Россия на рубеже XX-XXI веков

К 2000 г. российское общество начало развиваться в направлении консолидации. Экономическое положение постепенно нормализовыва-лось, появились тенденции оздоровления финансовой системы страны. Темпы инфляции, вызванной экономическим кризисом, зримо замедлились. Постепенно начали восстанавливать производственные мощности промышленные предприятия, снова заработал частный сектор экономики. Несколько упорядочилась выплата заработной платы работникам бюджетной сферы: учителям, медикам, сотрудникам государственных предприятий и учреждений. Первые позитивные итоги экономической стабилизации способствовали социальному успокоению, сбили стихию забастовок и митингов. В политической жизни страны также наступили перемены, которые привели к повышению эффективности в работе властных структур.

Выборы К концу 90-х гг. в политической сфере про-

в Государственную думу изошли изменения. Перед новыми выбора-в 1999 г. ми количество политических партий и дви

жений начало сокращаться, многие из них, имевшие близкие позиции, объединились. Сторонники последовательного проведения либеральных реформ объединились вокруг Союза правых сил. Те, кто выступал против реформ, поддерживали КПРФ.

В октябре 1999 г. создается еще одно центристское межрегиональное движение «Единство» (или «Медведь»), лидером которого стал министр по чрезвычайным ситуациям С. К. Шойгу. Политическое движение «Отечество - вся Россия» также заняло центристские позиции. В результате на состоявшихся 19 декабря 1999 г. очередных выборах в Государственную думу расстановка политических сил существенно изменилась.

Из 28 участвовавших в них партий успех имели шесть: КПРФ (88 мест), «Единство» (83 места), «Отечество - вся Россия» (47 мест), Союз правых сил (32 места), «Яблоко» (21 место) и ЛДПР (16 мест).

Таким образом, левые утратили свое былое преимущество в законодательном органе страны. А новый состав Думы гарантировал политическую стабильность и продвижение по пути капиталистических реформ. Это создавало условия и для стабильной работы правительства.

Избрание В.В. Путина До истечения президентского срока 31 де-Президентом кабря 1999 г. Президент Российской Фе-

Российской Федерации дерации Б.Н. Ельцин в традиционном новогоднем обращении к гражданам страны заявил о своей добровольной отставке. В обращении отмечалось, что Президент и его команда сделали все, чтобы Россия встала на путь демократии и рыночной экономики. Во главе государства для продолжения реформ Б.Н. Ельцин видел В.В. Путина, олицетворявшего в его глазах молодое поколение политиков, свободное от старой идеологии и ошибок прошлых лет.

Действительно, за десять лет пребывания на посту Президента России Б.Н. Ельцин принял на себя все просчеты и неудачи, свойственные переходному периоду, переживаемому Россией. Отношение к нему было не всегда однозначным в обществе, но он являлся гарантом продолжения реформ и не свернул с этого пути: прежняя социалистическая модель общества была разрушена, началось создание нового демократического механизма власти, была обеспечена защита частной собственности, возник слой собственников, начал осуществляться переход к рыночной экономике.

После ухода Б.Н. Ельцина исполняющим обязанности Президента страны до новых выборов по закону стал Председатель Правительства РФ В.В. Путин. А 26 марта 2000 г. в ходе очередных президентских выборов среди 12 претендентов он одержал убедительную победу.

За первые годы президентства В.В. Путин скорректировал экономические реформы, приведшие к стабилизации в экономике страны и российском обществе, провел административную, налоговую, начал военную и судебную реформы.

В.В. Путин стал вторым по счету Президентом демократической России. Он олицетворял новый тип политического деятеля: молодой, энергичный, обладающий острым умом, умеющий четко и ясно определять цели и задачи, профессионально и эффективно их решать. Всегда готовый к диалогу, В.В. Путин существенно отличался от большинства представителей прежней политической элиты. Это не только импони ровало большинству населения России, но и вселяло в них уверенность в лучшем будущем государства. Первые же мероприятия нового Президента были нацелены на оздоровление российского общества.

Тенденция Первые шаги нового Президента России

к стабилизации были сделаны в трех основных направлени-

российского общества ях: укрепление вертикали власти, продолжение курса экономических реформ и становление социального государства.

В работе по дальнейшему реформированию страны Президент опирался на Правительство во главе сММ. Касьяновым. Состав этого Правительства существенно отличался от предыдущих наличием в нем большого числа молодых, энергичных, профессионально подготовленных и свободных от идеологических догм специалистов, способных целенаправленно проводить в жизнь курс радикальных реформ. Однако эти качества мало сказались на способности этих людей обеспечить функционирование реального сектора экономики. Экономика России все более принимала ярко выраженный сырьевой характер.

Для создания сильной центральной власти и укрепления ее взаимодействия с региональной властью была реформирована верхняя палата Федерального собрания - Совет Федерации. Из него были выведены губернаторы и главы администраций как представители исполнительной власти на местах. В новый состав Совета Федерации с 1 января 2002 г. включались по два представителя от 89 регионов России — от законодательного и исполнительного органа каждого из этих регионов. Губернаторы вошли в новый совещательный орган при Президенте России — Государственный совет.

Летом 2000 г. началось осуществление административной реформы. Было создано семь крупных округов: Центральный, Южный, Северо-Западный, Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный, между которыми распределялись 89 регионов. Во главе каждого округа был поставлен полномочный представитель Президента России, призванный координировать деятельность местных органов власти в соответствии с политикой Президента, а также осуществлять контроль за бюджетным финансированием и использованием экономического потенциала округа.

В Государственной думе опорой и проводником политики Президента стала коалиция проправительственных партий и фракция «Единство», составляющая центристское большинство. Они были нацелены на подавление оппозиции, прежде всего КПРФ. Выбранная тактика привела к стабилизации политической атмосферы в Думе и видимости продуктивной законотворческой работы.

В экономической области была проведена налоговая реформа, суть которой заключалась в ослаблении налогового бремени и выведения из «тени» части производства (теневая экономика). Устанавливался единый социальный налог с физических лиц - 13 % (вместо существовавшего прогрессивного налога до 30 %). Отменялись налоговые льготы, все производители были, таким образом, поставлены в равные условия. Эта реформа не привела к стабилизации и увеличению налоговых поступлений в бюджет страны, более того, она переложила тяжесть налогового бремени на неимущую часть населения.

В социальной сфере осуществлялось регулярное повышение заработной платы работникам бюджетных организаций и предприятий, это было связано с продолжающейся инфляцией, в частности были увеличены минимальные размеры оплаты труда, установлены новые величины прожиточного минимума на душу населения, повышены оклады военнослужащим. В 2001 г. возросли расходы на образование, культуру и здравоохранение. С 1 августа 2000 г. увеличились размеры пенсий, принятый новый Трудовой кодекс, регламентирующий трудовые взаимоотношения владельцев предприятий и наемных работников, значительно урезал права наемных работников и расширял права работодателей.

С 2001 г. началось постепенное проведение военной реформы, рассчитанной до 2005 г. Реформа на первом этапе предполагала сокращение численности Вооруженных Сил России на 20 %. Стратегическая цель - создание мобильной армии на контрактной основе. В настоящее время в реализации военной реформы больше нерешенных проблем, нежели значительных результативных перемен.

Началось проведение судебной реформы в Российской Федерации. Весной 2001 г. в Государственную думу были внесены 11 законопроектов, касающихся реформирования российского законодательства и судебной системы. Смысл реформы состоял в укреплении независимости и авторитета судебной власти в стране. Однако главным результатом реформы было повышение денежного содержания судей, что никак не сказалось на улучшении российского судопроизводства.

В 2001 г. были утверждены гимн, герб и флаг РФ. Все проводимые реформы, как заявлялось, были направлены на достижение социальной и политической стабильности в обществе и улучшение благосостояния россиян.

В 2004 г. В.В. Путин был вторично избран Президентом РФ. Он победил с большим отрывом от остальных кандидатов: представителя КПРФ Н. Харитонова, лидера блока «Родина» С. Глазьева, представителя ЛДПР О. Малышкина и председателя Совета Федерации С. Миронова. Вновь избранный Президент России продолжил полити ку «экономической и политической стабилизации», которая отвечала в основном интересам крупного капитала. Сформированное большинство в Государственной думе в виде пропрезидентской политической партии «Единая Россия» позволило В.В. Путину законодательно обеспечивать проведение своей политики, блокируя возможность оппозиции реально влиять на положение дел в стране. Были приняты Земельный кодекс, Водный кодекс и Лесной кодекс, которые позволили вовлекать в коммерческий оборот в интересах крупных собственников землю, водные ресурсы и леса. Была проведена жилищно-коммунальная реформа, которая отдавала затратную для государства сферу в руки собственников. Несмотря на то что государство «уходило» из социальной сферы, этот процесс не вызвал широкого протеста населения. За счет гибкой политики лавирования между интересами региональных элит президенту удалось укрепить единство страны и подавить мятеж на Кавказе. Одновременно с этим в условиях отсутствия каких-либо успехов в области реального сектора экономики (промышленность и сельское хозяйство) золотовалютные резервы страны стремительно росли. Мировая цена на нефть за восемь лет нахождения В.В. Путина у власти увеличилась с 12 до 120 долл. Однако благоприятные для развития экономики возможности были упущены. Финансовые средства не вкладывались в собственную экономику, а вывозились за рубеж и оседали в «стабилизационном фонде», фактически «работая» на чужую экономику. К концу первого десятилетия XXI в. страна производила только 1,5 % наукоемкой продукции, перестав быть индустриальной державой. Износ основных фондов, машин и механизмов превысил 20 лет.

Утрачена продовольственная безопасность. Для ее обеспечения необходимо, чтобы 80 % продуктов питания производились внутри страны. Россия тратит на закупки продовольствия 30 млрд. долл, и лишь около 1 млрд, вкладывается в свое сельское хозяйство. Ввиду хронического недофинансирования сельского хозяйства 40 млн. гектаров пашни выведены из сельскохозяйственного оборота. Из страны продолжают уезжать специалисты и ученые. Около 800 тыс. специалистов покинули страну за годы капиталистических реформ. За восемь лет нахождения у власти В.В. Путина была приватизирована некогда единая мощная энергосистема страны. При этом была достроена лишь одна электростанция.

Основной упор делали на сырьевую составляющую, пытаясь превратить Россию в «надежного поставщика углеводородов» для западных стран. Неудивительно, что сырьевая составляющая в бюджете страны достигла 89 %.

Неэффективная экономическая политика не позволила России за 17 лет, прошедших после начала капиталистических реформ, превзойти показатели РСФСР даже по добыче нефти и газа.

В условиях отсутствия каких-либо успехов в реальном секторе экономики началась подготовка к новым президентским выборам. Не допуская возможности перемены курса развития страны, команда действующего Президента В.В. Путина приступила к поиску преемника на высший государственный пост. Выбор пал на соратника В.В. Путина по работе в Санкт-Петербурге юриста Д.А. Медведева. Для создания положительного имиджа нового президента в период подготовки к выборам в средствах массовой информации была развернута пропаганда «национальных проектов», которые имели социальную направленность и куратором которых назначили Д. А. Медведева. На самом деле о масштабе этих проектов говорит то, что на их реализацию из бюджета было отпущено не более 1 % средств. Однако одной пропаганды «национальных проектов» для победы над оппозицией было недостаточно. Чтобы оттянуть голоса избирателей от КПРФ была создана партия «Справедливая Россия», которая, используя лозунги оппозиции, сумела завоевать часть голосов электората и обеспечить совместно с «Единой Россией» победу Д.А. Медведеву со значительным отрывом от остальных претендентов.

Д.А. Медведев, избранный Президентом Российской Федерации, принес присягу в Кремле 7 мая 2008 г.

Внешняя политика Летом 2000 г. в Концепции внешней полити-России ки РФ были определены стратегия и основ

ные приоритеты российской внешней политики: обеспечение безопасности страны, сохранение и укрепление ее суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе, сохранение статуса великой державы, установление стабильного справедливого и демократического миропорядка на основе международного права, строительство равноправных партнерских отношений между государствами.

Все задачи внешней политики должны были решаться на основе приоритета национальных интересов России. Одним из таких приоритетов являлось формирование многополярного мира, учитывающего разнообразные интересы различных стран.

За годы руководства страной Президент В.В. Путин посетил Германию, Великобританию, Италию, Францию, Китай, Вьетнам, Индию, Японию и другие страны. Были проведены более 600 различных встреч и переговоров руководителей страны с представителями зарубежных государств.

Начался новый этап взаимоотношений со странами Западной Европы. Основная линия на сотрудничество и партнерство была сохранена. В 2000 г. Российский Парламент ратифицировал Договор СНВ-2, который должен был стать основой стратегической стабильности в мире. Однако США в одностороннем порядке отказались выполнять его положения и не ратифицировали его.

Продолжалось сотрудничество России с Европейским Союзом, обсуждался вопрос вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО).

Несмотря на некоторые осложнения во взаимоотношениях с США, связанных с выходом последних из СНВ-2, договора по ПРО, войной в Ираке, приоритет во взаимодействии двух стран имелся — борьба с международным терроризмом. Однако отношения между Россией и странами НАТО, в первую очередь США, продолжали оставаться напряженными, в немалой степени благодаря неконструктивной позиции США, открыто заявлявшими свои претензии на мировое господство. Обстановка в мире значительно осложнилась после решения США разместить в непосредственной близости от границ России объекты противоракетной обороны. Американцы продолжали политику продвижения блока НАТО к границам России, вовлекая в него страны СНГ. В 2008 г. Россия вынуждена была приостановить свое членство в некоторых международных договорах по ограничению вооружений (Договор ДОВСЕ).

Во многом благодаря взвешенной и конструктивной политике Президента В.В. Путина и Правительства РФ в российской внешней политике произошел поворот от следования в «фарватере» внешнеполитического ведомства США к все более прагматичному отстаиванию своих национальных интересов. Деятельность США и стран, входящих в блок НАТО, все более способствовала переориентации российской внешней политики на восточное направление.

Военные формирования Грузии 8 августа 2008 г., вооруженные и оснащенные правительствами Израиля, Украины, стран Балтии, при поддержке США совершили вооруженное нападение на российский миротворческий контингент в зоне Абхазско-Грузино-Южно-осетинского конфликта. Нарушив соглашения, достигнутые в г. Дагомысе в 1992 г., грузинские вооруженные формирования, применив тяжелое вооружение, в ночное время атаковали зону безопасности, в которой находились миротворческие силы России и ворвались в мирный г. Цхинвал, при этом погибли около двух тысяч мирных жителей и сто семьдесят миротворцев. Президент России Д.А. Медведев принял решение о начале войсковой операции по спасению миротворцев и мирных жителей г. Цхинвал. В течение пяти дней войска 58-й армии Северокавказского военного округа вели боевые действия, в ходе которых вытеснили грузинские формирования с захваченных территорий. Международное сообщество отказалось признать факт агрессии Грузии в отношении Южной Осетии, население которой не желало находиться в составе Грузии. В целях дальнейшего недопущения геноцида мирного населения Южной Осетии и Абхазии, подавляющая часть которого имела российские паспорта, принимая во внимание обращение парламентов этих непризнанных мировым сообществом территорий к России, Парламент России обратился к президенту Д.А. Медведеву с просьбой признать независимость Абхазии и Южной Осетии. Указ президента РФ о признании суверенитета Абхазии и Южной Осетии был опубликован 26 августа 2008 г., а 12 сентября 2008 г. с ними были заключены многосторонние договоры о дружбе и взаимопомощи, в соответствии с которыми на их территории расположились российские воинские подразделения.

Используя как повод действия России по принуждению Грузии к выполнению ранее взятых на себя обязательств, США сумели склонить Польшу и Чехию к началу возведения на территории этих стран третьего позиционного района американской ПРО1 с целью нейтрализации ядерного потенциала России.

История показывает, что только в условиях систематической конфронтации с Западом, жесткого отстаивания своих интересов, а это невозможно без строительства мощного в экономическом отношении государства, Россия могла добиваться уважения на международной арене. Любые компромиссы с европейскими странами приводили к ситуации, из которой «просвещенная Европа» извлекала выгоды за счет России. Поэтому внешняя политика России всегда была многовекторной и прагматичной. Дальнейшая судьба России зависит от того, как эффективно она будет проводить активную внешнюю политику, направленную на подъем своего престижа как великого государства.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >