Введение

С повышением в обществе роли Русской православной церкви и обращение к ней как к нравственному авторитету представляется актуальным изучение различных этапов ее исторического развития на современном методологическом уровне. Отечественные исследователи, анализировавшие не только религиозные проблемы, но и рассматривавшие церковь как государственный институт, традиционно сталкивались с немалыми цензурными ограничениями. До революции определяющей была позиция ортодоксального православия. Имевшиеся сведения о жизни и деятельности крупных церковных иерархов невозможно было в полной мере подвергнуть критическому источниковедческому анализу. После установления советской власти, наоборот, вывод о том, что в истории России церковь играла значимую и часто благотворную роль, расценивался как идеологически неприемлемый. В настоящее время стало возможным без каких-либо предвзятых изначальных установок обратиться к рассмотрению роли и значения церкви в истории русского государства.

В современной исторической науке утвердилось представление о XVII веке как о переходном в общественном развитии России, Фактически все столетие, особенно во второй его половине, хотя и не слишком последовательно формировались условия для проведения будущих реформ Петра I, после которых страна уже окончательно вступила в эпоху Нового времени. Одной из существенных черт этой эпохи явилось коренное переосмысление места и назначения церкви в жизни общества и государства.

Православная церковь в истории средневековой Руси традиционно играла значительную роль, но вместе с тем и в политической, и в экономической сфере эта роль существенно менялась. Это было обусловлено прежде всего соотношением реальной власти у главы государства и главы церкви. Как в Византии, так затем и на Руси сферы деятельности светской и церковной юрисдикции четко не прописывались, ограничиваясь постулированием абстрактного идеала, обозначаемого как «симфония», то есть паритета во влиянии на различные стороны общественной жизни страны. Но на практике такая установка не реализовывалась. На протяжении всей отечественной истории вплоть до XVIII века происходило непрерывное оспаривание права на окончательное решение по различным ключевым проблемам общества между светской и церковной властью. Периодически возникающие конфликты никогда не оканчивались в пользу церкви как в конкретных ситуациях, так и в общей исторической перспективе. Сложившаяся модель государственного устройства Руси, несмотря на многочисленные политические кризисы, неизменно обеспечивала доминирующее положение светской власти.

Однако разногласия между церковью и государством имели свою специфику, которая определялась и предметом спора, и социально-экономической ситуацией в стране, и личными особенностями стоящих во главе этих институтов правителей. В этом ряду особое место занимает конфликт, возникший в середине XVII века между патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем. Конфликт стал беспрецедентным и по длительности, и по степени вовлеченности в него как лиц из различных слоев русского общества, так и представителей других государств. Но кроме того, этот конфликт стал последним в попытке церкви отстоять свою независимость от государства.

Во всех подобного рода противостояниях возможности власти, и юридически закрепленные и фактически применяемые противоборствующими сторонами, имели определяющее значение. В связи с этим для выявления специфики борьбы между государем и патриархом, а именно: причины возникновения, ход и его итоги, представляется целесообразным рассмотреть и конкретизировать задачи, которые ставили перед собой участники этого конфликта, и степень их реализации.

В заключение стоит сказать, что несмотря на существующую богатую историографию, посвященную этой проблеме, многие ее аспекты еще не получили достаточного освещения. Среди них так и остается нерешенным вопрос о природе феномена столь длительной и трудно сокрушимой власти патриарха Никона.

Часть 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >