Техника преодоления ограниченных проходов

Учебные вопросы

  • 4.1. Правила вождения машин по ограниченным проходам, поворотам, железнодорожным переездам, в лесу, по колейным мостам, при въезде в окоп и на место стоянки.
  • 4.2. Глазомерное определение проходимости ограниченных проходов с учетом габаритов машины.
  • 4.3. Правила преодоления колейных проходов в МВЗ.
  • 4.4. Вождение ночью. Требования безопасности при вождении боевых машин ночью.
  • 4.5. Условия подготовительного упражнения № 3.
  • 4.1. Правила вождения машин по ограниченным проходам, поворотам, железнодорожным переездам, в лесу,

по колейным мостам, при въезде в окоп и на место стоянки

Ограниченными называются узкие проходы, образованные рельефом местности, местными предметами.

Ограниченные проходы могут быть колейные, коридорные и тоннельные.

Колейные (рис. 13) ограничивают движение машины колеей (колейные мосты, настилы, проходы в МВЗ).

Колейный проход

Рис. 13. Колейный проход

Коридорные (рис. 14) ограничивают движение машины по ширине (проходы в противотанковых рвах, въезд в окоп, узкие улицы в населенных пунктах, мосты, проходы между деревьями, узкие горные дороги).

Коридорный проход

Рис. 14. Коридорный проход

Тоннельные (рис. 15) ограничивают движение машины по ширине и высоте (въезды в закрытые стоянки, проходы под мостами, виадуками, тоннели).

Колейные проходы могут быть прямыми и с поворотами, а коридорные и тоннельные, как правило, - прямые.

Тоннельный проход

Рис. 15. Тоннельный проход

Возможность движения машин по ограниченным проходам определяется его габаритами, минимальными радиусами поворота и условиями наблюдения за положением ее в проходе. За положением машины в проходе должен наблюдать весь экипаж и подсказывать механику-водителю необходимые действия.

При вождении по узким проходам, особенно поворотам и в условиях ограниченной видимости, если этого требует обеспечение безопасности и позволяет обстановка, командир обязан выйти из машины и руководить действиями механика-водителя по управлению машиной.

При подходе к ограниченному проходу необходимо оценить возможности преодоления его, исходя из габаритов машины и размеров прохода. Машины с центральным расположением смотровых приборов механика-водителя направлять, совмещая ось прибора с осью прохода.

Выбор передач определяется условиями движения в ограниченном проходе: размерами прохода, рельефом, удобством ориентирования, условиями сцепления гусениц с грунтом, прочностью колейных мостов.

При движении по ограниченному проходу необходимо:

  • • ориентироваться по границам прохода, колеям прошедших машин и местным предметам;
  • • двигаться со скоростью гарантирующей безопасность и возможность точного маневра;
  • • избегать остановки, переключения передач и резкого торможения;
  • • не допускать резких поворотов.

При движении по коридорным проходам и узким улицам населенных пунктов с поворотами придерживаться той стороны, в которую производится поворот, не допускать остановок на скрытых поворотах и не обгонять впереди идущие машины.

В ограниченном проходе, на косогоре необходимо двигаться с учетом возможности увода или сползания машины, ориентируясь на расположенные выше ограничители.

Правила вождения машин в лесу

Лесные участки с деревьями значительной толщины проходить по просекам, местным дорогам и по проделанным колонным путям.

По мелколесью с деревьями небольшой толщины двигаться на низших передачах, ломая деревья лобовой частью машины и пропуская их под днищем.

В редком лесу при отсутствии обхода прибегать к валке отдельных деревьев. Допускается валить деревья танками в случаях крайней необходимости, используя силу тяги или силу удара (рис. 16). Используя силу тяги танка, можно валить деревья толщиной 15-20 см.

Валка дерева силой тяги танка

Рис. 16. Валка дерева силой тяги танка

В этом случае нужно повернуть башню пушкой назад и застопорить, закрыть все люки, включить низшую передачу и направить танк серединой лобовой части корпуса на дерево. При соприкосновении с деревом постепенно увеличивать подачу топлива до тех пор, пока оно не свалится. Если дерево не падает, то заезд повторяется.

Для валки деревьев силой удара (рис. 17) необходимо также повернуть башню пушкой назад и застопорить, закрыть все люки, а затем разогнать танк на высшей передаче и направить серединой лобовой части корпуса на дерево.

Валка деревьев силой удара танка

Рис. 17. Валка деревьев силой удара танка

Перед ударом выключить сцепление, отпустить педаль подачи топлива.

По вырубленному или горелому лесу и кустарнику двигаться на пониженной передаче и внимательно наблюдать за местностью, так как трава и кустарник могут скрывать пни и другие препятствия. При наличии следа машины следует двигаться по следу.

Пни высотой ниже клиренса машины пропускать под днищем, а более высокие при отсутствии обхода преодолевать, наезжая на них

гусеницей (рис. 18).

Преодоление пней

Рис. 18. Преодоление пней

Поваленные деревья и бревна, которые лежат поперек пути движения и которые невозможно обойти, рекомендуется преодолевать на низших передачах, без поворота и остановок, под прямым углом, на малой скорости. Если бревно катится перед танком, и гусеницы не могут захватить его под себя, то направить танк на бревно под углом 45-60° (рис. 19).

Преодоление поваленных деревьев и бревен

Рис. 19. Преодоление поваленных деревьев и бревен

При наезде на бревно средними опорными катками развернуть танк и сойти с него под прямым углом.

Лесные завалы преодолеваются только по проделанным в них проходам.

Общие правила преодоления макета колейного моста

По колейным мостам и настилам следует двигаться на низших передачах, без поворотов, резкого изменения подачи топлива, в готовности быстро остановить машину. Направление движения выбирать аналогично движению по ограниченным проходам. В случае увода машины в сторону при въезде на колейный мост необходимо остановиться, отвести ее назад, оценив причину увода и скорректировав направление, начать движение снова.

При сваливании с колеи одной из гусениц нужно немедленно прекратить движение, выйти из машины, оценить ее положение и, если машина способна самостоятельно двигаться, соблюдая повышенную осторожность, вывести в безопасное положение или вызвать тягач.

Порядок преодоления макета колейного моста (№ 5)

  • 1. Подойти к препятствию на максимально возможной скорости, за 20-30 м совместить ось машины с осью препятствия, за 6-8 м перейти на низшую передачу (рис. 20).
  • 2. В случае увода машины в сторону при въезде на колейный мост, необходимо остановиться, отвести машину назад, оценить причину увода и начать движение снова.
  • 3. По макету колейного моста двигаться без резких поворотов, резкого изменения подачи топлива, в готовности быстро остановить машину.
  • 4. При сваливании с колеи одной из гусениц, немедленно прекратить движение, выйти из машины, оценить её положение, если машина способна самостоятельно двигаться, соблюдая повышенную осторожность, вывести её в безопасное положение.
  • 5. После преодоления препятствия включить повышенную передачу и быстро отойти от препятствия.
  • 10м
Макет колейного моста (№ 5)

Рис. 20. Макет колейного моста (№ 5)

Порядок преодоления железнодорожного переезда (№> 11)

Через ж/д переезд (рис. 21) машину нужно вести под прямым углом к полотну на низшей (1-й) передаче, с постоянной скоростью, без остановок и поворотов.

1.52м

Железнодорожный переезд (№ И)

Рис. 21. Железнодорожный переезд (№ И)

Выезжать на переезд только тогда, когда впереди идущая машина сойдет с него. В случае остановки машины на переезде принять меры по немедленной высадке личного состава и эвакуации машины с переезда.

Постановку машины в окоп (на место стоянки) выезд из окопа производить на низшей передаче и, как правило, с открытым люком механика-водителя.

При заезде передним ходом необходимо направлять машину по продольной оси окопа или места стоянки. Постановка машины задним ходом осуществляется только по командам командира, находящегося вне машины, или из машины по ТПУ. Механик-водитель должен быть в постоянной готовности быстро остановить машину.

Выезд машины из окопа передним ходом осуществлять самостоятельно, а задним ходом - по командам командира.

4.2. Глазомерное определение способности преодоления ограниченных проходов с учетом габаритов машины

Для того чтобы правильно преодолеть препятствие, в первую очередь необходимо знать размеры машины, радиус поворота, выбрать необходимую передачу, а также размеры препятствия.

Проход с обозначенными поворотами (№ 17) преодолевается следующим образом:

  • 1) подойти к первой паре столбов на 1-й передаче, обороты двигателя 1600-1900 об/мин., ориентируем машину таким образом, чтобы между правым и левым столбом было 0,5 м, а слева 1,0 м (рис. 22);
  • 2) после того, как скроется вторая пара столбов, начинается отсчёт: «21,22, 23,24»;
  • 3) на счёт «24» левый рычаг поворота переводим в крайнее положение и поворачиваем танк до совмещения оси с центром третьей пары столбов, 1600-1900 об/мин;
  • 4) проходим третью пару столбов;
  • 5) для прохождения четвёртой пары столбов ориентируем машину так, чтобы между левым столбом и бортом было не более 0,5 м. После того, как скроется столб, начинаем отсчёт: «21, 22, 23, 24», после чего правый рычаг переводим в крайнее заднее положение и поворачиваем танк до совмещения оси машины с центром пятой пары столбов и продолжаем движение на 1 -й передаче, 1600-1900 об/мин.;

6) ориентируем машину на центр шестой пары столбов, после исчезновения правого столба начинаем отсчёт: «21, 22, 23, 24», на счёт «24» переводим правый рычаг поворота в крайнее заднее положение и поворачиваем танк до совмещения оси с центром седьмой пары столбов и выходим из прохода.

Проход с обозначенными поворотами (№ 17)

Рис. 22. Проход с обозначенными поворотами (№ 17)

Ограниченный проход с двойным поворотом на 90° (№ 18) необходимо преодолевать в такой последовательности:

  • 1) при подходе к ограниченному проходу с двойным поворотом на 90° включить первую передачу, совместить ось танка с осью препятствия (рис. 23);
  • 2) после того, как входные столбы исчезнут из вида, начинаем отсчёт 6-и с: «21, 22,...26» левый рычаг переводим в крайнее заднее положение;
Ограниченный проход с двойным поворотом на 90° (№ 18)

Рис. 23. Ограниченный проход с двойным поворотом на 90° (№ 18)

3) поворот осуществлять до совмещения оси танка с осью среднего прохода и продолжать движение на первой передаче, обороты коленчатого вала двигателя 1600-1900 оборотов в минуту, до исчезновения второй пары столбов;

  • 4) после того, как выходные столбы исчезнут из виду, начинаем отсчёт 6-и секунд: «21, 22,...26», на счёт «26» правый рычаг переводим в крайнее заднее положение и производим поворот до совмещения оси танка с осью последнего прохода и продолжаем движение до выхода за границы прохода.
  • 4.3. Правила преодоления колейных проходов в МВЗ

Танки, оснащенные тралами, преодолевают проходы в минных полях самостоятельно, без проходов. Другие машины минновзрывные заграждения преодолевают по сплошным или колейным проходам (рис. 24).

Сплошные проходы проделываются, как правило, взрывным способом инженерно-саперными подразделениями, шириной не менее 6 м., которые обозначаются указками. По ним возможно движение любых типов машин.

Колейные проходы проделываются танками, оснащенными ножевыми или катковыми тралами (КМТ-5, КМТ-6). Границы внутренней не протраленной полосы видны по бороздам от катковых и ножевых секций. По таким проходам могут двигаться танки, не оснащенные танковыми тралами.

Преодоление минного заграждения по колейному проходу

Рис. 24. Преодоление минного заграждения по колейному проходу

Правила преодоления колейного прохода в МВЗ (№ 9)

При движении машины по проделанному и обозначенному проходу в минном заграждении необходимо:

  • 1) подойти к препятствию на максимально возможной скорости, за 6-8 м перейти на низшую передачу (рис. 25);
  • 2) сориентировать танк и направить его в проход так, чтобы ось смотрового прибора была совмещена с осью прохода;
  • 3) при движении по проходу не допускать резких поворотов, переключения передач, остановок, резкого торможения;
Колейный проход в МВЗ (№ 9)

Рис. 25. Колейный проход в МВЗ (№ 9)

4) после преодоления прохода включить высшую передачу и быстро отойти в сторону, если позволяет местность.

По колейным проходам в минных полях вести машину на передаче, обеспечивающей точное движение по протраленной колее и возможность плавного корректирования курса при уводе машины.

4.4. Вождение ночью. Требования безопасности при вождении боевых машин ночью

Вождение машины с помощью прибора ночного видения требует соблюдения тех же правил, что и днем. Однако при наблюдении через ТВН создаются некоторые особенности:

  • • сужается поле зрения и уменьшается дальность видения;
  • • изображение предметов и местности одноцветное (зеленоватого цвета) и воспринимается глазом несколько по-иному, чем при наблюдении в дневные приборы;
  • • создается искаженное представление о размерах неровностей и удалении местных предметов;
  • • следует избегать встречной засветки;
  • • при движении машины и наблюдении через ТВН в машине должна быть минимальная освещенность.

Для освещения направления движения и наружной сигнализации на машине устанавливаются светотехнические средства. К ним относятся фары, габаритные и задние фонари, светомаскировочные устройства и другие осветители.

Фары со светомаскировочными устройствами (СМУ) могут использоваться в трех режимах:

  • • не затемненном (НЗ);
  • • частичного затемнения (43);
  • • полного затемнения (ПЗ).

Режим светомаскировки при вождении машин должен выбираться в зависимости от условий местности, видимости и боевой обстановки. При движении по дорогам общего пользования и по незнакомой местности со сложным рельефом и препятствиями, если позволяет обстановка, пользуются светом фар в незатемненном режиме. Скорость движения при этом ограничивается дорожными условиями.

Режим частичного затемнения применяется при движении в темноте при ясной погоде. Скорость движения определяется условиями освещенности и состоянием дороги, а также дальностью видимости пути.

Режим полного затемнения применяется при необходимости скрытных передвижений от наблюдения со стороны противника. Скорость движения в этих условиях снижается до 10-15 км / ч.

Перед вождением ночью и в процессе движения необходимо:

  • • заблаговременно, еще в светлое время суток тщательно изучить местность в направлении движения, запомнить хорошо видимые ночью ориентиры и расстояние до них, расположение препятствий, опасных участков и пути их обхода;
  • • направление движения ночью определять по основным ориентирам на местности, а также по обозначенным световыми указателями проходам и мостам;
  • • при движении в колонне для соблюдения безопасной дистанции непрерывно наблюдать за габаритными фонарями впереди идущей машины;
  • • на машинах, остановившихся из-за технических неисправностей, немедленно выставлять хорошо видимые знаки аварийной остановки (мигающий красный свет), машины в кратчайший срок отвести от маршрута на безопасное удаление;
  • • на машинах, находящихся ночью на маршруте, включать габаритные фонари и, кроме того, на башнях танков (корпусов бронетранспортеров) устанавливать световые знаки (фонари) с номером, по которому можно следить за движением машины;
  • • изучить и точно выполнять сигналы регулировщика движения и команды, подаваемые средствами световой сигнализации;
  • • своевременно докладывать командиру подразделения о прохождении указанных рубежей установленными сигналами.
  • 4.5. Условия подготовительного упражнения № 3

Техника преодоления ограниченных проходов

Цель. Научить обучаемых технике преодоления ограниченных проходов и достижению максимально возможной скорости движения машин (табл. 3) по маршруту днем и ночью.

Упражнение отрабатывается на пяти занятиях: первое и четвертое на тренажерах, остальные - на технике.

Порядок выполнения упражнения

Примерная схема маршрута по подготовительному упражнению № 3

Рис. 26. Примерная схема маршрута по подготовительному упражнению № 3

Упражнение выполняется на местности, характерной для дислокации войск, по маршруту протяженностью 4-5 км (рис. 26) с оборудованными ограниченными проходами и поворотами:

  • • колейным проходом в минно-взрывном заграждении (9);
  • • прямым ограниченным проходом (10);
  • • железнодорожным переездом (11);
  • • макетом колейного моста (5);
  • • проходом с обозначенными поворотами (17);
  • • ограниченным проходом с двойным поворотом на 90° (18).

В стороне от трассы вождения на учебном месте оборудуются танковый окоп (2) и кольцевой маршрут 150-200 м.

Первое занятие

Обучаемые совершенствуют навыки, приобретенные на предыдущих занятиях по работе механика-водителя с органами управления машиной. Формируются навыки преодоления ограниченных проходов днем.

Второе занятие

Отрабатывается в составе взвода по учебным группам, каждая из которых обучается на одном ограниченном проходе. Если расстояние между ограниченными проходами не превышает 200 м, то занятие может проводиться одновременно на двух препятствиях.

Третье занятие

Обучаемый делает два заезда: первый - тренировочный, в ходе которого инструктор корректирует его действия, второй -контрольный, без помощи инструктора. Обучение на учебном месте технике и приемам постановки машин в танковый окоп передним и задним ходом (норматив № 1) осуществляется последовательно при движении по кольцевому маршруту под руководством инструктора.

Четвертое занятие

На занятии приобретаются навыки в установке прибора ночного видения в положения «по-боевому» и «по-походному», включении его, в наблюдении за местностью, изображенной на экране кинотренажера. Отрабатываются приемы преодоления ограниченных проходов с использованием прибора ночного видения.

Пятое занятие

Обучение вождению ночью. Порядок выполнения упражнения такой же, как на третьем занятии.

Отработка на учебном месте техники постановки машины в танковый окоп (норматив № 1) и движение по кольцевому маршруту осуществляется со светомаскировочным устройством в режиме частичного затемнения. Тренировка в наблюдении за местностью и местными предметами с использованием ТВН проводится на отдельном учебном месте под руководством командира отделения.

Оценочные показатели

  • 1. Движение по колейному проходу (9) в минно-взрывном заграждении без остановки и применения заднего хода.
  • 2. Выход на макет коленного моста (5) без применения заднего хода и движение по нему без остановки.
  • 3. Движение по ограниченному проходу (10) без остановки и задевания ограничителей. Преодоление железнодорожного переезда (11) на низшей передаче без поворотов и остановки.
  • 4. Преодоление прохода с обозначенными поворотами (17) без задевания ограничителей.
  • 5. Движение по ограниченному проходу с двойным поворотом на 90° (18) без применения заднего хода, остановки и задевания ограничителей.

Таблица 3

Средние скорости движения, км/ч

Тип машины

Для получения оценки

днем

ночью

Отлично

Хорошо

Удовлетворительно

Отлично

Хорошо

Удовлетворительно

Танки

20

18

16

18

16

14

БМП

21

20

18

19

18

16

Средняя скорость определяется отношением пройденного машиной пути ко времени ее движения от команды «Вперед» до остановки в конечном пункте. Время, затраченное на остановки по вине обучаемого для ориентирования, вытирания смотровых приборов и т. п., из общего времени выполнения упражнения не исключается.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >