ИНТЕГРАЦИЯ ФИЗИЧЕСКИХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ ПРИ РАЗВИТИИ СИЛЫ, БЫСТРОТЫ И ВЫНОСЛИВОСТИ У ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ

  • Сущность методики интеграции в подготовке спортсменов

Исходя из характера соревновательной деятельности спортсменов и значения в ней психологического фактора, можно определить содержание методики интеграции физической и психологической подготовки юных спортсменов. Содержание данной методики заключается в следующем:

  • - формирование положительной мотивации к психологической и физической подготовке;

  • - систематический анализ результативности при проявлении физических качеств на тренировках и соревнованиях;

  • - развитие у юных спортсменов личностного качества результативности;

  • - формирование у спортсменов адекватной самооценки и планирование на этой основе целей при развитии и проявлении физических качеств;

  • - оптимизация соотношения тренировочной и соревновательной мотивации;

  • - формирование у юных спортсменов мотивации достижения;

  • - развитие у спортсменов умений психической саморегуляции.

Модель интеграции физической и психологической подготовки юных спортсменов (рис. 3) акцентирована на приоритетное направление — развитие психических процессов, а затем уже на развитие физических качеств

Педагогические подходы при создании модели учитывают комплексный, интегральный характер подбора содержания и форм обучения, определяющий развитие функций физической, психической, функциональной и социальной направленности и способствующий оптимизации и повышению эффективности учебно-тренировочного процесса юных спортсменов.

Системный подход к интеграции процесса подготовки спортсменов учитывает следующие педагогические условия:

  • - углубленную проработку каждого элемента системы;

  • - наличие связей и отношений между всеми компонентами системы;

  • - наличие интегральных качеств, которыми не обладает ни один из отдельно взятых системообразующих элементов;

  • - взаимодействие со средой и системами другого порядка.

Рис. 3. Модель интеграции физической и психологической подготовки спортсменов

Особенностью модели является построение ее на основе принципов гуманистической педагогики и психологии и ориентированность на развитие личности как целостной биопсихосоциальной структуры. Основной акцент в ней сделан на:

  • - усиление внимания к личности на основе идей развивающего и личностно-ориентированного обучения, механизмов рефлексии;

  • - развитие внутренней мотивации юных спортсменов к самосовершенствованию и самореализации;

  • - повышение мотивации к соблюдению принципов здорового образа жизни, ценностному отношению к своему здоровью;

  • - формирование гармоничного развития личности (единство и целостность духовного, психического, физического, социального);

  • - освоение методов самоконтроля и саморегуляции;

  • - превращение обучающегося из объекта воздействия в субъекта активной творческой деятельности.

Интегративный подход к построению структуры учебно-тренировочного процесса, подбору содержания и средств обучения позволяет одномоментно развивать функции различной направленности, физической, эмоциональной, интеллектуальной, волевой подготовки юных спортсменов.

Обучив юных спортсменов владению аутогенной, идеомоторной и психорегулирующей тренировкой, следует научить их пользоваться приобретенными умениями расслабления, мобилизации, создаваемыми мысленными образами, представлениями движений при развитии и проявлении физических качеств. При развитии силы, быстроты и выносливости у спортсменов следует руководствоваться положениями теории физического воспитания и спортивной тренировки. Наиболее значим психологический фактор при развитии и проявлении силы, быстроты, выносливости.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >