История мировой литературы и искусства в схемах и таблицах

Таблица 1

Греческие и римские боги

Греция

Описание

Рим

Аид

Бог царства мертвых

Плутон

Аполлон

Бог Солнца и покровитель искусств

Аполлон

Арес

Бог войны

Марс

Артемида

Богиня охоты

Диана

Асклепий

Бог врачевания

Эскулап

Афина

Богиня мудрости и справедливой войны

Минерва

Афродита

Богиня любви и красоты

Венера

Борей

Бог северного ветра

Аквилон

Геба

Богиня юности

Ювента

Гера

Царица богов

Юнона

Геракл

Герой, совершивший знаменитые двенадцать подвигов

Геркулес

Гермес

Бог торговли и ловкости

Меркурий

Гестия

Богиня домашнего очага

Веста

Гефест

Бог огня и кузнечного ремесла

Вулкан

Гея

Богиня земли

Теллус

Деметра

Богиня полей и плодородия

Церера

Дионис (Вакх)

Бог виноградарства и виноделия

Бахус, Либер

Зевс

Верховный бог

Юпитер

Зефир

Бог западного ветра

Фавоний

Кронос

Бог времени

Сатурн

Мойры

Богини человеческой судьбы

Парки

Музы

Покровительницы наук, поэзии и искусств

Камены

Ника (Нике)

Богиня победы

Виктория

1

2

3

Одиссей

Герой, главное действующее лицо «Одиссеи»

Улисс

Пан

Бог лесов, охотников и пастухов, всей природы

Фавн

Персефона

Богиня плодородия и царства мертвых

Прозерпина

Полидевк

Герой, один из Диоскуров , брат-близнец Кастора

Поллукс

Посейдон

Бог морей и землетрясений

Нептун

Селена

Богиня Луны

Диана

Тихе (Тиха, Тюхе)

Богиня случая и судьбы

Фортуна

Хариты

Богини красоты и изящества

Грации

Эос

Богиня утренней зари

Аврора

Эринии

Богини мщения

Фурии

Эрот (Эрос)

Бог любви

Амур, Купидон

Художественное пространство1 (ХП) - образно изображаемое в произведении место действия персонажей, картины условно реального или воображаемого природно-предметного мира.

Художественное пространство

Таблица 2

Виды ХП

Характеристика

Примеры описаний в тексте

Вертикальное

Включает образы верхнего, среднего и нижнего пространства, их соотнесенность и семантику

Небо, горы, земля, морское дно, овраг, подземелье

Горизонтальное

Включает четыре пространственных ориентира, точку центра и понятие границы

Север, юг, запад, восток, правое, левое, впереди, сзади, середина, граница

1

2

3

Дальнее

Ближнее

Понятия относительные и зависящие от местонахождения говорящего персонажа или автора

Любой образ пространства может быть ближ

ним и дальним

Внешнее и открытое

Не имеющее четких вертикальных и горизонтальных страниц

Поле, море, улица, город

Внутреннее и закрытое

Ограниченное со всех сторон

Дом, машина, шкатулка, подвал, карман

Динамическое

Пребывающее в постоянном движении и переменах

Дорога, река, водопад, фонтан

Статическое

Неподвижное относительно исходного состояния

Горы, озеро, степь, площадь

Географическое

Включает все виды ландшафтов, разные рельефы местности, естественно-природные и климатические пояса

Степь, лес, пустыня, море, остров

Пространство цивилизации

Пространственные формы,

которые созданы человеком, включая и искусственные ландшафтные формы

Государство, город, деревня, аул, дом, парк, сад, кладбище

Микрообраз

Небольшая или точечная (локальная) форма пространства

Комната, кровать, стул, скамья, угол, зеркальце

Жизнеподобное

Вид и форма пространства, которое встречается в действительности

Дом, комната, улица, город, естественные ландшафты

Фантастическое или воображаемое

Не имеет аналогов в действительности, возникает в мечтах, снах, грезах персонажа или принадлежит фантазии автора

Страна лилипутов или великанов; планета Солярис, государства будущего, мир фэнтези, литературной сказки

Художественное время2 (ХВ) - обозначение промежутка времени, в течение которого происходят события в произведении, а также образы времени, позволяющие автору ускорять, замедлять или останавливать ход жизни, изображаемых процессов.

Таблица 3

Виды ХВ

Характеристика

Пример описаний в тексте

Линейное

Необратимое и неделимое течение времени, которое существует в трёх проявлениях: настоящее, прошедшее и будущее

Соответствует формам глагола и всегда присутствует в тексте

Циклическое

Обратимое, повторяющееся и неделимое время, которое можно схематически представить в виде круга

Время солнечного, лунного, годового, суточного, биологического циклов

Историческое

Разновидность линейного времени, рассмотренного в ретроспекции как совершённое и прошедшее

Прошлое жизни государства, человека, цивилизации

Время человеческого бытия

Это разновидность линейного времени, рассмотренного в ретроспекции как совершённое и прошедшее

Изображение детства, юности, зрелости, старости и смерти персонажа

Бытовое

Время, измеряемое категориями человеческого быта

Изображение труда, отдыха, еды (обед, завтрак, ужин), сна, праздника и будней жизни человека

Объективное

Время не зависимое от желания и восприятия человека

Описывается в определённых единицах (сутки, недели, месяц, год)

Субъективное

Время, данное через восприятие персонажа или автора

Описание переживаний персонажем или автором определённых моментов линейного или циклического времени

Мифологическое и сказочное

Использование в литературе мифологических и фольклорных форм течения и изображения времени

Литература, сказка, фантазия, неомифология

Художественное время

1

2

3

Фантастическое

Вымышленные формы течения времени, которое создаёт фантазия автора

Например, обратимое линейное время путешествие из настоящего в будущее или в прошлое или обратимое время человеческой жизни (возвращённая молодость)

Сновидное (или онейрическое)

Особая форма субъективного времени, которое возникает в сновидениях, мечтах персонажа

Описание снов, мечтаний, галлюцинаций, грёз персонажа

Вечность

Это остановленное время, которое знает бесконечное настоящее и не знает прошлого и будущего

Например, описание бессмертия персонажей или постоянства каких-либо природных явлений (гор или моря в сравнении с жизнью человека)

Таблица 4

Смыслы художественного мира

Название

Характеристика

1

Алеаторический

Случайный, не обязательный, вызванный возможными ассоциациями читателя

2

Алогичный, абсурдный, абстрактный

Антисмыслы, цель - осмыслить бессмыслицу, бессмыслица как необходимый инструмент жизни

3

Аллегорический

Однозначное иносказание, источник - традиции, а не воля автора

4

Бытовой

Нравоописательный, конкретно-исторический

5

Буквальный

Смысл прямой, жизнеподобный

6

Биографический

Автобиографические ситуации, впечатления, перенесенные из жизни автора в искусство

7

Интертекстуальный

Соотнесенность текста с текстами культуры прошлого, настоящего, будущего

1

2

3

8

Историко-литературный

Определение места писателя в историко-литературном процессе национальной и мировой литературы

9

Исторический

Восприятие художником стрелы времени (из прошлого через настоящее в будущее), понимание исторических событий

10

Культурологический

Комментарий функционирования художественного текста и его взаимосвязей с культурой эпохи, культурным полем, культурным кодом

11

Лингвистический

Исследование языковой формы высказываний

12

Логический

Восстановление порядка причинно-

следственных отношений между событиями, картинками, мотивами, словами

13

Мифологический

Характер использования мифологии и архетипов, степень их модернизации, мифопоэтика

14

Нравственный (этический)

Отображение в художественной реальности вопросов, понятий, связанных с этическими категориями добра - зла, сострадания, любви, преступления и возмездия

15

Полемический

Пародийно направлен на явления искусства и жизни с целью манифестации своего отношения к ним

16

Притчевый

Иносказательный, обнаруживающийся в древних текстах и жанрах, их стилизация, модернизация

17

Психологический

Особенности психологизма и поэтики психологического анализа писателя + воссоздание особенностей душевно-духовной жизни человека в литературе с точки зрения художественной антропологии

18

Религиозный

Используется при освещении, изображении проблем бытия; синтез религия - свет знаний; искусство - как религия нового времени («внелогический смысл»)

19

Символический

«Сверхсмысл», образованный отвлеченными толкованиями реалий, явления и событий художественного мира

1

2

3

20

Социальный

Проблемы человеческого общества (экономика, политика) + прогнозы

21

Тенденциозный

Идейный смысл и пафос произведения

22

Трансцендентальный или метафизический

Вечный, абсолютный, трансперсональное космическое знание о мире и человеке

23

Философский

Закономерности общего мировоззренческого характера (человек и бытие, личность и история, конечное и бесконечное)

24

Художественный

Образный, преображение фантазийного существования и переживания своего бытия в воображаемую конкретно-чувственную реальность

25

Эзотерический

Тайный, область мистического и иррационального, пророчество, откровение

26

Экологический

1) связан с социально-философскими смыслами 2) вопрос о среде обитания в модели художественного мира

27

Эмоциональный

Эмоции, воплощенные и порождаемые у читателя, связан с пафосом

28

Эстетический

Качество худож. языка + присутствие категорий прекрасного-безобразного, трагического-комического, страшного, идеального и др.

Таблица 5

Теории комического по Ю. Бореву3

Наименование

теории

Определение

Пример

1. Теория негативного качества комического объекта и превосходства субъекта познания комического

Ведет свое происхождение от воззрений Аристотеля. Он совершает первую известную попытку дать определение комического. Комическим являются черты физической и духовной неполноценности (безобразие, физ. уродство или моральное зло). Смешное - это некоторая ошибка и безобразие, никому не причиняющее страдания и ни для кого не пагубное

Комедии Аристофана

Рак из комедии Габриели Запольской «Жабуся»

1

2

3

2. Теория деградации

Комическое, по А. Бейну,- это когда нечто возвышенное и серьезное деградирует до степени низкого и ничтожного. «Причиной смеха может служить унижение некой важной особы или важного дела в обстоятельствах, не вызывающих какой-либо иной сильной эмоции»

Фальстаф, дядюшка Тоби, Швейк, Чарли Чаплин, Собакевич, Фигаро

3. Теория контраста

Теория неоправдавшегося ожидания (Иммануил Кант). «Смех есть аффект от внезапного превращения напряженного ожидания в ничто»

X тяжело болен. Врач и близкие ожидают ухудшения, неожиданно наступает улучшение, больной приходит в сознание

4. Теория Липпса

Комическое появляется тогда, когда вместо ожидаемой ценности, способной привлечь наше внимание, возникает внезапно иная ценность, которая в данной ситуации не соответствует и не имеет для нас значения

Мы получили письмо, которого давно ждали и которое считаем очень важным. Внезапно выясняется, что это ничего для нас не значащее, пустое письмо

5. Теория Гефдинга

Действие контраста, на котором основано смешное, возникает оттого, что внезапно сталкиваются две мысли или два впечатления, из которых каждое само по себе вызывает чувствование, но так, что разрушает то, что построило другое

Жалкое вдруг выступает во всем своем ничтожестве

6. Теория противоречия

Комическое выражается лишь в таком противоречии между формой и содержанием или прекрасным и безобразным, когда «значительностью» формы прикрывается пустота содержания, насыщенностью - безобразие

Образ Сократа в комедии Людвика Хиеронима Морстина «Защита Кс антиллы»

1

2

3

7. Теория отклонения от нормы Карла Гроса

Смешное как «несчастье», которое вызывает «радость». Несчастные люди, эгоизм коллектива и его жизненной потребности

В смехе человечество подвергает осуждению все то, что несовместимо с идеалом прекрасного

8. Теории пересекающихся мотивов

Когда нелепость обнаруживается, осознание ее порождает чувство превосходства. Состояние замешательства

«Слон и Моська»

9. Теория Анри Бергсона

Комическое мы можем чувствовать только в общении с людьми, существа же иного порядка и неодушевленные предметы будут комическими лишь по причине своего сходства с человеком или связи с ним.

«Новые времена» Ч. Чаплин

10. Теория Зигмунда Фрейда

Смешными выглядят как в сфере физической, так и в сфере психической деятельности явления, отклоняющиеся от нормы

Смешные чудаки

11. Теория В. Луначарского

Мотив «отклонения от нормы». Смешны все мелкие отклонения от обычного типа человеческой наружности, но, если они переходят известную границу, они становятся отталкивающими

Чувство комического является там, где какая-либо сильная отрицательная эмоция оказывается задержанной и неожиданно разрешается

12. Теория Витвицкого

Неотъемлемым условием познания комического следует считать эстетический момент

Чем сильнее

контраст между внешностью и реальным уровнем силы, тем ярче проявляется смешное

13. Теория Зофьи Лисса

Несоразмерность, расхождение, контраст, противоположность и т. п, проявившиеся в едином облике, предмете, событии и т. д.

Дон Кихот

Приемы комического по В. Я. Проппу4

Наименование приема

Определение

Пример

Комизм животных

«Мы смеёмся над животными потому, что они напоминают нам человека и его движения» (Н. Г. Чернышевский)

Ш. Перро «Кот в сапогах»; Э. Т. А. Гофман «Житейская философия кота Мурра»

Физическое существо человека

Комизм внешних недостатков человека в таком их соотношении, при котором физическая природа вскрывает большие недостатки природы духовной. К данному приёму относятся также и некоторые действия и функция тела: комизм еды, комизм питья и комизм опьянения

«Мёртвые души», «Женитьба», «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Н. В. Гоголя

Комизм сходства

Два или более очень похожих между собою персонажей, которые имеют ярко выраженные недостатки и отрицательные черты характера

Гоголевские

Бобчинский и

Добчинский

Комизм отличий

Всякая особенность или странность, выделяющая человека из окружающей его среды. Чем резче отличия, тем вероятнее возможность комизма

«Ревизор» (герой комедии, немец-лекарь смешон тем, что не понимает по-русски) Н. В. Гоголя

Человек в обличье животного

Когда в основу юмористического или сатирического произведения авторами берутся животные, чья наружность, внешний вид напоминают нам о некоторых отрицательных качествах людей. Изображение человека в виде свиньи, обезьяны, вороны, медведя указывает на соответствующие отрицательные качества человека и вызывает комический эффект

«Надзиратель за богоугодным заведением Земляника: совершенная свинья в ермолке». Н. В. Гоголь «Ревизор»

1

2

3

Человек-вещь

Изображение человека как вещи комично ровно по тем же самым причинам и при тех же условиях, что и изображение его в облике животного

«Сороки корот

кохвостые», «колпаки», «сморчки коротко брюх и е» - ругает городничий Бобчинского и Добчинского.

Животные и предметы здесь названы вместе

Осмеяние профессий

Некоторые профессии человека, как и его внешний облик, также можно изобразить юмористически и сатирически. В таких случаях деятельность изображается только со стороны внешних её проявлений, чем практически полностью обессмысливается её содержание

«Шинель»,

«Коляска», «Нос»

Н. В. Гоголя;

«Храбрый портняж

ка» братьев Гримм

Пародирование

Пародирование состоит в имитации внешних признаков любого жизненного явления (манер человека, приёмов искусства и др. ). Пародия смешна только тогда, когда она вскрывает внутреннюю слабость того, кто или что пародируется

«Война мышей и лягушек» - пародия на «Илиаду» Гомера

Посрамление воли

Этот приём заключается в том, что с людьми происходит нечто неприятное, чего они не ожидали и что нарушает мирное течение их жизни. Комизм получается в тех случаях, когда человеком руководят не просто маленькие житейские, а эгоистические, ничтожные побуждения и стремления; неудача, вызванная внешними обстоятельствами, в этих случаях вскрывает ничтожество устремлений, убожество человека и имеет характер заслуженного вполне наказания

Падение Бобчинского с дверью во втором акте «Ревизора», когда он хотел подслушать разговор Хлестакова с городничим

1

2

3

Комическое преувеличение

Основные разновидности преувеличения - это карикатура, гипербола и гротеск.

Сущность карикатуры состоит в том, что берётся одна частность, одна деталь; эта деталь преувеличивается и тем обращает на себя исключительное внимание. Комическое, карикатурное изображение характера состоит в том, что берётся одно какое-нибудь свойство человека и изображается как единственное, т. е. преувеличивается.

В гиперболе преувеличивается целое. Гипербола смешна только тогда, когда подчёркивает отрицательные качества, а не положительные.

Крайнюю, высшую степень преувеличения представляет собой гротеск. В гротеске преувеличение достигает таких размеров, что увеличенное превращается уже в чудовищное.

Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»;

Н. В. Гоголь «Нос»

Одурачивание

Случаи, когда чья-то неудача или посрамление воли могут быть вызваны не самим этим персонажем, а кем-то другим

«Мещанин во дворянстве» Мольера

Алогизмы

Алогизм бывает двоякий: люди или говорят несуразное, или совершают глупые поступки. В первом случае мы имеем неправильный ход мыслей, который вызывается словами, и эти слова вызывают смех. Во втором - неправильное умозаключение проявляет себя в поступках, которые и служат причиной смеха

«Правда - хорошо, а счастье лучше» А. Н. Островского

1

2

3

Ложь

В одних случаях лжец пытается обмануть собеседника, выдавая ложь за истину. В других случаях лжец не стремится обмануть слушателя, цель его здесь не в этом, а в том, чтобы развеселить. Как и другие человеческие пороки, ложь может быть смешной только в том случае, если она не приводит к трагическим последствиям

Рассказы

Э. Распе про барона Мюнхгаузена

Острота

Острота парадоксальна, она афористически заостряет реальные противоречия действительности, она содержит в себе внутренне неожиданный яркий поворот богатой ассоциациями мысли, комедийно сопоставляющей и сближающей на первый взгляд самые несхожие явления

Остроумно иронизируя над красотой одной особы, Гейне писал: «Эта женщина во многих отношениях Венера Милосская: она также чрезвычайно стара, у нее так же нет зубов и на желтой поверхности тела имеется несколько белых пятен»

Сарказм

Язвительная насмешка

Если больной очень хочет жить, врачи бессильны (Фаина Раневская)

Языковая характеристика персонажа

Художественное средство, позволяющее через языковые особенности персонажа подчеркнуть его недостатки

Победоносиков в пьесе

В. Маяковского «Баня»: «И Толстой, и Пушкин, и даже, если хотите, Байрон - все это, хотя и в разное время, но союбилейщики, и вообще. Я, может, напишу одну общую, руководящую статью...»

Средства художественной выразительности

Название

Характеристика

Примеры

Анафора

Повторение слов или словосочетаний в начале предложения, строфы

Познал я глас иных желаний, Познал я новую печаль.

(А. С. Пушкин)

Антитеза

Противопоставление понятий, характеров, образов, смысла предметов

Они сошлись: Вода и камень. Стихи и проза, Лед и пламень.

(А. С. Пушкин)

Вопросно-ответная форма

Форма речи, при которой автор обращается к читателю, инициирует диалог с ним

За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?

(М. А. Булгаков)

Гипербола

Художественное преувеличение

Руками всех друзей

Положен парень в шар земной, Как будто в мавзолей...

(С. С. Орлов)

Градация

Смысловая фигура, направленная на нарастание или убывание эмоциональносмыслового значения

Не жалею, не зову, не плачу. ..

(С. Есенин)

Гротеск

Художественное преувеличение до невероятного, фантастического

Если бы какие-нибудь вселенские диверсанты были посланы уничтожить все живое на Земле и превратить ее в мертвый камень, если бы они тщательно разработали эту свою операцию, они не могли бы действовать более разумно и коварно, чем действуем мы, живущие на Земле люди (В. Солоухин)

1

2

3

Инверсия

Обратный (не соответствующий грамматической норме) порядок слов в предложении

Ослепительно-яркое вырвалось из печи пламя (Н. Гладков)

Ирония

Вид иносказания, при котором за внешне положительной оценкой скрывается насмешка

... человек, взглянувший на него, уже готов был сознаться, что в этой чудной душе кипят достоинства великие, но которым одна только награда есть на земле -виселица (Н. В. Гоголь)

Композиционный стык

Повторы слова или оборота в середине фразы, строфы, абзацев

Но пока дипломаты высокие сочиняют послания мягкие,— до поры до времени все-таки остаетесь вы безымянными.

Безымянными. Нелюдимыми. Гениальными невидимками. . . (Р. Рождественский)

Контекстные (или контекстуальные) антонимы

Слова, которые в языке не противопоставлены по значению и являются антонимами только в исходном тексте

Комплекс неполноценности способен загубить человеческую душу. А может возвысить до небес. Нечто подобное творится с атомной энергией. Ею можно обогреть весь земной шар. А можно расколоть его на тысячу частей (С. Довлатов)

Контекстные (или контекстуальные) синонимы

слова, являющиеся синонимами только в данном тексте

То было видение...

Предо мною появились два ангела. . два гения.

Я говорю: ангелы. . гении — потому что у обоих на нажженных телах не было никакой одежды и за плечами у каждого взимались сильные длинные крылья (И. Тургенев)

1

2

3

Лексический повтор

Повторение в тексте одного и того же слова

  • - Эти люди - ваши родственники?
  • - Да, - сказал он.
  • - Все эти люди - родственники?
  • - Безусловно, - сказал он.
  • - Люди всего мир? Всех национальностей? Люди всех эпох?
  • (С. Довлатов)

Литота

Художественное приуменьшение

Мы со своими амбициями -меньше муравьев лесных

(В . Астафьев)

Метафора

Перенесение на предмет или явление какого-либо признака другого явления или предмета (скрытое сравнение)

Пчела из кельи восковой

Летит за данью полевой

(А. С. Пушкин)

Метонимия

Перенос значение (переименование ) на основе смежности явлений

Траурный Моцарт зазвучал под сводами собора (В. Астафьев ) Черные фраки носились врозь и кучами там и там (Н. Гоголь)

Оксюморон

Соединение в образе или явлении несовместимых понятий

Сладостные мучения испытал он, изгнанник, вернувшись в Россию (Н. Кривцов)

Окказионализм

Индивидуально авторские неологизмы

Как бы нам самим следить, чтобы наши правда непоширялись за счет прав других

(А. Солженицын)

Олицетворение (персонификация)

Присвоение предметам неживой природы свойств живых существ

Хмель, ползя по земле, хватается за встречные травы, но они оказываются слабоватыми для него, и он ползет, пресмыкаясь, все дальше.. .(В. Солоухин)

Парцелляция

Намеренное дробление предложения на значимые смысловые части

Жил в Германии хрупкий болезнетворный юноша, заикался от неуверенности. Избегал развлечений. И только за роялем он преображался. Его звали Моцарт (С. Довлатов)

1

2

3

Перифраза

Описательное выражение, употребленное вместо какого-либо слова

Уголь и нефть - «черное золото». Хлопок - «белое золото». Газ -«голубое золото» (В. Войнович)

Риторический вопрос

Выражение утверждения в вопросительной форме

Кто из нас не любовался восходом солнца, летним разнотравьем лугов, бушующим морем?

(В. Астафьев)

Риторическое

восклицание

Выражение утверждения в восклицательной форме

Какая магия, доброта, свет в слове учитель! И как велика его роль в жизни каждого из нас!

(В. Сухомлинский)

Риторическое обращение

Фигура речи, в которой в форме обращения выражается отношение автора к тому, о чем говорится

Милые мои! Да кто же, кроме нас, о нас самих думать будет?

(В. Войнович)

И вы, душевно убогие вандалы, тоже кричите о патриотизме?

(П. Вощин)

Синекдоха

Употребление слова в переносном значении, замещение целого частью

Все флаги в гости будут к нам (А. С. Пушкин)

Синтаксический параллелизм

Одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений, абзацев

Когда умирают кони - дышат, Когда умирают травы - сохнут, Когда умирают солнца - они гаснут,

Когда умирают люди - поют песни.

(В. Хлебников)

Сравнительный оборот

Сопоставление предметов, понятий, явлений с помощью сравнительных союзов как, точно, будто, словно, как будто и т. п.

Ночь, словно сумрачное орато-рио старинных мастеров, росла в саду, где звезды раскидались как красные, синие и белые лепестки гиацинтов... (Н. Гумилев)

1

2

3

Эпитет

Художественное определение, красочное прилагательное или причастие

Есть только моя присмеритель-ная, бесплотная душа, она сочится непонятной болью и

слезами тихого восторга.... (В. Астафьев)

Эпифора

Повтор слова или группы слов в конце нескольких предложений, строф, фраз

Фестончики, всё фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, эполетцы из фестончиков, внизу фестончики, везде фестончики (Н. Гоголь)

Таблица 8

Стихотворные размеры

Схема

Название размера

Пример

Двусложные размеры

ямб

Мой дядя самых честных правил, Когда не в шутку занемог, Он уважать себя заставил И лучше выдумать не мог.

А. С. Пушкин, «Евгений Онегин»

хорей

Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя,

А. С. Пушкин, «Зимний вечер»

Трехсложные размеры

— ~ —

дактиль

Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную.

М. Ю. Лермонтов, «Тучи»

1

2

3

~ — Г-'

амфибрахий

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи, Мороз-воевода дозором Обходит владенья свои.

Н. А. Некрасов, «Мороз, Красный нос»

анапест

О, весна без конца и без краю -Без конца и без краю мечта! Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! И приветствую звоном щита!

А. А. Блок, «О, весна без конца и без краю... »

Примечание: « ~ » - безударный звук, а « - » - ударный звук.

Литературные направления

Таблица 9

Направление

Герой

Место действия

Конфликт

Классицизм

Тип мужского характера. Представитель высшего сословия.

Персонаж являлся носителем одной добродетели и одного порока. Не меняется на протяжении повествования. Человек изображался как часть общества. Человеческие страсти типизировались

Триединство: действия, места и времени. Условность и обобщенность в изображении пейзажа

Конфликт между долгом (часто гражданским) и страстью или эгоистическими желаниями обязательно решался в пользу долга, даже если герой погибал в неравной борьбе

1

2

3

4

Сентиментализм

Тип женского характера. Положительные герои -представители средних и низших слоев общества. Характер динамичен, изменчив, текуч. Индивидуализация оттенков чувств. Человек -часть природы

Психологизация пейзажа

Разуму противопоставлен культ чувства, а государству - культ личности. Нравственный конфликт

Романтизм

Индивидуалист, одиночка. Им овладевает желание подвига, изменения скучного и пошлого мира. После столкновения с реальностью становится скептиком, пессимистом. Романтический герой -сильная, неординарная натура, человек, обуреваемый страстями, страстно стремящийся к свободе: разбойник, изгой, бунтарь

Исключительный герой в исключительных обстоятельствах. Двоемирие: реальности противопоставлен мир грез, мечты, фантазии, воспоминаний

Конфликт между героем и миром (космосом, вселенной), противоречие между идеалом и действительностью

Реализм

Типичный герой в типичных обстоятельствах. Характер и обстоятельства исторически и психологически обусловлены. Мотивы и поступки объективно проанализированы

Социальная среда типичная для своего времени, ставшая объектом исследования для писателя

Конфликт лишнего человека и общества, маленького человека и общества и т. д.

Приемы интертекстуальности

Название приема

Характеристика

Пример

Аллюзия

Заимствование элементов претекста, по которым происходит их узнавание в новом тексте

Не хочу я... растекаться мыслью по древу (Щедрин) - отсылка к «Слову о полку Игореве»

Коллаж

Свободное сочетание («наклеивание») элементов претекста

Отрывок из «Поэмы» Андре Бретона: Взрыв смеха Сапфира на острове Цейлон

Самые прекрасные пятна имеют повлекший свет под замками в изолированной ферме. Каждая строка этой «Поэмы» является вырезанным из газеты названием статьи или частью этого названия

Пародия

Использование предшествующих литературных фактов с целью их осмеяния

Чуден Днепр при всякой погоде, Когда вольно и плавно Могучие краны Несут на плотину бетон.

Грохают краны У котлована.

(Пародия Безыменского на Гоголя и Пушкина)

Подражание

Воспроизведение автором некоего литературного образца

«Подражание Корану»

А. С. Пушкина

1

2

3

Реминисценция

Непрямая цитата, мысленная отсылка, сравнение с неким образцом, сознательное или неосознанное сопоставление

Начальная строка пушкинского «Евгения

Онегина» «Мой дядя самых честных правил...» отсылает к начальному стиху басни И. А. Крылова «Осёл и Мужик»: «Осёл был самых честных правил...»

Ремейк

Новая версия или интерпретация старого произведения с целью наполнения классической формы новым содержанием

Повесть В. Чайковской «Новое под солнцем» является ремейком романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Стилизация

Намеренная и явная ориентация автора на ранее бытовавший в художественной словесности стиль, его имитация, заимствование его черт и свойств

«Песня про купца Калашникова...» М. Ю. Лермонтова - стилизация под народную героическую песню, прославляющую подвиги народного героя, богатыря

Филиация

Развитие чужих мотивов, образов в преемственной связи

Фельетон М. Булгакова «Похождения Чичикова» -перенесение гоголевских персонажей в современный автору мир

Центон

Цепь цитат

И скучно, и грустно... Свинцовая мерзость. Бессмертная пошлость. Мещанство кругом.

С усами в капусте. Как черви слепые.

Давай отречемся! Давай разобьем

оковы! И свергнем могучей рукою!

Гори же, возмездья священный огонь! (Тимур Кибиров)

Литературные игровые формы

Название

Характеристика

Пример

Акростих

Стихотворение, в котором некоторые (в норме — первые) буквы каждой строки составляют осмысленный текст (слово, словосочетание или предложение)

Довольно именем известна я своим;

Равно клянётся плут и непорочный им,

Утехой в бедствиях всего бываю боле,

Жизнь сладостней при мне и в самой лучшей доле.

Блаженству чистых душ могу служить одна,

А меж злодеями — не быть я создана.

(Юрий Нелединский-Мелецкий)

Буриме

Сочинение стихотворений на заранее заданные рифмы

«морозы — розы»

И вот уже трещат морозы

И серебрятся средь полей...

Читатель ждет уж рифмы «розы»,

На, вот, возьми ее скорей

(А. С. Пушкин)

Лимерик

Форма короткого юмористического стихотворения, основанного на обыгрывании бессмыслицы. Имеет пять строк, построенных по схеме ААВВА, пишется анапестом

Депутат фолькетинга из Дании Преуспел в каббале и гадании И друзьям из парламента По страницам регламента Предрекает исход заседания.

(А. Белкин)

Палиндром

Буквосочетание или текст, читающийся одинаково в обоих направлениях

«А роза упала на лапу Азора» (А. А. Фет)

Пантун

Малайское четверостишие с перекрестной рифмой, в котором первые две строки дают какой-то образ или констатируют факт, а две последние заключают стих неожиданным намеком

В траву уронили алмаз гранёный, упал он и затерялся где-то. Любовь - что росинка в траве, солнце взойдет - и росинки нету

Модернистские течения рубежа XIX-XX веков

Критерии для сопоставления

Символизм

Акмеизм

Футуризм

1. Отношение к миру

Мир не познаваем

Мир познаваем

Мир надо переделать

2. Роль поэта

Поэт-пророк разгадывает тайны бытия, слова

Поэт возвращает слову ясность, простоту

Поэт разрушает старое

3. Отношение к слову

Слово многозначно и символично

Четкая опреде

ленность слова

Свобода в обращении со словом

4. Особенности формы

Намеки, иносказания

Конкретная образность

Обилие неоло

гизмов, искажений слов

5. Близкий род искусства

Музыка

Живопись, архитектура, скульптура

Живопись

Таблица 13

Направления в отечественной поэзии второй пол. XX - нач. XXI в.5

Название

Характеристика

Представители

Лирика социальных эмоций

Период «оттепели» принес надежду на социальные перемены. Поэты включились в активную дискуссию о нравственных критериях, исторической правде, кризисах цивилизации, стали поднимать вопросы личной ответственности за судьбу страны, народа, происходящего с близкими и социумом.

Два крыла: традиционная реалистическая лирика -Л. Мартынов, Б. Слуцкий, Е. Евтушенко, В. Высоцкий, и тяготеющая к авангардизму -

A. Вознесенский, О. Сулейменов,

B. Соснора

1

2

3

Лирика конкретного переживания

Основные темы сводятся к отражению внешних событий сквозь призму личного восприятия, чувственную оценку, рефлексию. Характерны исповедальность, психологизм и драматизм. Мир переживается здесь и сейчас. Основные ценности — индивидуализм и гуманизм

A. Жигулин, Г. Горбовский,

B. Шефнер, Д. Самойлов, Е. Винокуров, К. Ваншенкин, А. Межиров

Лирика экзистенциального переживания

Поднимаются ключевые экзистенциальные проблемы: одиночество, отчуждение, личные ценности, существование во враждебном мире, бытие сознания, свобода - несвобода, абсурд

А. Тарковский, С. Липкин, Ю. Левитанский, Б. Ахмадулина, Ю. Мориц, Ю. Кублановский

Модернистская поэзия

Передает ощущения катастрофичности мира, хаоса, противопоставляя их поиску трансцендентного, выхода в иную реальность, мифологизацию. Основные приемы - сюрреалистическая образность, архитепичность, инфернальность.

С. Красовицкий, Л. Губанов, К. Некрасова, И. Жданов, Ю. Кузнецов, Е. Шварц

Онтологическая лирика

Философское осмысление «деревенской» темы: поиск соотношения природы и цивилизации, материального и духовного, национальной культуры и глобализации. Поэтизация натурфилософии, стилизация фольклора

А. Передреев,

A. Прасолов, Н. Тряпкин,

B. Боков, О. Фокина,

C. Викулов, В. Солоухин, В. Цыбин

Постмодернистская поэзия

Диалогичность творчества. Деконструкция и интертекстуальность в качестве основных художественных приемов. Соотношение мира и текста. Языковая и смысловая игра с культурно-историческими кодами

И. Бродский, Вс. Некрасов, Я. Сатуновский, Э. Лимонов, И. Холин, Г. Сапгир

1

2

3

Концептуализм

Поэтика основана на работе с языковыми штампами с целью вскрытия пустоты, бессмысленности языка и картины мира, созданных официальным и реалистическим искусством. Следует поэтики Обэриу в воссоздании типичных структур сознания, автоматизированных образов, преимущественно в игровых целях, рассчитанных на разыгрывание читательского восприятия

В. Кривулин, И. Иртеньев, Т. Кибиров, Н. Искренко, Ю. Арабов, В. Кальпиди, А. Еременко

Таблица 14

Современные направления в искусстве6

Направление

Характеристика

Представители

Акционизм

Течение авангардного искусства, включающего абстрактный экспрессионизм, поп-арт, дадаизм, коммерческий кич с презентацией процесса своего творчества в скандальной, провокационной форме

Гюнтер Брус, Отто Мюль, Герман Нитш, Рудольф Шварцкоглер, Петер Вайбель

Андеграунд

Экспериментальное, некоммерческое искусство, противопоставляющее себя коммерциализированным проектам,

массовому искусству. В СССР этот протест выражался против государственной идеологии

В. Маканин,

В. Аксенов,

Оскар Рабин, Л. Чертков, А. Найман, Д. Бобышев, Е. Рейн

Дадаизм

Течение авангарда, представители которого подражали примитивному искусству, детскому рисунку, творчеству душевнобольных, выражая тем самым растерянность перед ужасами войны и кризис культуры

Т. Тцара, Л. Арагон, X. Арп, М. Дюшан, Ф. Пикабиа, X. Хартунг, М. Эрнст

1

2

3

Концептуальное искусство

Арт-деятельность, соединяющая философию, лингвистику, эстетику и математику. Главное в произведении - концепт - идея вещи, явления, выраженная в документальном виде. Важно не конкретночувственное восприятие, а интеллектуальное осмысление

Р. Берри, Л. Вейнер, Д. Грехэм, Э. Хессе, Д. Хюблер

Лэнд-арт

Течение авангардного искусства, пародирующее в абсурдистских формах ландшафтную архитектуру. Представители создают пейзажные инсталляции - искусственные рвы, пирамиды, вводя их в естественный пейзаж

Р. Смитсон,

Р. Лонг, Д. Оппенхайм, М. Хейсер

Магический реализм или гипперреа-лизм / фотореализм

Точное до деталей воспроизведение действительности со стремлением избежать проявления индивидуальной манеры, для чего гипперреалистами использовались «механические» приемы - аэрограф, фототехнику. Произведения напоминают чрезмерно увеличенные фотографии с тщательно отшлифованной игрой светотени, блеском материала

Э. Уайес, Жак Боден, Эрик Кристенсен, Педро Кампус, Чак Клоуз, Жиль Эно, Дуэйн Хансон, Готфрид Хельнвайн, Денис Давыдов, Патриция Пиччинини, Алисия Сент-Роуз

Оп-арт

Течение авангарда, в основе которого лежат техницизм и абстрактность композиции. Последнее основывается на игре фигуры и фона, эффектах обмана зрения, использовании прозрачных материалов

В. Вазарели, М. К. Эшер, Р. Магритт

1

2

3

Перфоманс

Разновидность акционнизма, в котором художник, используя мультимедийные средства, совершает некое представление, вовлекая в него публику. Прием растворения искусства в действительности

Дж. Кейдж, Ив Кляйн, Вито Аккончи, Герман Нитч, Крис Бурден, Йоко Оно, Йозеф Бойс, Олег Кулик,Олег Мавроматти, супруги Герловины

Поп-арт

Разновидность массовой культуры, представители которого стараются создать естественное, доступное искусство из объектов окружающей действительности

М. Дюшан, П. Блейк, П. Колфилд, Р. Хэмилтон, Р. Раушенберг, Дж. Джоунс

Психоделическое искусство

Искусство, созданное людьми, находящимися вне правовых норм, в измененном состоянии сознания — психбольница, транс. Раскрывает иррационализм художественного мышления, демонстрирует спонтанность, хаотичность

Ирвин Уэлш,

Джефф Нун,

Гэвин Хилл,

Олдос Хаксли, Том Вулф

Ташизм

Течение абстрактного искусства, в основе эстетики — спонтанность, выражение субъективных ассоциаций, подсознания, «психической импровизации», выражаемых в хаотичных мазках, пятнах, линиях

X. Хартунг, М. Ротко, Дж. Поллак, У. Де Кунинг, М. Тоби

История отечественного искусства XX века

Годы

Живопись

Литература

Музыка

1900-1910

М. А. Врубель «Царевна-лебедь» (1900)

Б. М. Кустодиев, «Масленица» (1903), «Прогулка на Волге» (1909)

В. М. Васнецов «Страшный суд» (1904)

В. Э. Борисов-Мусатов «Водоем» (1902)

А. Н. Бенуа «Версаль» (1906), «Парад при Павле I» (1907)

К. А. Сомов «Портрет А. Блока» (1907), «Портрет М. Кузмина» (1909)

М. Горький «На дне»(1902) А. П. Чехов «Вишневый сад» (1903)

М. И. Цветаева сборник стихов «Вечерний альбом» (1910)

С. В. Рахманинов опера «Франческа да Римини» (1904) Н. А. Римский-Корсаков опера «Сказка о царе Салтане» (1900), «Золотой петушок» (1908) А. К. Лядов симфоническая миниатюра «Баба-яга» (1905), музыка к пьесе Метерлинка «Сестра Беатриса» (1908), симфоническая миниатюра «Кикимора»

1910-1920

П. Н. Филонов «Пир королей» (1913)

Б. М. Кустодиев «Портрет Николая II» (1915)

К. С. Малевич «Черный квадрат» (1915)

В. В Кандинский «Москва» (1916) К. А. Коровин «Пристань в Гурзуфе» (1916)

А. А. Ахматова сборник стихов «Четки» (1914) Е. И. Замятин роман «Мы» (1920) М. Горький пьеса «На дне» (1902)

A. А. Блок поэма «Возмездие» (1910-1921), цикл «Родина» (1907— 1916)

B. В. Маяковский поэма «Облако в штанах» (1915), поэма «Война и мир» (1915)

С. В. Рахманинов поэма «Колокола» (1913)

А. Н. Скрябин поэма «Прометей» (1910)

И. Ф. Стравинский «Весна священная» (1913), опера «История солдата» (1918)

С. С. Прокофьев опера «Любовь к трем апельсинам» (Чикаго, 1921), опера «Огненный ангел»

1

2

3

4

1920-1930

Б. М. Кустодиев «Большевик» (1920), «Русская Венера» (1925)

К. С. Петров-Водкин «Смерть комиссара» (1928), «Рабочий» (1926) В. В. Кандинский «Желто-красно-голубое» (1925)

В. В. Маяковский поэма «Владимир Ильич Ленин» (1924), поэма «Хорошо!» (1927) Н. С. Гумилев сборник стихов «Огненный столп» (1921)

В. Ходасевич сборник стихов «Путем зерна»(1921)

А. П. Платонов роман «Чевенгур» (1929), «Котлован» (1930)

И. Ф.

Стравинский оперы «Мавра» (1922), «Царь Эдип» (1927) Д. Д. Шостакович опера «Нос» (1928)

1930-1940

К. С. Петров-Водкин «Портрет

B. Ленина» (1934), «Дочь рыбака» (1936) И. И. Бродский «Ленин в Смольном» (1930)

Б. В. Иоганс «Допрос коммунистов» (1933)

C. В. Герасимов «Клятва сибирских партизан» (1933), «Колхозный праздник» (1937)

П. П. Кончаловский «Сирень» (1933) Д. Н. Какабадзе «Имеретинский пейзаж» (1934)

Ю. И. Пименов «Новая Москва» (1937)

М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита» (1934) М. А. Шолохов «Тихий Дон» (1932)

М. М. Зощенко «Голубая книга» (1935), «Возвращенная молодость» (1933) А. Н. Толстой трилогия «Хождение по мукам» (1942)

М. А Шолохов 1 том романа «Поднятая целина» (1932)

С. В. Рахманинов Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром (1935) Д. Д. Шостакович опера «Леди Макбет Мценского уезда» (1932)

1

2

3

4

1940-1950

А. А. Пластов «Фашист пролетел» (1942), «Жатва» (1945)

A. А. Дейнека «Оборона Севастополя» (1942)

Н. М. Ромадин серия картин «Волга - русская река (1944-45)

B. Н. Костецкий «Возвращение» (1947)

В. А. Серов «Ходоки у Ленина» (1950)

А.Т.

Твардовский поэма «Василий Теркин» (1945)

И. А. Бунин сборник «Темные аллеи» (1946) И. Г. Эренбург романы «Буря» (1947) и «Девятый вал» (1950)

С. В. Рахманинов оркестровая сюита «Симфонические танцы» (1941) А. И. Хачатурян балет «Гаянэ» (1941), ода памяти Ленина (1948) С. С. Прокофьев опера «Война и мир» (1943), балет «Золушка» (1945)

1950-1960

Т. Н. Яблонская «Весна» (1950)

B. В. Мешков «Просторы Камы» (1950)

Ю. М. Непринцев «Отдых после боя» (1951)

А. А. Пластов «Ужин тракториста» (1951), «Весна» (1954)

C. В. Герасимов «Весна» (1954), «Зима» (1959)

Б. Пастернак роман «Доктор Живаго» (1955) М. А. Шолохов рассказ «Судьба человека» (1957), 2 том романа «Поднятая целина» (1959)

A. И.

Солженицын роман «В круге первом» (1958)

B. С. Гроссман роман - эпопея «Жизнь и судьба» (1959)

В. В. Набоков роман «Лолита» (1955)

Д. Д. Шостакович «Праздничная увертюра» (1954), 11 симфония «1905 год» (1954) А. И. Хачатурян балет «Спартак» (1956), «Торжественная поэма» (1950) Г. В. Свиридов Вокальносимфоническая поэма «Памяти С. Есенина» (1956), «Патетическая оратория» на слова В. Маяковского (1959)

1

2

3

4

1960-1970

Ю. И. Пименов «Свадьба на завтрашней улице»(1962) Д. К. Мочальский «Молодожены-целинники» (1961), «Энтузиасты» (1961) П. Ф. Никонов «Наши будни» (1960) В. Е. Попков «Бригада отдыхает» (1965), «Двое» (1966)

В. М. Шукшин роман «Любавины» (1965)

К. Г. Паустовский «Повесть о жизни» (1945-1963)

Г. В. Свиридов вокальный цикл «Петербургские песни» на стихи А. Блока (1961-1969) Д. Д. Шостакович Симфония №12 «1917 год» (1961), вокальные циклы на стихи М. Цветаевой и Микеланджело (1970)

1970 1980

Г. Г. Араксльян «Девушка в белом» (1971)

И. Н. Клычев «Коровницы» (1972) Э. Пылдрос «Студенты» (1975)

М. П. Фомин «На Комсомольской площади» (1977)

М. Я. Будкеев «Чабанская стоянка»(1970)

A. А.

Вознесенский поэма «Авось» (1972)

B. М. Шукшин повесть «А поутру они проснулись» (1973), роман «Я пришел дать вам волю» (1971)

Б. А.

Ахмадуллина сборник стихотворений «Свеча» (1977)

Б. Ш. Окуджава сборник «Арбат, мой Арбат» (1976)

Г. В. Свиридов кантата «Ода Ленину» на слова Р. Рождественского (1976) Т. Н. Хренников балет «Гусарская баллада» (1976) М. Л. Таривердиев Песни на стихи советских поэтов («Мне нравится». М. Цветаева, «Никого не будет в доме» Б. Пастернак, «Со мною вот что происходит» Е. Евтушенко, «Я спросил у ясеня» В. Киршона, «По улице моей» Б. Ахмалдулина (1974-75)

1

2

3

4

1980-1990

М. Я. Будкеев «Калина красная» (1980)

Л. А. Тишков «Просьба об отпуске» (1986), «Водолаз с птицами в голове» (1986), «Происхождение» (1988)

Б. Ш. Окуджава сборники «Избранное» (1989), «Посвящается вам» (1988)

М. Л.

Таривердиев опера «Граф

Калиостро» (1983)

1990-2000

М. Я. Будкеев «Времена года

- Весна» (1998), «Черемуха» (1996)

В. О. Пелевин роман «Generation П» (1999)

М. Л.

Таривердиев

концерт для

скрипки

с оркестром № 2

(1992)

Ментальная карта (другие названия «ассоциативные карты», «карты памяти») - техника альтернативной записи на основе диаграмм идеи, замысла, понятия, явления и т. п. от ключевого слова до ассоциативных рядов первого, второго и последующих уровней. Используется для визуализации, структуризации, классификации идей, а также поиска нетрадиционного решения творческой задачи, например в дизайне.

Схема 1. Ментальная карта7

Схема 2. Алгоритм работы над рецензией

РАЗДЕЛ IV.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >