ТЕСТИРОВАНИЕ ЛОВКОСТИ И ГИБКОСТИ

Тестирование ловкости

Ловкость - сложное комплексное двигательное качество, уровень развития которого определяется многими факторами. Наибольшее значение имеют высокоразвитое мышечное чувство и так называемая пластичность корковых нервных процессов. От степени проявления последних зависит срочность образования координационных связей и быстроты перехода от одних установок и реакций к другим. Основу ловкости составляют координационные способности.

Главными критериями оценки координационных способностей в борьбе являются четыре основных признака: правильность, быстрота, рациональность и находчивость, которые имеют качественные и количественные характеристики.

К основным качественным характеристикам оценки координационных способностей относятся адекватность, своевременность, целесообразность и инициативность. Конкретными количественными критериями являются точность, скорость, экономичность и стабильность. Данные критерии оценки координационных способностей - обобщающие понятия, которые конкретизируются при определении соответствующих специальных и специфических координационных способностях.

Основным критерием оценки координационных способностей в обще-развивающих координационных упражнениях без предметов (всевозможные сочетания движений, совершаемых в разных плоскостях, и положений рук, ног, туловища) почти всегда является правильность (адекватность, точность) выполнения этих движений. Главными критериями оценки координационных способностей, относящихся к группе баллистических (метательных) движений с акцентом на точности, будут меткость (точность) попадания в цель и т. п.

Однако названные качественные и количественные критерии координационных способностей изолированно, обособленно друг от друга встречаются крайне редко. Несравненно более распространены так называемые комплексные критерии.

Например, координационные способности оценивают по результату челночного бега 3 раза по 10 или 15 м; по времени ведения мяча (руками, ногами) в беге с изменением направления движения; по эффективности выполнения атакующих и защитных двигательных действий в единоборствах и спортивных играх; по показателям быстроты перестройки двигательных действий в условиях внезапного изменения обстановки и др.

Следует оговорить особо, что каждый критерий оценки координационных способностей (например, точность, быстрота или экономичность) не является единым и однозначным показателем, характеризующим их. Наоборот, каждый из них весьма сложен и многозначен. Так, следует различать точность воспроизведения, дифференцирования, оценки и отмеривания пространственных, временных и силовых параметров движений, точность реакции на движущийся объект, целевую точность, или меткость.

Комплексный характер двигательно-координационных способностей не позволяет оценивать их по какому-либо одному унифицированному критерию. При оценке степени их развития учитываются различные внешние показатели. Среди них относительно наиболее общим является время, затрачиваемое на освоение новых форм двигательных действий либо на перестройку усвоенных (чем меньше это время, тем при прочих равных условиях выше уровень развития данных способностей). Одновременно учитываются степень координационной сложности действия (по экспертным оценкам или по материалам инструментального анализа биомеханического, физиологического и т. д.) и точность движений (во времени, в пространстве и по величине усилий), а также общие критерии, применяемые для оценки степени совершенства техники двигательных действий.

Рассмотрим более подробно тесты для оценки координации движений борца. Для тренировки и оценки элементарной координации движений конечностей можно использовать следующие упражнения.

  • 1. Спортсмен, сидя на стуле, совершает попеременные маховые движения руками в сагиттальной плоскости, имитируя движения при ходьбе. По сигналу экспериментатора (хлопок руками) он должен присоединить к движению рук попеременные движения ног (вверх-вниз), добиваясь разнонаправленных движений руками и ногами, как при ходьбе.
  • 2. Сидя на стуле, борец совершает попеременно движения руками вверх-вниз. По хлопку он должен начать движения ног так, чтобы при подъеме левой руки поднималась правая нога, а при подъеме правой руки - левая нога.

Оба упражнения оцениваются, по пятибалльной системе. Критерием оценки является число попыток. Правильное выполнение с первой попытки оценивается в 5 баллов, со второй - в 4 и т. д. Окончательная оценка координационной способности определяется средней арифметической двух упражнений. При этом оценка второго упражнения вследствие его большой сложности имеет коэффициент трудности 2. Например, испытуемый за первое упражнение получил 5 баллов, а за второе - 4. Общая оценка равна (5 + 4Х2)/2 = 6,5 балла.

Для оценки координации по показателям пространственной точности движения можно воспользоваться точностью воспроизведения прыжка в длину с места. Испытуемый совершает прыжок в длину с места, равный 50 % от максимального. Задание повторяется 5 раз с закрытыми глазами, спортсмен старается точно воспроизвести длину каждого предыдущего прыжка. Оценка (см) определяется с помощью сантиметровой ленты и округляется по средней арифметической ошибке без учета знака плюс или минус. Например, ошибка между первой и исходной попытками равна 30 см, второй и первой - 25, третьей и второй 20, четвертой и третьей - 20, между пятой и четвертой - 15 см. Таким образом, средняя арифметическая ошибка будет равна (см): (30 + 25 + 20 + 20+15): 5 = 22.

Оценивать координацию можно также по точности выполнения прыжка в высоту с места. Прыжок в высоту регистрируется по методу Абалакова с помощью сантиметровой ленты. Методика определения оценки такая же, как в предыдущем тесте. Прыжок вверх может выполняться с максимальным поворотом налево и направо, и с поворотом на 180° при контроле и без контроля зрением с учетом степени отклонения (мм) от контрольной отметки.

Комплексная оценка двигательной координации осуществляется преимущественно путем измерения времени, затрачиваемого испытуемым на решение поставленной двигательной задачи с учетом точности выполнения задания. Для этого можно применять следующий тест. На полу чертят мелом 11 кругов. Диаметр каждого крута 22. см. Расстояние от места исходного положения до первого круга 46 см, а между остальными кругами - 84 см.

Задача испытуемого заключается в том, чтобы пропрыгать на одной ноге по всем кругам, начиная с круга «X» и кончая кругом 10.

Проводя измерения уровня координации на основе способности выполнения вращении (оборотов) вокруг продольной оси тела во время прыжка, можно использовать три разных по сложности двигательных задания (полный тест состоит из 9 заданий). В начале исследования чаще всего применяется самое простое -прыжок толчком двух ног с приземлением на две, а потом - с одной ноги на одну. Во втором задании можно использовать два варианта: прыжок с правой ноги на ту же ногу, а также со сменой ноги (то есть с правой на левую). Цель всех двигательных заданий теста - выполнение максимального количества оборотов.

Данный метод измерения уровня координации исключительно прост (простота оборудования, методологии, быстрота получения конечного результата) и поэтому может получить широкое применение в спортивной подготовке в различных видах спорта.

Критериями координационных способностей могут служить трудности решаемой двигательной задачи, точность и экономичность выполняемых движений, время, необходимое для овладения сложными в координационном отношении двигательными действиями, способность к выполнению неожиданных двигательных действий, коррекции движений по ходу их выполнения, умение сочетать и увязывать разнообразные движения в зависимости от сложившейся ситуации.

Для оценки координационных способностей пользуются дозированным комплексом разнообразных упражнений, выполняемых в строгой последовательности. Общее время, затрачиваемое спортсменом на все двигательные действия, служит мерой координационных способностей, так как в этом показателе находят свое отражение быстрота и целесообразность их выполнения.

Часто для оценки координационных способностей борцов используют челночный бег. При этом количество повторений и длина пробегаемых отрезков может варьировать.

Челночный бег 10x10 м. Выполняется на ровной площадке с размеченными линиями старта и поворота. Ширина линии старта и поворота входит в отрезок 10 м. По команде «МАРШ» пробежать 10 м, коснуться земли за линией поворота любой частью тела, повернуться кругом, пробежать таким образом еще девять отрезков по 10 м. Запрещается использовать в качестве опоры при повороте какие-либо естественные или искусственные предметы, неровности, выступающие над поверхностью дорожки.

Также для оценки комплексных координационных способностей можно использовать тесты специальной работоспособности, представленные в главе 4: тест - комплекс упражнений на борцовском мосту, комплексный тест Бойко, тест с бросками партнера. При этом учитывается точность и время выполнения теста.

Итак, координацинные способности определяются через характеризующие их свойства: правильность (адекватность и точность), быстроту (своевременность и скорость), рациональность

(целесообразность и экономичность), находчивость (инициативность и стабильность) и т.д. При оценке координационных способностей следует создавать возможность как аналитического, так и синтетического изучения этих свойств (признаков, критериев) и стремиться выяснить, как эти свойства связаны между собой.

Тестирование гибкости

Гибкость - способность выполнять движение с наибольшей амплитудой.

Лимитируется эластичностью мышц и объемом движений в суставах, от структурных и функциональных особенностей опорно-двигательного аппарата (пассивная гибкость). При воздействии мышц, влияющих на движение в данном суставе, возможно увеличение движения в нем (активная гибкость). Гибкость зависит от индивидуальных особенностей подвижности суставов, пола, возраста, температуры, больше после разминке, снижается при утомлении. Возрастной период развития с 7 до 13 лет.

Тест на растягивание сидя определяет гибкость нижней части спины и задней поверхности мышц бедра. Этот тест был впервые описан Уэллс и Диллон (1952) и в настоящее время широко используется в качестве общего критерия гибкости.

Есть несколько вариантов теста. Многие из вариантов этого теста связаны с различиями в значении уровня ног.

Наиболее логичным шагом является использование уровня ног, равная нулю, так что любая мера, которая не доходит до пальцев ног отрицательно и любые достижения за ногами является положительным. Однако использование отрицательных значений является трудным для статистического анализа, а также для сравнения результатов.

В другом варианте теста требуется, чтобы отметка начиналась с 9 дюймов (23 см) на уровне ног, так что идущие каждые два дюйма за ногами записываются как 11 дюймов. Eurofit руководство предполагает, наличие отметки 15 см на уровне ног.

Недостатком данного теста является то, что люди с длинными руками и/или короткими ногами получают лучший результат, а те, что с короткими руками и/или длинными ногами находятся в невыгодном положении. Поэтому, желательно чтобы нулевая отметка для данного теста настраивалась для каждого человека.

Схема выполнения теста

Рис. 13. Схема выполнения теста

Для тестирования гибкости борцов рекомендуются следующие контрольные упражнения.

  • 1. Выкрут назад с использованием специальной мерной палки (подвижность плечевых суставов).
  • 2. Наклон вперед - подвижность позвоночного столба при сгибании туловища (измеряется расстояние между опорной поверхностью и кончиками пальцев рук при максимальном наклоне вперед с выпрямленными ногами в см).
  • 3. Разгибание (поднимание) туловища при фиксированных бедрах. Измеряется с помощью гониометра подвижность позвоночного столба: шейного отдела (у второго шейного позвонка); верхнегрудного отдела (у второго грудного позвонка); нижнегрудного отдела (у седьмого грудного позвонка); поясничного отдела (у пятого поясничного позвонка).
  • 4. Визуальная оценка крутизны борцовского моста (в баллах).

Контрольные вопросы

  • 1. Что такое ловкость?
  • 2. Что понимается под координационными способностями?
  • 3. Какие координационные способности Вы знаете?
  • 4. От чего зависит «мышечное чувство»?
  • 5. Какие методы исследования координационных способностей Вы знаете?
  • 6. Какие факторы определяют развитие координационных способностей?
  • 7. Какие координационные способности необходимы борцу?
  • 8. Перечислите тесты для определения ловкости у борцов?
  • 9. Что такое гибкость?
  • 10. Какие тесты используются для определения гибкости борцов?
  • 11. Как выполняется тест на гибкость?
  • 12. В чем заключается тест «выкрут назад»?
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >