Образование и воспитание в исламе

ПЕРВАЯ Лекции, прочитанные на конгрессе ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ РЕЛИГИОЗНЫХ ДИСЦИПЛИНВступительное словоЛекция 1: Воспитание интеллекта и мышленияДва вида знанияШаблонная система образованияПрорицатель и падишахБольшое количество наставников — не показатель образованности ученикаПонятие иджтихада и призыв Корана к размышлениюПризыв ислама к обучению и приобретению знанийЧто это за знания, к которым призывает ислам?Лекция 2: Интеллектуальное воспитаниеРазум должен быть просеивающимКритическое замечание Ибн ХалдунаКритика в адрес словаПрозорливостьНеобходимость сочетания разума и знанияОсвобождение разума от общественной конъюнктурыИмам Садик (‘а) и традиционалистОтказ от следования за большинствомУмение не оказаться под влиянием чужого мненияПреподаватель духовного заведения и его ученикиНаучный духЛекция 3: Воспитание талантовУчёт духовного состоянияТрактовка РасселаСтрах — фактор предотвращения непокорностиНеобходимость сообщить ребёнку о причинах его поощрения или наказанияПериод расцвета духаФизическое воспитание с точки зрения исламаСпособности человеческого духаИслам и искусствоМузыкаХалиф и поющая наложницаИскусстваЛекция 4: Вопрос о привычкеВоспитание с точки зрения древних учёныхПритча МаулавиТеория западных учёныхКритический анализ данной теорииФормирование привязанности при привнесённых привычках (‘адат-и инфи’али)Лекция 5: Этическое действие (1)Разница между воспитанием и моральюВоззрения относительно критерия этического действия гуманизм пожертвования сущностная красота и порочность действий вдохновение совести приобретённая любовь к ближнему Божье довольствоТеория Канта: за и противЛекция 6: Этическое действие (2)Любовь к ближнемуДарвинизмМоральная совестьБорьба между собственным «эго» и его противоположностьюТеория прозорливого разумаКритический анализ данной теорииИнтеллектуальная красотаРелигия — единственный гарант осуществления моральных принциповЛекция 7: Этическое действие (3)Прекрасный духПринцип конечной цели — основа определения «золотой середины» в моралиГосподство духа и разумаМетоды воспитания в различных теоретических школахРелигиозная этикаРелигия — гарантия моралиОпределение этического действияЛекция 8: Рассмотрение теории относительности моралиОдобрениеДух времениРечь СартраПонятие человеколюбияПоведение — явление относительноеПервичные и вторичные названияПример целомудрия и добродетельностиПример правдивостиЛекция 9: Хадис об ‘Али (‘а) и теория относительности моралиРассмотрение одной проблемыВопрос: В чём смысл упомянутого высказывания Имама ‘Али (‘а)?Соответствует ли содержание данного высказывания учению ислама и другим мыслям Имама (‘а)?ОтветУказание Пророка (с) относительно «просроченной ‘умры»Понятие джубн («малодушие») в данном хадисеСказание о Сафийи, дочери ‘Абд ал-МутталибаЖенщина ответственна за то, что дано человечеству на хранениеПонятие «жадность» (бухл) в данном хадисеОтвага и защита истиныОтвага и защита социальных правХрабрость Захры (‘а)Храбрость Зайнаб (‘а)Лекция 10: Связь богослужения с воспитательными мерамиДух богослуженияФормы богослужения и воспитательные мерыБогослужение и социальные праваМолитва и обращение лицом к киблеУпражнение в достижении господства над низменной душойУпражнение в умении определять времяМиролюбиеНамерениеСтолпы намеренияЗначение намеренияСвойства привычкиТеория НицшеТри вида морали в исламских сообществахАхиллесова пята суфийской моралиЛекция 11: Вопрос о собственном достоинстве в Коране и в хадисахЧувство собственного достоинстваУтончённость душиУсердиеСуществует ли противоречие?Лекция 12: Корни моральных вдохновенийМатериальное и духовное наслаждениеКорень ценностиСамосознание — корень моральных вдохновенийМучения и удовлетворённость совестиКолебание ценностных основ в западном миреЛекция 13: Развитие собственного «Я»Человек — существо иерархическоеВступление в брак — первый этап выхода из состояния индивидуализмаПлеменное «Я»ГуманизмРелигиозное «Я»Оказание милости невернымВсеобщая совестьВТОРАЯ Лекции, прочитанные в «Исламском обществе врачей»Лекция 1: Физическое воспитание и развитие интеллектуальных способностейГуманистическая школа воспитанияФизическое воспитание с точки зрения исламаВоспитание тела и его пестованиеВоспитание интеллектуальных способностейРациональное мышление в КоранеВопрос о рациональном мышлении в СуннеИсламские предания о разуме и невежествеСтремление мусульман к поиску знанийХадис от Имама Мусы Казима (‘а)Высказывание Абу ‘Али ибн СиныНеобходимость сочетания разума и знанияВысказывание БэконаВопрос о подражанииСледование за большинствомПренебрежение к суждениям других людейЛекция 2: Краткая история вопроса о РАЦИОНАЛЬНОМ МЫШЛЕНИИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ МУСУЛЬМАНПорицание разума в притчах, распространённых в народном творчестве и в литературеПохвально ли сострадание или порицаемо?Порицание разума и знания и вопрос о средствах к существованиюРациональное мышление с точки зрения му‘тазилитов и аш‘аритовПрекрасные и безобразные интеллектуальные качестваБорьба между рационализмом и покорной набожностьюОбратная реакция на взгляды му‘тазилитовЛекция 3: Факторы воспитания (1)Укрепление воли к богослужениюГосподство над самим собой (самообладание)Вера — залог волиМолитва и поклонениеАбу Райхан и факихОтвет на одно критическое замечаниеПророк (с) и поклонение ГосподуАли (‘а) и дух поклоненияУниверсальный человек с точки зрения исламаНижние ступени богослуженияРоль богослужения в процессе воспитанияПуть к умеренностиВопросы и ответыЛекция 4: Факторы воспитания (2)Благорасположение — способ укрепления чувства справедливости, самоконтроля и учтивостиДве теории понятия любви (мухабба)Общие интересы превыше индивидуальныхЧеловеколюбиеДобродетель по отношению к невернымСправедливое отношение к неверующимИмам Садик (‘а) и иноверецОтвечать добром на злоТерпение в ответ на злодеяния язычниковУсиление чувства поиска истиныФанатизм — преграда на пути знанияСамонаблюдение и самоанализДоговорённость, укоры и наказаниеЛекция 5: Факторы воспитания (3)Размышление, благорасположение святых, брачные узыТри вида богослуженияРазмышление о мире ТворенийРазмышление над историейРазмышление человека о самом себеВластвует ли над человеком общественное принуждение?Размышление — основное условие господства над своей судьбой и над судьбой обществаПрозорливостьПривычка размышлятьОбщение с праведникамиХадис от ‘Исы (‘а)ПривязанностьЛюбовь к праведникам при паломничестве к Амин-АллахуМетод «людей порицания» (маламатийа)Честь человека должна уважатьсяВоспитательная роль бракаВопросы и ответыЛекция 6: Факторы воспитания (4)ТрудТруд с точки зрения исламаТруд и концентрация силы воображенияТруд и предотвращение греховТруд и испытание самого себяТруд и логическое мышлениеТруд и чувство собственного достоинстваБИБЛИОГРАФИЯ
 
  РЕЗЮМЕ   След >