Формирование схемы построения обобщенного ТП

Уровень типизации технологических процессов с широкой унификацией конструкций деталей во многом определяет трудоемкость технологической подготовки производства. Типовой процесс должен быть рациональным в конкретных производственных условиях, характеризоваться единством содержания и последовательностью технологических операций для конкретной выбранной группы деталей.

Основным этапом ТП является разработка маршрутов обработки деталей.

Формирование обобщенного маршрута начинается с маршрута Мо, принимаемого за базовый. В него последовательно заносятся операции добавляемых маршрутов Mj. Полученный маршрут представляет собой перечень операций, каждая из которых имеет свое логическое условие се включения в индивидуальный маршрут. Это условие одновременно является и логической функцией выбора операции из обобщенного маршрута

= (45)

Таким образом, логическая функция представляет собой совокупность наборов возможных операций, соединенных между собой логической суммой. Один или несколько таких наборов могут быть включены в логическую функцию. Однако только один из множества наборов однозначно позволяет выбрать операцию для индивидуального маршрута и указать в нем соответствующее ей место. Операция может входить в индивидуальный технологический маршрут для деталей класса (группы), если Fk-I.

В условиях практического использования автоматизированного проектирования технологических маршрутов необходимо выявить применяемость сочетаний конструктивно-технологических условий для определенного класса (группы) деталей. Анализ показал, что, например, для ступенчатых валов, вилок, дисков, корпусов коробчатого типа и других деталей число таких сочетаний ограничено. С повышением уровня типизации технологических процессов и унификации изделий число сочетаний будет уменьшаться, а это, в свою очередь, упрощает синтез технологических маршрутов.

Необходимым условием включения индивидуального маршрута в обобщенный является наличие области пересечения маршрутов Л/, и Mj как не пустого множества

/ ,П/

Важной характеристикой формирования обобщенного маршрута является мощность пересечения М„ер множеств операций индивидуальных ТП

(46) »=!

Чем выше мощность пересечения, тем меньше мощность обобщенного маршрута, тем более типизированы группы или подклассы деталей, на которые разрабатывается обобщенный технологический процесс.

При рассмотрении процесса проектирования как комплексного наиболее важной и трудоемкой его частью является формирование маршрута обработки. От правильного, обоснованного выбора оптимального маршрута и методов обработки зависит качество изделия и экономическая эффективность. Особенно это проявляется при изготовлении сложных деталей из труднообрабатываемых материалов.

Формирование индивидуальных технологических маршрутов осуществляется путем их выделения из обобщенного маршрута. Исходными данными для этой процедуры являются характерные атрибуты детали - геометрические и точностные характеристики, качество поверхностного слоя.

Анализ принципов формирования ТП показывает, что маршруты обработки формируются на основе табличной или сетевой модели представления, где каждому набору условий соответствует единственный вариант проектируемого ТП и его элементов либо ряд типовых решений.

С точки зрения разработки типовых технологических процессов представляется возможным объединение нескольких подклассов. Так, при создании САПР ТП для деталей “тела вращения” могут быть выделены три типовые группы, которые объединяют в среднем до 67% всех деталей, изготовляемых в общих отраслях машиностроения. При этом они распределяются следующим образом: валы, оси, стержни и вал-шестерни - 16,5 %; диски, колеса, кольца, зубчатые колеса - 26,5 %; втулки, цилиндры - 24 %.

Приведенные соотношения типов деталей в общей номенклатуре зависят во многом от отраслевого характера производства. Для различных предприятий даже одной отрасли они могут существенно отличаться. Поэтому при выборе групп деталей для первоочередной разработки системы проектирования ТП необходимо основываться на анализе условий производства конкретного предприятия.

Далее рассмотрим общие принципы построения САПР ТП для разработки типовых технологических процессов на примере групп деталей «валы, оси, стержни, вал-шестерни» и других деталей типа «тела вращения» с L> 2D, входящих в подклассы.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >