Введение

Обеспечение общественной безопасности в современных условиях приобрело особое значение среди комплекса актуальных социальных проблем. Для решения этой задачи требуются соответствующие силы, средства и ресурсы, специальные структуры, управленческие кадры и специалисты-профессионалы, научное, организационное, правовое и иное обеспечение, единая выверенная и взвешенная политика национальной безопасности, охватывающая все основные сферы жизни и деятельности общества и государства и самое главное в условиях демократического правового государства -надежная и эффективная правовая база[1].

Актуальность темы заключается в том, что общественная безопасность является одним из важнейших факторов существования и прогрессивного развития личности, общества и государства, международной безопасности.

Одной из важнейших составных частей системы общественной безопасности является экономическая безопасность государства.

В Государственной стратегии экономической безопасности России к числу «наиболее вероятных угроз экономической безопасности» отнесена криминализация общества и хозяйственной деятельности.

В ряду угроз экономической безопасности криминализация общества и хозяйственной деятельности - одна из наиболее серьезных проблем. В первую очередь это обусловлено факторами, к числу которых относятся рост безработицы, поскольку значительная часть преступлений совершается теми, кто не имеет постоянного источника дохода; сращивание части чиновников государственных органов с организованной преступностью; возможность доступа криминальных структур к управлению определенной частью производства и их проникновения в различные властные структуры; ослабление системы государственного регулирования и контроля, что привело к расширению деятельности криминальных структур на внутреннем финансовом рынке, в сфере приватизации, экспортно-импортных операций и торговли.

Криминализация экономики как угроза экономической безопасности отмечается многими специалистами. В период проведения экономических ре

форм страну захлестнули крупномасштабные мошеннические операции в кредитно-финансовой системе: массовый обман населения создателями разного рода финансовых «пирамид» и фондов, нецелевое использование кредитов, присвоение средств, полученных по договорам, криминальные неплатежи.

Данные официальной статистики прямо указывают на наличие исключительно опасных угроз экономической безопасности, которые находят проявление в форме преступных посягательств. Так, ущерб, причиненный России экономическими преступлениями, вырос в 2009 г. более чем в 8 раз. Выявлено 172,8 тыс. тяжких и особо тяжких преступлений экономической направленности, что составляет 40,3 % от общего числа преступлений, выявленных в сфере экономики[2]. В 2010 г. ущерб от экономических преступлений достиг 176,42 млрд руб., было выявлено 276,4 тыс. преступлений данной категории, из которых 47,9 % тяжкие и особо тяжкие. Следует учесть и высокую латентность экономической преступности (до 85 %), в силу которой данные официальной статистики в десятки раз меньше реальных показателей.

При всем многообразии форм и видов преступлений экономической направленности особую опасность представляют деяния, совершаемые в таких сферах обеспечения экономической безопасности, как финансово-кредитная, внешнеэкономическая, потребительский рынок, сделки с недвижимостью, а также налогообложение.

Для государства сложившаяся ситуация стала одним из главных факторов неблагоприятного инвестиционного климата, препятствующего притоку инвестиций в экономику.

Согласно исследованиям мировых информационных агентств, в рейтинге инвестиционной привлекательности Россия стабильно занимает непомерно низкие позиции. Где-то по соседству с африканскими странами. И хотя многие высшие должностные лица государства утверждают, что эти данные не отражают действительности, однако факт остается фактом - иностранные компании не спешат делать долгосрочные инвестиции в российскую экономику.

Проведенный специалистами агентства Bloomberg и редакции журнала «Слияния и поглощения» в 2010 г. опрос показал, что лишь 10 % респондентов (зарубежные инвесторы - представители 1 тыс. иностранных компаний)

оценивают российский рынок как наиболее перспективный для инвестиций, остальные (90 %) полагают, что инвестиционный климат в России оставляет желать лучшего[3].

Представители российского бизнеса также скептически относятся к инвестиционному климату в нашей стране. Отечественное предпринимательское сообщество сейчас активно выводит резервные капиталы из российской экономики за рубеж, чтобы иметь возможность прожить там до улучшения ситуации. Согласно сведениям, полученным в результате проведения научных исследований современных тенденций инвестиционной активности внутри российской экономики - на каждый млрд долл., вложенный в отечественную экономику зарубежными инвесторами, приходится 3-4 млрд долл., выведенных из экономики за рубеж . По данным Федеральной службы госстатистики, в 2010 г. отток капитала из России составил около 80 млрд долл?

В связи с этим в 2010 г. Президент РФ Д. Медведев и вице-премьер И. Шувалов вынуждены были провести целую серию консультаций и встреч с руководителями американских венчурных фондов и другими зарубежными инвесторами по вопросам того, какие шаги предпринимают власти для снижения инвестиционных рисков, в том числе в направлении нейтрализации угрозы рейдерского захвата, корпоративного шантажа и коррупции.

Правда, заметим, что эти меры не дали ожидаемого результата. 30 марта 2011 г., Д. Медведев констатировал полное отсутствие доверия и заинтересованности отечественных и иностранных инвесторов, назвал инвестиционный климат в стране очень плохим, отметив, что условия для ведения бизнеса для многих компаний в 2011 г. ухудшились, а в возможность безопасной и успешной предпринимательской деятельности верит не так много людей, как хотелось бы руководству государства, в результате деньги «бегут» из российской экономики.

Через воздействие на развитие финансовых рынков защита инвесторов оказывает существенное влияние на развитие реального сектора экономики. Развитие финансовых рынков способствует ускорению экономического роста за счет роста сбережений, направления их в реальные инвестиции и поощрения накопления капитала, повышения эффективности распределения ресурсов.

Высокий уровень защиты инвесторов также способствует повышению рыночной стоимости корпораций. Чем более защищены права инвесторов, тем более активно они готовы вкладывать свои деньги в российский бизнес.

К настоящему времени в результате переориентации части экономики на обеспечение интересов криминальных структур и вывоз капитала государство утрачивает инвестиционные ресурсы для развития экономики. Возможности стабилизации экономики, устойчивости валютного курса, роста финансового рынка, обеспечения населения продовольствием оказываются в зависимости от привлечения кредитных ресурсов международных финансовых организаций и иностранных государств. Это явление, бесспорно, угрожает национальной и экономической безопасности России.

В таких условиях функционирующие в Российской Федерации хозяйствующие субъекты сталкиваются со значительными препятствиями в реализации намеченных планов по модернизации производства, развитию бизнеса, привлечению инвестиций, выполнению социальных, налоговых и других обязательств перед трудовым коллективом компании, обществом и государством.

Деятельность корпораций в современных условиях хозяйствования в России остается весьма сложной. Это связано не только с общим кризисным состоянием российской экономики, сохраняющейся инфляцией, низким курсом рубля и прочими макроэкономическими деформациями, но и с рядом специфических факторов, усиливающих активизацию угроз экономической безопасности предпринимательства. Среди этих факторов наибольшее значение имеют следующие.

  • 1. Значительная степень монополизации рынка, частично сохранившаяся от прежней административно-командной системы, частично вновь возникшая. Одновременно нарастает уровень конкурентной борьбы за российские рынки как со стороны отечественных, так и зарубежных производителей.
  • 2. Установление контроля криминальных структур над рядом секторов экономики и субъектами хозяйственной деятельности.
  • 3. Сохранение значительного давления на хозяйствующие субъекты со стороны государственных органов (например, в сферах лицензирования, налогообложения).
  • 4. Высокий уровень коррупции в органах государственной власти и местного самоуправления.
  • 5. Рост криминализации российского бизнеса вообще и учащающееся использование криминальными структурами сделок в целях отмывания «грязных» денег, вывоза их за рубеж и пр.
  • 6. Распространение на всей территории России рейдерских захватов, криминальных банкротств и случаев корпоративного шантажа.
  • 7. Наличие ряда социальных проблем - низкий уровень доходов населения, безработица, текучесть кадров, все это снижает степень ответственности и увеличивает вероятность склонности работника к продаже конфиденциальной информации компании и прочим незаконным действиям.
  • 8. Несовершенство законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательства (выражающееся, например, в ориентации правовых норм на борьбу с последствиями правонарушений, а не с причинами, в несоответствии причиненного ущерба и применяемых санкций).
  • 9. Отсутствие единства действий и взаимной согласованности различных правоохранительных органов.
  • 10. Относительная «молодость» российского бизнеса и неотработанность средств и методов защиты собственной экономической безопасности, отсутствие опытных специалистов.

Абсолютное большинство отечественных компаний систематически сталкиваются с угрозами их экономической безопасности. Данная проблема приобретает особую значимость в современных условиях хозяйствования в России. По расчетам некоторых ученых реальная распространенность преступных посягательств на экономическую безопасность негосударственных хозяйствующих субъектов превышает расчетный регистрируемый показатель в 60-65 раз[4].

Обеспечение экономических свобод в России также пока находится на неприемлемо низком уровне. По данным исследования Heritage Foundation и The Wall Street Journal, в рейтинге по экономическим свободам по итогам 2010 г. Россия заняла 143-е место среди 179 государств. Эксперты увидели, что уровень экономической свободы в мире в целом увеличился, что после кризиса возобновился импульс развития. В России вроде бы тоже наблюдалась позитивная динамика, но наша страна не сумела подняться в рейтинге ни на одну позицию. Более того, по данным комитета по гражданскому законодательству Госдумы, в 2010 г. число индивидуальных предпринимателей в РФ сократилось с 4,61 млн до 4,11 млн человек. Данные цифры свидетельствуют о снижении предпринимательской активности населения, вызванной, в том числе, низким уровнем обеспечения экономических прав и свобод, что абсолютно не согласуется с декларируемой высшими должностными лицами государства политикой по созданию благоприятных условий для развития бизнеса в России.

Кроме того, предпринимательская деятельность, по своей сути, является весьма разносторонней. Она связана с решением организационных вопросов, правовыми и экономическими проблемами, техническими аспектами, кадровыми и т. д. Особенно усложняется управление такой деятельностью когда фирма является крупным, диверсифицированным производственным предприятием, которое имеет широчайшие деловые связи и значительное количество контрагентов: поставщиков, кредиторов, заемщиков, клиентов.

В любом случае каждая фирма представляет собой систему, включающую основные элементы и связи между ними. Система - это совокупность объектов, взаимодействие которых обусловливает наличие интегративных качеств,

не свойственных ее частям, компонентам1. Как раз по линиям внутренних и внешних связей системы (фирмы) и могут реализоваться угрозы ее экономической безопасности. Для обеспечения максимальной степени защиты от этих угроз и необходима определенная деятельность, которая также должна носить системный характер.

Объектом системы обеспечения экономической безопасности выступает стабильное экономическое состояние хозяйствующего субъекта в текущем и перспективном периоде. Именно от объекта защиты во многом зависят основные характеристики системы обеспечения экономической безопасности. Поскольку объект защиты является сложным, многоаспектным, то эффективное обеспечение экономической безопасности должно основываться на комплексном подходе к управлению этим процессом. Такой подход предполагает учет в управлении объектом всех основных его аспектов и все элементы управляемой системы рассматриваются только в совокупности, целостности, единстве. Реализация данного подхода объективно требует создания комплексной системы обеспечения экономической безопасности предпринимательской деятельности.

Комплексная система обеспечения экономической безопасности предпринимательства - это совокупность взаимосвязанных мероприятий организационно-правового, социально-экономического, технико-технологического, административного, воспитательного, финансового и иного характера, осуществляемых в целях защиты предпринимательской деятельности от реальных или потенциальных действий физических или юридических лиц, которые могут привести к существенным экономическим потерям.

Исследованию отдельных аспектов такой системы посвящены работы представителей экономической, юридической и других наук.

Проблемы применения уголовно-правовых средств охраны отношений в сфере экономики в целом, и в сфере предпринимательства в частности, освещены в монографических, в том числе диссертационных, и иных исследованиях В. М. Алиева, Д. И. Аминова, А. А. Аслаханова, А. Б. Баранова, А. Г. Без-верхова, А. И. Бойцова, Г. Н. Борзенкова, В. А. Ванцева, Б. В. Волженкина, Л. Д. Гаухмана, А. П. Горелова, Ю. Н. Демидова, А. И. Долговой, А. Э. Жалинского, О. Г. Карповича, И. А. Клепицкого, М. П. Клейменова, С. П. Коровинских, С. М. Кочои, Н. Ф. Кузнецовой, А. П. Кузнецова, В. Д. Ларичева, Н. А. Лопашенко, А. И. Лукашова, С. В. Максимова, И. Ю. Михалева, А. В. Наумова, П. Н. Панченко, Т. В. Пинкевич, В. И. Плоховой, Т. Ю. Погосян, П. А. Скобликова, М. В. Талан, В. И. Тюнина, С. В. Устиновой, Т. Д. Устиновой, И. В. Шишко, Е. В. Эминова, П. С. Яни, Б. В. Яцеленко и других ученых.

Вопросы обеспечения роста конкурентоспособности национальной экономики и государственного регулирования экономического развития в условиях трансформации нашли подробное отражение в работах А. А. Аузана,

Л. И. Абалкина, В. В. Волкова, Я. И. Кузьминова, В. И. Кушлина, Ю. В. Куроедова, Д. С. Львова, А. М. Марголина, М. И. Одинцовой, В. В. Перской, В. В. Радаева, А. Н. Фоломьева, А. Е. Шаститко, Ю. В. Шишкова, Ю. В. Яковца, Е. Г. Ясина и др.

Отдельные положения темы исследования, в частности, проблемы викти-мологической профилактики в системе предупредительного воздействия на преступность и преступления, затрагивались в научных трудах таких выдающихся криминологов, как Ю. М. Антонян, Ю. В. Бышевский, Д. В. Рив-ман, В. С. Устинов, Л. В. Франк, а также В. В. Вандышев, В. С. Минская, В. И. Полубинский, А. Л. Репецкая, В. Я. Рыбальская, Б. В. Сидоров, Г. И. Чечель, С. Г. Войтенко, А. Н. Красиков, Н. Ф. Кузнецова, В. Е. Квашис, В. П. Коновалов, Э. Ф. Побегайло, О. В. Старков, Е. Е. Центров, Д. А. Шестаков. Некоторым аспектам виктимологической профилактики посвящены работы А. Ю. Арефьева, А. А. Глуховой, И. В. Ильина, Н. В. Исаева, А. Л. Ситков-ского и других исследователей.

Актуальные вопросы обеспечения безопасности предпринимателей рассматривались Я. В. Бузановой, Р. Б. Гладких, С. В. Лекаревым, В. Д. Ларичевым, И. В. Гусевым, А. И. Гуровым, Е. С. Жигаревым, М. Н. Зацепиным, А. В. Крысиным, М. В. Лелетовой, С. К. Лесным, В. П. Мак-Маком, А. А. Одинцовым, А. П. Судоплатовым, А. Г. Шаваевым, В. В. Шлыковым, В. И. Яковлевым, В. И. Ярочкиным и другими. Однако до настоящего времени система комплексной защиты предпринимателей от преступных посягательств (предупреждение криминальной виктимизации) остается недостаточно изученной. Исследования же виктимологических аспектов обеспечения экономической безопасности хозяйствующих субъектов в условиях корпоративных конфликтов на монографическом уровне не проводились.

Предметом рассмотрения настоящей работы стал анализ такого элемента обозначенной комплексной системы, как виктимологические аспекты обеспечения экономической безопасности хозяйствующих субъектов в условиях корпоративных конфликтов.

Создание превентивной системы корпоративной безопасности бизнеса является в настоящее время обязательным условием нормальной деятельности любого предприятия, а следовательно, и эффективного экономического развития современного российского государства.

Комплексная правовая поддержка бизнеса является обязательным элементом его функционирования. Без этого компания не сможет достойно ответить на вызовы современности, а также обеспечить собственный экономический рост. Все это предопределяет необходимость всестороннего исследования источников и факторов экономической безопасности предприятия, что позволит разработать рекомендации по дальнейшему развитию законодательной базы предпринимательского оборота и обеспечить безопасность при покупке и продаже бизнеса. Это доказывает актуальность данного направления исследования в теоретическом и практическом аспектах.

  • [1] См.: Есаян А. К. Криминологические основы обеспечения евразийской экономической безопасности: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2011. С. 4. 2 Указ Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608 «О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)» // Собрание законодательства Российской Федерации (далее - СЗ РФ). 1996. № 18. Ст. 2117. 3
  • [2] См.: Состояние преступности в России за 2009 год. М.: ГИАЦ МВД России, 2010. С. 82. 2 См.: Право и экономика. 2011. № 1. С. 78; Состояние преступности - январь - декабрь 2010 год // http://sartraccc.ru/i.php?oper=read_file&filename=Crimstat/short_2010.htm 3 См.: Лунеев В.В. Тенденции современной преступности и борьбы с ней в России // Государство и право. 2004. № 1; Его же. Преступность и теневая экономика. 4 См.: Таймазов В. Пираты нового времени // Расчет. 2008. № 9.
  • [3] См.: Слияния и поглощения. 2010. № 12. С. 7. 2 См.: Дойников И.В. Проблемы предпринимательского (хозяйственного) права // Приложение к журналу «Предпринимательское право». 2010. № 2. С. 3. 3 См.: Слияния и поглощения. 2010. № 12. С. 6. 4 См.: Иностранцы ждут погоды И Российская газета. 2010. 17 июня. 5 См.: Заседание Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России // URL: Ьйр://президент.рф/%00%ВО%00%ВЕ%00%В2%00%ВЕ%01 %81 %D 1 %82%D0%B8/10777
  • [4] См., например: Шаваев А. Г. Криминологическая безопасность негосударственных объектов экономики. М., 1995. С. 39; Его же. Безопасность корпораций. Криминологические, уголовноправовые и организационные проблемы. М.: Банковский Деловой Центр, 1998. С. 42. 2
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >