Современная система СМИ в контексте медиамониторинга и анализа

Признаки СМИ:

  • 1. Массовость — более 1 000 экземпляров.
  • 2. Периодичность — не реже 1 раза в год. Газета, журнал, альманах, бюллетень. Периодические рассылки, в том числе электронные.
  • 3. Принудительность— 1 источник, много слушателей, зрителей, читателей.

4. Регистрация. СМИ подчиняются закону о СМИ. Их можно привлечь за клевету, недостоверную информацию.

К СМИ не относятся стенгазеты, малотиражные издания, библиотеки и Интернет в целом, в том числе блоги, чаты, форумы, видеоконференции и т.п.

Ситуация в печатных СМИ

Девяностые годы XX в. в России называют «золотым веком печатных СМИ». Ситуация их доминирования в информационном пространстве и влияния печатных СМИ на общественные настроения подробно исследована нами в аналитическом бюллетене «Медиановости: ситуация в российских СМИ»[1] .

С начала 1990-х гг. фиксируется постоянный прирост количества ежегодно регистрируемых СМИ, который вначале приходится преимущественно на газеты и журналы, но доля телевидения, радио и онлайн-ресурсов среди новых средств массовой информации становится все более заметной (рис. 1).

Количество зарегистрированных СМИ в России за 25 лет

Рис. 1. Количество зарегистрированных СМИ в России за 25 лет3

В этот же период начинается «перетекание» аудитории из традиционных СМИ в интернет-издания, продолжившееся и в 2010 гг. (рис. 2).

  • ? 2018 г
  • ? 2009 г

Рис. 2. Распределение аудитории по типам СМИ (недельный охват аудиторий медиа, Россия, возраст 16-64, %)

Первый сайт печатного СМИ — «Учительской газеты» — появляется в апреле 1995 г., первый сайт информационного агентства — «РосБизнесКонсалтинг» — в мае 1995 г. В 1999 г. громко заявляют о себе Gazeta.ru и Lenta.ru, а количество зарегистрированных онлайновых СМИ переваливает за сотню. С этого момента электронные (онлайновые) СМИ начинают играть существенную роль в формировании информационного пространства.

Главной причиной усиления присутствия онлайн-ресурсов среди всех СМИ является стремительный рост интернет-аудитории. В 1996 г. в российской части Интернета насчитывалось около 400 тысяч пользователей, в 2000 г. — уже 8 млн (рис. 3).

Развитие взаимоотношений между печатными СМИ и их новым конкурентом можно разделить на три этапа.

1

См.: Российский рынок периодической печати. Состояние, тенденции и перспективы развития. 20I9 год // Отраслевые доклады Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. URL: http://www.fapmc.ru/rospechat/activities/reports/2019.html (дата обращения 18.03.2020)

Диііампя числсжосіи Иніернсітсіпьіооаіслей в России fl 996-2002 гг.)

? Ядро сцаїсіазльїаі запери оз іьічіто-і Ядрз

Источники: Monitoring,ru, РОЦИТ, МИС, SpyLOG, Коминфо Консалтинг

Рис. 3. Динамика численности интернет-пользователей в России

1 этап (2000-2007 гг.) — сопротивление, борьба между печатными и онлайновыми СМИ.

В отраслевых отчетах Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям газетный рынок России тех лет определяется как проблемный. К 2000 г. практически за всеми серьезными общероссийскими и региональными ежедневными газетами стояли либо федеральные и региональные органы власти, либо финансово-промышленные группы, либо аффилированные с ними структуры. Их активное спонсорство деформировало рынок, нередко негативно сказывалось на содержании прессы и, следовательно, на доверии к ней читателей.

Количественный рост наименований печатных СМИ не сопровождался ростом тиражей и продаж. Число читателей сокращается даже у самых известных газет и журналов, и к середине 2010-х их аудитория снижается в 2-3 раза (рис. 4).

Потеря традиционной прессой своих читателей отчасти связана с ростом информационной роли онлайновых СМИ.

По исследованиям 2007 г.[2], новости, распространяемые в Интернете, потребляются лучше тех, что печатаются на бумаге или передаются в эфире. Телевидение, являющееся основной медиасредой в России и мире, в качестве источника новостей использует всего 2 % населения, имеющего доступ в Интернет. Остальные смотрят телевизор только ради развлечения. В Интернете, напротив, подавляющее большинство пользователей ищут новости, чем заняты от 93 % пользователей в возрасте от 15 до 24 лет и до 98 % — в возрасте от 40 до 60 лет.

С|СМСЧСМСХ|СМСЫСХ|СМС|СМСМСЧСМ

-?-Metro (Deily) ?мк ^-Спорт-Экспресс ^Советский спорт

Известия -^-Российская газета -+ КоммерсантЪ

РБК (газета)

Ведомости

Рис. 4. Динамика аудитории 1 печатного номера (тыс. чел.)

Печатные СМИ, в том числе региональная пресса, ведут активную борьбу за рекламодателя и читателя, переходят на цветную печать и более удобные для потребителя форматы, но это не приводит к сколь-нибудь заметным результатам.

Прорывом становится появление у печатных СМИ интернет-версий. Так, в 2007 г. электронная версия «Комсомольской правды» (www.kp.ru) за полгода удвоила свою аудиторию — до 1,1 млн читателей или 16 % москвичей в возрасте от 12 до 54 лет.

Наступило понимание того, что без развития онлайновых и цифровых ресурсов газеты не имеют будущего.

2 этап (2008-2012 гг.) — коллаборация.

К 2008 г. практически все значимые газеты имеют интернет-сайты с постоянно растущей аудиторией (в отличие от аудиторий печатных версий). Так, в январе 2009 г. аудитория сайта газеты «Аргументы и факты» составила 1 849 000 чел., сайта «Ведомостей» — 1 854 000 чел., сайта «Известий» — 1 573 000 чел.[3] притом, что аудитории их печатных версий не превышают 500 тыс. чел.

Издательства все больше концентрируются на производстве содержания, носителем которого выступают и бумага, и Интернет, и мобильная связь, и радио, и ТВ. При таком подходе ключевым показателем успешности становятся не тиражи, а количество цитирований.

Многие издатели газет приходят к выводу, что инвестиции в увеличение тиражей, числа читателей не оправданы, и сосредотачиваются на финансовой сбалансированности изданий и влиянии их брендов в других сферах.

Показатели цитируемости становятся индикатором успешности СМИ для владельцев, инвесторов и рекламодателей (табл. 1).

Таблица 1

Топ-10 самых цитируемых газет России в январе 2011 г.

Наименование СМИ

Индекс цитируемости

Коммерсантъ

3 419,74

Ведомости

2 742,01

Российская газета

1 258,32

Комсомольская правда

926,03

Московский комсомолец

459,61

РБК-daily

315,41

Независимая газета

312,50

Новая газета

246,38

Известия

684,64

Новые известия

154,10

Источник: НАС «Медиалогия»

Доминирующим трендом постепенно становится такой алгоритм интеграции, когда цифровая версия издания работает на бумажную версию — сначала человек читает на планшете небольшой материал, а чтобы продолжить чтение, покупает бумажную версию.

Ведущие СМИ концентрируются на качественном контенте, пытаясь привлечь рекламу не тиражом, а эксклюзивностью публикуемых материалов. В рамках этой парадигмы газеты предпочитают дорожать, идти на сокращение тиражей и присутствие только в крупных городах, позиционируя себя как эксклюзивное и доступное не всем издание.

Однако создание качественного востребованного контента на постоянной основе оказалось доступным только части изданий. Остальные, создав интернет-версии, столкнулись с нерешенным вопросом: как изданиям выжить в условиях сформировавшейся привычки потребителя пользоваться электронной информацией бесплатно и отсутствия у него желания платить за такую информацию в будущем?

3 этап (2013-2017 гг.) — окончание конкуренции между цифровыми и печатными СМИ.

Согласно исследованию «TNS Россия», впервые проведенному в мае — июне 2013 г., аудитория российских газет очень мало пересекается с аудиторией их же сайтов. Печатную и электронную версию «Коммерсанта», например, каждый день читает лишь 2 % аудитории этого издания, «Ведомостей» — 1 %, «РБК daily» — 9 %, «Московского комсомольца» — 0,3 %, «Комсомольской правды» — 8 %, «Аргументов и фактов» — 5 %.

Таким образом, наличие печатных и электронных версий (а с развитием мобильных устройств — и нескольких электронных версий, адаптированных и под ПК, и под планшет, и под смартфон) позволяет СМИ вещать на более широкую аудиторию.

Согласно опросу фонда «Общественное мнение», проведенному в феврале 2017 г., 17 % опрошенных указывают печатную прессу, как основной источник информации (рис. 5).

Основные источники информации для граждан России

Рис. 5. Основные источники информации для граждан России

По данным аналогичного опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), проведенного в августе 2017 г., 25 % респондентов сообщили, что регулярно обращаются к федеральной, а 22 % — к местной прессе.

Эксперты не исключают, что со временем цифровой контент может заменить печатную продукцию, так как он создается быстрее, дешевле и его легче персонализировать, а в структуре бюджетов традиционных печатных СМИ от 60 до 70 % расходов ныне приходится на полиграфию и дистрибуцию[4].

В то же время большинство отраслевых экспертов полагает, что бумажные версии изданий должны выпускаться и в дальнейшем (например, как элитный и эксклюзивный продукт для состоятельной аудитории). Следует учитывать и фактор достижения определенного предела максимального объема интернет-аудитории — после 2015 г. рост количества российских пользователей Интернета остановился на уровне 70 % от всего населения России (порядка 82-84 млн чел.) (рис. 6) [7].

GFK

ПРОНИКНОВЕНИЕ ИНТЕРНЕТА В РОССИИ

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Источник: Омнибус GfK, 2016, вся Россия 16*

<5 GfK 2017 Нронжчэяенме Интерне-л r России Итоги 7016 года | Якеарь 2017

Рис. 6. Число интернет-пользователей в России

Таким образом, к окончанию 2010-х гг. печатные СМИ сохранили определенную (и немалую) долю своих читателей, а с учетом стабилизации количества интернет-пользователей в РФ, можно предположить, что доля рынка печатных СМИ тоже может стабилизироваться на значительный промежуток времени.

  • [1] См.: Чилингир Е.Ю. Проблемы российской прессы в информационном обществе // Znanstvcna miscl journal. 2018. №21. С. 13-17. 2 См.: Куценков П., Чилингир Е.Ю., Юрьев Д.А. Медиановости: ситуация в российских СМИ. Аналитический бюллетень. URL: http://rosnou.ru/pub/01Alexandra/Ncwsmakers/gtiiya/SMI.pdf (дата обращения 18.03.2020). 3 См.: СМИ России в 2016. Анализ данных за 25 лет// Платформа MediaDigger. URL: http://mediadigger.ru/smi-rossii-v-2016-analiz-dannyh-za-25-let/ (дата обращения 18.03.2020).
  • [2] См.: Российский рынок периодической печати. Состояние, тенденции и перспективы развития. 2008 год // Отраслевые доклады Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. URL: http://www.fapmc.ru/rospechat/activities/reports/2008.html (дата обращения 18.03.2020). И
  • [3] См.: Российский рынок периодической печати. Состояние, тенденции и перспективы развития. 2009 год // Отраслевые доклады Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. URL: http://www.fapmc.ru/rospechat/activities/reports/2009.html (дата обращения 18.03.2020).
  • [4] См.: Российский рынок периодической печати. Состояние, тенденции и перспективы развития. 2018 год // Отраслевые доклады Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. URL: http://www.fapmc.ru/rospechat/activities/reports/2018.html (дата обращения 18.03.2020). 2 См.: Исследование GfK: Тенденции развития интернет-аудитории в России. URL: https://www.gfk.com/ru/insaity/press-release/issledovanie-gfk-tendencii-razvitija-internet-auditorii-v-rossii/ (дата обращения 18.03.2020).
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >