МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ 37 ТРЕНИРОВОЧНЫХ КОМПЛЕКСОВ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНЧЕСКИХ СПАСАТЕЛЬНЫХ ОТРЯДОВ

Методика использования тренировочных комплексов 37 для повышения эффективности профессиональной подготовки студенческих спасательных отрядов

Профессиональная готовность членов студенческих спасательных отрядов проявляется через их работоспособность (Н.Н. Северин, В.И. Ткачев). Поэтому все задачи профессиональной подготовки, в конечном счете, сводятся в основном к ее повышению. В зависимости от характера деятельности можно выделить умственную, сенсорную, физическую и т.п. работоспособность или их сочетание (И.В. Аулик).

Для членов студенческих спасательных отрядов при тушении пожаров преобладающей является работа физическая. В понятие физическая работоспособность, а иногда и просто работоспособность, вкладывается очень разное по объему содержание (Б.В .Ендальцев). Многие специалисты отождествляют ее с трудоспособностью, выносливостью, тренированностью, профессиональной работоспособностью (И.В. Аулик, В.П. Загрядский).

В.П. Загрядский определяет работоспособность как способность человека к выполнению конкретной деятельности в рамках заданных лимитов и параметров эффективности. Такая формулировка работоспособности является универсальной для всех ее видов, в том числе, и для профессиональной.

Для членов студенческих спасательных отрядов заданными лимитами являются в основном временные показатели, а параметрами эффективности -выполнение профессиональных задач при тушении пожаров, которые в свою очередь слагаются из совокупности тактических, специальных, инженерных и других действий. Очевидно, профессиональную работоспособность членов студенческих спасательных отрядов можно представить, как их способность исполнять свои должностные обязанности с эффективностью, обеспечивающей своевременную реализацию задач при тушении пожаров (В.И. Ткачев).

При таком подходе, с одной стороны, обеспечивается возможность определить, объективно оценить и даже прогнозировать профессиональную работоспособность членов студенческих спасательных отрядов. Осуществляется это путем практического выполнения действий, аналогичных профессиональной задаче. С другой стороны, можно выделить профессиональную работоспособность в самостоятельное, более широкое по отношению к физической работе понятие, а затем с этих позиций расширить задачи профессиональной подготовки (Е.М. Проходимова, В.Б. Рондырев-Ильинский, В.И Ткачев, Н.Н. Северин).

В плане взаимодействия человека со средой работоспособность представляет его возможности противостоять утомлению под воздействием факторов конкретной обстановки (Б.В. Ендальцев). Поэтому, очевидно, профессиональная работоспособность членов студенческих спасательных отрядов будет зависеть не только от способности работать физически, но и от способности противостоять всему спектру факторов, воздействующих на члена студенческих спасательных отрядов при ликвидации пожаров.

Анализ компонентов, формирующих профессиональную работоспособность, и факторов, воздействующих на нее, а также последние исследования, проведенные Б.В. Ендальцевым показывают, что профессиональная работоспособность, а, в конечном счете, и качество выполнения профессиональных задач не определяются уровнем развития того или иного физического качества, а адаптацией организма человека к экстремальным условиям профессиональной деятельности.

В этой связи, при тушении пожаров успешность выполнения профессиональных задач будет определяться не уровнем развития профессиональных качеств, а способностью организма членов студенческих спасательных отрядов противостоять чрезмерным сдвигам гомеостаза физиологической мощностью компенсаторных реакций, то есть функциональным состоянием и возможностями, резистентностью организма, основным компонентом которой является адаптоспособность человека, обеспечивающая приспособление к факторам среды и деятельности при тушении пожаров.

Степень использования функциональных резервов организма во многом определяется его мобилизационными возможностями. Данные составляющие можно представить в виде трех групп (рис. 3).

Профессиональная готовность членов студенческих спасательных отрядов

Рис. 3. Основные составляющие профессиональной готовности членов студенческих спасательных отрядов

В основе работоспособности лежат потенциальные функциональные возможности индивидуума, которые в разной мере проявляются в каждой конкретной обстановке в зависимости от его состояния в данный момент и условий среды обитания (И.В. Аулик, В.П. Загрядский, Б.В.Ендальцев). В обстановке пожара снижение работоспособности и даже полный отказ от выполнения своих обязанностей могут явиться результатом не только физических нагрузок, но и комплексного воздействия всех факторов среды. Поэтому для повышения профессиональной работоспособности, очевидно, необходимо воздействовать на все ее составляющие.

Как это положение соотносится с теоретической основой профессиональной подготовки? В настоящее время ее составляет явление переноса профессиональных двигательных навыков в процессе профессиональной подготовки.

Под «переносом» понимается влияние усвоенных, в процессе учебных занятий, знаний с использованием тренировочных комплексов на различные показатели профессиональной деятельности членов студенческих спасательных отрядов (Н.Н.Северин, В.И.Ткачев).

В основе переноса профессиональных навыков лежит общность биохимических, морфологических и функциональных изменений, происходящих в процессе соответствующих видов двигательной деятельности. Перенос навыков физиологически объясняется тем, что при построении новой системы движений возникающая функциональная система вовлекает готовые двигательные координации (Н.А. Бернштейн).

Зависимость эффективности профессиональной деятельности членов студенческих спасательных отрядов от уровня их профессиональной подготовленности была показана многими исследованиями (М.Л. Кабанов, И.А. Ярмак, Н.Н.Северин, В.И. Ткачев и др.). Авторы показали, что сотрудники ГПС с высоким уровнем развития профессиональных качеств и навыков, быстрее и эффективнее выполняют профессиональные приемы и действия, более длительное время сохраняют профессиональную работоспособность под влиянием больших физических нагрузок и психических напряжений, а также быстрее восстанавливают свои силы в период отдыха. Высокий уровень профессиональной подготовки положительно влияет на эффективность профессиональной деятельности членов студенческих спасательных отрядов. Поэтому современные средства, методы профессиональной подготовки и должны быть направлены в основном на развитие профессиональных качеств и двигательных навыков членов студенческих спасательных отрядов.

В то же время многими исследователями доказано, что использование в качестве тренировочных комплексов профессиональных приемов и нормативов также является эффективным средством в достижении этой цели (И.Ю. Стришельская, В.И. Ткачев и др.). Более того, применение элементов профессиональной деятельности в качестве основных средств профессиональной подготовки, на наш взгляд, позволит воздействовать непосредственно и на все другие составляющие работоспособности членов студенческих спасательных отрядов при тушении пожара.

В современных условиях дефицита учебного времени, высоких требований к профессиональной деятельности членов студенческих спасательных отрядов, низкой эффективности существующей системы профессиональной подготовки, очевидно, более приемлемо требование их профессиональной подготовки простейшим методом.

В свете этих положений использование в качестве тренировочных комплексов элементов профессиональной деятельности членов студенческих спасательных отрядов, представляется приемлемым и целесообразным.

Анализ компонентов профессиональной деятельности показывает, что она в значительной степени зависит от уровня приспособленности членов студенческих спасательных отрядов к условиям чрезвычайной обстановки. В результате приспособления (адаптации) происходит такое изменение защитных реакций, при котором работа выполняется при более низком уровне функционирования систем, при меньшем расходовании резервных возможностей организма (П.К.Анохин, Ф.З.Меерсон).

Под адаптацией понимается приспособление организма, личности к воздействию новых раздражителей или изменившихся условий деятельности и жизни в целом. Ряд авторов рассматривают адаптацию к среде не только личности, но и целых групп, коллективов (Б.В. Ендальцев, В.Г.Афанасьев). Очевидно, правомерно рассматривать и адаптацию членов студенческих спасательных отрядов к чрезвычайной обстановке при тушении пожаров. Раздражителями, условиями эффективной профессиональной деятельности при этом являются факторы, как окружающей среды, так и внутренние изменения в организме, психике человека, в коллективе людей. Из этого следует, что на процесс адаптации оказывают влияние не только внешние факторы, а и внутреннее состояние членов студенческих спасательных отрядов и их коллективов. Происходит адаптация не только человека к коллективу, но и коллектив адаптируется как к каждому своему члену, так и к окружающей среде (Ю.П. Поваренков). Поэтому, очевидно, условия тренировки в процессе профессиональной подготовки должны, кроме прочего, способствовать, обеспечивать адаптацию к чрезвычайной обстановке не только каждого члена студенческих спасательных отрядов, но и пожарных расчетов в целом.

Изменения, сопровождающие адаптацию, затрагивают все уровни организма: от молекулярного до психологической регуляции профессиональной деятельности. Поэтому в зависимости от того, к какому фактору приспосабливается организм, личность и на каком уровне происходит его перестройка, различают несколько аспектов адаптации. На клеточном уровне, например, при акклиматизации, она будет биологической, на уровне функционирования органов и систем при приспособлении организма к теплу, холоду, гипоксии и т.п. - физиологической. Существует понятие и психологической адаптации (Б.В. Ендальцев, В.П. Загрядский, В.Б. Рондырев-Ильинский и др.).

В зависимости от уровня воздействия факторов среды на психику человека выделяют социально-психологическую (социальную) адаптацию, собственно психологическую и психофизиологическую (Ю.П. Поваренков). Самый высокий социальный уровень психологической адаптации характеризуется моральноволевыми, организаторскими, коммуникативными качествами личности, ее психологическими установками. Приспособление к социальной среде, оптимизация соотношения целей и ценностей личности и группы, активное принятие и усвоение индивидуумом норм, ценностей и традиций - есть адаптация социальная (Ю.П. Поваренков).

На собственно психологическом уровне происходит адаптация к условиям пожара психических качеств (память, восприятие, внимание) и процессов (мышление, быстрота реакции и т.п.). Под психофизиологической адаптацией понимается: эмоциональная устойчивость как способность поддержания устойчивости психических и психомоторных процессов в условиях чрезвычайных ситуаций; сенсорная адаптация - приспособительное изменение чувствительности к интенсивности действующего на органы чувств раздражителя; выработка наиболее оптимальной координации движений (при действиях в снаряжении, с дыхательным аппаратом, в условиях пожара и др.) (Н.Т. Климушин, В.М. Конов, Е.М. Проходимова).

К снижению работоспособности, а в отдельных случаях, как уже отмечалось выше, и к полному отказу может привести любой из факторов чрезвычайной обстановки. Поэтому адаптацию к профессиональной деятельности членов студенческих спасательных отрядов, очевидно, следует рассматривать на всех ее уровнях, а не только как адаптацию к профессиональным нагрузкам. Естественно, что это задача не только профессиональной подготовки, а и самой профессиональной деятельности членов студенческих спасательных отрядов при тушении пожаров.

К вопросу об условиях адаптации необходимо отметить, что в ходе исследований многие авторы особо выделяют наличие среды, к которой должен приспособиться человек. Ф.З.Меерсон даже подчеркивал, что при этом происходит не приспособление организма к среде, а приспособление средой организма.

Из вышеизложенного следует, что для адаптации к условиям пожара необходима обстановка, максимально воспроизводящая все его факторы.

Кроме этого в работах П.К.Анохина, В.И.Медведева и других авторов отмечается, что адаптация образуется на основе выработки условных временных связей под влиянием устойчивых условий жизни, в результате длительного многократного воздействия внешней среды. Поэтому, очевидно, для члена студенческих спасательных отрядов истинная адаптация возможна только в условиях, когда обстановка, приближенная к чрезвычайной, станет нормой всей профессиональной подготовки.

Для успешной адаптации к условиям профессиональной деятельности членов студенческих спасательных отрядов в начальный период, как считает ряд авторов (Н.Н.Северин, В.И. Ткачев, В.Н. Шульженко), факторов самого труда недостаточно. Необходимы условия, которые по своему физиологическому воздействию превышают те, что характерны для реальной профессиональной деятельности. В теории адаптации существует понятие «доза-эффект» -приспособительные реакции организма развертываются при уровне профессиональной нагрузки или другого раздражителя, превышающем определенный «порог», до которого не стимулируется развитие тренируемой функции. Поэтому профессиональная подготовка, очевидно, должна дополнить и увеличить до необходимого уровня недостающую силу воздействия адаптирующих факторов и обеспечить наиболее эффективную приспособительную к ним реакцию (Е.М. Проходимова).

Физиологической основой положительного влияния адаптации, по взглядам Б.В.Ендальцева, является устранение чрезмерного напряжения - стресса при очередном воздействии на организм, а соответственно, и всех вызываемых им негативных явлений, что, в конечном счете, повышает уровень профессиональной подготовленности членов студенческих спасательных отрядов. Кроме этого, в процессе адаптации происходит тренировка подвижности нервных процессов. В результате все факторы среды могут оказывать положительное влияние на устойчивость к другому фактору. Повышение адаптоспособности организма членов студенческих спасательных отрядов является непременным условием повышения их функциональных возможностей и профессиональной работоспособности (В.И.Ткачев).

Для успешного развертывания приспособительных реакций на этапе срочной адаптации решающую роль играет общая устойчивость организма к воздействию неблагоприятных факторов среды. На этапе долговременной адаптации определяющими являются частные реакции на определенный раздражитель или на их совокупность (Б.В.Ендальцев, 1988). Поэтому в процессе профессиональной подготовки, очевидно, необходимо выбирать такие средства и формы тренировки, которые бы максимально способствовали развитию как специфических, так и общих компонентов адаптации. Примером может являться выполнение тренировочных комплексов, действий, наиболее характерных для профессиональных задач студенческих спасательных отрядов.

Соответствующая методика их применения, в свете вышеизложенного, обеспечивает, кроме неспецифической устойчивости, в основном приспособление только к профессиональным нагрузкам.

Применение же тренировочных комплексов с элементами профессиональной деятельности для профессиональной подготовки членов студенческих спасательных отрядов, позволит заниматься на материальной базе учебных центров ГПС МЧС России в составе пожарного расчета в экипировке и в дыхательных аппаратах, сочетать ее проведение с тактической и специальной подготовкой. Последнее, существенно приблизит профессиональные нагрузки и степень утомления членов студенческих спасательных отрядов при выполнении ими своих профессиональных обязанностей к чрезвычайным. А в целом весь комплекс этих факторов, очевидно, сможет обеспечить наиболее полную, всестороннюю адаптацию членов студенческих спасательных отрядов к чрезвычайной обстановке во всех ее проявлениях (Н.Н.Северин, 2009; В.Н.Шульженко, 2009 и др.).

В процессе такой тренировки происходят не только рост физиологических резервов и экономизация их использования, а вырабатываются еще и мобилизационные возможности. При этом тренированный организм отличается не только и не столько размерами, сколько способностью достаточно быстро включать в действия соответствующие резервы на всех уровнях организма, обеспечивая должную координацию между ними (Б.В.Ендальцев, 2008).

В.Б.Рондырев-Ильинский (2006) отмечает, что в условиях пожара сотрудники ГПС могут подвергаться воздействию таких разнообразных факторов, которые сложно прогнозировать и тем более моделировать в учебном процессе, но заранее известно, что решение специальных задач потребует от человека полной мобилизации всех его сил.

Наиболее эффективным средством развития мобилизационных возможностей организма являются систематические занятия пожарно-прикладным спортом и участие в соревнованиях (Н.Н.Северин, 2006, 2009; В.И.Ткачев, 2005, 2008; В.Н. Шульженко, 2009). Такой подход создает условия, при которых на члена студенческих спасательных отрядов длительное время воздействуют большие физические нагрузки и утомление достигает максимальных значений, что и является предпосылкой роста мобилизационных возможностей.

Необходимо отметить, что в этом случае функциональные резервы мобилизуются на преодоление в основном только физической нагрузки, в то время как на пожаре будут воздействовать на организм и другие факторы обстановки, то есть происходит одностороннее совершенствование мобилизационного механизма. Поэтому для расширения диапазона его возможностей главной, очевидно, должна быть все-таки тренировка в обстановке, максимально приближенной к чрезвычайной, а названные средства целесообразно применять как дополнительные (В.И.Ткачев, 2005; Е.П. Соловьева, 2007; А.А. Федосеев, 2003 и др.).

Большое мобилизующее значение для организма, как отмечал И.М.Сеченов (1963), имеют функции второй сигнальной системы высшей нервной деятельности, то есть сознание человека. Кроме этого, многими исследованиями на практике доказано исключительное значение в обеспечении профессиональной деятельности ее социальных результатов, мотивации, уровня рабочей установки, эмоций и других факторов. Они стимулируют работу механизма мобилизации функциональных возможностей организма (Е.П. Ильин, 2001; Л.А. Кандыбович, 1985; В.И. Ковалев, 1988; В.Ф. Ковалевский, 1987; А.К. Маркова, 1990 и др.).

Из сказанного выше можно заключить, что развитие мобилизационных возможностей организма членов студенческих спасательных отрядов повышает эффективность их профессиональной деятельности, а в процессе тренировок способствует увеличению функциональных резервов за счет более высокого уровня их использования и активизации восстановительных процессов (Б.В.Ендальцев, 2008). Поэтому стимуляторы механизма мобилизации, очевидно, необходимо учитывать и использовать как в чрезвычайной обстановке, так и в ходе практических занятий, тренировок (А.А. Федосеев, 2003).

Эффективным средством развития способностей к мобилизации организма должны стать тренировки в составе студенческих спасательных отрядов в выполнении действий, аналогичных профессиональным задачам (Н.Н.Северин, 2010; В.Н. Шульженко, 2006). При таком подходе, кроме прочего, обеспечиваются: практическая значимость результатов, высокий уровень мотивации, конкретность рабочей установки, эмоциональность занятий и другие стимулирующие факторы.

Такая тренировка членов студенческих спасательных отрядов, с точки зрения повышения различных резервов их организма, обеспечения соответствующей координации между ними, является процессом развития профессиональных качеств, формирования и совершенствования профессиональных навыков на основе сложнейших комплексов условных и безусловных рефлексов (Н.Н.Северин, 2005; И.Ю.Стригельская, 2005).

Улучшение профессиональной подготовленности членов студенческих спасательных отрядов объясняется не только тем, что тренировка вызывает рост функционального потенциала систем и организма в целом. Кроме этого, она повышает координацию рабочих процессов, а также уменьшает физиологические затраты на единицу работы. Последнее относится к тому роду профессиональной деятельности, который аналогичен тренируемым профессиональным навыкам (В.Н. Шульженко, 2006). При этом, прежде всего, уменьшаются затраты энергии самих нервных центров. При хорошем усвоении определенной профессиональной операции образуется двигательный навык -движение выполняется легко, точно, стереотипно и автоматизированно, без контроля сознания, что разгружает нервную систему. Отсюда, очевидно, вытекает одна из задач применения тренировочных комплексов -формирование профессионально необходимых двигательных навыков у членов студенческих спасательных отрядов (Н.Н.Северин, 2009; В.И. Ткачев, 2008; В.Н. Шульженко, 2006 и др.).

В ходе такой тренировки происходит координация в работе внутренних органов, обслуживающих потребности мышечной работы. В результате экономятся ресурсы нервных клеток всех органов и энергетические затраты организма в целом. Так, например, КПД мышц человека под влиянием тренировки повышается от 20% до 25-30% (Б.В.Ендальцев, 2008). Кроме этого, способность к профессиональным действиям, выполняемым на уровне двигательных навыков, сохраняется при значительном утомлении, более устойчива к воздействию морально-психологических и других факторов чрезвычайной обстановки при тушении пожаров. При этом необходимо отметить, что изменения в одежде, снаряжении, степени утомления существенно нарушают структуру движений и затрудняют реализацию приобретенных в ходе тренировок навыков (В.И. Ткачев, 2005).

Опыт профессиональной подготовки членов студенческих спасательных отрядов также свидетельствует, что применение только теоретической подготовки обязательно должно сопровождаться практическими тренировками в выполнении профессиональных действий в составе пожарных расчетов студенческих спасательных отрядов.

Таким образом, можно заключить, что существующее противоречие между организацией профессиональной подготовки и отсутствием рекомендаций по использованию тренировочных комплексов в составе студенческих спасательных отрядов является одной из основных причин низкой эффективности процесса профессиональной подготовки. Его разрешение возможно путем преимущественного применения тренировочных комплексов в составе студенческих спасательных отрядов.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >