности в тазобедренных суставах)

Лежа на спине, правую (левую) вперед-вверх хватом за голеностоп (для развития подвижности в тазобедренных суставах)

Глубокий выпад правой (левой): держать (произвольное положение рук) (для развития подвижности в тазобедренных суставах)

Шпагат правой (левой): держать (произвольное положение рук) (для развития подвижности в тазобедренных суставах)

Сед руки вверх: наклон с помощью, держать (для развития суммарной подвижности в тазобедренных суставах и позвоночном столбе)

Стойка на коленях, руки вверх: наклон назад с помощью партнера, держать (для развития суммарной подвижности в тазобедренных суставах и позвоночном столбе)

г _

пассивно-динамические упражнения

Стоя у гимнастической стенки, стойка на левой (правой), правая (левая) согнута с опорой на свод стопы: поочередные пружинные движения в голеностопном суставе (для развития подвижности в голеностопных суставах)

о

Скакалка вверх вчетверо, хватом за концы: 1 - выкрут назад, скакалку вниз, 2 - выкрут вперед, скакалку вверх (для развития подвижности в плечевых суставах)

Глубокий выпад правой (левой): пружинящие движения (произвольное положение рук) (для развития подвижности в тазобедренных суставах)

Л

Лежа на животе: нога правая (левая) назад-кверху, держать (для развития подвижности в тазобедренных суставах)

?

Сед руки вверх: наклон, держать (для суммарной подвижности в тазобедренных суставах и позвоночном столбе)

Стойка на коленях, руки вверх: наклон назад, держать (для суммарной подвижности в тазобедренных суставах и позвоночном столбе)

активно-динамические упражнения

Упор сидя сзади: сгибание, разгибание стоп в голеностопных суставах (одновременно и поочередно) (для развития подвижности в голеностопных суставах)

___

Сомкнутая стойка, руки в стороны ладони вперед: пружинящие движения назад (для развития подвижности в плечевых суставах)

Лежа на спине, правая (левая) нога вперед, пружинящие движения вверх (для развития подвижности в тазобедренных суставах)

Лежа на животе правая (левая) нога назад: пружинящие движения вверх (для развития подвижности в тазобедренных суставах)

-*?— —~Z'-

Лежа на спине: мах правой (левой) ноги вперед вверх (для развития подвижности в тазобедренных суставах)

Лежа на животе: мах правой (левой) ноги назад вверх (для развития подвижности в тазобедренных суставах)

* -

Сед руки вверх: наклон (для развития суммарной подвижности в тазобедренных суставах и позвоночном столбе)

Стойка на коленях, руки вверх: наклон назад (развитие суммарной подвижности в тазобедренных суставах и позвоночном столбе)

Таблица 19. Упражнения первого этапа «школа» движений для освоения взаиморасположения звеньев тела и частей двигательных действий

Содержание упражнений

Рисунок

Лежа на спине, руки в стороны (лопатки сведены, носки оттянуты, ноги напряжены)

Лежа на спине, руки вверх, правая (левая) согнута, носок у колена прямой ноги (поза равновесия и поворота)

Стойка в 3-й позиции, левая (правая) рука вперед, правая (левая) в сторону (конечное положение подготовительных действий в поворотах, прыжках, равновесиях)

Стойка на правой (левой), левая (правая) назад на носок, левая (правая) рука вперед, правая (левая) в сторону (конечное опорное положение перед выпрыгиванием

Выпад правой (левой) (подготовительное действие перед поворотом)

Стойка на левой (правой), правая (левая) вперед книзу, левая (правая) рука вперед, правая (левая) в сторону (конечное опорное положение перед выпрыгиванием)

Лежа на спине, левая (правая) рука вперед, правая (левая) рука в сторону, правая (левая) вперед, (поза формообразующих действий прыжка, равновесия, поворота)

Лежа на спине, левая (правая) рука вперед, правая (левая) рука в сторону, правая (левая) вперед, левая(правая)согнута на носок (поза формообразующих действий прыжка «казак»)

к 1

Поза формообразующих действий прыжка

«казак» в полете

Поза формообразующих действий прыжка «подбивной»

< .

1

Поза формообразующих действий прыжка «подбивной» в полете

Содержание упражнений

Рисунок

Стойка на правой (левой), левая (правая) назад на носок, гимнастическая палка за спиной на сгибах локтевых суставов (для формирования навыка гимнастической осанки для поворотов, равновесий, в конечном опорном положении перед выпрыгиванием)

t

Стойка ноги врозь, наклон прогнувшись, гимнастическая палка за спиной на сгибах локтевых суставов (для формирования навыка динамической осанки в наклонах)

Стойка ноги врозь, гимнастическая палка за спиной на сгибах локтевых суставов с наклоном в сторону (для формирования динамической осанки в наклонах)

Поза формообразующих действий прыжка «подбивной», гимнастическая палка за спину на сгибах локтевых суставов (для формирования навыка гимнастической осанки)

1

Лежа на спине гимнастическая палка вперед хватом на ширине плеч, левая (правая) нога вперед вверх до касания гимнастической палки (для правильного взаиморасположения звеньев тела в прыжках, равновесиях, поворотов по требованиям хореографии)

(1

»

Сед, носки на себя с помощью скакалки, ноги прямые и напряжены (для увеличения подвижности в голеностопных суставах)

Глубокий выпад, ориентируясь на касание бедром поролонового кубика (для увеличения подвижности в тазобедренных суставах с учетом навыка статической осанки)

Прогиб лежа на животе, гимнастическая палка вверх хватом на ширине плеч (для формирования навыка динамической осанки в наклонах)

<

*

Стойка на коленях, гимнастическая палка за спиной на сгибах локтевых суставов, с наклоном назад (для формирования навыка правильного взаиморасположения звеньев тела в наклонах)

Стойка на коленях, наклон назад, мяч фиксирован между затылком и поясницей (ориентир для подвижности позвоночного столба грудного отдела в наклонах)

Стойка на коленях, наклон назад, гимнастическая палка вверх хватом на ширине плеч до касания стопы (ориентир для подвижности позвоночного столба, тазобедренных и плечевых суставов в наклонах)

?

Стойка ноги врозь, обруч вверх, хватом за нижний край, наклон назад с касанием обручем пола (для структурной группы «наклоны»)

Содержание упражнений

Рисунок

Стойка на правой (левой), мах левой (правой) вперед кверху (активно-динамическая подвижность в тазобедренных суставах для движений маховой ноги при освоении прыжков)

в

Стойка на правой (левой), мах левой (правой) назад кверху (активно-динамическая подвижность в тазобедренных суставах для движений толчковой ноги при освоении прыжков)

Стойка на правой (левой), левая (правая) вперед кверху (активно-статическая подвижность в тазобедренных суставах для движений свободной ноги при освоении равновесий и поворотов)

Стойка на правой (левой), левую (правую) назад кверху (активно-статическая подвижность в тазобедренных суставах для движений свободной ноги при освоении равновесий и поворотов)

Вис на гимнастической стенке, поочередная смена ног махом (активно-динамическая подвижность в тазобедренных суставах для движений маховой и толчковой ноги при освоении прыжка «ножницы»)

н

I

Вис на гимнастической стенке, мах правой (левой) левую (правую) согнуть (активно-динамическая подвижность в тазобедренных суставах для движений маховой и толчковой ноги при освоении прыжка «казак»)

Вис на гимнастической стенке лицом с опорой голени о рейку, махом прямой ноги назад (активно-динамическая подвижность в тазобедренных суставах для движений толчковой ноги при освоении прыжка «подбивной»)

Поза формообразующих действий прыжка «подбивной» (активно-динамическая подвижность в тазобедренных суставах для движений толчковой ноги)

1^—1

Окончание таблицы 21

Поза формообразующих действий прыжка «подбивной кольцом» (для формирования навыка динамической осанки при освоении прыжка)

Jin

Стойка (вращения) на левой (правой), правая (левая) вперед кверху (активно-стато-динамическая подвижность в тазобедренных суставах для движений свободной ноги при освоении поворотов)

Стойка па высоком полупальце правой (левой), левая (правая) вперед кверху (активностатическая подвижность в тазобедренных суставах для движений свободной ноги при освоении равновесий и поворотов)

занятий обучающего характера предполагает ознакомление и изучение нового материала, что требует от юных спортсменов повышенного внимания для успешного освоения, а от тренера четкого последовательного представления цикла элементов, преподносящихся на основе принципов «от простого к сложному», «доступности» и т. д. Мы полагаем, что представленные нами упражнения для каждого этапа позволят рационально развивать различные виды гибкости и подвижности в суставах для эффективного освоения высокоамплитудных элементов структурных групп «трудности без предмета».

На этапе начальной подготовки применяется методика развития гибкости, где упражнения концентрированно применяются в разных частях занятий. Продолжительность выполнения упражнений может варьировать от 1 до 9 минут. Вместе с тем длительное выполнение упражнений на гибкость снижает качество выполнения заданий. Выявленные факты позволяют констатировать, что методика концентрированного применения упражнений на гибкость не учитывает возрастные особенности занимающихся на этапе начальной подготовки по продолжительности и монотонности воздействия выполняемых упражнений. Из этого следует, что методику развития гибкости для юных гимнасток необходимо пересматривать, так как она должна соответствовать возрастным особенностям занимающихся.

Для разработки методики развития гибкости нами проведены исследования, в которых установлено, что оптимальная продолжительность выполнения юными гимнастками статических упражнений на гибкость составляет 14-15 секунд, а динамических упражнений 18-19 секунд. Исходя из полученного времени, на наш взгляд, упражнения необходимо распределять в структуре учебно-тренировочных занятий, взяв за основу выявленное суммарное время, отводимое для развития гибкости в занятии с юными гимнастками, что составило от 5 до 10 минут.

В процессе последующих исследований нами выявлены наиболее «легкие» высокоамплитудные элементы, из правил соревнований, и представлен алгоритм действий последовательного их освоения от «школы» движений к базовым и профилирующим упражнениям.

Процесс развития гибкости должен осуществляться с последовательным освоением элементов технической подготовки, требующих необходимого проявления гибкости и подвижности в различных суставах. Нами представлены этапы последовательного развития гибкости и освоения высокоамплитудных элементов структурных групп «трудности элементов без предмета». На основе научно-методической литературы и логического анализа нами представлены упражнения для каждого этапа и их процентное соотношение, которое, на наш взгляд, позволит рационально развивать различные виды гибкости и подвижности в суставах для эффективного освоения высокоамплитудных элементов структурных групп «трудности без предмета».

Методика поэтапного развития гибкости, основанная на рассредоточенном применении упражнений на гибкость в сочетании с освоением элементов без предмета, составляет эффективную основу построения учебно-тренировочных занятий с начинающими гимнастками, обеспечивает оптимальное развитие амплитуды движений сопряженно с формированием двигательных навыков и повышает соревновательный результат.

В структуре учебно-тренировочных занятий упражнения на гибкость необходимо выполнять каждые 2—4 мин, при ограниченной продолжительности статических упражнений до 14-15 секунд, динамических - до 18-19 секунд. На каждом этапе необходимо применять специальные упражнения для развития гибкости и подвижности в суставах, учитывающие амплитуду и направление движений звеньями тела при освоении юными гимнастками «школы» движений (базовых навыков), базовых и профилирующих элементов прыжков, равновесий, поворотов и наклонов.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >