ФОРМИРОВАНИЕ И СОХРАНЕНИЕ СПОРТИВНОЙ МОТИВАЦИИ

Формирование спортивной мотивации юных спортсменов является составной частью работы тренера. Одним из эффективных направлений формирования спортивной мотивации юных спортсменов считается удовлетворение актуальных для них потребностей. Состав потребностей довольно большой и разнообразный, поэтому первоначальной работой тренера является выявление состава актуальных потребностей каждого занимающегося. Затем на основе выявления их значимости для спортсмена строится воспитательная работа по их удовлетворению, что влечет укрепление спортивной мотивации. Далее предлагается анкета для выявления актуальных потребностей применительно к занятиям боксом, которой могут пользоваться тренеры и других видов спорта, переформулировав некоторые вопросы.

  • Методика диагностики актуальных потребностей юных боксеров (В. Б. Антипин, Е. Г. Бабушкин)

О себе укажите следующее:

  • 1. Спортивный стаж.

  • 2. Спортивный разряд.

  • 3. Количество проведенных боев.

  • 4. Количество одержанных побед.

  • 5. Ваши лучшие спортивные достижения.

Инструкция. Уважаемый спортсмен! Занимаясь спортом, Вы, видимо, заметили, что начиная с первых занятий Вам приходится сталкиваться с теми или иными трудностями (физиологического или психологического характера), при преодолении которых Вы получаете удовлетворение от всей деятельности. Вы можете сказать, что для Вас важно, а что не важно для успешной и продолжительной спортивной деятельности. В предлагаемых вопросах указан ряд факторов. Определите, в какой степени важен для Вас тот или иной фактор, и проставьте в опросном листе напротив номера вопроса один из следующих ответов: «Да, очень важно», «Скорее важно, чем не важно», «Не очень важно», «Скорее не важно, чем важно», «Не важно».

Итак, в какой степени для Вас важно?

  • 1) занимаясь спортом дополнительно питаться;

  • 2) занимаясь спортом принимать витамины (витаминные добавки);

  • 3) включать в свой рацион фрукты, овощи;

  • 4) включать в свой рацион спортивное питание (питание, способствующее повышению энергетического потенциала);

  • 5) правильно питаться (рациональное соотношение белков, жиров, углеводов в организме);

  • 6) во время тренировочного занятия поглощать воды столько, сколько требует ваш организм;

  • 7) увеличить время, которое отводится на тренировочное занятие;

  • 8) получать дополнительные задания, физические упражнения во время или после тренировок;

  • 9) получать дополнительные задания для самостоятельных занятий;

  • 10) посещать дополнительные тренировочные занятия;

  • 11) повысить интенсивность тренировочных занятий;

  • 12) получать дополнительное время на отдых во время тренировочного занятия;

  • 13) полное восстановление организма к следующему тренировочному занятию;

  • 14) посещать восстановительные процедуры (баня, массаж и т.п.);

  • 15) включать в учебно-тренировочный процесс активный отдых (ходьба на лыжах, футбол, волейбол, теннис и т.д.);

  • 16) овладеть новыми приемами борьбы;

  • 17) не вставать в пару с сильным соперником;

  • 18) проводить спарринги с партнерами равными по силам либо слабее вас;

  • 19) занимаясь спортом быть уверенным в себе (в своих силах);

  • 20) чувство внутреннего спокойствия на тренировке (чувствовать себя защищенным);

  • 21) тренироваться в группе дружески расположенных людей;

  • 22) работать, тренироваться в коллективе, чем самостоятельно;

  • 23) иметь дружески расположенного человека или группу людей, чтобы выговориться, когда вы раздражены, чем-то поделиться;

  • 24) чтобы тренер уделял вам больше внимания;

  • 25) общение с тренером;

  • 26) чувствовать себя членом команды, частью коллектива;

  • 27) тренироваться в группе, где вас понимают, ценят, считаются;

  • 28) создавать климат взаимного доверия, уважения и поддержки во время учебно-тренировочного занятия и после него;

  • 29) наличие хороших и верных друзей в спорте;

  • 30) быть полезным коллективу, в котором занимаетесь;

  • 31) принимать важные решения, советуясь с друзьями, чем обдумывать их одному;

  • 32) помогать товарищам по спорту;

  • 33) активно участвовать в общественной жизни группы, клуба;

  • 34) отстаивать свои интересы, если по отношению к вам поступили несправедливо;

  • 35) одобрение со стороны тренера, товарищей по команде;

  • 36) быть сильным спортсменом в своей деятельности;

  • 37) благодаря спорту повысить самоуважение к собственной личности;

  • 38) доводить начатое дело до конца, не отступать перед трудностями;

  • 39) быть преданным своему делу;

  • 40) самолюбие как побудительная сила, заставляющая тренироваться и преодолевать трудности;

  • 41) постоянно улучшать свои результаты в спорте;

  • 42) победа, а не участие в конкурсах, спартакиадах, соревнованиях и т.д.;

  • 43) чтобы ваши результаты были одними из лучших в группе;

  • 44) познания в спорте (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуального развития);

  • 45) получать информацию о последних достижениях в вашем виде спорта;

  • 46) самообразование в спорте (чтение специальной литературы);

  • 47) постоянно пополнять свои знания в спорте;

  • 48) благодаря спорту повысить уважение к себе со стороны родных, близких, друзей, товарищей;

  • 49) благодаря победам в спорте, хорошим результатам повысить уважение к себе со стороны товарищей по команде, спортивного руководства, тренера;

  • 50) благодаря занятиям спортом завоевать признание в своем микрорайоне, на своей улице;

  • 51) быть примером среди товарищей по спорту;

  • 52) входить в число лучших спортсменов (группы, клуба);

  • 53) занять призовое место на соревнованиях, тем самым повысить свой престиж;

  • 54) читать про себя положительные отзывы в газетах, слышать на собраниях;

  • 55) получать поощрения и награды за успехи в спорте;

  • 56) благодаря спорту стать известным, знаменитым;

  • 57) занимаясь спортом добиться славы и почета;

  • 58) чтобы достигнутые вами результаты всегда высоко оценивались и поощрялись;

  • 59) делать то, что обычно бывает по достоинству оценено другими;

  • 60) вызывать восхищение со стороны тренера, товарищей по спорту благодаря вашему трудолюбию и целеустремленности;

  • 61) вести себя так, чтобы окружающие не могли сказать об вас ничего плохого;

  • 62) занимаясь спортом добиться одобрения родителей и окружающих;

  • 63) не пропускать занятия у своего тренера;

  • 64) исполнять лидерские функции (капитаном команды и т.д.);

  • 65) занимаясь спортом ощущать свой авторитет, признание, уважение окружающих;

  • 66) быть в спорте первым, чтобы вам подражали, за вами следовали другие;

  • 67) принимать активное участие в ответственных заседаниях, соревнованиях, спартакиадах и т.п.;

  • 68) выступая на любых соревнованиях, показать наивысший результат;

  • 69) постоянно ставить перед собой все более высокие цели;

  • 70) доводить свои умения и навыки до совершенства;

  • 71) максимально полно использовать свои возможности, силы и способности на пути к достижению поставленной цели;

  • 72) работать над собой, постоянно физически и духовно совершенствоваться;

  • 73) в случае неудачи не отказываться от поставленной цели;

  • 74) работать (тренироваться) не щадя сил, пока полностью не удовлетворитесь полученным результатом;

  • 75) занимаясь спортом в большей степени реализовать свои потенциальные возможности и способности;

  • 76) стать высококвалифицированным специалистом (тренером, судьей по спорту, научным работником и т.д.) в своей деятельности;

  • 77) постоянно идти вперед, не останавливаться на достигнутом;

  • 78) достичь высоких результатов в спорте.

Анализ ответов спортсмена позволит определить состав актуальных для него потребностей, в удовлетворении которых он нуждается. Занятия спортом многие люди связывают с удовлетворением потребностей, что не всегда происходит. Результатом этого является ослабление спортивной мотивации и уход из спорта. Так, в спортивных единоборствах (бокс, дзюдо и др.) процент отсева учащихся ДЮСШ на первом году занятий составляет в среднем 70 %. Данная методика разработана применительно к боксу. Однако многие ее положения могут использоваться тренером и в других видах спорта.

Массовый наплыв в ДЮСШ и СДЮСШОР на начальном этапе обучения сменяется массовым отсевом, что продолжается, хотя и в меньшей степени, и в последующие годы. Большая часть детей уходит из спорта (бокса) на этапе начальной спортивной специализации по следующим причинам:

  • — отсутствие устойчивого интереса;

  • — боязнь соревновательных боев;

  • - отсутствие способностей к данному роду деятельности;

  • - отсутствие трудолюбия (волевых качеств).

Тренерам, которые хотят повысить процент сохранности контингента в группах начальной подготовки, необходимо более пристальное внимание уделять формированию мотивации у своих подопечных в занятиях спортом, опираясь на удовлетворение их актуальных потребностей.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >