Таможенный контроль после выпуска товаров как одно из средств обеспечения полноты взимания таможенных платежей

Фискальная составляющая, обеспечивающая через взимание таможенных платежей пополнение доходной части федерального бюджета, неотъемлема от деятельности таможенных органов. Так, Стратегией развития таможенной службы РФ до 2020 г. реализация фискальной функции рассматривается как одно из основных направлений развития таможенных органов.

Вместе с тем в условиях упрощения и ускорения совершения таможенных операций при таможенном декларировании и выпуске товаров вопрос содействия обеспечению полноты взимания таможенных платежей приобретает особую актуальность. В сложившейся ситуации одним из эффективных инструментов, позволяющих реализовывать фискальную функцию таможенных органов, выступает таможенный контроль после выпуска товаров.

1

Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года».

Таможенный контроль после выпуска товаров представляет собой совокупность мер, осуществляемых таможенными органами после выпуска товаров и при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию ТС, посредством проведения таможенных проверок и иных форм таможенного контроля, в том числе с использованием системы управления рисками, на основе категорирования участников В ЭД в целях обеспечения соблюдения проверяемыми лицами таможенного законодательства ТС и законодательства РФ о таможенном деле[1].

Целью таможенного контроля после выпуска товаров является создание таких условий для участников В ЭД, которые бы исключали использование проверяемыми лицами различных схем уклонения от уплаты таможенных пошлин и налогов и способствовали проведению эффективного таможенного контроля, в том числе у лиц, осуществляющих на территории РФ оптовую или розничную торговлю ввезенными товарами.

Другими словами, смещение акцента «на этап после выпуска товаров» заключается в том, что при одновременном упрощении формальностей, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, такой вид контроля должен «способствовать обеспечению полноты взимания таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, а также минимизировать риски, которые связаны с нарушением таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле».

Таможенный контроль после выпуска товаров (посттаможенный контроль, таможенный аудит) успешно и давно практикуется в деятельности таможенных органов многих государств (Германия, Финляндия, Швеция). Его основная задача - проверка сведений о внешнеторговых операциях, а именно: проверка заявленной таможенной стоимости товара, целевого использования товаров, оформленных в льготном режиме, отражения в бухучете предприятия информации о внешнеторговых операциях, проверка правильности и полноты уплаты таможенных платежей. Смещение акцента на этап после выпуска товаров при одновременном применении методов управления рисками, рекомендованных ВТО, позволяет таможенному органу освободить от задержек на границе подавляющее большинство грузов (по расчетам ВТО, до 80-90% от общего объема импорта в большинстве

стран) и оставить таможенный контроль на границе только для грузов, номенклатура которых выделена с помощью профилей риска[2].

В России, как показало исследование данного вопроса, система таможенного контроля после выпуска товаров находится на стадии становления. Следует отметить, что развитие данного направления таможенного контроля включено в ряд приоритетных направлений деятельности таможенной службы РФ до 2020 г. Посттаможенный контроль рассматривается и как один из инструментов по реализации плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование таможенного администрирования».

Существенно и то, что к 2012 г. значительно изменились условия, в которых РФ осуществляет ВЭД. В связи с этим в целях модернизации таможенного контроля после выпуска товаров 23 декабря 2012 г. была принята новая Концепция, рассчитанная до 2016 г. В новую Концепцию включены принципы ее реализации, на основе которых можно сделать вывод об ориентирах РФ в развитии внешнеторговой деятельности на долгосрочную перспективу.

В связи с необходимостью осуществления мер по модернизации системы осуществления таможенного контроля после выпуска товаров в структуре центрального аппарата ФТС России 1 февраля 2012 г. стало функционировать Главное управление таможенного контроля после выпуска товаров (ГУТКПВТ), которое было создано в соответствии с приказом ФТС России от 11.01.2012 № 11 «О проведении организационно-штатных мероприятий в центральном аппарате ФТС России». В соответствии с положением о ГУТКПВТ, утвержденным приказом ФТС России от 17.04.2012 № 724, данное Управление обеспечивает в пределах своей компетенции контроль за соблюдением проверяемыми лицами таможенного законодательства ТС и РФ. В число задач, осуществляемых Управлением, входит также обеспечение принятия мер, направленных на довзыскание и уплату таможенных платежей в случаях выявления неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов по результатам таможенной проверки.

Главное управление осуществляет свои функции как непосредственно, так и через структурные подразделения таможенного контроля после выпуска товаров таможенных органов. При этом под подразделениями тамо

женного контроля после выпуска товаров следует понимать в ФТС России - подразделения ГУТКПВТ; в региональных таможенных управлениях - подразделения службы таможенного контроля после выпуска товаров; в таможнях - подразделения таможенного контроля после выпуска товаров.

На территории РФ с 1 июля 2010 г. стал применяться ТК ТС, и этот год явился годом значительных изменений в части регулирования вопросов организации таможенного контроля после выпуска товаров. В первую очередь, изменения коснулись срока осуществления контроля после выпуска товаров. В отличие от годичного срока по ТК РФ ст. 99 ТК ТС устанавливает, что таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение трех лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем (предусмотрена возможность увеличения продолжительности данного срока, но не более пяти лет). В статье 164 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации», касающейся сроков осуществления таможенного контроля, также установлено, что таможенные органы РФ проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение трех лет с момента окончания нахождения товаров под таможенным контролем.

Таможенный контроль после выпуска товаров проводится в форме таможенной проверки и в иных формах таможенного контроля, установленных ст. 110 ТК ТС, за исключением проверки документов и сведений, устного опроса и личного таможенного досмотра. Анализ норм ТК ТС показывает, что из 12 форм таможенного контроля таможенная проверка как основная форма посттаможенного контроля получила наибольшую регламентацию. ТК ТС расширил предмет таможенной проверки, круг лиц, в отношении которых может проводиться таможенная проверка, закрепил перечень прав и обязанностей как таможенных органов, так и проверяемых лиц.

Таможенный контроль после выпуска товаров в соответствии со ст. 94 ТК ТС базируется на принципах законности, объективности, независимости и выборочное™ и проводится в формах и порядке, которые установлены гл. 16 и (или) 19 ТК ТС.

Итак, ключевой формой таможенного контроля после выпуска товаров стала таможенная проверка, которая по своей сущности является определенным аналогом предусмотренной ранее таможенной ревизии. Вопросы организации и проведения таможенных проверок (последовательность и сроки совершения действий должностных таможенных органов РФ при проведении данной формы таможенного контроля) находят закрепление в приказе ФТС России от 06.07.2012 № 1373 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного контроля в форме таможенной проверки»[3].

Методика проведения таможенной проверки, как правило, представляет собой в общем виде проведение следующих мероприятий:

  • - осуществление аналитической работы;
  • - проведение подготовительной работы (определение перечня вопросов, подлежащих проверке); разработка программы проведения проверки; создание рабочей комиссии (при проведении выездной проверки);
  • - непосредственное проведение таможенной проверки (в форме камеральной или выездной таможенных проверок);
  • - установление наличия/отсутствия правонарушения или преступления;
  • - оформление результатов таможенной проверки и принятие решений по ее результатам;
  • - возбуждение дела об административном правонарушении и/или уголовного дела в случае выявления правонарушения и/или преступления.

Формы документов, используемых при проведении таможенной проверки, установлены приказом ФТС России от 30.12.2010 № 2713 «Об утверждении форм документов, применяемых при проведении таможенных проверок».

В целях повышения эффективности таможенного контроля после выпуска товара уполномоченные подразделения осуществляют взаимодействие с другими функциональными подразделениями таможни, в случае необходимости - со структурными подразделениями иных таможенных органов, а также с другими государственными органами.

Взаимодействие может осуществляться по следующим направлениям:

  • - информационное взаимодействие при подготовке и предоставлении материалов и сведений для проведения таможенного контроля после выпуска товаров в форме таможенной проверки;
  • - взаимодействие при принятии решения о проведении таможенного контроля после выпуска товаров в форме таможенной проверки.

Так, для обеспечения эффективного взаимодействия подразделений ФТС России был принят приказ от 06.07.2012 № 1372 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при взаимодействии подразделений таможенного контроля после выпуска товаров

и структурных подразделений таможенных органов при организации таможенного контроля после выпуска товаров». Необходимо отметить, что вопросы взаимодействия уполномоченных подразделений с правоохранительными подразделениями и подразделениями по противодействию коррупции таможенных органов нашли свое закрепление в приказе ФТС России от 17.05.2012 № 949 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при взаимодействии подразделений по противодействию коррупции таможенных органов при организации и проведении таможенной проверки».

Для успешной работы Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров необходимы теоретические разработки, связанные с его деятельностью. Вместе с тем для таких разработок необходимо осуществлять целенаправленный и системный анализ существующего состояния системы таможенного контроля после выпуска товаров.

При рассмотрении действующей системы проверок необходимо особое внимание уделить эффективности таможенного контроля после выпуска товаров. Именно анализ конечных результатов в зависимости от целей деятельности всего механизма и отдельных его составляющих позволяет находить и определять возможные пути для совершенствования[4].

Согласно данным ФТС России в 2012 г. подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров таможенными органами проведено 6 329 проверочных мероприятий в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе 4 898 мероприятий в форме таможенной проверки (рис. 11.4). Таможенными органами при проведении таможенного контроля после выпуска товаров во взаимодействии с иными государственными контролирующими и правоохранительными органами проведено 515 проверочных мероприятий. Следует отметить, что как общее количество проведенных проверочных мероприятий, так и число проведенных таможенных проверок по сравнению с аналогичными показателями прошлого года уменьшились на 28% и 7% соответственно. Наблюдаемое снижение рассматриваемых показателей обусловлено тем, что в настоящее время при осуществлении проверочной деятельности акцент делается, прежде всего, на сни-

жение количества проводимых проверочных мероприятий при одновременном повышении их результативности. Другими словами, рост показателей должен достигаться не экстенсивным путем на основе увеличения числа проверок, а интенсивным на основе совершенствования существующих механизмов и внедрения новых подходов к проведению таможенной проверки.

  • 8819
  • 5 247
  • 9 000
  • 8 000
  • 7 000
  • 6 000
  • 5 000
  • 4 000
  • 3 000
  • 2 000
  • 1 000
  • 0
  • 6 329
  • 4 898
  • ? всего

проверочных

мероприятий

? из них в форме таможенной

проверки

  • 2011 г.
  • 2012 г.

Рис. 11.4. Общее количество проверочных мероприятий, проведенных подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров в 2011-2012 гг.

Оценка эффективности деятельности подразделений таможенного контроля после выпуска товаров осуществляется с использованием различных показателей, среди которых особое место занимает такой показатель, как доля результативных таможенных проверок после выпуска товаров в общем количестве завершенных проверок в данной форме таможенного контроля. Решением коллегии ФТС России отмечается, что около 27% таможенных проверок по состоянию на 2012 г. все же оставались нерезультативными. Повышению эффективности таможенного контроля после выпуска товаров препятствовали следующие проблемные вопросы:

  • - разнообразие схем, используемых для уклонения от уплаты таможенных платежей;
  • - отсутствие механизма, позволяющего в полном объеме осуществлять таможенный контроль после выпуска товаров на внутреннем рынке РФ.

Если же более детально рассматривать направления, по которым осуществляются таможенные проверки, то можно сделать вывод о том, что существенное место в контроле после выпуска товаров занимает контроль их таможенной стоимости (табл. 11.2). Так, в 2012 г. наибольшее количество проверочных мероприятий проводилось в отношении контроля достоверности заявления таможенной стоимости - около 26% от общего количества проведенных таможенных проверок.

Таблица 11.2

Распределение по основным направлениям таможенных проверок, проведенных подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров в 2012 г.

Направление

Процент от общего количества таможенных проверок

2011 г.

2012 г.

Контроль достоверности заявления таможенной стоимости

21,8

26,2

Контроль достоверности заявления кода ТН ВЭД ТС

16,3

23,8

Соблюдение порядка пользования либо распоряжения условно выпущенными товарами

12,3

6,6

Контроль товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности

9,8

3,7

Соблюдение мер нетарифного регулирования

8,2

6,7

Соблюдение требований таможенного законодательства лицами, включенными в реестры

3,6

3,9

Именно достоверность заявленной таможенной стоимости в настоящее время является наиболее слабым звеном в системе таможенного контроля, от совершенствования которого зависит полнота поступления доходов в федеральный бюджет. Особую актуальность контроль за поступлением доходов в федеральный бюджет приобретает в современных условиях, когда таможенные платежи обеспечивают поступление 50% доходной части федерального бюджета. Это приводит к необходимости совершенствования контроля таможенной стоимости после выпуска товаров[5].

По результатам таможенного контроля после выпуска товаров в 2010— 2011 гг. наблюдалась тенденция к увеличению сумм доначисленных таможенных платежей, пеней, штрафов, а в 2012 г. данный показатель увеличился по сравнению с 2011 г. в 1,4 раз (рис. 11.5). Бюджетная эффективность одной таможенной проверки в 2012 г. составила 516 тыс. руб., а общая сумма взысканных таможенных платежей и штрафов - свыше 2,5 млрд, руб., что на 35% больше, чем в 2011 г.

|---1 доначислено таможенных платежей и штрафов

|---1 взыскано таможенных платежей и штрафов

—Л—таможенные платежи, пени, штрафы, взысканные в расчете на одну проверку

Рис. 11.5. Результативность проведения проверочных мероприятий, осуществляемых подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров в 2010-2012 гг.1

Кроме того, за 2012 г. по материалам проверочной деятельности подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров таможенных органов возбуждено 4 888 дел об административном правонарушении и 40 уголовных дел (рис. 11.6). Стоит обратить внимание на тот факт, что 75% от общего количества уголовных дел возбуждено по ст. 194 УК РФ «Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица».

Таким образом, анализ рассмотрения вышеуказанных показателей проведенного таможенного контроля после выпуска товаров свидетельствует об увеличении его роли в деятельности таможенных органов РФ, в частности, как одного из средств обеспечения полноты уплаты таможенных платежей.

Таможенный аудит решает ряд задач, которые охватывают проверочную деятельность, а именно:

  • - повышение эффективности фискальной политики, проводимой таможенными органами через выявление неучтенных объектов налогообложения, взыскание таможенных платежей;
  • - выявление резервов роста доходной части бюджета, в частности, при помощи обнаружения «узких» мест таможенного законодательства, позволяющих занижать таможенные платежи, не нарушая таможенного законодательства.
Количество дел об административных правонарушениях и уголовных дел, возбужденных подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров в 2012 г

Рис. 11.6. Количество дел об административных правонарушениях и уголовных дел, возбужденных подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров в 2012 г.

В настоящее время ввиду особой важности развития рассматриваемого направления деятельности таможенных органов ставится вопрос о необходимости выработки целого комплекса задач, направленных на повышение эффективности и совершенствование организации работы подразделений таможенного контроля после выпуска товаров.

Развитие таможенного контроля после выпуска товаров должно быть обеспечено за счет реализации следующих первоочередных мероприятий:

  • 1) разработки научно-методического аппарата таможенного контроля после выпуска товаров в целях обеспечения экономической безопасности государства;
  • 2) совершенствования методов комплексного анализа ВЭД ее участников в целях определения объектов проведения таможенного контроля после выпуска товаров;
  • 3) совершенствования методологии таможенного контроля после выпуска товаров на основе использования аудиторских процедур и стандартизации проверочной деятельности;
  • 4) исследования проблем и разработки научно-методических и научно-практических материалов по направлению проведения таможенными органами эффективного контроля после выпуска товаров в сфере оборота товаров на внутреннем рынке;
  • 5) разработки научно-методического аппарата оценки результативности и эффективности таможенного контроля после выпуска товаров;
  • 6) активизации механизмов взаимодействия государственных органов исполнительной власти при проведении скоординированных таможенных проверок подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров;
  • 7) организации взаимодействия подразделений таможенного контроля после выпуска товаров и структурных подразделений таможенных органов при организации таможенного контроля после выпуска товаров;
  • 8) автоматизации аналитической работы и технологий контроля после выпуска товаров с использованием различных баз данных в системе ЕАИС таможенных органов.

Таким образом, перед таможенной службой РФ в настоящее время стоит задача, включающая следующие составляющие: всемерное содействие торговле; обеспечение эффективного таможенного контроля; безусловное наполнение доходной части федерального бюджета. Усиление контроля за финансово-хозяйственной деятельностью участников ВЭД позволит увеличить поступление таможенных платежей в бюджет государства и выведет на качественно новые позиции работу по борьбе с таможенными правонарушениями. Наибольшую угрозу экономической безопасности представляют правонарушения в финансово-экономической сфере, к которым относится уклонение от уплаты таможенных платежей. Одним из способов уклонения от уплаты таможенных платежей является предоставление недостоверной информации о таможенной стоимости товара. С учетом этого, в первую очередь, возникает необходимость развития научно-методического аппарата таможенного контроля после выпуска товаров, в частности разработки особого подхода к проверке достоверности заявленной таможенной стоимости.

Контрольные вопросы

  • 1. Что представляет собой система таможенных платежей в России?
  • 2. Назовите виды таможенных платежей в Таможенном союзе в рамках ЕврАзЭС.
  • 3. Охарактеризуйте деятельность таможенной службы РФ в качестве администратора доходов федерального бюджета.
  • 4. Каковы сущность и назначение таможенного контроля после выпуска товаров в системе мер обеспечения экономической безопасности?
  • 5. Как проявляется значение таможенного контроля после выпуска товаров как одного из средств обеспечения полноты взимания таможенных платежей?
  • 6. Какими нормативными актами руководствуются должностные лица подразделений таможенного контроля после выпуска товаров при проведении таможенных проверок?
  • 7. По каким направлениям осуществляется таможенная проверка?

Гл а в а 12

ПЛАНИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

  • [1] Приказ ФТС России от 23.12.2012 № 2709 «Об утверждении Концепции развития таможенного контроля после выпуска товаров до 2016 года». 2 Там же.
  • [2] Контроль после выпуска товаров [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cargo.ru/ analytics/1353/ (дата обращения 01.02.2013). 2 Распоряжение Правительства РФ от 29.06.2012 № 1125-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») “Совершенствование таможенного администрирования”». 3 Приказ ФТС России от 17.04.2012 № 724 «Об утверждении положения о Главном управлении таможенного контроля после выпуска товаров».
  • [3] Трунина Е.В. Таможенная проверка - новая форма таможенного контроля // Российская юстиция. 2011. № 1.С. 68-69.
  • [4] См.: Кузина Е.Л., Кацупеева Е.В. Экономические основы и эффективность инспекционной деятельности в таможенных органах // Таможенная служба России: современное состояние и перспективы развития: материалы научно-практического семинара. Ростов н/Д, 2005. С. 184— 187. 2 Официальный сайт Федеральной таможенной службы [Электронный ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.customs.ru.
  • [5] См.: Агапова А.В. Совершенствование контроля таможенной стоимости после выпуска товаров: автореф. дис. ...канд. экон. наук. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2009. С. 3, 14.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >