МОДЕЛИ ПОВЫШЕНИЯ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ И УЧЕТА ИНТЕРЕСОВ СТЕЙКХОЛДЕРОВ

Предложения по повышению эффективности участия представительств экономических субъектов Российской Федерации за рубежом в реализации экспортного потенциала

Экспортный потенциал РФ является составной, органической частью национальной экономики, который необходимо развивать для обеспечения се конкурентоспособности и расширения мирохозяйственных связей. Экспортный потенциал страны формируется экспортным потенциалом экономических субъектов и представляет собой способность представительств экономических субъектов производить конкурентоспособные товары и услуги, посредством экспортирования их на мировые рынки.

Объемы экспорта РФ за десять лет представлены на рис. 19.

Объем экспорта РФ. млрд. дол

Рис. 19. Объем экспорта РФ. млрд. дол.

Источник: составлено авторами на основании данных [81]

Таким образом, несмотря на снижение объемов экспорта с 2014 г. под влиянием санкционной политики, начиная с 2017 г., наблюдается рост объема экспорта. Однако стоит отметить ряд проблем, присущих росту экспортного потенциала РФ: административные барьеры и низкая эффективность государственной поддержки экспортеров; низкая конкурентоспособность продукции отдельных российских отраслей; низкая управленческая эффективность работы экономических субъектов.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» (ред. от 13.07.2015) субъект РФ вправе открывать представительство за пределами РФ [82]. Основными направлениями деятельности зарубежных представительств экономических субъектов, помимо обозначенных нами ранее, являются: продвижение на внешний рынок товаров и услуг, созданных в субъектах федерации, поиск потенциальных инвесторов в соответствующий субъект РФ, информационное обеспечение региональных участников субъектов внешнеэкономической деятельности.

Проведенное исследование свидетельствует о том, что на сегодняшний момент представительства экономических субъектов РФ за рубежом сталкиваются с рядом проблем, из которых можно выделить следующие:

  • 1. Низкая эффективность деятельности (объемы реализованных проектов, меньше средств, затраченных на функционирование) представительств экономических субъектов.
  • 2. Недостаточная разработка научных методов исследования зарубежных рынков и продвижения на них продукции российских экономических субъектов.
  • 3. Недостаточно проработана методика учета национальных особенностей зарубежных региональных рынков для реализации деятельности российских представительств экономических субъектов.
  • 4. Низкий уровень компетентности менеджмента экономического субъекта, связанный с умением применять современные методы управления проектами во внешнеторговой деятельности.
  • 5. Наличие торговых войн и недобросовестной конкуренции на международной арене.
  • 6. Санкционная политика США и Евросоюза в отношении российских экономических субъектов.

Выявленные проблемы обуславливают необходимость их решения. Поэтому целесообразно предложить направления по повышению эффективности участия представительств экономических субъектов РФ за рубежом: увеличе ние объемов предоставления информации о состоянии, потребностях и перспективах развития рынка российским хозяйствующим субъектам; развитие сотрудничества в содружестве с промышленными и другими объектами за рубежом; расширение государственного участия в обеспечении информационноаналитической поддержки экспорта продукции российских экономических субъектов; расширение спектра консультационных услуг по поддержке экспорта продукции российских экономических субъектов; подготовка кадров для работы в представительствах экономических субъектов за рубежом; расширение возможности представительств российских экономических субъектов в области поддержки и продвижения экспорта; формирование на базе представительств экономических субъектов механизма поддержки внешнеэкономической деятельности субъектов малого и среднего бизнеса; привлечение высококвалифицированных специалистов для работы в представительствах; разработка методики оптимизации системы управления представительствами и планирования их деятельности; контроль эффективности деятельности представительств экономических субъектов.

Эффективность производственной деятельности — важнейшая качественная характеристика управления хозяйствующим субъектом на всех уровнях. Экономическая эффективность представляет собой степень использования потенциала, который рассчитывается как соотношение результатов и затрат экономического субъекта. Соответственно, чем выше результат при тех же затратах, тем выше эффективность производства [83].

Анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, а также его обособленных подразделений служит основой для принятия управленческих решений руководством и установления обоснованных плановых значений при составлении бизнес-планов экономических субъектов.

Показатели эффективности деятельности экономических субъектов влияют на наиболее рациональное использование основных средств, материальных средств, трудовых и финансовых ресурсов. Кроме этого, данные показатели способствуют смягчению дополнительных издержек, выявлению наиболее сильных и слабых сторон экономического субъекта и поиску способности улучшения работы. Определение эффективности обособленного подразделения экономического субъекта позволяет установить, насколько управление организационной структурой в целом соответствует уровню достижения стратегических целей экономического субъекта и росту его рыночной стоимости.

При оценке эффективности деятельности представительства экономического субъекта за рубежом необходимо учитывать такие факторы, как специфика работы подразделения и показатели операционной деятельности; особенности налогообложения; законодательные особенности страны присутствия и т.п.

Кроме этого, оценка эффективности представительств является одним из инструментов механизма саморегулирования структурных подразделений. Данным образом решается основная задача управления хозяйствующим субъектом — обеспечение финансовой устойчивости, получение стабильной прибыли, обеспечение достижения стратегических направлений для повышения конкурентоспособности экономического субъекта в целом.

Руководству экономического субъекта в целом и руководству обособленного подразделения необходимо иметь инструментарий и методику для определения эффективности деятельности представительства экономического субъекта за рубежом. Такими инструментами на современном этапе, как мы отмстили ранее, являются ключевые показатели эффективности и система сбалансированных показателей. Данные инструменты позволяют своевременно реагировать на меняющуюся конъюнктуру рынка и достигать значительные конкурентные преимущества хозяйствующим субъектом.

Задачей системы ключевых показателей эффективности и сбалансированных показателей является идентификация стратегии представительства экономического субъекта в определенный набор показателей его деятельности, которые характеризуют основные параметры учета, измерения и управления, включающие количественные и качественные характеристики достижения определенных результатов деятельности в текущей деятельности и деятельности предполагаемых результатов деятельности в будущем.

С учетом специфики работы представительства экономического субъекта, показателей его операционной деятельности, возложенных на него полномочий, такому подразделению устанавливаются определенные показатели, за выполнение которых его руководитель несет ответственность. К примеру, анализ эффективности деятельности представительств экономического субъекта может основываться на следующих ключевых показателях: объемы продаж и поступлений денежных средств, состояние дебиторской задолженности, объем затрат, связанных с реализацией продукции и прочих; объемы производственной деятельности, показатели качества выпуска продукции, величина и состав затрат себестоимости производимой продукции и выпуск; показатели эффективности использования активов представительством экономического субъекта; рентабельность, структура оборотного капитала, доходность активов представительства экономического субъекта.

В свою очередь, ключевые показатели эффективности деятельности представительств экономических субъектов должны иметь числовое значение, индивидуальный и однозначный характер, а также содержаться в информационной системе экономического субъекта или его представительства.

Существуют различные виды ключевых показателей эффективности деятельности экономических субъектов, которые можно использовать при оценке деятельности представительств экономических субъектов. По объекту оценки различаются финансовые и нефинансовые показатели эффективности деятельности представительств экономических субъектов. Финансовые показатели способствуют анализу затрат по статьям представительства, которые отражаются в отчетности, а также позволяют определить перерасход и экономию деятельности такого субъекта хозяйствования. Полагаем, что, при анализе эффективности представительства экономического субъекта целесообразно использовать как финансовые, так и нефинансовые показатели деятельности. К нефинансовым показателям деятельности представительств экономических субъектов, можно отнести время доставки, предоставления продукции (услуг) подразделением, текучесть его кадров и прочие показатели, зависящие от специфики операционной деятельности.

Виды ключевых показателей эффективности деятельности представительств экономических субъектов Источник

Рис. 20. Виды ключевых показателей эффективности деятельности представительств экономических субъектов Источник: составлено авторами

По характеристике достижения основных целей и аспектов деятельности и развития представительства экономического субъекта ключевые показатели эффективности делятся на стратегические и функциональные. Стратегические показатели характеризуют степень выполнения поставленных целей, как, например, степень удовлетворенности клиентов. Отдельно в системе стратегических показателей представительству экономического субъекта следует выделить показатели, характеризующие его потенциал. Функциональные показатели отражают существенные объекты функционирования экономического субъекта и при анализе эффективности сравниваются с установленными ранее нормативами (рис. 20).

В связи с тем, что показатели эффективности в основном это относительные величины, при оценке эффективности деятельности представительства экономического субъекта большое значение уделяется анализу динамики данных показателей. Такая методика позволяет постоянно увеличивать динамику эффективности деятельности представительств экономических субъектов.

Для отбора ключевых показателей эффективности деятельности представительств экономических субъектов к использованию необходимо: выделить группы показателей и определить ответственных лиц за каждую группу; менеджменту представительства составить детальный список показателей; отобрать показатели, в большей степени соответствующие и способные достижению стратегических будущих целей; определить расчетные алгоритмы. При отборе показателей к использованию в системе ключевых показателей эффективности выделяются следующие критерии: связь показателей со стратегией, количественная оценка, доходность, релевантность, сбалансированность, доступность, наличие общего определения [84].

Современная методика определения эффективности деятельности представительств экономических субъектов, действующих, в том числе, и за рубежом предполагает анализ эффективности в долгосрочной и краткосрочной перспективе, анализ экспортного потенциала.

В долгосрочной перспективе к таким подразделениям применяются методы анализа инвестиционных проектов, оценивая: ожидаемый поток денежных средств, генерируемый представительством экономического субъекта (его приведенная величина на текущий момент); срок окупаемости открытия представительства экономического субъекта в определенном регионе (в том числе в сравнении с другими открытыми подразделениями); внутренняя норма доходности на определенный срок окупаемости в сравнении со стоимостью капитала, вложенного в деятельность экономического субъекта.

В краткосрочном периоде для оценки текущей деятельности обособленных подразделений экономических субъектов используются показатели операционной работы, объединенные в сбалансированную систему показателей. Такая система позволяет измерять и оценивать ключевые показатели эффективности по всем существенным сторонам функционирования представительств экономических субъектов.

В связи с этим показатели отражаются по четырем основным направлениям деятельности представительства экономического субъекта:

  • 1) финансовое направление (достижение финансовых результатов). В рамках данного направления используются такие вышеперечисленные показатели, как объем продаж, доходность, прибыльность, уровень затрат;
  • 2) осуществляемые внутренние бизнес-процессы. Используются показатели, измеряющие и оценивающие качество процессов, качество работы, уровень координации и качество взаимодействия;
  • 3) потребительское направление, рассматривающее показатели динамики привлечения клиентов, уровень проникновения на рынок, доля удовлетворенности клиентов:
  • 4) персонал (направление роста и обучения). Данное направление деятельности предусматривает анализ показателей эффективности работы сотрудников, их количество, текучесть кадров, повышение квалификации сотрудников.

Ключевые показатели, используемые в современной методике определения эффективности деятельности представительств экономических субъектов приведены ниже (табл. 19).

Таблица 19

Система сбалансированных показателей представительств экономических субъектов

Направление

Показатели

Описание

1

Финансы

Рентабельность капитала (ROE).

Доля операцион

ных расходов

Определяет доходность, которую получает представительство экономического субъекта с вложений капитала в конкретное представительство. Характеризует окупаемость затрат на функционирование представительств доходами экономического субъекта

Направление

Показатели

Описание

2

Клиенты

Объем продаж на единицу клиента. Доля постоянных клиентов

Характеризует объем покупок, совершаемый клиентом в среднем. Оценивается по количеству клиентов, совершаемых повторные покупки

3

Бизнес-процессы

Срок ожидания произведенной продукции. Время обслуживания клиента

Отражает функционирование и эффективность логистической системы.

Оценивается эффективность системы обслуживания

4

Персонал

Объем продаж на единицу сотрудника отдела продаж. Средняя заработная плата. Общие расходы на единицу сотрудника

Характеризует результативнос ть работы подразделения продаж. Сравнивается со средним показателем в отрасли. Характеризует нс только расходы, на отражение заработной платы, на аренду, оборудование, обслуживание рабочего места

Источник: составлено авторами.

Перечисленные выше показатели и представленная система данных коэффициентов широко используется в российской и мировой практике как при анализе эффективности отдельных экономических субъектов, их комплексного анализа, так и, мы полагаем, что обозначенные выше показатели можно использовать при анализе обособленных подразделений, к которым относятся и зарубежные представительства.

Еще одним распространенным способом определения эффективности деятельности экономического субъекта является рейтинговая оценка. Однако при анализе представительств экономических субъектов данная оценка недостаточно используется. Тем не менее методика рейтинговой оценки может найти широкое применение на практике, особенно применительно к функционированию представительств экономических субъектов за рубежом.

Предложим использование матричной модели эффективности деятельности представительств экономических субъектов за рубежом в связи с тем, что такая методика позволит анализировать бизнес-процессы работы такого субъекта на «вход-выход».

В частности, на входе производственного процесса каждого представительства экономического субъекта происходит потребление ресурсов и формирование затрат. На выходе каждого операционного цикла происходит поступление и сбыт готовой продукции, и определение результатов деятельности представительства экономического субъекта.

Процесс проведения такого анализа может включать в себя следующие этапы: определение цели анализа (оценка экономического положения в сопоставлении с ресурсами и затратами); получение информации (прибыль, приносимая представительством хозяйствующему субъекту; выручка от его деятельности; себестоимость; материальные затраты; основные средства; фонд оплаты труда; численность работников); оценка данных, интерпретация результатов анализа, выработка рекомендаций для принятия эффективных управленческих решений. В основе такого метода анализа может лежать следующая таблица (табл. 20). Представленная матрица отражает парные локальные показатели эффективности деятельности представительства экономического субъекта. Исходя из аналитической логики, в каждой паре один показатель растет при повышении эффективности, другой — падает.

Таблица 20

Матричная модель оценки эффективности деятельности представительства экономического субъекта

Числитель

Знаменатель

Результаты

Затраты

Ресурсы

Прибыль, генерируемая представительством, тыс. руб.

Объем продаж, тыс. руб.

Себестоимость, тыс. руб.

Материалы, тыс. руб.

Основные средства, тыс. руб.

Фонд оплаты труда, тыс. руб.

Объем продаж, тыс. руб.

1

Себестоимость, тыс. руб.

1

Материалы, тыс. руб.

1

Основные средства, тыс. руб.

1

Фонд оплаты труда, тыс. руб.

1

Численность персонала, чел.

Источник', составлено авторами.

По индексам относительных показателей представительства экономического субъекта по формуле средней арифметической необходимо определить значение рейтингового показателя:

р Тр1+Тр2 + ..+Трп л

(1)

где Тр, Тр2,.., Трп темпы роста элементов таблицы, п — количество элементов.

Таким образом, данный метод отразит не только общую характеристику деятельности представительства экономического субъекта, но и позволит определить се динамику, изменения в ходе и результатах деятельности, что, в свою очередь, будет способствовать выделению резервов повышения функционирования представительств экономических субъектов.

Следующей задачей является разработка предложений, направленных на повышение эффективности участия представительств экономических субъектов РФ за рубежом в реализации экспортного потенциала.

В настоящее время существует заинтересованность отдельных стран в экономических связях с Российской Федерацией. На протяжении многих лет хорошие деловые отношения складываются между хозяйствующими субъектами РФ и странами Евразийского экономического сообщества. Хозяйствующие субъекты РФ активно развивают отношения с хозяйствующими субъектами Китая, Вьетнама, Индии, Индонезии, Бразилии, а также с хозяйствующими субъектами Европы, таких стран как Болгария, Сербия, Германия, Австрия. Таким образом, для экономических субъектов, начинающих экспортную деятельность, целесообразно рассматривать именно эти страны, так как по ним достаточное количество информации и нет существенных барьеров для входа на рынок.

У Российской Федерации со многими саранами установлен режим наибольшего благоприятствования, который заключается в отсутствии ограничительных мер таможенно-тарифного регулирования, не высокие пошлины, отсутствуют дополнительные сертификаты, способствующие повышению интереса со стороны российских экономических субъектов в открытии их представительств в этих странах.

Страны, которые хотят увеличить приток иностранных инвестиций, создают специальные режимы привлечения зарубежных инвестиций. При создании представительства за рубежом российским инвесторам целесообразно выбрать страну с умеренной налоговой системой. Для успешного функционирования за рубежом необходимо знать национальное законодательство данной страны, использовать государственные гарантии прав иностранных инвесторов, которые обеспечат неприкосновенность собственности.

Для повышения эффективности и устойчивости деятельности представительств экономических субъектов РФ за рубежом в реализации экспортного потенциала предложим следующий алгоритм:

  • 1. Анализ налоговых последствий, оценка налоговых и таможенных рисков, возникающих в связи с подготовкой и реализацией проектов, деятельности представительств экономических субъектов за рубежом.
  • 2. Оценка возможных вариантов структурирования контрактных взаимоотношений, форм присутствия представительств экономических субъектов в зарубежных странах, вариантов направления физических лиц для реализации указанных проектов, с точки зрения российского законодательства, законодательства зарубежных стран и международного законодательства.
  • 3. Анализ положений договоров, заключаемых на территории РФ и зарубежных стран на предмет отражения в бухгалтерском и налоговом учете.
  • 4. Анализ налоговых систем зарубежных стран и формирование налоговых моделей для целей расчета налоговой нагрузки на проекты, осуществляемые за пределами РФ.
  • 5. Разработка оптимальных схем бухгалтерского документооборота экономических субъектов в соответствии с законодательством иностранных государств.
  • 6. Исследование налогового законодательства для представительств экономических субъектов иностранных государств исходя из каждой конкретной ситуации.
  • 7. Предоставление консультаций по вопросам применения российского, зарубежного и международного налогового законодательства, и законодательства о трансфертном ценообразовании для представительств экономических субъектов.
  • 8. Предоставление рекомендаций по снижению налогового бремени при структурировании взаимоотношений с контрагентами, взаимозависимыми сторонами, банковскими и другими финансовыми институтами, акционерами и др.
  • 9. Консультирование и сопровождение взаимодействия с налоговыми органами и иными государственными контролирующими органами иностранных государств, в том числе работа с актами проверок, подготовка материалов к налоговым спорам, участие в досудебном урегулировании споров.
  • 10. Предоставление разъяснений по вопросам таможенного и валютного законодательства РФ и зарубежных стран, в которых хозяйствующий субъект планирует реализацию проекта.
  • 11. Разработка налоговых моделей для целей расчета налоговой нагрузки при реализации проектов международных контрактов на предмет выявления налоговых рисков для деятельности экономического субъекта.
  • 12. Налоговый анализ систем налогообложения различных юрисдикций для целей структурирования сделки по созданию совместного предприятия за рубежом для целей привлечения инвестиций.
  • 13. Финансовый анализ эффективности деятельности представительств экономических субъектов РФ за рубежом в части подтверждения его экспортного потенциала.

Приступим к описанию мероприятий, способствующих повышению эффективности и устойчивости деятельности российских представительств экономических субъектов за рубежом:

1. Анализ налоговых последствий, оценка налоговых и таможенных рисков, возникающих в связи с подготовкой и реализацией проектов, деятельности представительств экономических субъектов за рубежом.

Налоговый риск с точки зрения налогоплательщика — это вероятность доначисления налогов, пеней, штрафов в ходе налоговой проверки из-за разногласий между налогоплательщиками и налоговыми органами.

В настоящее время методический подход к определению рисков отсутствует. По характеру негативных последствий риски можно классифицировать: риск налогового контроля; риск доначисления недоимок, пеней, штрафов; риск увеличения налогового бремени; риск снижения ликвидности; риск ареста имущества; риск банкротства. Риск налогового контроля, то есть выездная налоговая проверка может тормозить финансовые процессы деятельности представительств экономических субъектов. Риск доначисления недоимок, пеней, штрафов может быть прогнозируем службами внутреннего аудита представительства экономического субъекта. После прохождения налоговой проверки, скорректированная бухгалтерская отчетность экономического субъекта может повлиять на увеличение налогового бремени. Риск потери ликвидности грозит хозяйствующему субъекту потерей инвестиционной привлекательности, а в отдельных случаях банкротством. При определенных обстоятельствах налоговые органы могут накладывать арест на расчетные счета экономических субъектов.

Определение налоговых рисков экономического субъекта можно проводить, используя отдельные методики. Данные методики следует объединить в этапы. Этапы анализа налоговых рисков экономического субъекта представлены на рис. 21.

Сбор и Реалнза-

анализ Качест- Колнчест- Разработка ция

учетно- , ' " венная венная плана по меропри-

аналити- оценка оценка снижению ятий по

ческих 1 рисков рисков рисков снижению

данных рисков

Рис. 21. Этапы анализа налоговых рисков экономического субъекта Источник: составлено авторами

Сбор и анализ учетно-аналитических данных, а также иной информации, позволит хозяйствующему субъекту определить риски, влияющие на его деятельность, оценить эти риски и разработать мероприятия по снижению рисков.

2. Оценка возможных вариантов структурирования контрактных взаимоотношений, форм присутствия представительств экономических субъектов в зарубежных странах, вариантов направления физических лиц для реализации указанных проектов, с точки зрения российского законодательства, законодательства зарубежных стран и международного законодательства.

Контрактные взаимоотношения в российских корпорациях предполагают отношения трех субъектов: акционеров (собственников), менеджеров и наемных работников. Акционеры (собственники) делегируют ряд полномочий менеджерам, а менеджеры, в свою очередь, наемным работникам. Но в силу особенностей российской экономики, наемные работники выступают самой незащищенной категорией в контрактных отношениях. Под эффективностью контрактных отношений следует понимать способность удовлетворять экономические интересы субъектов контрактных отношений.

Таким образом, для оценки эффективности контрактных отношений можно выделить следующие показатели: наличие или отсутствие доминирующего собственника; уровень трансакционных издержек; рентабельность трансакционных издержек; коэффициент, характеризующий уровень социальной ответственности; соотношение уровня оплаты труда менеджеров и наемных работников; производительность труда; темпы роста заработной платы наемных работников.

3. Анализ положений договоров, заключаемых на территории РФ и зарубежных стран на предмет отражения в бухгалтерском и налоговом учете.

Нарушение условий договоров хозяйствующими субъектами привело к необходимости использования альтернативных подходов погашения договорных обязательств и соответствующему бухгалтерскому оформлению прекращения обязательств. Таким образом, необходимо проводить бухгалтерскую экспертизу договорных обязательств экономических субъектов.

Учетная процедура возникновения и погашения долговых обязательств:

  • 1) изучение договоров, заключенных и планируемых к заключению хозяйствующим субъектом;
  • 2) выбор момента возникновения, а также способов обеспечения обязательств, сроков и порядка расчетов, условий расчетов;
  • 3) оформление первичных документов представительством экономического субъекта;
  • 4) идентификация расчетных операций: корреспонденция счетов;
  • 5) хронологическая запись хозяйственных операций;
  • 6) учетная политика в области налогообложения;
  • 7) отражение на счетах синтетического и аналитического учета договорных обязательств экономического субъекта;
  • 8) расчёт финансового результата;
  • 9) контроль за сроками исполнения договорных обязательств экономического субъекта;
  • 10) инвентаризация расчетов;
  • 11) выявление нарушений сроков расчетов;
  • 12) претензионная работа;
  • 13) использование способов прекращения обязательств (пролонгация договора, соглашение об отступном, новации, решение судебных органов, списание безнадежных долгов, списание задолженности с истекшим сроком исковой давности);
  • 14) внесение дебиторской и кредиторской задолженности по расчетам экономического субъекта в его бухгалтерскую отчетность.

Варианты урегулирования взаимоотношений с контрагентом отражены на рис. 22. Инструментами урегулирования договорных отношений экономических субъектов с их контрагентами могут быть бартерные операции, товарообменные операции, взаимозачетные операции, векселя, новации, отступное.

Бартерные операции

Инструменты урегулирования договорных отношении с контрагентом

Вексель

Варианты урегулирования взаимоотношений с контрагентом Источник', составлено авторами

Рис. 22. Варианты урегулирования взаимоотношений с контрагентом Источник', составлено авторами

В зависимости от форм расчетов между хозяйствующим субъектом и его контрагентами потоки материальных ресурсов и соответствующие им потоки денежных средств не совпадают во времени. Особую актуальность приобретают вопросы четкой организации денежных расчетов, так как денежная стадия кругооборота капитала играет огромную роль в повышении эффективности деятельности экономического субъекта.

4. Анализ налоговых систем зарубежных стран и формирование налоговых моделей для целей расчета налоговой нагрузки на проекты, осуществляемые за пределами РФ.

В настоящее время существует ряд методик по расчету налогового бремени экономических субъектов. Все существующие методики расчета налоговой нагрузки экономического субъекта можно классифицировать по двум направлениям: структуре налогов, входящих в расчет налогового бремени; показателю с которым осуществляется сравнение суммы уплаченных налогов и сборов.

По методике, разработанной Министерством финансов РФ, налоговая нагрузка рассчитывается как отношение всех уплаченных хозяйствующим субъектом налогов к выручке от продаж продукции, работ, услуг. Уровень налогового бремени влияет на финансовое состояние любого экономического субъекта. В связи с этим данный показатель является очень важным для любого экономического субъекта, особенно для экономических субъектов со сложными корпоративными структурами. Расчет налоговой нагрузки необходим для принятия управленческих решений в рамках реализации инвестиционных проектов, а также для анализа результативности деятельности экономического субъекта. Также важно рассчитывать данный показатель для расчета возможных финансовых последствий для экономического субъекта в случае изменений в налоговом законодательстве той или иной страны.

Анализ показателя налогового бремени для разных стран мира представлен в табл. 21.

Таблица 21

Налоговое бремя экономик стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) — РФ (общие налоговые доходы госбюджета в % к ВВП)

№ пн

Страна

Налоговое бремя, %

1

Дания

45,9

2

Франция

45,3

3

Бельгия

44,2

№ пи

Страна

Налоговое бремя, %

4

Финляндия

44,1

5

Швеция

44,1

6

Италия

42,9

7

Австрия

42,7

8

Венгрия

39,4

9

Нидерланды

38,8

К)

Греция

38,6

И

Норвегия

38

12

Г ермания

37,6

13

Люксембург

37,1

14

Словения

37

15

Исландия

36,4

16

Эстония

34,7

17

Португалия

34,3

ОЭСР в среднем

34,3

18

Чехия

34

19

Польша

33,6

20

Испания

33,5

21

Великобритания

33,2

22

Словакия

32,7

23

Новая Зеландия

32,1

24

Канада

31,7

25

Израиль

31,2

26

Россия

30,8

27

Япония

30,7

28

Латвия

30,2

29

Австралия

28,2

30

Швейцария

27,8

31

Южная Корея

26,3

32

США

26

33

Турция

25,5

34

Ирландия

23

35

Чили

20.4

36

Мексика

17,2

Источники: составлено авторами на основе ОЭСР (2016), Минфин РФ (2017) [85].

Помимо налоговых платежей в налоговых системах разных стран существуют страховые взносы (налоги на труд) и другие платежи, не предусмотренные Налоговым кодексом. Представим в табл. 22 налоговую нагрузку на хозяйствующие субъекты с учетом налогов на труд и прочих платежей.

Таблица 22

Налоговая нагрузка на хозяйствующие субъекты (структура общей ставки налогов, %)

Страна

Налоги на прибыль

Налоги на труд

Прочие налоги

Налоговое бремя, %

Южная Америка

17

16,4

18,9

52,3

Россия

8,8

36,1

2,5

47,4

Африка

18,2

15,1

13,8

47,1

Центральная Америка

22

12,4

7,2

41,6

Мир в среднем

16,3

16,3

8

40,6

Европа

12,4

26,3

1,6

40,3

Северная

Америка

19,2

16

3,8

39

Азиатско-Тихоокеанский регион

17,6

10,7

7,9

36,2

Восточная

Европа и Центральная Азия

12,7

18.7

2,8

34,2

Ближний Восток

9,2

14,4

0,6

24,2

Источники-, составлено авторами па основе ОЭСР (2016), Минфин РФ (2017) [85].

Анализ налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты в разных странах мира показал, что наиболее благоприятные регионы для инвестирования — эго страны Восточной Европы, Центральной Азии и Ближнего Востока.

5. Разработка оптимальных схем бухгалтерского документооборота экономических субъектов в соответствии с законодательством иностранных государств.

При формировании учетной политики хозяйствующему субъекту необходимо утверждать правила документооборота и технологию обработки документов. Порядок и сроки создания первичных документов отражены в графике документооборота экономического субъекта. График документооборота хозяйствующим субъектом должен составляться с учетом законодательства, что позволит добиться ритмичности работы учетных служб, а также повысить качество бухгалтерского финансового учета представительств экономических субъектов.

Показатели деятельности филиалов, представительств и иных подразделений, в том числе выделенных на отдельные балансы, включаются в бухгалтерскую отчетность экономического субъекта (п. 33 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, угвержденного приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г № 34н [86], и п. 8 ПБУ 4/99 [87]). Следовательно, в целях составления финансовой отчетности бухгалтерский учет в зарубежных обособленных подразделениях целесообразно вести по российским правилам бухгалтерского учета.

Налог на прибыль. Для целей налогообложения все полученные зарубежным обособленным подразделением доходы и все произведенные им расходы включаются в налоговую базу по налогу на прибыль (п. 1 ст. 311 НК РФ) [75, 88]. Расходы представительств экономических субъектов за рубежом учитываются в налоговой базе для расчета налога на прибыль в порядке и в пределах, установленных главой 25 НК РФ (п. 2 ст. 311 НК РФ). Понесенные расходы должны быть подтверждены документально, причем документы могут быть оформлены в соответствии с требованиями иностранного государства, но должны содержать суть операции и быть переведены на русский язык (письма Минфина РФ от 04 апреля 2005 г. № 03-03-01-04/1/148 и УФНС РФ по г. Москве от 13.04.2007 № 20-12/035154). Хозяйствующий субъект уплачивает авансовые платежи и представляет расчет по налогу и налоговую декларацию в целом по хозяйствующему субъекту с учетом показателей обособленных подразделений (п. 4 ст. 311 НК РФ) [88].

Законодательство иностранного государства может также предусматривать уплату налога по результатам деятельности обособленного подразделения на территории данного государства. Этот налог засчитывается при уплате налога на прибыль в РФ в размере, нс превышающем сумму налога, подлежащего уплате в РФ (и. 3 ст. 311 НК РФ) [88]. Зачесть в составе расходов иностранный налог можно только в том случае, если он поименован в соответствующих межправительственных соглашениях об избежании двойного налогообложения результатов деятельности экономических субъектов.

Налог, уплаченный на территории иностранного государства, с которым отсутствует межправительственное соглашение об избежании двойного налогообложения результатов деятельности экономического субъекта, в составе расходов нс учитывается (письмо Минфина РФ от 23.05.2008 № 03-08-05). Для зачета налога на прибыль хозяйствующий субъект должен представить в налоговый орган по месту своего учета документ, подтверждающий уплату налога за пределами РФ. Его заверяет налоговый орган соответствующего иностранного государства либо налоговый агент, если налог им удержан (п. 3 ст. 311 Налогового Кодекса РФ).

Конкретная форма документа, подтверждающего уплату налогов за рубежом, налоговым законодательством не установлена. Подтвердить уплату (удержание) налога за пределами РФ можно письмом от налогового агента, подписанным уполномоченным должностным лицом и заверенным печатью, с приложением платежного поручения налогового агента банку о перечислении соответствующей суммы в качестве налога (с отметкой об исполнении), а также копий договоров, на основании которых был получен доход (письмо Министерства финансов РФ от 07.10.2009 № 03-08-05). При проведении зачета хозяйствующий субъект вместе с налоговой декларацией по налогу на прибыль и подтверждением об уплате налога за пределами РФ представляет налоговую декларацию о доходах, полученных за пределами РФ, по форме, утвержденной приказом Министерства по налогам и сборам РФ от 23.12.2003 № БГ-3-23/709@ [89].

Налог на имущество. Находящееся в обособленном подразделении имущество экономического субъекта может облагаться соответствующим налогом иностранного государства. В этом случае фактически уплаченные на территории иностранного государства налоги в отношении данного имущества засчитываются при уплате налога на имущество в РФ. Размер засчитываемого налога не должен превышать размер налога на имущество, уплачиваемого в отношении этого имущества в РФ. Для зачета нужно вместе с налоговой декларацией по налогу на имущество за налоговый период, в котором был уплачен налог за пределами территории РФ, представить заявление на зачет налога и документ об уплате налога за пределами РФ, подтвержденный налоговым органом соответствующего иностранного государства (ст. 386.1 НК РФ).

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ). С доходов российских и иностранных граждан, работающих в зарубежном обособленном подразделении, НДФЛ не исчисляется и не удерживается. Так как вознаграждение за выполнение грудовых или иных обязанностей, проведение работ, оказание услуг, совершение действия за пределами РФ в целях исчисления НДФЛ относится к доходам, полученным от источников за пределами РФ (подп. 6 п. 3 ст. 208 НК РФ). Иностранные граждане, работающие в зарубежном обособленном подразделении, для целей НДФЛ признаются нерезидентами (п. 2 ст. 207 НК РФ). Их доходы облагаются этим налогом только в том случае, если выплачиваются от источников в РФ (п. 2 ст. 209 Налоговый кодекс РФ). Для российских граждан, работающих в зарубежном подразделении, до утраты ими статуса налогового резидента их доходы облагаются НДФЛ по ставке 13 % (п. 1 ст. 209 и п. 1 ст. 224 НК РФ). Но поскольку резиденты самостоятельно исчисляют и уплачивают НДФЛ с доходов, полученных от источников за пределами РФ (подп. 3 п. 1 ст. 228 НК РФ), выплачивающий эти доходы хозяйствующий субъект не является налоговым агентом (п. 1 и 2 ст. 226 НК РФ). Соответственно зарубежные обособленные подразделения не должны удерживать НДФЛ с таких доходов и перечислять его в бюджет.

Страховые взносы. На выплаты иностранным гражданам, которые трудятся в зарубежном подразделении, хозяйствующий субъект нс начисляет страховые взносы. Согласно в п. 4 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ [90]. Выплаты же российским гражданам по трудовым и гражданско-правовым договорам облагаются взносами па основании п. I ст. 7 названного закона. Взносами на травматизм облагаются все выплаты как российским, так и иностранным работникам обособленного подразделения (ст. 5 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний») [91].

6. Исследование налогового законодательства для представительств экономических субъектов иностранных государств исходя из каждой конкретной ситуации.

Представительства российских экономических субъектов обязаны выплачивать налоги, согласно законодательству страны присутствия, поэтому перед открытием хозяйствующим субъектом своих представительств в той или иной стране, они обязаны провести исследование налогового законодательства предполагаемой страны присутствия. И понять насколько налоговое законодательство будет влиять на эффективность деятельности экономического субъекта.

7. Предоставление консультаций по вопросам применения российского, зарубежного и международного налогового законодательства, и законодательства о трансфертном ценообразовании для представительств экономических субъектов.

В настоящее время основным методическим международным рекомендательным документом в области регулирования трансфертного ценообразования является Руководство Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) 1995 г. «О трансфертном ценообразовании для транснациональных корпораций и налоговых органов». Данные рекомендации основаны на американских правовых нормах, так как США являются основателями трансфертного ценообразования [92].

С 1 января 2012 г. в РФ действуют новые правила по трансфертному ценообразованию между взаимозависимыми лицами [93].

8. Предоставление рекомендаций по снижению налогового бремени при структурировании взаимоотношений с контрагентами, взаимозависимыми сторонами, банковскими и другими финансовыми институтами, акционерами и др.

Все хозяйствующие субъекты стремятся к оптимизации налогообложения с целью повышения прибыльности деятельности. Оптимизация налогообложения - это организационные меры в рамках действующего законодательства, которые связаны с созданием и сопровождением наиболее эффективных схем налогообложения и договорных отношений. Наиболее распространенными методами снижения налогового бремени являются: грамотная учетная политика; оптимизация договорных отношений; применение отсрочек платежей; использование налоговых льгот; применение специальных налоговых режимов; дробление бизнеса [94].

Применение всех перечисленных методов представительствами экономических субъектов будет повышать эффективность их деятельности.

9. Консультирование и сопровождение взаимодействия с налоговыми органами и иными государственными контролирующими органами иностранных государств, в том числе работа с актами проверок, подготовка материалов к налоговым спорам, участие в досудебном урегулировании споров.

Институты налогового консультирования сформированы во многих странах. Компании предлагают услуги в области налогового консультирования, в том числе оптимизации налогообложения. Существуют разнообразные инструменты и механизмы для минимизации налоговых затрат, в том числе различные налоговые льготы, которые могут быть использованы; экспертизы обоснованности решений и действий налоговых органов; анализ и интерпретация действующего налогового законодательства.

10. Предоставление разъяснений по вопросам таможенного и валютного законодательства РФ и зарубежных стран, в которых хозяйствующий субъект планирует реализацию проекта.

Из Таможенного кодекса Таможенного союза следует, что экспорт - это таможенная процедура, при которой товары Таможенного союза вывозятся за пределы таможенной территории Союза и предназначаются для постоянного нахождения за его пределами. При выполнении условии внешнеторговых контрактов необходимо изучение условии таможенной процедуры экспорта, особенностей таможенного кон троля и декларирования товаров на границе [95].

На рис. 23 отразим алгоритм таможенной процедуры экспорта продукции.

Подготовка документов

Оформление документов

Оплата пошлины

Рис. 23. Алгоритм таможенной процедуры экспорта продукции Источник: составлено авторами

Прохождение таможенной процедуры экспорта продукции сірого регламентировано, а несоблюдение таможенных норм может повлечь штрафы.

Законодательством РФ предусмотрены следующие упрощения процедур при экспорте [96]: сокращение и установление исчерпывающего перечня документов, представляемых экспортерами для помещения под таможенную процедуру экспорта товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины; сокращение предельных сроков выдачи разрешения на вывоз (выпуск товаров до трех (двух) часов в случае выпуска) товаров, к которым не применяются вывозные пошлины; отказ от предоставления таможенным органам сведении о стоимости товаров (кроме статистической стоимости), если к товарам не применяются вывозные пошлины; установление специфической ставки сборов за совершение таможенных операции’ нс зависящих от стоимости товаров.

Важным вопросом для экономического субъекта является вопрос выбора таможни. Зачастую оформление осуществляется той таможней, где зарегистрирован хозяйствующий субъект экспортер. Но в отношении отдельных категории товаров установлены специализированные места оформления (скоропортящиеся товары, товары, содержащие драгоценные камни и драгоценные металлы, продукты нефтепереработки и др.). В настоящее время активно используется система удаленного выпуска экспортируемых товаров [97].

Рекомендуется начинающим экспортерам пользоваться услугами таможенного представителя. Па сайте Федерации Таможенного Союза РФ [97] есть список таможенных представителей. Представитель собирает и заполняет все необходимые документы, в случае привлечения экономического субъекта экс портера к ответственности за административное правонарушение в ооласти таможенного законодательства (не декларирование, недостоверное декларирование продукции) таможенный представитель несет солидарную ответственность.

Таможенному представителю хозяйствующий субъект предоставляет устав, свидетельство о постановке на налоговый учет, выписка из ЕГРЮЛ, свидетельство о включении экономического субъекта в ЕГРЮЛ, документы о присвоении кодов ОКВЭД, подтверждение полномочии" и паспортные данные генерального директора и главного бухгалтера, бухгалтерский баланс за последний отчетный период, договор аренды (права собственности на нежилое помещение) на адрес регистрации экономического субъекта.

Хозяйствующему субъекту — экспортеру важно знать, что на сроки прохождения таможенного контроля влияют: вид, в котором осуществляется таможенное оформление вывозимых товаров (при использовании системы электронного декларирования или нет, правильности и полноты оформляемых и предоставляемых таможенному органу документов, проведении либо отсутствии таможенного досмотра при выпуске экспортируемых товаров, загруженности работы того или иного таможенного поста и т.д.); правильность оформления документов, необходимых для экспорта товаров, сроки их предоставления таможенному органу, правильность и оперативность действий таможенного представителя [98].

Применение системы электронного декларирования товаров является существенным условием соблюдения экспортером условии внешнеторгового договора.

11. Разработка налоговых моделей для целей расчета налоговой нагрузки при реализации проектов международных контрактов на предмет выявления налоговых рисков для деятельности экономического субъекта.

При принятии налогоплательщиком управленческих решений по оптимизации налогообложения необходимы механизмы для отслеживания внутренних и внешних факторов определяющих оптимальные подходы. В этой связи, для анализа подходит метод имитационного моделирования, который позволяет рассмотреть большое количество альтернативных вариантов, что обеспечит точное прогнозирование последствий управленческих решений хозяйствующим субъектом.

Имитационная модель расчета налоговой наїрузки экономического субъекта включает 4 этапа:

- формирование информационно-аналитической базы для расчета налоговой нагрузки;

  • - разработка алгоритмов расчета налоговой нагрузки по выбранным методикам;
  • - обобщение результатов исследования;
  • - выбор оптимального варианта.

Имитационная модель расчета налоговой нагрузки дает возможность разработать управленческие решения хозяйствующим субъектом для оптимизации налогообложения.

12. Налоговый анализ систем налогообложения различных юрисдикций для целей структурирования сделки по созданию совместного предприятия за рубежом для целей привлечения инвестиций.

Налоговая система страны является одним из главных факторов, обуславливающих решение хозяйствующим субъектом об инвестировании, в ту или иную страну. В целом на принятие решения об инвестировании могут оказывать влияние как налоговые, так и не налоговые факторы, которые позволяют осуществлять сравнение расчетной прибыли от инвестиций и риска таких инвестиций.

К налоговым факторам, применительно к вопросу инвестирования относятся: применяемые амортизационные режимы; режим признания расходов.

К неналоговым факторам, оказывающим влияние на принятие решения об инвестировании относятся: макроэкономическая среда; размеры рынка; юридическая и регулирующая структура.

Налоговое планирование и управление налоговыми рисками является одним из важнейших направлений обеспечения общей эффективности деятельности представительств экономических субъектов за рубежом. Налоговая нагрузка определяется общей налоговой политикой государства и во многом обуславливает эффективность деятельности представительств экономических субъектов за рубежом или эффективность инвестиций. Необходимо учитывать такой фактор как налоги и система их администрирования при разработке инвестиционных решений, чтобы избежать потери прибыли. Методы налогового планирования включают в себя следующие модели: определение направлений деятельности представительства экономического субъекта за рубежом, позволяющих минимизировать налоговые платежи за счет разных ставок налогов; определение возможности уменьшения налогооблагаемой базы за счет использования прямых налоговых льгот; применение непрямых налоговых льгот, например, использование различных методов амортизации; учет региональных особенностей диверсификации деятельности представительств экономических субъектов.

13. Финансовый анализ эффективности деятельности представительств экономических субъектов РФ за рубежом в части подтверждения его экспортного потенциала.

В настоящее время развитие сети представительств экономических субъектов за рубежом требует определения оптимального сочетания количества финансовых показателей для оценки эффективности деятельности российских экономических субъектов за рубежом. При оценке эффективности деятельности представительств российских экономических субъектов за рубежом финансовый аспект является наиболее важным, так как главной целью любого представительства экономических субъектов за рубежом является извлечение прибыли головным хозяйствующим субъектом. Критерии для оценки эффективности деятельности представительств экономических субъектов РФ за рубежом представлены в приложении В.

При определении сбалансированной системы финансовых показателей необходимо провести сравнительную характеристику финансовых показателей оценки эффективности деятельности экономических субъектов в РФ и за рубежом (см. табл. 23).

Таблица 23

Сравнительная характеристика финансовых показателей оценки эффективности деятельности экономических субъектов в РФ и за рубежом

Показатель

Российская

Федерация

За рубежом

1

Валюта баланса (размер активов), тыс. руб.

+

+

2

Порог рентабельности (точка безубыточности), тыс. руб.

+

3

Средневзвешенная стоимость всего капитала, %

+

4

Запас финансовой прочности, тыс. руб.

+

5

Валовая прибыль, тыс. руб.

+

6

Чистая прибыль, тыс. руб.

+

+

7

Срок оборачиваемости запасов, дни

+

8

Чистый денежный поток за прошедший год, тыс. руб.

+

9

Выручка от продаж, тыс. руб.

+

+

10

Прибыль к распределению, тыс. руб.

+

Показатель

Российская

Федерация

За рубежом

11

Экономическая добавленная стоимость (EVA) (расчётный прирост стоимости экономического субъекта за период), тыс. руб.

+

12

Внутренняя стоимость бизнеса (расчет возможной цены его продажи), тыс. руб.

+

13

Ставка альтернативной доходности финансовых инструментов, %

+

14

Выручка от продаж па одного работника, тыс. руб.

+

15

Срок окупаемости проектных инвестиций, период

+

16

Чистая прибыль на одного работника, тыс. руб.

+

17

Уровень риска по хозяйствующему субъекту (вероятность банкротства)

+

Источник: составлено авторами.

Таким образом, оценка эффективности представительств деятельности экономических субъектов за рубежом должна проводиться по показателям, представленным в приложении В, так как показатели деятельности обособленных подразделений включаются в отчетность головного экономического субъекта. С помощью финансовых коэффициентов необходимо проводить рейтинговую оценку за ряд лет или в сравнении с другими хозяйствующими субъектами.

В результате проведенного исследования были выработаны предложения по повышению эффективности участия представительств экономических субъектов РФ за рубежом в реализации экспортного потенциала:

Направления по повышению эффективности участия представительств экономических субъектов РФ за рубежом: увеличение объемов предоставления информации о состоянии, потребностях и перспективах развития рынка российским хозяйствующим субъектам; развитие сотрудничества в содружестве с промышленными и другими объектами за рубежом; расширение государственного участия в обеспечении информационно-аналитической поддержки экспорта продукции российских экономических субъектов; расширение спектра консультационных услуг по поддержке экспорта продукции российских экономических субъектов; подготовка кадров для работы в представительствах экономических субъектов за рубежом; расширение возможности представительств российских экономических субъектов в области поддержки и продвижения экспорта; формирование на базе представительств экономических субъектов механизма поддержки внешнеэкономической деятельности субъектов малого и среднего бизнеса; привлечение высококвалифицированных специалистов для работы в представительствах; разработка методики оптимизации системы управления представительствами и планирования их деятельности; контроль эффективности деятельности представительств экономических субъектов;

Анализ эффективности деятельности представительств экономического субъекта может основываться на следующих ключевых показателях: объемы продаж и поступлений денежных средств, состояние дебиторской задолженности, объем затрат, связанных с реализацией продукции и прочих; объемы производственной деятельности, показатели качества выпуска продукции, величина и состав затрат на себестоимость производимой продукции и ее выпуск; показатели эффективности использования активов представительством экономического субъекта; рентабельность, структура оборотного капитала, доходность активов представительств экономических субъектов; ключевые показатели эффективности деятельности представительств экономических субъектов должны иметь числовое значение, индивидуальный и однозначный характер, а также содержаться в информационной системе хозяйственного субъекта или его представительства.

Отдельно в системе стратегических показателей представительству экономического субъекта следует выделить показатели, характеризующие его экспортный потенциал.

Предложен алгоритм в части повышения эффективности и устойчивости деятельности представительств экономических субъектов РФ за рубежом в реализации экспортного потенциала и использование матричной модели эффективности деятельности представительств экономических субъектов за рубежом в связи с тем, что такая методика позволит анализировать бизнес-процессы такого субъекта на «вход-выход». В частности, на входе производственного процесса каждого представительства экономического субъекта происходит потребление ресурсов и формирование затрат. На выходе каждого операционного цикла происходит поступление, сбыт готовой продукции и определение результатов деятельности представительства экономического субъекта.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >