Методика формирования спортивной мотивации на основе удовлетворения актуальных потребностей на этапе начальной подготовки (Е. Г. Бабушкин, В. Б. Антипин)

Направления, средства и методы формирования спортивной мотивации юных боксеров, основаны на следующих известных положениях в теории физического воспитания, общей и спортивной психологии:

  • 1) всякое человеческое поведение в каждый момент времени определяется суммой одновременно актуальных мотивов, связанных со стремлением личности к удовлетворению своих потребностей;

  • 2) потребности являются основными движущими силами поведения человека, определяющими его активность, интересы;

  • 3) удовлетворение потребностей занимающихся при занятиях спортом оказывает положительное влияние на формирование и укрепление их спортивной мотивации;

  • 4) мотивация спортивной деятельности включает две составляющих — мотивацию тренировочной деятельности и соревновательную мотивацию;

  • 5) на начальных этапах овладения деятельностью наиболее эффективной считается процессуальная мотивация.

В формировании мотивации широкое распространение за рубежом получили теории мотивации А. Маслоу, Д. Мак Клеллаида и других, которые успешно применяются в теории управления и делают основной упор на определение перечня и структуры потребностей людей. Теория А. Маслоу внесла исключительно важный вклад в понимание того, что лежит в основе стремления людей к деятельности. Согласно данной теории всякое человеческое поведение в каждый момент времени определяется суммой одновременно актуальных мотивов, связанных со стремлением личности к удовлетворению своих потребностей. А. Маслоу утверждал, что мотивы определяются потребностями. В последние годы данная теория все чаще находит свое применение и в психологии спорта. В основу предлагаемой читателям методики положена классификация потребностей А. Маслоу, адаптированная применительно к спорту (бокс).

Методика включает в себя работу тренера по следующим направлениям:

  • 1. Изучение потребностей (степени их проявления) юных боксеров на начальных этапах занятий спортом, а также степени их удовлетворения у каждого занимающегося.

  • 2. Выбор средств и методов для удовлетворения потребностей каждого занимающегося и их внедрение в учебно-тренировочный процесс. (Средства и методы удовлетворения потребностей описаны далее).

  • 3. Оценка результата удовлетворения потребностей.

  • 4. Контроль проявления (актуализации) и удовлетворения потребностей у юных спортсменов. Контроль предполагает систематическое изучение потребностей (степени их проявления и удовлетворения). Учитывая, что массовый отсев приходится на первую половину года начала занятий спортом, а исследования свидетельствуют о том, что одной из основных причин, по которой юные боксеры покидают спорт, является недостаточное удовлетворение их потребностей, в этот период занятий контроль за удовлетворением потребностей рекомендуется проводить после каждого микроцикла (один раз в неделю). Далее — один раз в две недели.

Основное направление при формировании спортивной мотивации юных боксеров сводится к удовлетворению потребностей:

  • 1) физиологических;

  • 2) в безопасности;

  • 3) в социальных связях;

  • 4) уважения;

  • 5) самоактуализации.

Физиологические потребности (обладают гомеостатической и орга-низмической природой). В них включаются потребности спортсменов в движении, отдыхе, активном отдыхе (как разновидности отдыха), рациональном питании, воде.

Потребность в движении. Всякому ребенку свойственна потребность в новых впечатлениях, переходящая в не насыщаемую познавательную потребность, и естественная потребность в движении. На естественную потребность в движении и необходимо прежде всего опираться при формировании у юных боксеров мотивов занятий спортом, актуализировать ее, сделать более четкой и осознанной ими. Необходимо обеспечить и переход от потребности к деятельности. Для этого важно продумать вопрос о содержании учебнотренировочной деятельности, в которой реализуется данная потребность, ее общей атмосфере, о типе общения с учащимися.

Особое внимание при удовлетворении потребности в движении во время проведения учебно-тренировочных занятий с юными боксерами, необходимо уделять нормированию физических нагрузок. Нормирование физических нагрузок, определение оптимальных их величин, должны быть основаны на результатах комплексного изучения реакции организма спортсмена на дозированную физическую нагрузку.

Тренировочная нагрузка в боксе характеризуется объемом и интенсивностью ее выполнения. Они должны быть оптимальными и увеличиваться по мере развития тренированности. Объем можно определить либо в раундах и минутах, т.е. временем, затраченным на выполнение работы, либо количеством выполненных упражнений. Продолжительность раундов специальных упражнений юного боксера не должна превышать 2 мин. Дозировка упражнений по времени еще не определяет собой общей нагрузки, так как интенсивность их может быть различной.

На начальном этапе учебно-тренировочных занятий рекомендуется так дозировать объем, характер и интенсивность физических нагрузок, чтобы утомление юных спортсменов не превышало легкой степени (табл. 1).

Этой же таблицей следует пользоваться и при подготовке к соревнованиям, чтобы нагрузка спортсмена была в пределах допустимых физиологических норм для него, с постепенным увеличением, а не была чрезмерной, способной нанести вред здоровью или нарушить ритм тренировочного процесса.

Потребность в отдыхе. Для удовлетворения данной потребности необходимо четко дозировать объем и интенсивность нагрузок с интервалами отдыха, как между отдельными тренировочными занятиями, так и между упражнениями, выполняемыми в процессе тренировки. В занятиях с новичками перерывы между упражнениями должны быть больше и уменьшаться по мере роста тренированности; по достижении необходимого уровня тренированности длительные паузы нецелесообразны.

Таблица 1

Симптомы утомления

Легкое

Сильное

Очень сильное

Окраска кожи

Слабое покраснение

Сильное покраснение

Очень сильное покраснение или необычайная бледность

Потоотделение

Легкое или среднее

Сильное, выше пояса

Очень сильное, в том числе ниже пояса

Движения

Уверенное выполнение, соответствующее достигнутому уровню интенсивности

Увеличение числа ошибок, снижение точности, появление неуверенности

Сильное нарушение координации,вялое выполнение движений, стабильная неточность, явное проявление ошибок

Сосредото

ченность

Нормальная, корригирующие указания выполняются, нет явлений нервозности, полное внимание во время показа упражнений

Невнимательность при объяснениях, пониженная восприимчивость при отработке технических и тактических навыков, снижена способность к дифференциации

Значительно

сниженная сосредоточенность, большая

нервозность, рассеян

ность, очень

замедленная

реакция

Общее самочувствие

Никаких жалоб, выполняются все нагрузочные задания

Слабость в мышцах, значительно затрудненное дыхание, нарастающее бессилие, явно пониженная работоспособность

Свинцовая тяжесть в мышцах и суставах, головокружение, тошнота или рвота, жжение в груди

Готовность к достижениям

Стойкое желание продолжать тренировку

Пониженная активность, стремление к более длительным перерывам, но есть готовность продолжать тренировку

Желание полного покоя и прекращения тренировки

Симптомы утомления после разных нагрузок


Окончание табл. 1

Симптомы утомления

Легкое

Сильное

Очень сильное

Настроение

Приподнятое, радостное, оживленное

Несколько «приглушенное», но радостное, если результаты тренировки соответствуют ожидавшимся, радость по поводу предстоящей тренировки

Возникновение сомнений в ценности и смысле тренировки, боязнь новой тренировки

Мимика

Спокойная

Напряженная

Искаженная

Дыхание

Учащенное (до 20-26 за 1 мин)

Учащенное (38^)6 за 1 мин), поверхностное

Очень учащенное (более 50-60 за 1 мин), через рот, переходящее в отдельные вздохи, сменяющиеся беспорядочным дыханием

При планировании тренировки необходимо также предусмотреть и восстановительные мероприятия, позволяющие предупредить избыточное утомление спортсмена (специальные дыхательные упражнения, баню, массаж, гидропроцедуры, активный отдых и т.д.).

Потребности в безопасности (включают потребности в защите от физических и психологических опасностей).

Для удовлетворения потребности в безопасности предлагаются следующие направления:

  • 1) добиться, чтобы спортсмены доверяли и постоянно оказывали помощь друг другу во время упражнений в парах или тренировочных боев, так как взаимное доверие позволяет спортсменам быстрее овладеть техникой и тактикой в упражнениях в перчатках, доверие к партнеру позволяет более слабому спортсмену спокойно без скованности и напряжения боксировать в парах;

  • 2) создать условия, способствующие отсутствию тревоги, беспокойства, неуверенности перед выполнением деятельности, перед возможными ошибками, неуспехом;

  • 3) не допускать в тренировочных боях грубого обмена ударами или сильных ударов;

  • 4) обеспечить психическую и техническую подготовленность юных боксеров к соревнованиям;

  • 5) заявлять боксера для участия в соревнованиях лишь после того, как он достигнет необходимого уровня тренированности, владеет навыками защиты;

  • 6) обеспечить психологическую поддержку перед выступлением в соревнованиях, в секундировании.

Потребности в социальных связях (еще называемые потребностями в причастности, включают чувства социального взаимодействия, привязанности и поддержки).

Характерным для подросткового возраста является то, что юные спортсмены «идут на коллектив», для них очень важно пребывание в коллективе, где бы с ними считались. Учитывая известное в психологии положительное влияние коллектива и благоприятных межличностных взаимоотношений на укрепление мотивации к занятиям спортом у юных спортсменов, следует уделять значительное внимание этому аспекту.

Тренер, ведущий работу с группой юных боксеров и поставивший цель сформировать сплоченный коллектив, должен в первую очередь выяснить, чем интересуются боксеры, что побуждает заниматься их боксом, каковы взаимоотношения спортсменов между собой, как относятся они к тренировке, соблюдению режима. Очень важно, чтобы в коллективе были боксеры, пользующиеся авторитетом. На таких спортсменов необходимо опираться в работе по сплочению группы.

Для удовлетворения потребностей в социальных связях представляется возможным использовать следующие способы:

  • 1. Учитывая важность общения для подросткового возраста, необходимо формировать благоприятные межличностные отношения в тренировочных группах между спортсменами и между спортсменами и тренером. Для этого необходимо давать спортсменам такие упражнения и задания, которые позволили бы им больше общаться. Особое внимание должно уделяться формированию благоприятных отношений у юных спортсменов к тренеру. Такая необходимость обусловливается тем, что тренер является авторитетом для юных спортсменов. Формируя отношение к себе, тренер тем самым формирует у юных спортсменов отношение к занятиям спортом.

  • 2. Систематически проводить воспитательную работу в духе нравственных принципов и морально-волевых качеств (с примерами из жизни великих спортс-

менов). Прививать юным спортсменам навыки соблюдения спортивной этики, организованности, дисциплины, любви и преданности своему коллективу.

  • 3. Не разрушать возникшие неформальные группы, если они не наносят реального ущерба в организации и управлении учебно-тренировочным процессом, а также способствовать слиянию их с другими членами группы, с целью создания единого, сплоченного спортивного коллектива со своими традициями, уставами.

  • 4. Обеспечивать положительный эмоциональный фон на тренировках и соревнованиях (межличностная поддержка со стороны тренера, товарищей по группе), так как положительные эмоции при выполнении деятельности способствуют укреплению мотивации. Это достигается путем создания условий для занятий; управления общением с занимающимися; использования игрового и соревновательного методов на тренировках; использования психорегулирующей тренировки при настройке на занятия; использования музыкального сопровождения при разминке, а также использования других средств.

  • 5. Предотвращать возникновение у юных боксеров неблагоприятных психических состояний.

  • 6. Создавать условия для социальной активности членов группы вне ее рамок (принимать участие в спортивных и культурно-массовых мероприятиях, экскурсиях, туристических походах и т.д.), привлекая при этом родителей спортсменов, так как это позволит еще более сплотить группу.

Потребности в уважении (включают потребности в самоуважении, личных достижений, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании, одобрении, авторитете).

Для удовлетворения потребности в уважении рекомендуется следующее:

  • 1. Относиться к спортсмену как к равноправному союзнику в достижении спортивного мастерства. Сотрудничество тренера и спортсмена — это залог их успешной плодотворной работы в достижении высоких спортивных результатов.

  • 2. Обеспечивать положительную обратную связь с достигнутыми спортивными результатами. Это создает позитивный эмоциональный фон, на котором более успешно развивается последующая деятельность.

  • 3. Делегировать спортсменам дополнительные права и полномочия в принятии важных и ответственных решений, а также привлекать их к выработке этих решений.

  • 4. Обеспечивать спортсменов знаниями, которые позволяют повышать уровень их компетентности в данной деятельности.

  • 5. Оказывать помощь занимающимся в ощущении собственной компетентности в своем виде спорта, которую они получают в виде обратной связи от тренера и результатов занятий боксом. В этом случае оценка тренером действий юных боксеров имеет большое воспитательное значение для них.

  • 6. Развивать у юных спортсменов результативность деятельности как качества личности.

  • 7. Использовать систему поощрений за качество усвоения учебного материала, за трудолюбие, за участие в соревнованиях, за волю к победе, за лучшую технику, за честность и т.п.

  • 8. Стимулировать спортивный рост спортсмена (средствами массовой информации, поездкой на соревнования, награждение спортивной формой, присвоением спортивных разрядов, присвоением звания лучшего боксера месяца, года и т.п.) в соответствии с достигнутыми результатами.

  • 9. Учитывать интересы и предложения спортсменов при организации учебно-тренировочных занятий.

  • 10. Создавать ситуации свободного выбора. Предоставлять занимающимся возможность выбора в процессе тренировок (например, партнера в спарринге).

  • 11. Давать возможность исполнять лидерские функции тем спортсменам, которые испытывают в этом необходимость.

Потребности в самоактуализации включают потребности в реализации своих потенциальных возможностей и способностей, целей, в росте как личности, а также в понимании и осмыслении.

Для удовлетворения потребности в самоактуализации предлагаются следующие направления:

  • 1. Творчески проводить занятия, ставя каждый раз разные задачи и избегая стандарта и однообразия.

  • 2. Обеспечивать спортсменов знаниями, которые позволили бы им полностью использовать свой потенциал в данной деятельности.

  • 3. Давать спортсменам упражнения и задания, требующие от них полной самоотдачи (преимущественно упражнения, направленные на развитие отдельных физических качеств, специфичных для боксеров: силы, гибкости, быстроты, ловкости, выносливости).

  • 4. Поощрять и развивать у спортсменов творческие способности во время учебно-тренировочных занятий.

  • 5. Ставить перед спортсменами реально достижимые цели и обучать самостоятельной их постановки: правильно соизмерять цели и свои возможности.

  • 6. Формировать у юных спортсменов личностный смысл в занятиях боксом через осознание значимости этих занятий в личной жизни.

  • 7. Отводить время (во время или после занятий) для личного совершенствования спортсменов.

  • 8. Оказывать помощь юным боксерам в выявлении их сильных и слабых сторон, а также в проведении ими самоанализа.

  • 9. Вместе со спортсменами определить конкретные действия, которые можно сделать в настоящее время, чтобы со временем добиться поставленных целей, т.е. наметить ближайшую перспективу поведения.

  • 10. Научить юных спортсменов понимать, действительно ли их поведение (выполняемая ими деятельность) приближает к поставленной цели, обладают ли их действия желаемыми последствиями. Для этого, оценивая результаты своей деятельности, спортсмен должен ориентироваться на темпы прироста, сравнивая сегодняшние результаты со вчерашними результатами. Это позволяет подчеркнуть продвижение спортсмена к планируемой цели. При этом важным со стороны тренера является актуализировать и усилить позитивные переживания спортсмена.

  • 11. Планировать соревновательные цели и задачи в соответствии с подготовленностью спортсмена.

Таким образом, данный подход в решении проблемы управления спортивной мотивацией юных боксеров через удовлетворение их актуальных потребностей позволяет укреплять у них уверенность, коллективизм, чувство собственного достоинства, положительное отношение к учебно-тренировочным занятиям (повышает интерес к их содержанию) и тренеру, готовность к дальнейшему совершенствованию в спорте, а также сохранить значительную часть контингента.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >