ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ БИЗНЕС-СТРУКТУР

Предпосылки устойчивого функционирования хозяйствующих субъектов в условиях повышенной неопрсдслснности среды

Несмотря на многообразие хозяйствующих субъектов, функционирующих сегодня в российской экономике, по нашему мнению, относительно немногие являются реальными рыночными структурами.

Все больше экономистов сейчас признают, что начать реформы, осуществить приватизацию и либерализацию цен было значительно проще, чем добиться реальных изменений в поведении хозяйствующих субъектов (20, 33, 36, 39, 62, 130, 156). Это относится как к промышленным предприятиям, так и к организациям других секторов экономики. Очевидно, разработчики программы реформ не до конца предвидели формирование нового типа хозяйственных структур, характерных для транзитивного и постпереходного периодов. Подобные структуры нс являются ни планово-организованными, ни рыночными. Они, в основном, ориентированы лишь на выживание и пытаются обеспечить продолжение своей деятельности в нестабильных институциональных условиях.

Поведение производственных структур, ориентированных на выживание, существенно отличается от деятельности реальных рыночных фирм, однако его нс всегда стараются понять и учесть. В итоге реформы идут при недостаточном анализе их влияния на поведение хозяйствующих субъектов. Из-за невнимания к мотивам сегодняшнего поведения предприятий политика правительства часто нс достигает ожидаемых целей. Надежды на то, что рыночные регуляторы заработают автоматически, оказались ошибочными. В результате возникают все новые стабилизационные про1раммы.

Сама по себе приватизация, очевидно, не является достаточным стимулом для перестройки работы предприятий и повышения их конкурентоспособности.

Без уточнения и систематизации всей совокупности задач разноуровневого управления хозяйствованием в новой социально-экономической среде руководители промышленных предприятий будут ориентироваться если не исключительно, то преимущественно на выживание. Поэтому многие меры без тщательного осмысления, на наш взгляд, могут привести лишь к неожиданным, и по сути дела, нежелательным последствиям.

Принципиальная отличительная черта функционирующих сегодня промышленных предприятий заключается в том, что они действуют в постоянно меняющихся экономических условиях. При плановой и рыночной экономиках существует относительная стабильность среды. В условиях плановой экономики предприятие может рассчитывать на то, что его партнеры не разорятся, - им в принципе не позволят этого сделать. В рыночных условиях одни предприятия разоряются, другие возникают, но количество подобных структур в отдельно взятой отрасли за определенный период времени сравнительно невелико по сравнению с общеотраслевыми масштабами. Таким образом, в обоих случаях с позиции краткосрочных решений, принимаемых предприятиями, структуру отрасли можно считать относительно стабильной.

Что касается сегодняшней отечественной экономики - экономики посткризисного периода, - то в ней структура отраслей постоянно меняется. Условия выживания предприятий нс столь ясны и очевидны. Реальная конкурентная среда еще только складывается. Переход от системы без банкротств к системе, при которой разорение предприятий вполне реально, связан с периодом значительной неопределенности. Эта неопределенность усугубляется еще и тем, что касается она весьма широкого круга хозяйствующих субъектов. Результатом высокой неопределенности является, в частности, низкий удельный вес долгосрочных финансовых вложений в общем объеме финансовых вложений российских бизнес-структур. Это положение иллюстрируют данные таблицы 1 (146, с. 468,469).

Таблица 1

Динамика финансовых вложений российских хозяйственных структур в 2007-2009 гг.

—- -—______ Г оды

Показатели ——---__

2007

2008

2009

Объем финансовых вложений (млрд, руб.)

18779,4

26402,4

22745,0

в том числе

долгосрочных (млрд, руб.)

4431,5

4545,4

4863,3

краткосрочных (млрд, руб.)

14347,9

21857,0

17881,7

Удельный вес долгосрочных вложений в общем объеме финансовых вложений (в %)

23,6

17,2

21,4

Подобная ситуация неопределенности очень осложняет процесс принятия решений на уровне посткризисных бизнс-структур.

В условиях плановой и рыночной экономик хозяйственники знают своих потребителей, поставщиков и конкурентов, хотя и не всегда уверены в их стратегии. Функционирующие сегодня производственные структуры, трансформируясь в рыночные фирмы, находятся в положении, когда выживание их поставщиков и покупателей под большим вопросом. Поэтому постоянной задачей сейчас является отслеживание экономического положения существующего партнера и поиск новых партнеров. На многих предприятиях сегодня эта задача входит в число наиболее важных. Состояние спроса, вся внешняя среда постоянно меняются. Предприятия не могут рассчитывать на стабильное существование своих поставщиков и потребителей. Они вынуждены постоянно искать новых партнеров. Несмотря на это, как свидетельствует практика, руководители многих предприятий считают, что вариантов замены их нынешних поставщиков и потребителей совсем не много. Они очень стремятся сохранить существующие связи. В этом, по нашему мнению, заключается один из парадоксов постпсрсходного периода.

Состояние сегодняшней недостаточной уверенности хозяйственников в перспективах своей деятельности наглядно отражает такой показатель, как индекс предпринимательской уверенности. Этот качественный показатель, определяется органами статистики на основе представительных опросов руководителей промышленных предприятий. По ответам руководителей о прогнозе выпуска продукции, остатках и спросе на нее появляется возможность охарактеризовать экономическое положение предприятий и получить упреждающую информацию о хозяйственных перспективах. Данный показатель представляет собой среднее арифметическое «балансов» ответов на вопросы об ожидаемом объеме выпуска продукции, уровне спроса и остатках готовой продукции. «Баланс» по ожидаемому выпуску продукции определяется разностью долей респондентов, отметивших «увеличение» и «уменьшение» выпуска продукции в перспективе. «Баланс» по спросу и остаткам готовой продукции - разностью долей респондентов, отметивших уровень «выше нормального» и «ниже нормального». По данным Росстата в конце 2009 г. этот показатель в среднем по промышленности был на 14 % ниже нулевого уровня (146, с. 215).

Укрупненную характеристику развития бизнес-сферы России в 2007-2009гг. отражают данные таблицы 2 (146, с. 35).

Таблица 2

Укрупненная характеристика результатов функционирования промышленного комплекса России в 2007-2009 гг.

Период

Показатели ——• -— _ _

2007

2008

2009

Индекс промышленного производства (в % к предыдущему году)

106,3

102,1

89,2

Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток), млн. руб.

6040922

3801161

4349245

Удельный вес убыточных организаций

25,5

28,3

30,1

Более развернутая характеристика индексов промышленного производства в отраслевом разрезе представлена в приложении 1.

Особенности современной системы управления производственными структурами определяются изменением стратегических ориентиров их развития. Основными их целями в экономике постпсрсходного периода становятся: обеспечение хозяйственной устойчивости, конкурентоспособности, максимизация прибыли, проникновение па новые рынки и закрепление в рыночных нишах.

С изменением положения самого промышленного предприятия меняется роль его структурных подразделений. В связи с выдвижением на первый план вопросов сбыта и финансов сегодня существенно повышается ответственность за состояние дел и полномочия служб маркетинга и звеньев, осуществляющих финансовый менеджмент. Резко возрастает роль внутрифирменного текущего и стратегического планирования и контроллинга. Анализ хозяйственной практики показывает, что значительная часть отечественных предприятий, недостаточно еще готова к переходу на новые принципы деятельности, не обладает необходимой культурой рыночных отношений и не имеет четкой линии поведения в современных условиях. Многие предприятия не спешат в разработке адаптационных моделей поведения и не отдают себе отчет в том, что сдвиги в экономическом укладе жизни страны, во-первых, необратимы; во-вторых, системны, т.е. корректируют традиционные цели хозяйствующих субъектов, преобразуя внешнюю среду, заставляют пересматривать ценностные характеристики объектов отношений; в-третьих, к сожалению, плохо регулируемы.

Ставя своей задачей научно-аналитическую проработку вопросов формирования конкурентной среды с адекватным механизмом управления промышленными структурами в постпереходной экономике и понимая современный этап реформирования как транзитивный период между существовавшим планово-директивным способом управления и реальным рыночным механизмом регулирования, считаем целесообразным в данном теоретико-методическом разделе монографии остановиться несколько подробнее на укрупненной характеристике этих двух состояний нашей хозяйственной системы (отправных дореформенных подходов и намечаемого рыночного этапа).

Система взглядов, долгие годы определявшая развитие отечественной теории и практики управления, сформировалась под воздействием марксистской парадигмы хозяйственного развития. В пей роль экономического фундамента выполняла общественная собственность на средства производства, а регулятором производства выступал план. Целесообразность формирования конкурентной среды отрицалась. Интерпретация этой парадигмы в наших условиях привела к формированию экономической теории особого типа. Одновременно с ее гиперполитизацией она обосновывала необходимость реализации таких принципов, как концентрация производства, его монополизация на государственных предприятиях, ориентация производственной специализации на народнохозяйственную эффективность, закрытость национальной экономики. В соответствии с этим обосновывались фундаментальные положения о необходимости централизации управления, моноцентрической системы хозяйствования, прямого управления предприятиями со стороны государства, жесткой системы установления связей и ограничения хозяйственной самостоятельности. Можно сказать, что управление планово-организованной экономикой было построено по принципу одного грандиозного завода с подразделениями и филиалами по всей стране. Конкуренция на этот период практически отсутствовала.

Планово-директивный способ управления осуществляется с помощью планово-организованных иерархических построений и соответствующей технологии, т.с. нормативной модели управления. Последняя представляет собой пространственно-временную последовательность подготовки, выработки и реализации управленческих решений (планов, программ, команд, сигналов) управляющими и управляемыми системами всех уровней иерархии для обеспечения централизованно устанавливаемых целей всей социально-экономической системы. Это, в свою очередь, означает, что:

- воспроизводство общественного продукта и его отдельных частей осуществляется по единой программе (плану) с разной степенью распараллеливания целей и реализующих их задач деятельности системы по различным уровням иерархии с соответствующим делегированием на эти уровни функций, прав и обязанностей;

  • - все работники планово-организованных структур получают с помощью системы показателей (критериев) директивные плановые задания извне (от соподчиненных или координирующих систем), которые составляют сущность и содержание конечных результатов их деятельности в интересах всего общества;
  • - самостоятельность и инициатива хозяйственных и управляющих систем всех уровней иерархии проявляются в некотором выборе средств (альтернатив) для достижения конечных результатов деятельности при обязательном выполнении заданных ограничений;
  • - оценка деятельности работников планово-организованных структур и их вознаграждение (оплата) осуществляются непосредственно распорядительными центрами хозяйственных систем по узаконенным нормативам и главным образом не за конечный, а за промежуточные результаты;
  • - право пользования средствами производства преобладает у работников хозяйственных систем над правом собственности и распоряжения этими средствами.

Характеризуя ретроспективу нашего хозяйственного развития, отметим, что за годы советской власти практически были использованы все виды управляющих воздействий для обеспечения требуемого единства и однонаправленности рабочих целей планово-организованных структур: энтузиазм народных масс, основанный на ожидании справедливого распределения большого системного эффекта, т.е. «общего котла»; подсистема страха и насилия, созданная при культе личности; система нормированных показателей и стимулов; система оптимизации управления с помощью компьютерной техники.

Однако все эти меры давали в качестве управляющих воздействий лишь временный успех и не могли предотвратить реализацию эгоистичных и эгоцентричных интересов работников планово-организованных структур.

Другими словами, обеспечить единство и однонаправленность рабочих целей всех работников планово-организованных структур не удалось.

Не умаляя многих положительных элементов существовавшей у нас плановой экономики, отметим, что присущие ей негативные качества, обусловили закономерность остановки многих предприятий. В этой остановке немалую роль сыграло и нежелание ряда руководителей завода воспринять необратимость происшедших в стране перемен, постоянное ожидание возврата к старой экономике, инерционность мышления высшего менеджмента предприятий и, даже можно сказать, некое иждивенчество, которое культивировалось в условиях экономики социализма.

Говоря об иждивенчестве, надо учесть, что в условиях плановой экономики оно культивировалось, несмотря на то, что коллективы всех заводов страны находились в очень напряженных условиях, выполняя плановые задания. Продукция всех предприятий была заранее намечена к реализации. Техническая политика определялась отраслевыми министерствами. Это означало, что предприятию предельно четко указывалось, какой тип продукции оно должно выпускать и какие характеристики должно иметь это изделие. С учетом тех плановых количеств продукции, которые предполагалось производить на данном предприятии, выделялись финансовые средства. Также была отлажена и реализовывалась предельно четкая система снабжения. Предприятия практически не знали проблем с оборотными средствами, а хорошо продуманная па уровне Госплана и Госснаба система снабжения работала, можно сказать, безотказно. Заводы имели строго прикрепленных поставщиков, задачей которых являлось четкое обеспечение поставки. Таким образом, основные компоненты снабжения предприятий, оборотные средства и гарантированное распределение продукции на длительную перспективу привели к тому, что коллективы предприятий, в определенном смысле слова, развратились.

Полное отсутствие конкуренции привело к тому, что многие предприятия производили долгие годы одну и ту же модель товара, не уделяя должного внимания ее модификации. При этом нужно учесть, что многие товары как в своих конструкторских элементах, так и в технологиях производства были изначально заложены затратно. То есть производство каждого такого товара приносило ущерб, и чем больше их выпускалось, тем больше был ущерб. До сих пор приходится бороться с последствиями этого подхода, постоянно оптимизируя конструкцию с позиции снижения себестоимости и улучшая техпроцесс. Эта совокупность обстоятельств привела к тому, что в 1991г., войдя в новые экономические условия, многие предприятия фактически вошли в режим самопоедания. Можно представить, насколько велик был массив оборотных средств, если многие предприятия, функционируя в этом режиме, проработали с 91-го года еще долгое время, проедая свои оборотные средства.

Анализ периодики, информационно-аналитических материалов, в том числе ряда опросов (8, 12, 39, 47, 62, 124, 134, 147, 175) и хозяйственной практики показывает, что на протяжении долгих лет на многих предприятиях отсутствовала какая-либо реакция, которая была бы адекватна появившимся пусть нецивилизованным, но рыночным отношениям в части обновления продукции, повышения ее конкурентоспособности, резкого выхода на другое поколение комплектующих. По нашему мнению, подобный подход и привел к закономерной остановке ряда предприятий. Тот факт, что в поте лица люди до 1991 г. выполняли плановые задания и, действительно, работали с напряжением душевных и физических сил, совсем не противоречит сложившейся атмосфере иждивенчества. Проблему оборотных средств предприятия просто не знали. Они привыкли, что деньги должны всегда быть. Не существовало и проблемы поставщиков. Действовала мощная эшелонированная защита предприятий.

К проблемам снабжения промышленных предприятий, если появлялась какая-то угроза моментально подключалось отраслевое ведомство, далее подключалось соответствующее отраслевое министерство, в составе которого находилось предприятие-поставщик. Тут же дисциплину поставок регулировали Госснаб и Госплан. К этому нужно прибавить, что все это контролировалось комитетом народного контроля и партийными структурами от секретаря районного комитета партии до промотдела ЦК. То есть в случае непредвиденных хозяйственных ситуаций немедленно приходила в движение вся гигантская хозяйственно-политическая система.

В 1991 г. вес это кардинально изменилось. Каждый поставщик в условиях России почувствовал себя чуть ли не монополистом. Он ощутил власть и решил, что в состоянии отьпраться за все хлопоты, которые на протяжении не одной пятилетки, говоря языком тех лет, причиняли ему производители конечной продукции. Это одна из причин, наряду с обеспечением качества, почему ряд предприя тий сегодня пошел на широкомасштабное сотрудничество с иностранными производителями. Сказав о том, как в условиях плановой экономики наперед были решены проблемы сбыта и как были решены проблемы снабжения предприятий сырьевыми и финансовыми ресурсами, мы постарались показать, что коллективы заводов практически не были готовы работать в условиях рыночной экономики и конкурентной среды. Повторим, что к этому надо прибавить затянувшееся ожидание высшим менеджментом промышленных предприятий обратимости времен.

В определенных условиях планово-организованные структуры теряют свою работоспособность, и их потенциальные преимущества превращаются в реальные недостатки, но при этом довольно рельефно обнаруживаются преимущества рыночного механизма саморегулирования с использованием обширного спектра товарно-денежных отношений и закона стоимости.

Данный механизм радикально отличается от планово-организованных структур, поскольку формируется и действует на совершенно иных принципах.

Их основу составляют не системные, а личные и групповые интересы и цели отдельных собственников средств производства, их непосредственное волеизъявление в выборе характера и способов деятельности, равно как их прямая ответственность за конечные результаты деятельности.

Системные интересы реализуются не как результат сознательного и целенаправленного планово-организованного управления и соответствующих управляющих воздействий распорядительных центров всех уровней иерархии, а как не запрограммированный заранее суммарный результат взаимодействия множества товаропроизводителей, стремящихся достичь своих частных целей через рыночный механизм товарно-денежных отношений (спроса-предложения, купли-продажи, цен, конкуренции и т.д.). Таким образом, основным субъектом хозяйствования являются экономически и юридически обособленные хозяйственные системы различной формы собственности.

Наиболее типичными для такого способа рыночного саморегулирования являются следующие условия, без наличия которых невозможно нормальное функционирование рыночной конкурентной экономики:

1. Необходимая степень экономической и юридической

самостоятельности хозяйственных систем, которая проявляется:

- в возможности организаций самостоятельно формировать свою хозяйственную программу под влиянием платежеспособного спроса (заказов потребителей) и руководствуясь собственной выгодой;

в свободном выборе контрагентов поставки и посредников и самостоятельном формировании хозяйственных связей;

  • - в праве хозяйственных систем самим устанавливать договорные, контрактные и свободные рыночные цены в рамках ценностной политики государства;
  • - в праве хозяйственных систем распоряжаться произведенной продукцией и услугами, своими ресурсами и доходами.
  • 2. Обязательное смягчение, а затем и последующая ликвидация монопольного диктата поставщиков, посредников, а в некоторых случаях - и диктата потребителей, т.е. развитие конкурентной среды.

Ликвидация монопольного положения поставщиков и посредников достигается как созданием и поощрением деятельности параллельно функционирующих предприятий, так и предоставлением возможности действующим организациям расширять диапазон своего производства или посредничества и переключаться па изготовление и реализацию другой продукции, которая пользуется в данный период повышенным спросом.

Это, в свою очередь, предполагает возможность свободного перелива капитала или осуществления новых инвестиций в более перспективные в смысле платежеспособного спроса и высокой прибыли сферы деятельности.

Тем самым процесс регулируемого разгосударствления и приватизации национального богатства является фундаментальной базой для ликвидации монополии и обеспечения эффективной конкуренции.

3. Отражение в цене не только необходимых затрат, но и степени полезности производимых товаров и услуг (степени дефицитности, эффекта эксплуатации или потребления).

Это означает, что при свободной купле-продаже любого вида продукции и услуг их полезность фиксируется в платежеспособном спросе на эти товары и услуги. Если платежеспособный спрос, т.е. готовность покупателей приобрести данный вид товара или услуг по минимально выгодной для изготовителей или поставщиков цене, равной необходимым затратам, превышает количество имеющихся на рынке этих товаров или услуг, т.е. превышает их рыночное предложение, то вступает в силу объективный экономический закон выравнивания, т.е. сбалансирование платежеспособного спроса с предложением осуществляется за счет значительного и даже многократного превышения цен на указанную продукцию и услуги. Уровень этих цен отражает степень их полезности и устанавливается по аукционному принципу. В результате из общего числа потребителей, испытывающих потребность в дефицитной продукции или услугах, приобретет последнюю только часть, которая готовая заплатить более высокую цену, чем все остальные. Платежеспособный спрос тем самым сокращается до уровня любого предложения.

Именно по этой цене будут продаваться дефицитные товары и услуги, независимо от того, кто их будет реализовывать: изготовители, торговопосреднические фирмы или само государство. В этом и заключается объективность, т.е. абсолютная неизбежность проявления экономических законов. Дополнительные доходы, которые возникают за счет разницы между необходимыми затратами на производство продукции и ценами, по которым реализуются эти потребительные стоимости в соответствии с необходимой полезностью, могут распределяться в самых различных пропорциях соответственно доли участников в общем объеме реализации.

Отметим, что поскольку платежеспособный спрос, помимо потребности, не в меньшей степени зависит от массы денег в обращении, лишние деньги выступают главным динамичным фактором роста цен даже при относительной сбалансированности в прошлом производства товаров и услуг с потребностью в них.

Не менее важным фактором является абсолютное или относительное (по сравнению с ростом потребностей) уменьшение товарной массы. Если такая пропорция нарушена и мы не хотим роста цен как обязательного следствия нарушения ранее установленного баланса спроса и предложения в условиях свободной рыночной реализации, необходимо отказаться от свободной купли-продажи и временно перейти к той или иной форме внерыночного распределения и реализации по обоснованным ценам.

Это колебание цен при свободной рыночной реализации (т.е. их повышение при росте потребности или массы денег в обращение или снижение при снижении потребности по сравнению с предложением или уменьшении массы денег в обращении) служит мощным рычагом регулирования промышленного производства и распределения продукции, повышения эффективности хозяйствования. Привлеченные высокой ценой, которая намного превышает общественные издержки на производство дефицитной продукции, хозяйственные системы - изготовители или посредники -поставщики инвестируют свои капиталы и соответствующие им производительные силы в сферу производства и реализации этой продукции и услуг. Конкурируя друг с другом, они быстро насыщают рынок, в результате чего снижается предложение. Для его сбалансирования с платежеспособным спросом с объективной необходимостью цены опускаются до уровня необходимых затрат, а последние могут последовательно снижаться за счет роста производительности общественного труда, за счет конкуренции.

4. Невмешательство распорядительных центров всех уровней, начиная от правительственных и кончая отраслевыми и региональными, в опсративно-хозяйственнную деятельность первичных хозяйственных систем товаропроизводителей, а также их посредников, которые являются в совокупности основными субъектами хозяйствования.

Все эти распорядительные центры должны сосредоточить свои усилия на разработке, отладке, реализации и последующей корректировке «правил игры», т.е. общих для всех предприятий законов функционирования рыночного механизма саморегулирования в интересах всего общества.

Установление таких «правил игры», т.е. косвенного регулирования рыночной экономики, должно достигаться с помощью экономических нормативов (политики цен, тарифной политики, арендных и рентных отношений, налоговой политики, финансово-кредитных рычагов и др.), которые во многом предопределяют национальную модель рыночной экономики.

5. Выполнение этих «правил игры» всеми членами общества.

В противном случае будет осуществляться «игра без правил» с последующими непредсказуемыми последствиями.

Достаточно не выполнить хоть одно из перечисленных обязательных условий - признаков рыночной экономики, относящихся к ее любой модели, рыночный механизм саморегулирования деформируется и вместо положительного будет оказывать отрицательное воздействие на промышленное производство и национальное хозяйство в целом. По нашему мнению, именно это и происходит сейчас в России, где пока не соблюдается в полной мере практически ни одно из перечисленных требований нормальной, т.е. достаточно эффективной конкурентной рыночной экономики.

При выполнении же этих необходимых требований - условий можно ожидать от рыночной экономики следующих преимуществ:

  • - через цены, прибыль, платежеспособный спрос, предложение, конкуренцию, рентные, налоговые и другие рыночные инструментарии рыночный механизм обеспечивает сопряжение предельно эгоцентричных интересов отдельных товаропроизводителей (индивидуальных или коллективных) с общественными интересами;
  • - рыночный механизм обладает высокой степенью самонастраивания, самобалансирования и саморегулирования. Тем самым отпадает необходимость мелочной опеки, постоянного контроля и, в большинстве случаев, некомпетентного вмешательства в хозяйственную деятельность предприятий:
  • - обеспечивается высокая активность хозяйственных систем в направлении увеличения производства и реализации продукции необходимого качества вследствие достижения значительного уровня доходов коллективов при более полном и быстром удовлетворении платежеспособного спроса, т.е. реальных потребностей общества;
  • - рыночный механизм допускает внешнее регулирование со стороны общества и государства путем разработки системы экономических нормативов и косвенного выведения экономически и юридически самостоятельных хозяйственных систем на нужные обществу результаты;
  • - с помощью рынка осуществляется более объективная и справедливая оценка количества и качества труда коллективов хозяйственных систем, их долевого вклада в общий результат общественной деятельности, а также их адекватное вознаграждение.

Целесообразность рыночной трансформации достаточно очевидна. Вместе с тем изучение литературных источников, статистических материалов и экспертных оценок (1, 20, 61, 146, 148, 171) позволяет сделать вывод, что сегодня многие промышленные предприятия не готовы к переходу на такие принципы деятельности. Нужно сказать, что неизбежные перемены, обусловленные обвальным переходом к рыночной экономике, вызывают неуверенность у многих руководителей, особенно у работников аппарата управления. Естественно, что наиболее радикальные перемены касаются именно их: они должны брать на себя всю ответственность за то, насколько жизнеспособным станет их структура в новых условиях.

Задача, которая сегодня возникла перед каждым промышленным предприятием, состоит в том, чтобы найти свой профиль деятельности, свое место в деловом мире и свой стиль поведения, позволяющий заложить основы долгосрочного хозяйственного успеха и надежного финансового состояния для устойчивого конкурентоспособного развития. В отличие от прошлого опыта сегодняшний переход не может быть регламентирован утвержденным ценгром планом мероприятий. Речь должна идти о реформации не только принципов и методов ведения хозяйства, но, главным образом, о формировании нового «рыночного» мышления на всех уровнях управления предприятия. Эта реформация должна охватывать абсолютно все аспекты деятельности предприятия, включая производственно-кадровый потенциал, организационноуправленческие структуры, правовую форму, хозяйственный механизм.

В результате четко проведенной реформации промышленная структура становится полноценным субъектом, «изнутри» подготовленным к новой роли, для чего требуется весь адаптационный цикл пройти самостоятельно. Причем функционировать приходится изначально в агрессивной внешней среде с преодолением инерции и сопротивления, явного и скрытого, внутри предприятия. Необходима инициативная, связанная с риском деятельность субъекта хозяйствования, осуществляющего новые комбинации ресурсов с целью реализации своих идей, повышения конкурентоспособности и достижения социально-экономического эффекта.

Становление рыночной экономики, рыночная трансформация хозяйствующих субъектов требуют перестройки не только форм и методов хозяйствования, но и стиля поведения его участников. Очевидно, что без нового экономического мировоззрения практически невозможно реально создать и новые экономические отношения. В первую очередь - это проблема формирования нового типа хозяйственного руководителя (вместо технократического).

Руководителю промышленного предприятия сегодня необходимо освоить коммерческий стиль мышления. Он характеризуется, во-первых, умением прибыльно вести дело. Во-вторых, типичны для такого стиля самостоятельность экономического поведения, высокая логистическая ответственность перед потребителями (заказчиками) и постоянный контроль за качеством и ценой производимых изделий. В-третьих, коммерческое мышление предполагает особую бережливость, тщательный экономический расчет, постоянное сопоставление затрат и результатов с соответствующими показателями конкурентов. В условиях рынка огромное значение приобретает поворот мышления руководителя в направлении создания в организации, в каждом ее подразделении ресурсосберегающей системы хозяйствования и преодоления ее затратного характера.

Овладение теорией и практикой логистики и маркетинга - важнейшее требование к новому типу мышления руководителя. При этом если роль маркетинга заключается в изучении и стимулировании спроса, то роль логистики - в удовлетворении этого спроса. Новые, во многом непривычные условия хозяйствования требуют знания основ стратегии и тактики логистики, умения мыслить се категориями. И здесь первейшая задача - учет запросов и поведения покупателей. Это, в сущности, один из основных принципов промышленной логистики, из которого вытекают принципы - следствия:

  • 1) производить (продавать) только то, что будет, безусловно, куплено;
  • 2) иметь широкий ассортимент продукции, рассчитанный на разные потребности и вкусы;
  • 3) организовать хозяйственный процесс так, чтобы он был приспособлен к быстрой переналадке, а также к сервисному обслуживанию купленной продукции;
  • 4) постоянно вести научные исследования но анализу рынка, поведения потребителей и конкурентов; изучать перспективы развития конкурентной среды;
  • 5) отводить первостепенную роль дизайну и рекламе. Философию генерального директора промышленного предприятия и его заместителя по маркетингу хозяйственники сегодня могут выразить так: мы управляем скорее даже не заводом, а сбытовой организацией, удовлетворяющей потребности покупателей.

Становление рыночной системы хозяйствования в России связано с усилением предпринимательской активности во всех сферах экономики. Демонополизация, разгосударствление и приватизация хозяйствующих субъектов обеспечивают множественность форм и отношений собственности, усиливают роль и значение товарно-рыночных связей с одновременным развитием конкурентных отношений.

В структуре экономики Российской Федерации повышается роль коллективного акционированного хозяйственника. Одним из перспективных направлений работы по созданию новой экономической среды является развитие акционерных хозяйственных структур - динамичных предпринимательских единиц, обладающих собственными критериями выделения в особую группу среди других субъектов рынка. Акционерный сектор хозяйства в значительной степени подвержен действию закона стоимости, сбалансированности спроса и предложения, любому изменению рыночной конъюнктуры.

Акционерные формы хозяйствования представляют существенное структурное звено в экономике транзитивного и развитого рыночного типа. Усиление роли акционерных отношений в экономике России вызвано необходимостью разгосударствления и приватизации объектов хозяйствования, создания конкурентной среды; плюрализмом форм собственности, на основе которых функционируют предпринимательские единицы; повышением ответственности местных органов власти за экономическое развитие подчиненных им территорий; развитием научно-технического npoipecca, создающего новые возможности (технические, технологические и др.) для эффективного хозяйствования.

Функционирование акционерных образований - носителей рыночных отношений - имеет специфические черты и в ряде случаев требует поддержки со стороны государства. Стимулирующее воздействие государства направляется на то, чтобы акционерные промышленные структуры обеспечивали насыщение национального рынка необходимыми товарами и услугами, выходили на принципиально новые разработки в организационноэкономической, технической и технологической областях.

Переход к рыночным отношениям требует принципиального реформирования экономической системы, ее обновления и инновационного изменения структуры промышленного производства. Именно поэтому в экономике России возрастает значение акционерного бизнеса, функциональная роль которого определяется новыми качественными изменениями в динамике и структуре производственных и социальных процессов. Диверсифицированное развитие акционерных форм хозяйствования позволяет формировать эффективную рыночную систему, создает реальную конкурентную среду, предполагающую равные условия деятельности для всех сс субъектов. Акционирование выступает проводником разгосударствления и приватизации хозяйственных единиц.

Целесообразность и значение акционерных форм хозяйствования определяются производственно-техническими, экономическими, организационно-управленческими и социально-психологическими факторами.

Говоря о значении акционерных промышленных структур, отметим, что они обладают мобильностью, рациональными формами управления, высокой скоростью оборачиваемости авансированного капитала, гибкостью хозяйствования. К основным достоинствам акционерных структур в экономике транзитивного типа нужно отнести следующие обстоятельства:

  • - через акционерные ооразовапия проходят первоначальное разгосударствление национального хозяйства, формируется конкурентная среда;
  • - акционерные отношения способствуют повышению деловой активности населения и формируют ключевую фигуру рынка - предпринимателя;
  • - акционерный бизнес становится источником производства и пополнения рынка необходимыми товарами и услугами;
  • - акционерные формы хозяйствования несут и компенсаторную нагрузку, обеспечивая занятость населения и возможность получения дополнительных доходов.

Нужно отметить, что в ходе проведения реформ было немало сделано в отношении преодоления существующей отчужденности работника от средств производства (обеспечение прямой зависимости заработка от конечных результатов работы коллектива, расширение демократических начал в управлении предприятием вплоть до выборности администрации и др.), однако до недавнего времени не были найдены пути повышения заинтересованности в результатах труда, обеспечения долгосрочного интереса работника в развитии производства.

Поиск и анализ иных форм соединения работника со средствами производства дают основание полагать, что одним из наиболее эффективных способов формирования этих отношений является расширение акционерных форм деятельности. Акции можно рассматривать как долговременный стимул на уровне предприятия, коллектива, отдельного работника, создающий такую реальную экономическую ситуацию, когда у человека возникает подлинный интерес к общим результатам.

Действительно, в результате выпуска и распространения акций на предприятии формируется акционерная собственность его работников, что логически приводит к практическому соединению двух форм собственности -личной и общественной. Объективная основа такого соединения заключается в том, что один и тот же человек выступает работником предприятия и держателем части его акций. Работник заинтересован в эффективном функционировании предприятия с позиции перспективы, так как от этого в последующие годы будут зависеть получение дивидендов на акции и курсовая стоимость последних. Тем самым обеспечивается единство текущих и долговременных целей работников, в то время как при характерной для государственных предприятий отчужденности от собственности они, как правило, если и заинтересованы, то только в увеличении текущих доходов, расширении текущего фонда потребления в ущерб накоплению, а значит, своим будущим интересам.

В качестве общей предпосылки возникновения и развития акционерных отношений может быть рассмотрена потребность обобществления процесса производства. Утвердиться в этом положении позволяет ретроспективный анализ обобществления процесса производства применительно к условиям разгосударствления собственности.

В теории и практике часто отождествлялись и при этом трактовались упрощенно два процесса, лежащих в различных логических плоскостях: рост обобществления процесса производства, производительных сил и процесс развития форм собственности, базирующийся на этом обобществлении.

Долгое время у нас в стране утверждение государственной собственности в качестве единственно имеющей право на существование проводилось под флагом обобществления. При этом утверждалось, что государственная собственность представляет собой высший уровень обобществления. Не принималось во внимание то обстоятельство, что уровень огосударствления и уровень обобществления далеко не тождественные понятия и что в реальной действительности уровень огосударствления может быть высоким, а уровень реального обобществления, наоборот, - низким. Методической ошибкой такого отождествления является недооценка теоретического положения о формальном и реальном обобществлении процесса производства.

Нельзя не учитывать также, что уровень развития производительных сил и обобществления в различных секторах национального хозяйства неодинаков.

Сохраняются устойчивые и значительные разрывы в техническом уровне на различных предприятиях, в отраслях и регионах. Недоучет данного обстоятельства, на наш взгляд, может создавать две противоположные тенденции: с одной стороны, преждевременное внедрение более высоких организационных форм хозяйствования, а с другой, - отставание с назревшими преобразованиями.

Возведение в абсолют государственной формы собственности привело к ослаблению и постепенной утрате связи производства с потреблением. Это объясняется тем, что деятельность государственных предприятий ограничивается определенными экономическими, социальными и юридическими рамками, лишена необходимой предпринимательской свободы, в результате чего они оказываются недостаточно подготовленными к новым условиям хозяйствования, требующим большой гибкости и оперативности в принятии решений.

Современные же условия хозяйствования требуют от промышленных предприятий большого внимания к своему организационно-экономическому и техническому развитию - без этого невозможно их существование в условиях конкуренции с жесткой борьбой за потребителя.

Заинтересовать работников промышленных предприятий в развитии производства можно путем превращения их в собственников, управляющих своим имущественным комплексом, т.е. путем акционирования, развивая отношения собственности.

Объединение средств и усилий участников акционерных обществ позволяет решить крупные технологические, технические, организационные, производственные и другие инновационные задачи, реализация которых не под силу одному участнику.

Создание акционерных обществ также способствует преодолению ведомственной разобщенности и узкоотраслевого характера предприятий. Перечисленные преимущества акционерной формы собственности позволяют понять, почему опа занимает доминирующее положение в организации крупного производства во многих странах с развитой рыночной экономикой.

Признание рыночных отношений предполагает функционирование всех его элементов: рынка потребительских товаров и услуг, рынка средств производства, рынка рабочей силы, ценных бумаг и кредитных ресурсов. И это еще раз подтверждает совершенно очевидный факт, что проблема построения рынка не может решаться изолированно от проблем, касающихся отношений собственности. Фундамент здоровой экономики можно заложить, лишь восстановив многоукладность, свободу, неприкосновенность и равенство всех видов собственности: государственной, коллективной и частной. Ведь главные причины бесперспективности командно-административной системы скрывались именно в разрушении и деформации отношений собственности, ибо собственность в ее руках превратилась на практике в ничейную, утратила свои важнейшие качества: источник доходов для владельцев и основу их независимого хозяйственного поведения как основополагающий фактор мотивации трудовой и предпринимательской деятельности.

Таким образом, для того, чтобы стали функционировать реальные, а не просто декларируемые рыночные отношения, необходимо укрепление разнообразия форм собственности, а, следовательно, и многообразия хозяйствующих субъектов. В этом случае проблема рынка и конкуренции переносится в практическую плоскость. Конечно, само по себе провозглашение многообразия форм собственности еще недостаточно для того, чтобы у нас динамично развивались рыночные отношения (147, 148). Важно, каким будет это многообразие, какие формы хозяйствования возникнут, чем реально будет обеспечиваться их полнокровное становление и развитие.

В свою очередь многообразие хозяйствующих субъектов создаст реальные предпосылки для развития конкурентной среды, что является принципиальной особенностью постпереходной экономики. Исследование сущности конкуренции, ретроспективы ее трансформации, основных видов конкурентной борьбы будет проведено во второй главе данной работы.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >