МЕДИААНАЛИЗ. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ АНАЛИЗА

Продукты медиаанализа

Аналитическая записка состоит из 2 частей:

  • - количественный анализ — графики и диаграммы, построенные на основе таблицы Excel, в которую по датам (дням, неделям, месяцам) занесено количество опубликованных материалов;
  • - качественный анализ — анализ содержания публикаций.

Количественный анализ публикаций

Количественный анализ — это простая таблица, в которую вы заносите по дням, неделям, месяцам, и заносите туда, сколько материалов опубликовано. Таблицы по видам прессы, по типам публикаций, по регионам. Дальше таблицы превращаются в графики. Информация становится нагляднее.

Во многих аналитических агентствах это и считается анализом. Хотя это работа для машин, мозги тут не нужны. А из этой информации можно извлечь массу полезного.

Например, есть статистика, и вы видите, что график рваный, на нем есть всплеск. Даже не читая материалы, можно утверждать, что в этот день что-то случилось (ваше мероприятие, конкуренты наехали...). Или информация затухает, имеет спады, связь с календарными событиями. Есть что сказать заказчику только на основании статистики. Эта информация очень наглядна.

Контент-анализ — это метод исследования, который носит качественноколичественный характер и направлен на выявление и представление содержательных категорий по ряду формализованных признаков.

Принято выделять различные виды контент-анализа. Так, по функциям выделяют поисковый контент-анализ, т.е. направленный на выявление неизвестных тенденций, и контрольный контент-анализ, связанный с более точным определением более или менее известного содержания. По характеру выделяют направленный контент-анализ, который применяют, когда точно известно, что нужно измерять, и ненаправленный контент-анализ, когда исследователь действует интуитивно, не систематизируя заранее объекта исследования. Контент-анализ, который применяется в медиаанализе, можно определить как поисковый по функции и ненаправленный по характеру.

Успешное проведение контент-анализа предполагает, прежде всего, выделение категорий анализа, т.е. тех содержательных сфер, которые должны подлежать анализу. В медиаанализе данные категории анализа соотносятся с содержательными областями, по которым формулировался запрос для мониторинга. Кроме того, успешное проведение контент-анализа предполагает, прежде всего, выделение единиц анализа, т.е. те фрагменты источников, в которых ищут содержательные признаки выделенных категорий. Как правило, в качестве основных единиц анализа выделяют слова или темы. В медиаанализе основной единицей должна быть выбрана тема исследования, при этом она должна легко идентифицироваться, т.е. быть достаточно большой, чтобы выражать искомое значение, но в то же время достаточно малой, чтобы не выражать много различных значений. Наконец, успешное проведение контент-анализа предполагает выделение единиц счета, т.е. конкретных единиц измерения содержательных признаков. На основании подсчета таких ключевых единиц анализируется собранная информация и делаются заключения о ее содержательных характеристиках.

Чрезвычайно важно подчеркнуть, что контент-анализ является не просто механическим подсчетом единиц, а именно качественно-количественным методом анализа. Иными словами, подсчет ключевых единиц не отменяет дальнейшего содержательного анализа полученных данных, дополняя и углубляя то понимание источников, которое получено простым подсчетом единиц. Благодаря строгости, формализованное™ и систематизированное™ контент-анализ позволяет исследователю обнаружить в источниках то, что часто ускользает от поверхностного взгляда при традиционном изучении материала, но что имеет важный социальный смысл. Контент-анализ не просто расширяет возможности анализа как инструмента исследователя, но и требует от исследователя проанализировать полученные и подсчитанные результаты в широком социальном и культурно-историческом контексте, осмысливая эти результаты как проявление данного контекста и как один из факторов его дальнейшего формирования.

При этом должны быть выдержаны основные требования, которые обеспечивают успешность контент-анализа: однотипность источников (в данном случае документов СМИ), систематичность (упорядочение содержательных категорий), измеримость (выраженность результатов в количественных показателях частоты употребления, объема и т.п.).

Написание аналитической записки

Аналитическая записка по количественному анализу содержит:

  • 1. Техническое задание (тема, запрос, период мониторинга, виды СМИ, базы СМИ).
  • 2. Графики:
    • - общее кол-во публикаций по датам;
    • - распределение публикаций по видам СМИ;
    • - другие.
  • 3. Комментарий к графикам (насыщенность, равномерность информационного поля, присутствие темы в различных видах СМИ и т.п.).
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >