Знакомство с CorelDRAW Х6

Создание стандартных графических объектов

  • ? Инструменты Rectangle и 2 Point Rectangle
  • ? Инструменты Ellipse и 2 Point Ellipse
  • ? Инструменты группы Object
  • ? Инструменты группы Perfect Shapes
  • ? Инструмент Smart Drawing

В этой теме будем создавать простейшие векторные изображения.

Векторный рисунок выполняется с использованием инструментов, расположенных на панели Tools (Инструменты). Инструменты выполнены в виде кнопок с изображением фигуры, для создания которой и предназначен инструмент. Большинство инструментов содержат вложенные (функциональные) инструменты, для отображения которых необходимо нажать клавишу мыши и задержать указатель на основном инструменте. Каждый инструмент используется особым образом и имеет индивидуальные настройки. Кроме того, инструменты в некотором роде универсальны: например, инструментом для создания прямоугольника можно создавать квадрат или прямоугольник с закругленными углами, да еще начиная с угловой или центральной точки.

Инструменты создания объектов можно условно разделить на две группы: инструменты для создания стандартных графических объектов (прямоугольник, эллипс, многоугольник и др.) и инструменты создания открытых и закрытых контуров (отрезок, гладкая кривая, кривая от руки, полилиния). Такое деление достаточно условно, так как инструментами создания контуров можно создавать и замкнутые правильные фигуры.

В этой теме мы изучим работу с инструментами Прямоугольник, Эллипс, Многоугольник, Спираль и другими инструментами для создания базовых форм.

Инструменты Rectangle и 3 Point Rectangle

Нарисовать любую стандартную фигуру, в том числе и прямоугольник, достаточно просто. Необходимо на панели Tools (Инструменты) выбрать инструмент, зафиксировать его указатель в виде крестика в рабочей области и растянуть его по диагонали до требуемого размера.

Инструмент Rectangle

Пожалуй, инструмент 0 Rectangle (Прямоугольник) — наиболее известный и наиболее часто используемый инструмент из всех инструментов программ компьютерной графики вообще. С рисования прямоугольника тысячи художников, дизайнеров и вообще любителей компьютерной графики начинали осваивать премудрости этой интереснейшей области творчества.

Рисование прямоугольника

Рис. 2.1. Рисование прямоугольника

В процессе рисования прямоугольника в полях строки состояния (Status Ваг, рис. 2.1) отображаются его текущие параметры: в поле Start (Начало) координаты начальной точки построения; в поле End (Конец) — текущие координаты конечной точки, в поле Center (Центр) — текущие координаты центра. В полях Width (Ширина) и Height (Высота) выводятся текущие значения ширины и высоты прямоугольника.

После построения прямоугольника в строке состояния отображаются окончательные значения ширины, высоты и координаты центра прямоугольника.

Параметры созданного прямоугольника (или любого выделенного объекта) отображаются так же и в полях панели Property Ваг (Свойства). Отметим только, что в левом поле

Панель Property Ваг (Свойства) предназначена не только для отображения параметров. С ее помощью можно устанавливать требуемые размеры объектов, выполнять их поворот, задавать некоторые другие параметры.

Созданный прямоугольник имеет установленные параметры заливки и обводки. По умолчанию объекты создаются с обводкой черного цвета и с прозрачной заливкой.

Инструментом 0 Rectangle (Прямоугольник) можно создавать не только прямоугольники, но и квадраты. Кроме того, в качестве начальной точки создаваемого объекта можно определить не угловую точку, а центральную. Дополнительно можно создавать прямоугольники или квадраты с закругленными углами. При этом используются не только возможности программы, но и некоторые клавиши клавиатуры.

Основные правила работы с инструментом сводятся к следующему:

  • ? для создания квадрата необходимо перед рисованием или в процессе рисования нажать и удерживать клавишу ;
  • ? если требуется создать прямоугольник, начиная из центральной точки, то следует удерживать клавишу ;
  • ? для создания квадрата из центральной точки необходимо удерживать клавишу , что позволяет создать квадрат, и клавишу , для создания объекта с центральной точки.

После создания прямоугольника можно выполнить закругление его углов или построить фаски. Для этого после создания прямоугольника (не отменяя его выделения), необходимо щелкнуть правой клавишей мыши в области прямоугольника и в контекстном меню выбрать команду Object Properties (Свойства объекта) для вызова одноименной панели (рис. 2.2) настройки параметров прямоугольника.

Панель Object Properties

Рис. 2.2. Панель Object Properties

Значения параметров углов задаются в четырех полях после выбора варианта формы. Кнопка Edit Comers Together (Правка всех углов) позволяет изменить значения закругления углов во всех полях одновременно. После ввода значений закругления углов необходимо нажать клавишу Enter.

Выполнить закругление углов можно и с помощью панели Property Ваг (Свойства). При этом значения закругления можно указывать как до рисования прямоугольника, так и после его создания.

С помощью инструмента 0 Rectangle (Прямоугольник) можно создавать прямоугольник, в точности равный размеру рабочей страницы документа. Для этого необходимо выполнить двойной щелчок указателем на пиктограмме инструмента Rectangle (Прямоугольник) на панели Tools (Инструменты). Такой прямоугольник размещается на самом нижнем уровне объектов и может быть использован для задания фона документа.

Упражнение 2.1

В этом упражнении мы повторим настройки документа, разметку документа, научимся создавать прямоугольники и квадраты различного размера и типа. Познакомимся с простейшими возможностями закрашивания объектов и научимся присваивать цвета их обводкам.

  • 1. После запуска CorelDraw выполните команду File ? New (Файл ? Создать), чтобы начать новый документ.
  • 2. По умолчанию в программе устанавливается размер документа А4, ориентация Portrait (Вертикально), единицы измерения mm. На панели Property Ваг (Свойства) установите ориентацию документа Landscape (Горизонтально). Оставьте настойки оставьте по умолчанию.
  • 3. Командой Window ? Toolbars ? Zoom (Окно ? Панели инструментов ? Масштаб) вызовите панель инструментов Zoom (Масштаб) и расположите ее в удобном для работы месте.

При создании сложных иллюстраций, как правило, выполняется их разметка. Напомним, что в документе установлены единицы измерения миллиметры и все координаты будем отсчитывать в этих единицах.

4. В качестве примера установите горизонтальные направляющие на отметках 25, 100, 140, 150, 200 и вертикальные направляющие на отметках 25, 100, 125 и 250 (рис. 2.5 справа).

СОВЕТ

Как это проще всего и точно сделать? Необходимо примерно установить направляющую по линейке, затем на панели Property Ваг (Свойства) в полях Object(s) Posizion (Координаты объекта (ов)), помеченных х:, у: (рис. 2.6) ввести соответствующее значение вертикальной или горизонтальной направляющей.

  • 5. Командой View Snap То ? Snap То Guidelines (Просмотр ? Прилипание ? Прилипание к направляющим линиям) включите прилипание.
  • 6. Выберите инструмент Rectangle (Прямоугольник), установите его курсор на отметку 25, 150 и растяните по диагонали верх и вправо до отметки 100, 200.

Любой нарисованный объект остается отмеченным (выделенным). Вокруг объекта отображаются размерные (трансформационные) маркеры. Если после создания прямоугольника этим же инструментом Rectangle (Прямоугольник) щелкнуть на свободном месте экрана, выделение объекта будет отменено. Аналогичного результата можно добиться, если выбрать инструмент ? Pick (Указатель) (или другой инструмент рисования) и выполнить щелчок вне объекта.

Для выделения не выделенного объекта необходимо инструментом S Pick (Указатель) (или любым инструментом рисования) щелкнуть в области объекта (на его заливке или обводке). Для заливки созданного объекта каким-либо цветом сразу после его создания (пока объект остается выделенным) необходимо щелкнуть левой клавишей мыши по образцу цвета в палитре. Для назначения цвета контуру объекта (обводке) необходимо щелкнуть на образце цвета правой клавишей мыши. Обратите внимание, что, во-первых, цвет заливки и цвет обводки объекта могут быть разными или одинаковыми, во-вторых, в верхней части цветовой палитры находится перечеркнутый образец цвета. Этот образец используется для придания заливке или обводке «прозрачного» цвета. Другими словами, в этом случае говорят, что заливка или обводка отсутствуют (объект без заливки или обводки, или без обводки и заливки).

  • 7. Установите произвольный цвет заливке и обводке прямоугольника.
  • 8. Правее прямоугольника, нарисуйте квадрат, начиная с угловой точки, еще правее — прямоугольник, начиная с центральной точки.

Теперь поговорим о том, как нарисовать прямоугольник заданного размера. Для этого существует несколько способов. В этой теме мы будем использовать для этой цели панель Property Ваг (Свойства).

Можно предложить простое решение: нарисовать прямоугольник произвольного размера, а затем установить требуемые размеры на панели свойств.

9. Во втором ряду нарисуйте прямоугольник по разметке. Его размер получится 75x40 мм. При выделенном прямоугольнике на панели Property Ваг (Свойства) в поля Object(s) Size (Размер объекта (ов)) введите значения 50 и 25 и нажмите клавишу Enter. Для сторон прямоугольника будут установлены введенные значения.

Нарисуйте прямоугольник со значениями закругления углов 20, 40, 20, 40 и установите его размер 100x40 мм.

10. Выполним последнее задание с инструментом Rectangle (Прямоугольник). Выполните двойной щелчок по его значку на панели Tools (Инструменты). Будет создан прямоугольник по размеру рабочей страницы. Закрасьте его светлым цветом, на котором будут хорошо видны ранее нарисованные вами объекты.

Примеры выполненных прямоугольников показаны на рис. 2.3.

Примеры выполненных прямоугольников

Рис. 2.3. Примеры выполненных прямоугольников

Инструмент 3 Point Rectangle

Теперь перейдем к изучению инструмента ? 3 Point Rectangle (Прямоугольник по 3 точкам).

  • 2. Задержите указатель на инструменте Rectangle (Прямоугольник) до раскрытия этой группы инструментов, а затем щелкнуть на пиктограмме инструмента В 3 Point Rectangle (Прямоугольник по 3 точкам). Скорее инструмент 3 Point Rectangle (Прямоугольник по 3 точкам) рисует прямоугольник не по 3 точкам, а по двум сторонам. Так, для создания прямоугольника инструментом 3 Point Rectangle (Прямоугольник по 3 точкам) необходимо щелкнуть его курсором в начальной точке одной стороны прямоугольника, протянуть указатель до конца этой стороны и отпустить его, после этого повести указатель под прямым углом к созданной стороне прямоугольника и щелкнуть в конечной точке этой стороны.
  • 3. В третьей строке документа (см. рис. 2.3) инструментом 3 Point Rectangle (Прямоугольник по 3 точкам) нарисуйте прямоугольник с угловой точки под произвольным углом. Отметим, что при использовании инструмента 3 Point Rectangle (Прямоугольник по 3 точкам) действуют клавиши (создание квадрата) и (прямоугольник из центральной точки).
  • 4. Нарисуйте прямоугольник из центральной точки, расположенный вертикально размером 25x75 мм. Выполните его обводку и заливку.
  • 5. Нарисуйте квадрат со скошенными углами 20, 60, 60, 20.
  • 6. Самостоятельно нарисуйте прямоугольники различным образом. Составьте из них композицию.
  • 7. Сохраните полученные изображения в своей папке.

Инструменты Ellipse и 2 Point Ellipse

Инструменты з1 Ellipse (Эллипс) и *1 3 Point Ellipse (Эллипс по 3 точкам) предназначены для рисования эллипсов и окружностей. Кроме того, можно рисовать сектора и дуги эллипса или окружности. Особенностью создания эллипса является то, что по умолчанию (без использования клавиши ), эллипс рисуется из угла условного прямоугольника, в который он вписан.

Для создания эллипса, начиная с центральной точки, необходимо удерживать клавишу , а для создания круга — клавишу .

Для рисования секторов и дуг необходимо указать значения начального и конечного центральных углов. Положительные значения углов отсчитываются от направления горизонтальной оси по часовой стрелке.

Упражнение 2.2

Выполним настройки инструментов Ellipse (Эллипс) и 3 Point Ellipse (Эллипс по 3 точкам) и нарисуем с их использованием эллипсы, окружности, дуги и клинья.

  • 1. Начните новый документ, выполните настройки его параметров и разметку.
  • 2. Для настоек инструментов командой Tools ? Options (Настройки ? Параметры) вызовите диалоговое окно Options (Параметры) (рис. 2.4).
  • 3. В секции Toolbox (Панель инструментов) активизируйте инструмент Ellipse (Эллипс).
Диалоговое окно Options в режиме настройки параметров инструментов

Рис. 2.4. Диалоговое окно Options в режиме настройки параметров инструментов

Для инструмента Ellipse (Эллипс) можно установить следующие начальные параметры:

  • • переключатели Ellipse (Эллипс), Pie (Сектор) и Аге (Дуга) позволяют установить тип создаваемого объекта; сектором считается замкнутый объект с центральным углом меньше 260°, а дуга — открытый контур;
  • • текстовые поля Starting angle (Начальный угол) и Ending

angle (Конечный угол) используются только для объектов Pie (Сектор) и Arc (Дуга); углы можно задавать в диапазоне от 0 до 260°; отрицательные значения углов автоматически пересчитываются в соответствующие положительные значения. Например, углу -90° соответствует положительное значение угла 270°;

• переключатели Clockwise (По часовой стрелке) и Counterclockwise (Против часовой стрелки) служат для определения направления сектора или дуги.

После создания сектора или дуги установленные по умолчанию значения углов могут быть изменены на панели Property Ваг (Свойства) или в диалоговом окне Object Properties (Свойства объекта).

  • 4. В диалоговом окне Options (Параметры) установите для варианта Ellipse (Эллипс) значения начального (Starting angle) и конечного (Ending angle) углов 0°, для объекта Pie (Сектор) значение начального угла установите равным 90° и конечного угла 0°. Окончательно выберите вариант создания эллипса и щелкните на кнопке ОК, чтобы закрыть диалоговое окно Options (Параметры).
  • 5. На панели Tools (Инструменты) активизируйте инструмент Ellipse (Эллипс).
  • 6. Нарисуйте эллипс любого размера, щелкните по нему правой клавишей мыши и вызовите диалоговое окно Object Properties (Свойства объекта). Удалите созданный эллипс. Для этого достаточно нажать клавишу Del.
  • 7. Нарисуйте различные эллипсы и сохраните созданный документ в своей папке.

Значения начального и конечного углов для создаваемых сектора и дуги можно задавать или в диалоговом окне Object Properties (Свойства объекта) или на панели Property Ваг (Свойства).

Работа с инструментом 3 Point Ellipse (Эллипс по 2 точкам) с одной стороны ничем не отличается от работы с инструментом Ellipse (Эллипс), с другой стороны — аналогична работе с инструментом 3 Point Rectangle (Прямоугольник по 3 точкам).

Для создания эллипса инструментом 3 Point Ellipse (Эллипс по 3 точкам) необходимо зафиксировать указатель в начальной точке одной из осей эллипса, после чего, не отпуская клавишу мыши, растянуть указатель на длину оси и отпустить кнопку. Таким образом, на первом этапе определяется одна из осей эллипса. После этого необходимо показать длину другой полуоси эллипса. Для этого указатель следует переместить в сторону от созданной оси и щелкнуть указателем.

Инструменты группы Object

Для удобства работы все группы инструментов, отмеченные на панели (Инструменты) небольшим треугольником внизу, могут быть отделены от панели инструментов и размещены в рабочей области в виде плавающих панелей.

Polygon

Complex Stai

Graph Paper

Инструменты группы Object на панели Tools и отсоединенные от панели

Рис. 2.5. Инструменты группы Object на панели Tools и отсоединенные от панели

Для отделения группы от панели инструментов необходимо задержать указатель на инструменте группы, а затем захватить группу за разделительную линию и переместить на рабочую область (рис. 2.5).

Для возвращения группы на ее стандартное место достаточно щелкнуть на кнопке Close (Закрыть) в заголовке группы Панель инструментов в свою очередь может быть трансформирована в несколько рядов. Для этого необходимо захватить правую сторону панели и изменить ее размер.

К группе Object (Объект) относятся инструменты Polygon (Многоугольник), Star (Звезда), Complex Star (Составная звезда), Graph Paper (Диаграммная сетка), и Spiral (Спираль) (рис. 2.12).

В рассматриваемой версии программы имеется полезная пристыковывающаяся панель Hints (Советы), в которой при выборе инструмента отображаются основные приемы работы с этим инструментом. Вызовите эту панель при изучении работы с инструментами группы Object (Объект).

Инструмент Polygon

Основным инструментом группы Object (Объект) является инструмент о] Polygon (Многоугольник). Он позволяет создавать геометрические фигуры с числом сторон в диапазоне от 2 до 500. Настройка инструмента (количество сторон) выполняется на панели Property Ваг (Свойства) в поле Points or side (Количество вершин или сторон).

Форму созданного многоугольника можно изменить инструментом Shape (Форма).

Инструмент Star

Инструмент 1*1 Star (Звезда) предназначен для создания изображений звезд с числом вершин от 5 до 500. Кроме параметра количества вершин, после построения звезды можно указывать параметр Sharpness (Острота вершин) из диапазона от 1 до 99. Чем больше значение параметра Sharpness (Острота вершин), тем более заостренными создаются лучи звезды. Все правила создания многоугольников сохраняются и при создании звезд. Так, по умолчанию звезда создается из угловой точки условного прямоугольника, в который она вписывается.

При удержании клавиши звезда создается из центральной точки. Если при рисовании звезды удерживать клавишу , то создается звезда с одинаковыми лучами.

Инструмент Complex Star

Инструмент fil Complex Star (Составная звезда) предназначен для создания звезд с внутренними линиями, соединяющими вершины. Такие звезды состоят как бы из отдельных повернутых друг относительно друга треугольников. Параметры таких звезд и приемы их создания аналогичные звездам, создаваемым инструментом Star (Звезда).

Инструмент Graph Paper

Инструмент 11 Graph Paper (Диаграммная сетка) предназначен для создания решетки, представляющую из себя совокупность прямоугольных ячеек в виде таблицы. Параметрами инструмента являются число ячеек по ширине и высоте создаваемой решетки. При этом размер ячейки устанавливается автоматически и зависит от размера созданной решетки. Особенностью диаграммной сетки (или ее недостатком) является то, что после ее создания изменить число ячеек по горизонтали или вертикали нельзя.

ПРИМЕЧАНИЕ

11. Раньше диалоговое окно основных настроек Options (Параметры) мы вызывали из меню Tools ? Options (Настройки ? Параметры). Вызов команды или настроек из меню, на наш взгляд, является основным вариантом, так как закрепляет единообразие и логику при изучении программы. Многие функции программы могут быть выполнены более простыми, но менее понятными действиями. Например, окно настроек Options (Параметры) можно вызвать после двойного щелчка по инструменту, имеющему настройки. Это быстрее,

но менее понятно.

Инструмент Spiral

Инструмент 21 Spiral (Спираль) используется достаточно часто в связи со своеобразной и привлекательной формой. Спираль рисуется как непрерывная кривая с определенным числом завитков, вписанная в условный прямоугольник.

Для вывода на экран диалогового окна настроек инструмента Spiral (Спираль) выполните по его значку двойной щелчок. В диалоговом окне Options (Параметры) для настройки спирали переключатель Symmetrical (Симметричная) применяется при создании спирали с одинаковым расстоянием между завитками. Вариант Logarithmic (Логарифмическая) обеспечивает увеличение расстояния между витками к периферии спирали по логарифмическому закону.

Для логарифмической спирали параметр Expansion (Расширение) задает величину увеличения расстояния между витками.

Для обоих типов спирали параметр Number of revolution (Число оборотов) определяет число завитков в диапазоне от 1 до 100.

В диалоговом окне Options (Параметры) задаются начальные значения параметров. Для изменения параметров объектов в процессе работы удобно использовать панель Property Ваг (Свойства). Однако свойства созданной спирали изменить нельзя, поэтому их нужно устанавливать до начала рисования.

Процесс создания спирали аналогичен созданию других стандартных объектов. По умолчанию спираль создается с угловой точки условного прямоугольника, в который она будет вписана. При удержании клавиши Shift спираль создается с центральной точки, а при удержании Ctrl — вписывается в квадрат.

Инструменты группы Perfect Shape

В этой теме мы рассмотрели создание простых стандартных объектов. В практической работе эти фигуры используются наиболее часто. Кроме того, в программе имеется возможность трансформировать, разделять и изменять форму объектов, а также получать сложные объекты путем объединения простых с использованием различных логических операций. В добавление к этим возможностям в программу включена группа инструментов Perfect Shape (Фигуры), включающая инструменты создания сложных объектов простым рисованием выбранной формы. После выбора соответствующего инструмента создаваемые им фигуры выбираются на панели Property Ваг (Свойства).

Такие фигуры известны в других программах как автофигуры. В процессе их создания имеется возможность изменить не только размер фигуры, но и соотношение размеров или вообще формы. Для этого служат одна или две контрольные точки (узлы), автоматически создаваемых при рисовании фигуры. После создания фигуры обычными методами можно выполнить ее заливку и присвоить цвет и ширину контура обводке.

Кроме того, при создании фигур действуют стандартные назначения клавиш (создание фигуры из центра условного прямоугольника) и (вписывание фигуры в условный квадрат).

В программу включены следующие инструменты создания базисных фигур:

  • ? ® Basic Shapes (Основные фигуры);
  • ? Н Arrow (Стрелки);
  • ? Ш Flowchart (Блок-схемы);
  • ? «I Banner (Банеры);
  • ? Q Callout (Выноски).
  • 01 !-------

>

  • 0
  • 0 ? © © ® ^^2^6 0

Рис. 2.6. Инструменты Basic Shapes на панели Property Ваг

Инструмент Smart Drawing

Инструмент ® Smart Drawing (Интеллектуальное рисование) предназначен для рисования вручную (как обычным карандашом, или пером), простых фигур, таких как прямоугольник, параллелограмм, трапеция, круг или эллипс.

Примеры фигур, созданных инструментом Smart Drawing

Рис. 2.7. Примеры фигур, созданных инструментом Smart Drawing

После приближенного создания программа их автоматически «исправляет», распознавая выполненную фигуру. На рис. 2.7 слева показаны исходные изображения, нарисованные инструментом Smart Drawing (Интеллектуальное рисование), а справа — преобразованные программой.

Инструмент позволяет исправить криволинейные сегменты, приближенные к прямым линиям, на линейные сегменты.

При выборе инструмента на панели Property Ваг (Свойства) отображаются следующие параметры:

  • ? Shape Recognition Level (Уровень распознавания фигур). Параметр принимает значения от None (Нет), при котором процесс распознавания фигур отключен, до Highest (Самый высокий), при котором нарисованная фигура анализируется более тщательно. Например, при уровне Lowest (Самый низкий) фигура, приближенно напоминающая трапецию, скорее всего будет преобразована в прямоугольник, а при уровне Highest (Самый высокий) — в трапецию.
  • ? Smart Smoothing Level (Уровень сглаживания) имеет аналогичные, как и параметр Shape Recognition Level (Уровень распознавания фигур) дискретные значения и позволяет задать вариант сглаживания контура фигуры перед ее распознаванием.

Создание рисунков флагов

Для закрепления материала по теме выполните рисунки флагов, показанные на рис. 2.8. При их выполнении возможно у вас появятся проблемы с уровнем расположения объектов. Эти проблемы боле подробно изучим в следующих темах.

Венгрия

Россия

Черный

Белый

Синий

Желтый

Япония

Белый

Германия

Чехия

1

Франция

Белый

Голубой

Голубой

Желтый

Финляндия

Швеция

Рис. 2.8. Рисунки флагов

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >