Исследование законодательства и практики его применения в области аккредитации и функционирования представительств экономических субъектов в отдельных странах (Европа, Азия, Африка — региональный разрез)

При успешном ведении бизнеса перед хозяйствующим субъектом встает вопрос о его расширении, при котором главной задачей становится ведение бизнеса в нескольких регионах, оставаясь зарегистрированным по основному адресу. Такое положение обеспечивается принятием решений об открытии представительств экономических субъектов. Представительства экономического субъекта на сегодняшний день рассматриваются как наиболее распространенная модель организации и осуществления деятельности за рубежом. Основными нормативно-правовыми документами, регулирующими деятельность представительств юридического лица, являются положения ст. 55 ГК РФ [17], Федеральный закон № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 г. [ 18], а также другие внутренние локальные и международные правовые акты.

Согласно п. 1 ст. 55 ГК РФ представительством юридического лица является его обособленное подразделение, расположенное вне места его нахождения, которое также представляет интересы и осуществляет защиту юридического лица.

В Гражданском кодексе отражено, что представительства экономических субъектов не являются юридическими лицами, но они должны быть указаны в Едином государственном реестре юридических лиц. Они наделяются имуществом создавшего их юридического лица и действуют на основании утвержденных им положений [17].

Федеральный закон «Об акционерных обществах» содержит положение, согласно которому открытие обществом представительств за пределами РФ осуществляется в соответствии с законодательством иностранного государства по месту нахождения данного представительства, если иное не предусмотрено международным договором РФ [18]. Таким образом, в отношении применения к юридическим лицам РФ, осуществляющим свою деятельность за рубежом, местного законодательства иностранных государств, установлено, что каждое государство имеет внутренние требования к допуску иностранных юридических лиц для осуществления коммерческой деятельности на их территории.

Анализ нормативно-правовой базы в области аккредитации и функционирования представительств экономических субъектов отдельных стран в региональном разрезе (Европа, Азия, Африка) проводился в соответствии с классификацией на макрогсографичсскис регионы, утвержденные ООН. В табл. 4 представлены страны, вошедшие в данную выборку.

Первая группа — это страны, в которых правовое содержание понятия представительства практически идентично российскому (ст. 55 ГК РФ [17]), т.е. представительство не обладает правом заниматься коммерческой деятельностью на территории иностранного государства, а создается с целью ознакомления со своей деятельности, анализа рынка и т.д.

Таблица 4

Выборочная совокупность для исследования законодательства в области открытия и аккредитации иностранных представительств

Макрогеографические регионы ООН

Континент

Территория расположения

Европа

Южная Европа

Восточная Европа

Западная Европа

Северная Европа

Азия

Западная Азия

Центральная Азия

Восточная Азия

Южная Азия

Юго-Восточная Азия

Африка

Северная Африка

Западная Африка

Центральная Африка

Восточная Африка

Южная Африка

Источник: составлено авторами.

Другая группа стран — это те страны, в которых открытие и функционирование иностранного представительства (филиала) экономического субъекта обязывает принятие статуса юридического лица, и, следовательно, обязательное применение соответствующего законодательства.

Европа.

1. Южная Европа.

В данный регион входит больше десятка стран. Мы в своем исследовании основываемся на интересном опыте двух стран: Италии и Испании.

В Италии хозяйствующим субъектам других государств разрешено открывать собственные филиалы, представляющие собой отдельные подразделения, не обладающие статусом юридических лиц, имеющие право на принятие и реализацию решений в рамках делегированных им полномочий. Открытие филиала при правильном подходе дает возможность иностранному хозяйствующему субъекту осуществлять свою деятельность с гораздо меньшими затратами. Помимо этого, несомненным преимуществом по сравнению с открытием представительства является разрешение на ведение той же деятельности, что и в стране регистрации экономического субъекта.

Также хозяйствующие субъекты вправе открыть второстепенные (зарегистрированные) офисы, управляемые доверенным лицом экономического субъекта. Доверенное лицо представляет второстепенный офис в переговорах, организует и ведет внешнюю деятельность от имени зарубежного экономического субъекта.

Согласно особенностям системы налогообложения Италии, оба вышеуказанных типа подразделения попадают в категорию «постоянно действующие образования» и поэтому должны выплачивать налоги. То есть представительства обязаны вести бухгалтерский финансовый учет и отчетность, а также предоставлять отчеты по подоходному налогу и НДС в Агентство по доходам Италии. В случае, когда иностранный хозяйствующий субъект планирует открыть свое представительство, он должен получить код Repertorio Economico-Amrninistrativo и налоговый номер. Однако ему необходимо учитывать то, что законодательство Италии не содержит определения данного понятия — в стране используется формулировка из типового соглашения об избежание двойного налогообложения, созданного Организацией экономического сотрудничества и развития.

Еще раз акцентируем внимание на том, что представительскому офису запрещено заниматься какой-либо коммерческой деятельностью; он может лишь проводить исследования и собирать информацию. Несомненным достоинством является то, что представительство экономического субъекта налогами не облагается. Из всех обязательств у офиса только ведение расходов, которые оплачивает иностранный хозяйствующий субъект [19].

Если иностранный хозяйствующий субъект осуществляет свою деятельность в Испании, то он может открыть представительство, либо филиал (отделение). Главным отличием представительства от филиала является то, что представительство не вправе заниматься предпринимательской деятельностью и не подвергается особым требованиям при регистрации в отличие от филиала, который может осуществлять деятельность в рамках установленных полномочий.

Весь процесс регистрации представительства экономического субъекта в Испании можно представить следующими этапами (см. рис. 3).

  • 1 этап. Запрос на регистрацию названия в центральный офис Торгового реестра
  • 2 этап. Заверение у нотариуса устава юридического лица
  • 3 этап. Открытие счета в любом банке Испании, размещение на нем депозита для оплаты уставного капитала
  • 4 этап. Отправка в Реестр иностранных инвестиций сведений о совершенных операциях
  • 5 этап. Запрос в налоговом органе по местонахождешпо хозяйствующего субъекта номера налоговой идентификации -Numero de Identificacion Fiscal (NIF)__________________________ 6 этап. Уплата налогов на имущественные сделки, правовые документированные акты и. если потребуется, муниципальные налоги
  • 7 этап. Регистрация в Торговом реестре по месту нахождения хозяйствующего субъекта, но не позже двух месяцев с момента нотариального заверения учредите тьных документов

Рис. 3. Процесе регистрации представительства экономического субъекта в Испании Источник: составлено авторами

2. Восточная Европа.

Опыт Восточной Европы рассмотрим на примере опыта Белоруссии, Польши, Словении, Болгарии, Венгрии, Украины.

Экономическим субъектам, решившим вести свою деятельность в Белоруссии, необходимо знать, что в данной стране не предусмотрено создание филиалов иностранных экономических субъектов, из-за чего они могут открывать только представительства, являющиеся обособленными подразделениями. Причем они не могут вести собственную предпринимательскую деятельность, но в состоянии осуществлять защиту интересов и урегулирование споров и конфликтов, а также выполнять ряд других мероприятий.

Необходимо выделить, что для иностранных экономических субъектов деятельностью через представительства, согласно Налоговому кодексу Республики Беларусь, признается следующая деятельность, осуществленная через: аккредитованное в Министерстве иностранных дел структурное подразделение; зависимого агента, которым может быть юридическое или физическое лицо, зарегистрированное в Белоруссии [19].

В Республике Польше законодательно закреплена возможность для зарубежных экономических субъектов создавать свои филиалы (отделения) или представительства. Если хозяйствующий субъект планирует заниматься в стране только рекламной или маркетинговой деятельностью, то ему лучше открыть представительство. В противном случае, если предполагается осуществлять экономические операции, необходимо создание филиалов, которые являются элементом иностранного экономического субъекта и не обладают самостоятельным юридическим статусом. Все открываемые учреждения нужно регистрировать в Реестре субъектов предпринимательской деятельности. Данный процесс в Польше очень схож с регистраций в РФ обществ с ограниченной ответственностью.

Для осуществления различных видов коммерческой деятельности иностранными хозяйствующими субъектами на территории Словацкой Республики предусмотрено создание представительств или филиалов, экономических субъектов, обладающих важными отличительными характеристиками. Представительства представляют собой территориально обособленные подразделения без статуса юридических лиц, занимающиеся только представлением и защитой интересов головного экономического субъекта без права на хозяйственную деятельность и не имеющих даже собственных банковских счетов. Филиалы — это дочерние субъекты хозяйствования, являются правовой формой для реализации региональных проектов с низкой стоимостью, несущие солидарную ответственность за налоговые долги, отчитывающиеся по своим обязательствам перед головным хозяйствующим субъектом. В то же время и филиалы не обладают статусом юридических лиц.

Хозяйствующие субъекты, желающие выйти на рынки Болгарии, могут открыть только торговые представительства, которые нс будут независимыми юридическими лицами и будут выполнять следующую деятельность: реклама и маркетинг; проведение выставок и акций; обучение; продвижение товаров и услуг. Для их открытия, согласно и. 1 ст. 24 Закона «О содействии инвестициям», [20] необходимо пройти обязательную регистрацию представительств иностранного экономического субъекта в Болгарской торгово-промышленной палате.

Для этого важно подать заявление о первоначальной регистрации и регистрационную карту, а также приложить документы о регистрации иностранного представительства, документы в отношении лица, управляющего иностранным хозяйствующим субъектом, решение управляющего органа иностранного лица об открытии торгового представительства, нотариально заверенную доверенность, подтверждающую право определенного лица на регистрацию и управление торговым представительством, оригинал образца подписи лица, управляющего торговым представительством, документ об уплате сбора за регистрацию торгового представительства и заполненную регистрационную карту. Помимо вышеизложенного, важно знать, что, согласно ст. 12 Закона «О реестре БУЛ-СТАТ» [21], в течение недели после прохождения регистрации в Болгарской торгово-промышленной палате необходимо подать документы для регистрации в реестр БУЛСТАТ, представляющего собой единый национальный административный реестр Агентства по регистрации при Министерстве правосудия Болгарии, для получения уникального единого идентификационного номера (кода БУЛСТАТ).

В Венгрии открытие представительств и филиалов регулируется Законом СХХХП от 2003 г. [22]. Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими в Венгрии создание иностранными іражданами коммерческих предприятий, являются: Закон V от 2013 г. «Гражданский кодекс» [23]; Закон CXXXV1I от 2013 г. «О кредитных учреждениях и финансовых институтах» [24]; Закон V от 2006 г. «О публичности сведений, относящихся к коммерческим предприятиям, а также процедурам их государственной регистрации и ликвидации» [25]. Поэтому нормативно-правовому акту хозяйствующим субъектам других государств разрешено образовывать собственные представительства и филиалы, не обладающие статусом юридических лиц и действующих лишь от имени головного экономического субъекта. Их функциями считаются подготовка и заключение договоров, сбор и обработка информации, маркетинг. Зарубежным хозяйствующим субъектам выгодно создавать представительства и филиалы в Венгрии лишь в тех случаях, когда они не собираются осуществлять торговую деятельность, а хотят лишь значиться участниками конкретных рынков.

Требований к минимальному размеру уставного капитала в Венгрии нет, однако есть рекомендации для открытия банковских счетов: в случае с филиалами сумма должна быть не меньше 1 000 долл., а для представительств порядка 400 долл. Для некоторых видов деятельности представительств экономических субъектов необходимо получение специального разрешения.

При намерении иностранного экономического субъекта осуществлять свою деятельность на территории Украины, законодательством страны предусмотрено два вида представительств: постоянные и некоммерческие. Первый тип ориентирован на хозяйственную деятельность на постоянный срок и состоит на учете в налоговых органах, а второй сосредоточен на вспомогательной или подготовительной деятельности и регистрируется в налоговых органах только при открытии счета в банке. Для включения в реестр представительств зарубежный хозяйствующий субъект должен подать документы в Министерство экономического развития и торговли Украины не позднее шести месяцев с момента их выдачи в стране местонахождения иностранного экономического субъекта.

3. Западная Европа.

Рассмотрим опыт Бельгии, Великобритании, Германии.

В Бельгии иностранные хозяйствующие субъекты могут быть участниками гражданских судов, осуществлять операции и учреждать филиалы. Однако это все возможно только после предоставления необходимых документов в соответствии со ст. 81, 82. 88 Кодекса обществ [26]. Также перечень необходимых документов может подать любое юридическое лицо, создающее в Бельгии свой филиал.

В Великобритании отделение или представительство ведет бизнес от имени юридического лица, а дочерняя компания, зарегистрированная по английскому законодательству, юридическим лицом не является. Отделе-ние/представительство расположено не по месту его регистрации, но осуществляет все функции юридического лица, что дает возможность иностранному юридическому лицу взаимодействовать с британскими контрагентами в Великобритании. Представительство/отделение может быть зарегистрировано под собственным названием, или же под оригинальным названием юридического лица. Российские юридические лица могут зарегистрировать свой бизнес в Ве-42

ликобритании путем открытия отделения/представительства, а дальше, по мере развития деловых контактов, открывать дочернюю компанию [19].

В гражданском праве Германии представительство не предусмотрено. Несмотря на это иностранный хозяйствующий субъект может открыть свой офис, не являющийся обособленным подразделением. Такое подразделение может заниматься любой деятельностью, присущей представительству, но если оно начинает осуществлять предпринимательскую деятельность, то оно превращается в отделение иностранного экономического субъекта означающее наличие особых требований к такому хозяйствующему субъекту.

4. Северная Европа.

Северная Европа будет представлена опытом Австрии, Люксембурга и Нидерландов.

Для того чтобы открыть представительство в Авс трии, его нужно зарегистрировать в регистре фирм, предоставив такие документы, как: договор об учреждении общества на немецком языке (заверенный перевод); выписку из реестра в оригинале, или заверенную копию, иные документы, подтверждающие регистрацию экономического субъекта в иностранном государстве; заключение об учреждении представительства, либо заявление при регистрации; свидетельство о фактическом местонахождении представительства; логотип экономического субъекта, уполномочивающего представительство, либо эмблема представительства; свидетельство финансового управления об отсутствии задолженности по налогам и др.

Большинство иностранных экономических субъектов выбирает ведение бизнеса в Австрии в статусе дочерних экономических субъектов. Для того чтобы зарегистрировать в Австрии филиал компании с ограниченной ответственностью необходимо, чтобы и иностранный хозяйствующий субъект был аналогичен австрийской компании с ограниченной ответственностью. Для регистрации дочерней компании необходимо предоставить перечень документов, закрепленный в нормативно-правовой базе Австрии [19].

В Люксембурге иностранные хозяйствующие субъекты вправе открывать свои филиалы. Чтобы создать филиал необходимо подать перечень документов в ряд инстанций, только после получения сертификата филиал вправе заниматься коммерческой деятельностью. Филиал иностранного экономического субъекта не является юридическим лицом, поэтому он не может быть ликвидирован или признан банкротом.

Чтобы открыть представительство экономического субъекта в Нидерландах не требуется получения разрешения со стороны государственных органов. Иностранные юридические лица вправе осуществлять свою деятельность без аккредитации, но обязаны соответствовать законодательству и уплачивать налоги в установленном размере. По законодательству Нидерландов представительство иностранного экономического субъекта не является юридическим лицом, а является его внешним структурным подразделением. Риски и ответственность в полном объеме несет хозяйствующий субъект. Представительство экономического субъекта не может напрямую участвовать в предпринимательской деятельности посредством подписания контрактов или извлечения прибыли при помощи коммерческих операций. Нидерландское законодательство напрямую не регламентирует деятельность зарубежных представительств.

Азия.

1. Восточная Азия.

Перейдем к рассмотрению особенности открытия представительств экономических субъектов и дочсрних/зависимых организаций в странах Восточной Азии на примере опыта таких стран как: Япония, Республика Корея, Китай.

Без открытия статуса юридического лица зарубежный хозяйствующий субъект имеет право открыть свое представительство в Японии для предоставления и сбора информации. Для этого не требуются разрешения соответствующих учреждений. Но если представительства банков и экономических субъектов занимаются ценными бумагами, то им необходимо получать разрешение в Министерстве финансов. Примечательно то, что представительства иностранных экономических субъектов не облагаются налогом на прибыль. Однако для того, чтобы открыть представительства без статуса юридического лица, требуются достаточные финансовые средства на аренду помещения и содержание представительства. Представительства не имеют права вести торговую деятельность. Представительство имеет право не открывать банковские счета.

Иностранный хозяйствующий субъект вправе открывать филиалы, которые не будут являться юридическим лицом, но они будут вправе вести коммерческую деятельность сразу после того, как помещение для офиса будет арендовано и необходимые данные будут переданы в государственные органы. Головной хозяйствующий субъект несет полную ответственность за деятельность своих филиалов.

Создание совместного предприятия с японской компанией — также одна из форм ведения предпринимательской деятельности на территории Японии. Иностранный хозяйствующий субъект может принимать долевое участие в японской компании, может создать инвестиционную компанию, если речь идет об инвестировании в японскую экономику.

В Республике Корее существует три основных вида регистрации представительств экономических субъектов. Первым является Youhan Hoesa — обще ство с ограниченной ответственностью (далее общество). Уставный капитал общества составляет от 10 млн. корейских вон (приблизительно 9,5 тыс. долл. США). Также общество с ограниченной ответственностью может иметь 1 директора и от 1 до 50 учредителей. Директор и учредители могут быть нерезидентами. Срок регистрации такого общества варьируется от 10 до 12 рабочих дней.

Второй тип регистраций представительств экономических субъектов — Chusik Hoesa. Это акционерное общество (АО), с уставным капиталом суммой от 50 млн. корейских вон (приблизительно 48,5 тыс. долл. США). Этот хозяйствующий субъект вправе иметь от 1 учредителя и от 3-х директоров. Но если уставный капитал составляет мснсс 500 млн. корейских вон, то хозяйствующий субъект может иметь 1 или 2 директора. Директор и учредители могут быть нерезидентами. Срок регистрации данного экономического субъекта компании варьируется от 10 до 12 рабочих дней.

И третий вариант — представительство/филиал иностранного экономического субъекта в Республике Корее. При такой форме регистрации уставной капитал не требуется. Срок регистрации также составляет от 10 до 12 рабочих дней. Но существует перечень документов, необходимых для регистрации. Во-первых, нужно предоставить сведения об учредителях и директорах экономического субъекта. Если учредителями являются юридические лица, то для регистрации будут нужны уставные документы экономического субъекта, а также решение о создании дочерней структуры/прсдставитсльства. Все документы нотариально заверяются и переводятся на корейский язык.

Законодательство, регулирующее вопросы открытия представительств и дочерпих/зависимых организации:

  • 1) 2011-11-24 COMMERCIAL ACT — Закон о коммерции [27J;
  • 2) 2010-07-23 ACT ON IMPLEMENTATION OF COMMERCIAL ACT -О применении Закона о коммерции [271.

Порядок открытия представительств зарубежных экономических субъектов на территории Китая регламентируется «Положением о порядке регистрации постоянных представительств иностранных предприятий» [27] (№ 584), принятым 19 ноября 2010 г. Госсоветом Китайской Народной Республики. Документ конкретизирует многие аспекты деятельности представительств. Одним из самых важных аспектов является обязательная ежегодная отчетность представительства перед регистрационным органом (управление торгово-промышленной администрации или контроль и регулирование рынка провинции, города центрального подчинения или автономного района). Также опреде ляется ограничение численности представителей. Максимальное количество представителей не должно превышать четырех человек: генеральный представитель — один человек, от одного до трех обычных представителей.

В законодательстве определен перечень заявительных документов при создании представительства иностранного экономического субъекта. Срок регистрации представительства иностранного экономического субъекта в органах торгово-промышленной администрации составляет порядка 15 дней. Срок подачи заявления о внесении изменений в регистрационные данные составляет 60 дней. Подать заявление о снятии представительства иностранного экономического субъекта с регистрационного учета можно в течение 60 дней. В «Положении о порядке регистрации постоянных представительств иностранных предприятий» также регламентируется размер штрафов за совершенные правонарушения.

Интересным представляются требования, предъявляемые к иностранным хозяйствующим субъектам, создающим филиалы, представительства в Китайской Народной Республике. Представительства иностранных экономических субъектов в Китае в соответствии с Положением «О регистрации представительств иностранных предприятий» имеют возможность создавать любые иностранные хозяйствующие субъекты, существующие не менее 2 лет на момент подачи заявления о регистрации представительства. Это означает, что представительство не может быть зарегистрировано сразу же после создания новой компании [28]. Аналогичную процедуру создания филиалов, представительств иностранного экономического субъекта можно предложить и в нашей стране.

Помимо этого, иностранные хозяйствующие субъекты, представительства которых в Китайской Народной Республике закрывались по предписанию государственных органов республики, в течение 5 лет не имеют права создавать представительства в Китайской Народной Республике [29].

2. Южная Азия.

В Индии согласно Закону о компаниях (2013 г.), существует зри формы создания представительства иностранного экономического субъекта: филиал, представительство по связи и офис реализации проекта. Процедура регистрации и ликвидации представительств определяется Правилами Резервного Банка Индии (31 марта 2016 г.) и Инструкцией Резервного Банка Индии (рсд. 17 мая 2016 г.) [30].

Представительство/филиал экономического субъекта может быть открыт при условии, если иностранный хозяйствующий субъект предоставит финансовую отчетность за предшествующие 5 лет, которая подтверждает, что чистые активы экономического субъекта составляют не менее 100 000 долл. США. Представительство/филиал вправе осуществлять импорт и экспорт товаров, предоставлять консалтинговые услуги на территории государства, представлять хозяйствующий субъект, а также проводить научно-исследовательские работы по направлению деятельности экономического субъекта. Другие виды деятельности представительства/филиала иностранного экономического субъекта должны быть согласованы с Резервным Банком Индии.

Представительство по связи может выступать только как представительство экономического субъекта, не имеющее право прямо или косвенно заниматься коммерческой деятельностью. Его создание допускается только, если хозяйствующий субъект может предоставить финансовую отчетность за предшествующие 3 года, подтверждающую, что чистые активы экономического субъекта составляют не менее 50 000 долл. США.

Представительство по связи вправе заниматься такими видами деятельности как импорт и экспорт товаров, продвижение технического и финансового сотрудничества экономического субъекта с индийскими компаниями, осуществлять связь между хозяйствующим субъектом и различными индийскими компаниями.

Офис по реализации конкретного проекта в Индии может быть открыт исключительно на срок реализации проекта и должен быть закрыть после его завершения. Для его регистрации необходимо подать заявление в Авторизиро-ванный банк I категории и получить разрешение. Срок открытия представительства по связи составляет 3 года и может быть в дальнейшем продлен еще на 3 года на основании разрешения Резервного Банка Индии. Представительство должно быть открыто в течение 6 месяцев после получения данного разрешения. Если представительство не было открыто, то разрешение аннулируется.

Юго-Восточная Азия представлена опытом Индонезии, Таиланда, Вьетнама, Малайзии. Представительство Индонезии открывается с целью выражения интересов иностранных экономических субъектов или создания и попранной компании на её территории. Однако представительство иностранного экономического субъекта не только не имеет права заниматься коммерческой деятельностью, но и принимать участие в управлении ассоциированных индонезийских экономических субъектов и осуществлять генерацию дохода с использованием индонезийских ресурсов, а также иметь коммерческие контакты с индонезийскими компаниями или физическими лицами.

Процедура организации представительства может запять около 40 дней. Для этого требуется получить разрешение на его создание от Агентства по координации капиталовложений, отраслевого министерства по соответствующему профилю, а также другие регистрационные документы. Существуют два обязательных условия для организации Общества с ограниченной ответственностью, а именно: наличие двух и более учредителей и уставного капитала нс менее 10 млрд, индонезийских рупий (751,9 тыс. долл. США). Помимо этого, изначальные инвестиционные вложения должны составлять не менее 2,5 млрд, индонезийских рупий (187,9 тыс. долл. США), в которых долевое участие иностранных учредителей — не менее 10 тыс. долл. США. Процесс создания экономических субъектов длится более 4-х месяцев и требует не только регистрации иностранных инвестиций, но и утверждения нотариально заверенного Учредительного акта с его последующей публикацией в Государственном информационном бюллетене. Далее необходимо поставить представительство экономического субъекта на налоговый учет и получить Свидетельство о регистрации.

На сегодняшний день в Индонезии функционирует система «единого окна», созданная для упрощения процедуры регистрации экономических субъектов на территории Республики.

Регистрация нового иностранного экономического субъекта на территории Таиланда осуществляется Департаментом коммерческой регистрации Министерства торговли Таиланда и включает в себя несколько этапов (см. рис. 4).

(Начало). Этапы регистрации иностранного экономического субъекта на территории Таиланда

Рис. 4 (Начало). Этапы регистрации иностранного экономического субъекта на территории Таиланда

6 этап. Получение налогового удостоверения в Департаменте государственных доходов и сборов, открытие корпоративного счета в банке

Рис. 4 (Окончание). Этапы регистрации иностранного экономического субъекта на территории Таиланда Источник: составлено авторами

Согласно Закону «О торговле» [31] иностранные хозяйствующие субъекты могут открывать свои представительства/филиалы во Вьетнаме. Срок, на который создается представительство/филиал экономического субъекта, составляет 5 лет, но не более срока деятельности самого экономического субъекта, указанного в его свидетельстве о регистрации. По истечении данного срока необходимо продлевать разрешение на создание представительства/филиала экономического субъекта.

В соответствии с вьетнамским законодательством в права представительств иностранного экономического субъекта входит: установление связей с партнерами, осуществление деятельности, связанной с продвижением и развитием торговли и коммерческих проектов иностранного экономического субъекта во Вьетнаме; проведение маркетинговой деятельности, оказание услуг экономического субъекта, который оно представляет, и, получении услуг от этого экономического субъекта; наём граждан-работников Вьетнама и иностранных государств; открытие счета в иностранной валюте или во вьетнамских донгах.

Представительство иностранного экономического субъекта не имеет право осуществлять деятельность, связанную с непосредственным извлечением прибыли, во Вьетнаме и заключать коммерческие договора, а также вносить изменения и дополнения в договора, заключенные иностранным хозяйствующим субъектом. Кроме того, представительство зарубежного экономического 49

субъекта обязано отчитаться о своей финансово-хозяйственной деятельности и уплатить налоги, сборы и прочие финансовые обязательства, предусмотренные вьетнамским законодательством.

В соответствии с вьетнамским законодательством представитель-ства/филиалы экономического субъекта имеют право на осуществление разрешенной деятельности, связанной с торговлей (при этом п. 4 ст. 2 Постановления Правительства Социалистической Республики Вьетнам № 72/2006/ND-CP [32] от 25.07.2006 г. содержит ряд уточнений относительно сфер коммерческой деятельности); нанимать работников — граждан Вьетнама и иностранных государств; открывать счета в банках, как в иностранной валюте, так и во вьетнамских донгах. Также представительства/филиалы экономического субъекта обязаны вести бухгалтерский учет и отчитываться о своей деятельности.

Порядок открытия прсдставитсльств/филиалов иностранных торговых экономических субъектов во Вьетнаме установлен Постановлением Правительства Социалистической Республики Вьетнам № 07/2016/ND-CP от 25 января 2016 г. «О порядке применения Закона «О торговле» в части касающейся представительств и филиалов иностранных экономических субъектов во Вьетнаме» [32].

Процедура оформления разрешения на открытие представитель-ства/филиала иностранного экономического субъекта включает прием документов, их экспертизу, выдачу разрешения на открытие представительства/филиала и извещение о начале финансово-хозяйственной деятельности представительства/филиала экономического субъекта за рубежом.

Ежегодный отчет о финансово-хозяйственной деятельности представительства/филиала экономического субъекта готовится в соответствии с установленной законодательством Вьетнама формой. Отчет представительства/филиала зарубежного экономического субъекта должен соответствовать принципам: полноты, точности соответствия действительности и представляться в установленные сроки.

Прекращение деятельности представительства/филиала иностранного экономического субъекта осуществляется в связи с истечением срока деятельности разрешения на открытие, с отзывом разрешения на открытие (ст. 44 Постановления Правительства СРВ № 07/2016/ND-CP) [32] или в связи с прекращением деятельности, а также по инициативе иностранного экономического субъекта.

Большинство секторов экономики Малайзии открыты для стопроцентного иностранного участия. Однако в некоторых секторах участие иностранных экономических субъектов осуществляется на основе соглашений о разделе продукции или отдельных решений правительства Малайзии.

При создании представительства иностранного экономического субъекта на территории Малайзии необходимо учитывать следующие требования: учреждаемое представительство обязано иметь свой офис в Малайзии, где будут хранить его бухгалтерские книги и иные документы; как минимум, двое из директоров представительства должны постоянно проживать на территории Малайзии; представительство должно заключить договор на аудиторские услуги в аудиторской компании, зарегистрированной в Малайзии; в течение одного месяца после регистрации представительство обязано отдать в контрольно-ревизионный комитет Документ о распределении акций между подписчиками и Уведомление о расположении зарегистрированного офиса представительства; в течение месяца с даты проведения ежегодного собрания акционеров представительство обязано передать в контрольно-ревизионный комитет свой годовой отчет; первое общее собрание акционеров представительства компании должно быть проведено в течение 18 месяцев с даты регистрации.

Важным требованием является своевременное получение иммиграционных документов для иностранного персонала представительства экономического субъекта (виза, разрешение на работу и иммиграционный паспорт), выдачей которых занимается Иммиграционный департамент.

Африка.

1. Северная Африка.

Опыт Северной Африки будет представлен законодательным регулированием деятельности представительств таких стран, как Алжир, Египет', Марокко.

Для учреждения представительств и дочерних/зависимых экономических субъектов в Алжире, а также для открытия торговых представительств, филиалов, агентств зарубежных коммерческих экономических субъектов в обязательном порядке нужно предъявить надзорному Государственному органу следующие документы: запрос установленного образца на бланке, предоставленном Государственным центром коммерческого реестра; экземпляр устава головного экономического субъекта, переведенный на арабский язык и подлинность которого подтверждена консульством; экземпляр коммерческого реестра головного экономического субъекта, переведенный на арабский язык; протокол с принятием решения об открытии представительства в Алжире, переведенный на арабский язык и подлинность которого подтверждена консульством, заверенную копию документа об открытии представительства экономического субъекта в Официальном бюллетене свободных анонсов (BOAL) и в Национальной ежедневной газете; копию документов директора экономического субъекта (справка о несудимости и свидетельства о рождении); документы, подтверждающие права аренды помещений представительства экономического субъекта;

документы специальных служб, подтверждающие право представительства иностранного экономического субъекта осуществлять финансовую деятельность; расписку об оплате гербовых сборов (чек на 4 000 DA) иностранным хозяйствующим субъектом; квитанцию об оплате прав торговой регистрации (9 120 DA) представительства экономического субъекта.

В Египте существует возможность открытия представительств экономического субъекта, имеющих разрешение на ведение хозяйственное деятельности. Основополагающий фактор для регистрации представительства это — контракт у экономического субъекта с каким-либо местным хозяйствующим субъектом.

Представительство иностранного экономического субъекта регистрируется на территории страны в соответствии с законами: № 159 от 1981 г. «О компаниях» [33]; № 120 от 1982 г. «О коммерческих агентствах» [34]; № 82 от 2002 г. «О торговых марках» [35].

В Марокко существует возможность открытия представительства экономического субъекта. Процедура открытия представительств и дочер-них/зависимых экономических субъектов не отличается от процедуры регистрации экономического субъекта для ведения коммерческой деятельности. Процедура открытия отражена на рис. 5 [19].

Процедура открытия представительства экономического субъекта в Марокко Источник

Рис. 5. Процедура открытия представительства экономического субъекта в Марокко Источник: составлено авторами на основании данных [19]

2. Южная Африка.

В Южно-Африканской Республике существует возможность открытия иностранного представительства экономического субъекта, называемого «отделением иностранной компании». Более того, данное представительство будет вправе вести хозяйственную деятельность от имени головного экономического субъекта.

Представительство регистрируется в Южно-Африканской Республике, при этом акционеры экономического субъекта ие обязательно должны быть из этой страны. Далее присваивается регистрационный номер. Специальный меморандум регистрации представительства экономического субъекта также регистрируется в ЮАР и деятельность представительства экономического субъекта регулируется этим документом. В данном меморандуме обязательно указывается юридический адрес нахождения штаб-квартиры, а также данные всех директоров. Болес того, обязательным условием при регистрации представительства является назначение в Комиссии по Компаниям и Интеллектуальной Собственности (CIPC) гражданина этой страны с целью наблюдения за деятельностью и расчета с налоговыми органами.

Представительство иностранного экономического субъекта облагается 28 % налогом на чистую прибыль. Регистрация отделения или дочерней компании предполагает прохождение единого процесса: выбор незанятого в этой стране имени и его регистрация; подготовка и подача Меморандума об образовании компании.

Перейдем к рассмотрению российского опыта.

Россия.

Следует отметить, что в РФ до 1 января 2015 г. представительства и филиалы иностранных экономических субъектов должны были получать аккредитацию в Государственной Регистрационной Палате при Министерстве юстиции РФ (ФБУ ГРП). С 1 января 2015 г. полномочия по аккредитации представительств, филиалов иностранных экономических субъектов были переданы Федеральной налоговой службе (ФНС РФ).

До 1 апреля 2015 г. все представительства и филиалы иностранных экономических субъектов, аккредитованные в РФ, должны были подать заявление в федерально-налоговую службу РФ (далее ФНС) для внесения в реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных экономических субъектов. При этом представительства и филиалы с этого момента считались аккредитованными в ФНС РФ на срок действия аккредитаций, полученных в Государственной Регистрационной Палате ранее. После окончания этого срока представительства и филиалы должны пройти процедуру новой аккредитации в

ФНС РФ. Данная аккредитация является бессрочной. Как правило, подготовка и подача документов на аккредитацию занимают приблизительно 3 месяца. ФНС РФ рассматривает документы в течение 30 рабочих дней после подачи.

Рассмотрим проекты нормативных правовых актов, направленные на совершенствование аккредитации и функционирования представительств экономических субъектов в РФ на основе изученного зарубежного опыта.

Федеральным законом № 106-Ф'З «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» [36] внесены изменения в Федеральный закон 106-ФЗ «Об иностранных инвестициях Российской Федерации» [36], которые изменили порядок аккредитации филиалов и представительств иностранных экономических субъектов в РФ. Как мы отмечали ранее, с 1 января 2015 г. полномочия по аккредитации филиалов и представительств иностранных юридических лиц, переданы Федеральной налоговой службе и возложены на Межрайонную инспекцию ФНС РФ 47 по г. Москве (Приказ ФНС от 22 декабря 2014 г. № ММВ-7-14/668) [37].

На сегодняшний день для аккредитации иностранного филиала, представительства необходимо подать заявление об аккредитации, а также следующие документы (Приказ ФНС от 26 декабря 2014 г. № ММВ-7-14/680») [37]: учредительные документы иностранного юридического лица; выписку из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной, равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус иностранного юридического лица; документ, выданный уполномоченным органом страны происхождения иностранного экономического субъекта, подтверждающий его регистрацию в качестве налогоплательщика в этой стране; решение иностранного юридического лица о создании иностранного филиала, представительства на территории РФ; положение об иностранном филиале, представительстве иностранного экономического субъекта; доверенность о наделении руководителя иностранного филиала, представительства экономического субъекта на территории РФ необходимыми полномочиями; документ об уплате государственной пошлины филиалом, представительством иностранного экономического субъекта, если се уплата предусмотрена законодательством РФ о налогах и сборах; опись представленных документов (в двух экземплярах) филиалом, представительством экономического субъекта.

Отказ в аккредитации иностранного филиала, представительства экономического субъекта возможен при наличии хотя бы одного из следующих оснований (Федеральный закон от 09 июля 1999 г. № 160-ФЗ) [38]: не представлены необходимые для аккредитации документы, либо эти документы прсдставлены с нарушением срока, либо представленные документы не соответствуют утвержденным в установленном порядке формам, форматам или требованиям к их оформлению; установлено, что в представленных учредительных или других документах иностранного юридического лица содержится недостоверная информация; цели создания, открытия филиала, представительства иностранного юридического лица противоречат Конституции РФ, международным договорам РФ, законодательству РФ; цели создания, открытия филиала, представительства иностранного юридического лица создают угрозу суверенитету, политической независимости, территориальной неприкосновенности, национальным интересам РФ; в связи с грубым нарушением Конституции РФ, международных договоров РФ. законодательства РФ; прекращена аккредитация филиала представительства иностранного юридического лица.

Современные условия обуславливают необходимость уточнения порядка аккредитации иностранных филиалов, представительств экономических субъектов. Несмотря на более подробное описание данной процедуры в нормативно-правовых актах, необходимо внести ряд изменений, направленных на совершенствование аккредитации и функционирования представительств экономических субъектов, основываясь на зарубежном опыте. Одним из направлений совершенствования процедуры аккредитации иностранных филиалов, представительств экономических субъектов на территории РФ является возможность максимального сокращения сроков подготовки и подачи документов на аккредитацию до двух месяцев.

Обобщив законодательство и практику его применения различных стран в области аккредитации и функционирования иностранных филиалов, представительств экономических субъектов, выработаны следующие предложения по использованию положительного зарубежного опыта в РФ в части законодательного регулирования деятельности филиалов, представительств таких экономических субъектов:

  • - максимальное сокращение сроков подготовки и подачи документов на аккредитацию иностранных филиалов, представительств экономических субъектов до 2-х месяцев;
  • - максимальное сокращение сроков прохождения аккредитации иностранными филиалами, представительствами;
  • - наличие минимального временного лага до 2 лет между регистрацией самого иностранного экономического субъекта в качестве юридического лица и подачей им заявления для открытия филиала, представительства иностранного экономического субъекта на территории РФ;
  • - запрет на возобновление деятельности в качестве иностранного филиала, представительства на территории РФ в течение 5 лет, в случае закрытия данного представительства по предписанию государственного органа;
  • - запрет на деятельность в качестве иностранного филиала, представительства на территории РФ при наличии документов, подтверждающих факт возникновения угрозы суверенитету, политической независимости, территориальной неприкосновенности и национальным интересам РФ.

Учитывая вышеизложенное, полагаем, что необходимо представить проект Федерального закона о внесении изменений в Закон РФ от 9 июля 1999 г. (рсд. от 31.05.2018) №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (Собрание законодательства РФ, 12.07.1999, № 28, ст. 3493) со следующими изменениями:

1. В статью 2 включить следующие абзацы:

Представительство иностранной организации — обособленное подразделение иностранного юридического лица или иностранной организации, нс являющейся юридическим лицом, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы, в том числе и коммерческие, и осуществляет их защиту. (Пояснение: В определение добавлено понятие «...или иностранной организации, не являющейся юридическим лицом,...», т.к. правовые формы организаций в зарубежных странах представлены, в том числе, и не юридическими лицами (например: Offene Handelsgesellschaft (OHG) — открытое торговое общество), которые также могут открывать представительства на территории РФ).

Филиал иностранной организации — обособленное подразделение иностранного юридического лица или иностранной организации, не являющейся юридическим лицом, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции, в том числе функции представительства. (Пояснения: В определение добавлено понятие «...или иностранной организации, не являющейся юридическим лицом,...», так как правовые формы организаций в зарубежных странах представлены, в том числе, и не юридическими лицами, которые могут открывать филиалы на территории РФ).

2. В статье 21, п. 1:

абзац первого пункта 1 изложить в следующей редакции:

«Филиал, представительство иностранного юридического лица или иностранной организации, не являющейся юридическим лицом, создаются, открываются, прекращают свою деятельность на территории РФ на основании решения иностранного юридического лица или иностранной организации, не являющейся юридическим лицом». (Пояснение: в определение добавлено понятие

«...или иностранной организации, не являющейся юридическим лицом,...», т.к. правовые формы организаций в зарубежных странах представлены, в том числе, и не юридическими лицами, которые могут открывать представитель-ства/филиалы на территории РФ).

3. В статье 21, п. 3:

абзац второго пункта 3 изложить в следующей редакции:

«не представлены необходимые для аккредитации документы, либо эти документы представлены с нарушением срока, установленного пунктом 2 настоящей статьи, либо представленные документы не соответствуют утвержденным в установленном порядке формам». (Пояснение: из определения удалено «...форматам или требованиям к их оформлению.», т.к. нарушение требований к оформлению не должно являться основанием для отказа в аккредитации).

4. В статье 21, п. 7:

абзац первого пункта 7 изложить в следующей редакции:

«Действие аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица (за исключением представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области іраждапской авиации) прекращается в связи с прекращением деятельности этих филиалов, представительств на территории РФ на основании решения такого иностранного юридического лица, прекращением деятельности такого иностранного юридического лица или по решению уполномоченного федерального органа исполнительной власти, принятого на основании проверки деятельности филиала, представительства иностранного юридического лица проводимой не реже одного раза в три года». (Пояснение: четко обозначается необходимость проведения проверки деятельности аккредитованного представительства раз в три года).

б) Федеральной налоговой службе внести в Приказ ФНС России от 21.12.2014 NWD-7-14/680@ «Об утверждении порядка аккредитации, внесения изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц. прекращения действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица, осуществляющих деятельность на территории РФ, перечня документов, представляемых иностранным юридическим лицом вместе с заявлением об аккредитации, о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, прекращения действия аккредитации (за исключением представительств иностранных кредитных организаций), и требований к их оформлению» следующие изменения:

  • 1. В раздел IV, п. 13 включить абзац:
  • 4) документы, подтверждающие факт нарушения иностранным филиалом, представительством требований Конституции РФ, международных договоров РФ, законодательства РФ;
  • 5) документы, подтверждающие факт возникновения угрозы суверенитету, политической независимости, территориальной неприкосновенности и национальным интересам РФ. (Пояснение; данные уточняют порядок прекращения действия аккредитации представительств иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность на территории РФ).

Таким образом, современные условия деятельности представительств экономических субъектов обуславливают необходимость внесения предложенных поправок в Федеральный Закон РФ от 9 июля 1999 г. (ред. от 31.05.2018) № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (Собрание законодательства РФ, от 12.07.1999, № 28, ст. 3493) и Приказ ФНС России от 21.12.2014 NVVD-7-14/680@ «Об утверждении порядка аккредитации, внесения изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, прекращения действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица, осуществляющих деятельность на территории РФ, перечня документов, представляемых иностранным юридическим лицом вместе с заявлением об аккредитации, о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, прекращения действия аккредитации (за исключением представительств иностранных кредитных организаций), и требований к их оформлению».

Разработанные проекты нормативных правовых актов направлены на совершенствование аккредитации и функционирования представительств экономических субъектов в РФ на основе изученного зарубежного опыта.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >