Концептуальные вопросы комплексной системы обеспечения экономической безопасности хозяйствующих субъектов

В основе разработки комплексной системы обеспечения экономической безопасности предпринимательства должна лежать определенная концепция[1]. Концепция включает цель комплексной системы обеспечения безопасности, ее задачи, принципы деятельности, объект и субъект, стратегию и тактику.

Цель данной системы - минимизация внешних и внутренних угроз экономическому состоянию хозяйствующего субъекта, в том числе его финансовым, материальным, информационным, кадровым ресурсам, на основе разработанного и реализуемого комплекса мероприятий экономико-правового и организационного характера. Следует иметь в виду, что наибольшее значение в деле обеспечения экономической безопасности предпринимательства принадлежит первичным - экономико-правовым и организационным - мерам, обеспечивающим фундамент, основу системы безопасности, в отличие от вторичных - технических, физических и пр.

В процессе достижения поставленной цели осуществляется решение конкретных задач, объединяющих все направления обеспечения безопасности.

Задачи, решаемые системой обеспечения безопасности:

  • • прогнозирование возможных угроз экономической безопасности;
  • • организация деятельности по предупреждению возможных угроз (превентивные меры);
  • • выявление, анализ и оценка возникших реальных угроз экономической безопасности;
  • • принятие решений и организация деятельности по реагированию на возникшие угрозы;
  • • постоянное совершенствование системы обеспечения экономической безопасности предпринимательства.

Организация и функционирование комплексной системы обеспечения экономической безопасности предпринимательской деятельности в целях максимальной эффективности должны основываться на ряде следующих принципов.

  • 1. Принцип законности. Вся деятельность корпорации, в том числе ее службы безопасности должна носить безусловно законный характер, иначе система обеспечения безопасности может быть разрушена по вине самого хозяйствующего субъекта. В качестве негативных последствий могут быть различного рода санкции правоохранительных органов, привлечение в качестве ответчика в суд, и т. п.
  • 2. Принцип экономической целесообразности. Следует организовывать защиту только тех объектов, затраты на защиту которых меньше, чем потери от реализации угроз этим объектам. Здесь также должны учитываться финансовые возможности фирмы по организации системы экономической безопасности.
  • 3. Сочетание превентивных и оперативных мер. Превентивные - меры предупредительного характера, позволяющие не допустить возникновения или реализации угроз экономической безопасности. Оперативные - меры, которые предпринимаются в случае реального возникновения угроз или необходимости минимизации их негативных последствий.
  • 4. Принцип непрерывности предполагает, что функционирование комплексной системы обеспечения экономической безопасности предпринимательства должно осуществляться постоянно.
  • 5. Принцип дифференцированности. Выбор мер по преодолению возникших угроз происходит в зависимости от характера угрозы и степени тяжести последствий ее реализации.
  • 6. Координация. Для достижения поставленных задач необходимо постоянное согласование деятельности различных подразделений службы безопасности, самой корпорации и сочетание организационных, экономикоправовых и прочих способов защиты.
  • 7. Полная подконтрольность системы обеспечения экономической безопасности руководству хозяйствующего субъекта. Это необходимо, во-первых, для того, чтобы система безопасности не превратилась в замкнутое образование, ориентированное на решение узких задач, без учета интересов фирмы в целом, а во-вторых, для оценки эффективности деятельности системы и ее возможного совершенствования.

Объект и субъект системы обеспечения экономической безопасности предпринимательства тесно взаимосвязаны. Объектом системы в целом, как уже говорилось, выступает стабильное экономическое состояние субъекта предпринимательской деятельности в текущем и перспективном периоде. Конкретными же объектами защиты выступают ресурсы: финансовые, материальные, информационные, кадровые.

Субъект системы обеспечения экономической безопасности предпринимательства носит более сложный характер, поскольку его деятельность обусловливается не только особенностями и характеристиками объекта, но и специфическими условиями внешней среды, которая окружает субъект предпринимательской деятельности. Исходя из этого, можно выделить две группы субъектов, обеспечивающих экономическую безопасность предпринимательства:

  • • внешние субъекты;
  • • внутренние субъекты.

К внешним субъектам относятся органы законодательной, исполнительной и судебной власти, призванные обеспечивать безопасность всех без исключения законопослушных участников предпринимательских и корпоративных отношений; причем деятельность этих органов не может контролироваться самими предпринимателями. Эти органы формируют законодательную основу функционирования и защиты предпринимательской деятельности в различных ее аспектах и обеспечивают ее исполнение.

К внутренним субъектам относятся лица, непосредственно осуществляющие деятельность по защите экономической безопасности данного конкретного хозяйствующего субъекта. В качестве таких субъектов могут выступать:

  • • работники собственной службы безопасности корпорации;
  • • приглашенные работники из специализированных фирм, оказывающих услуги по защите предпринимательской деятельности.

Субъекты, обеспечивающие экономическую безопасность хозяйствующего субъекта, осуществляют свою деятельность на основе определенной стратегии и тактики.

Стратегия - это термин, воспринятый из военного лексикона[2]. В энциклопедии военная стратегия определена в качестве составной части военного искусства, представляющей его высшую область. Она охватывает вопросы теории и практики подготовки вооруженных сил к войне, ее планирование и ведение. Стратегия тесно связана с политикой государства, находится в непосредственной зависимости от нее и соответствует требованиям военной доктрины. Следовательно, во-первых, стратегия основана на определенной

идеологии. Такая идеология четко сформулирована в ст. 1, 7 Конституции, устанавливающих, что Россия есть демократическое правовое государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Во-вторых, наука управления под стратегией понимает способы достижения целей[3]. Толковый словарь С. И. Ожегова трактует стратегию как искусство планирования руководства, основанного на правильных и далеко идущих прогнозах. Стратегия - это определение перспективных целей и приоритетов политики государства, важнейших направлений и средств реализации указанных целей.

Стратегия - это долгосрочный подход к достижению цели. Генеральная стратегия экономической безопасности выражается через общую концепцию комплексной системы обеспечения экономической безопасности предпринимательской деятельности. Помимо генеральной стратегии выделяются также специальные стратегии (например, в зависимости от стадии предпринимательской деятельности). Наконец, могут применяться функциональные стратегии безопасности.

  • 1. Стратегия экономической безопасности включает, прежде всего, систему превентивных мер, реализуется через регулярную, непрерывную работу всех подразделений хозяйствующего субъекта по проверке контрагентов, анализу предполагаемых сделок, экспертизе документов, выполнению правил работы с конфиденциальной информацией и т. п. Служба безопасности в этом случае выполняет роль контролера.
  • 2. Стратегия оперативных мер, применяемая в случае возникновения или реального осуществления каких-либо угроз экономической безопасности хозяйствующего субъекта. Эта стратегия, основанная на применении ситуационного подхода и учете всех внешних и внутренних факторов, реализуется службой безопасности через систему мер, специфических для данной ситуации.

Тактика обеспечения безопасности предполагает применение конкретных процедур и выполнение конкретных действий в целях обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта. Этими действиями в зависимости от характера угроз и тяжести последствий их реализации могут быть, например:

  • • расширение юридической службы корпорации;
  • • принятие дополнительных мер по сохранности коммерческой тайны;
  • • создание подразделения компьютерной безопасности;
  • • предъявление претензий контрагенту-нарушителю;

  • • обращение с иском в судебные органы;
  • • обращение в правоохранительные органы.

Основными функциями службы экономической безопасности корпорации являются[4]:

  • • организация и осуществление совместно с подразделениями компании защиты конфиденциальной информации;
  • • проверка сведений о попытках шантажа, провокаций и иных акций в отношении персонала, преследующих цель получения конфиденциальной информации о деятельности компании;
  • • организация сбора, накопления, автоматизированного учета и анализа информации по вопросам безопасности;
  • • проведение проверок в подразделениях фирмы и оказание им практической помощи по вопросам безопасности их деятельности;
  • • разработка и внедрение положения о коммерческой тайне;
  • • проверка правил ведения закрытого делопроизводства;
  • • проверка работников на предмет соблюдения правил обеспечения экономической, информационной и физической безопасности;
  • • оказание содействия отделу кадров по работе с персоналом в вопросах подбора, расстановки, служебного перемещения и обучения персонала;
  • • сбор, обработка, хранение, анализ информации о контрагентах с целью предотвращения сделок с недобросовестными партнерами;
  • • выполнение поручений руководства фирмы, входящих в компетенцию службы;
  • • взаимодействие с правоохранительными органами, проведение мероприятий по выявлению и предупреждению различного рода финансовохозяйственных правонарушений;
  • • проведение служебных расследований по фактам разглашения конфиденциальной информации, потери служебных документов работниками фирмы и действий, угрожающих экономической безопасности фирмы.

Данный перечень не является исчерпывающим. Включение в него дополнительных функций во многом зависит от штатной численности, профессионального опыта, интеллектуальных, волевых и иных качеств сотрудников службы экономической безопасности конкретного хозяйствующего субъекта.

Для совершенствования работы самих предпринимательских структур как внутренних субъектов предупреждения виктимизации необходимо:

1) развитие у них навыков самоорганизации, самопомощи и взаимопомощи, передачи решения ряда важных задач в руки общественных органов, способных не только защищать, лоббировать его интересы в органах власти разного уровня, но и контролировать реализацию принятых решений. Для этого необходимо создание и развитие инфраструктуры поддержки и разви-

тия предпринимательства, включающей в себя общественные организации предпринимателей;

2) формирование открытых отношений государственных органов и ведомств с предпринимателями и их объединениями. Потенциал их сотрудничества может и должен наращиваться за счет делегирования предпринимателям некоторых функций, которые в настоящее время реализует исключительно администрация. Это может быть лицензирование, отдельные формы учета, регистрации в сфере предпринимательства, подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров и т. п.

Для совершенствования деятельности негосударственных правоохранительных субъектов необходимо проведение следующих организационных мероприятий:

  • - разработка типового устава службы безопасности (далее - СБ), выступающего основой для создания конкретизированных уставов СБ организации с учетом специфики их деятельности, криминогенной обстановки и т. д.;
  • - разработка механизма, принципов и форм взаимодействия СБ с государственными правоохранительными органами, прежде всего с ОВД, за счет расширения применяемых на практике форм и методов деятельности в случае угрозы предпринимателям и при нападении на них;
  • - введение строгого контроля за деятельностью СБ, обязать их предоставлять отчеты о своей деятельности ОВД по единой для всей страны форме.

Что касается осуществления правовых мероприятий, способствующих совершенствованию системы предупреждения виктимизации субъектов предпринимательства, то их следует связывать с внесением изменений в ряд статей Уголовного кодекса и Кодекса об административных правонарушениях РФ, а также в ряд статей действующих законов. Например, в Закон о частной детективной и охранной деятельности, в котором необходимо:

  • - дать определение СБ как правоохранительной некоммерческой организации, оказывающей охранно-сыскные услуги своему учредителю (учредителям) и другим организациям на основе действующего законодательства, собственного устава и заключенного с ним (ними) договора;
  • - определить понятие и содержание деятельности частных детективных и охранных служб (ЧД и ОС) с целью обеспечения предупреждения виктимизации охраняемых объектов; выявления, раскрытия (непроцессуального расследования) и предупреждения преступлений;
  • - исключить противоречия, содержащиеся в отдельных статьях действующего закона, для чего необходимо в п. 1 и 2 ч. 1 ст. 18 Закона о частной детективной и охранной деятельности продолжить фразу «...для отражения нападения, когда его собственная жизнь подвергается непосредственной опасности» словами «или жизнь граждан, охраняемых в соответствии с договором об охране».

В Кодекс об административных правонарушениях РФ следует включить административную ответственность субъектов малого предпринимательства за нарушения правил обеспечения безопасности предприятий. Правомерность этого обусловлена тем, что преступления, совершаемые в отношении предпринимателей, вследствие нарушения правил обеспечения безопасности предприятия наносят ущерб не только самим предприятиям, но и - опосредованно -партнерам по бизнесу, работникам предприятия, государству в целом.

Законодательного решения требуют и вопросы приведения отечественных стандартов в области защиты прав потерпевших в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Например, возмещение вреда, по мнению автора, может осуществляться путем государственных компенсационных выплат. Решение данной проблемы должно носить комплексный характер и затрагивать не только уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, но и нормы гражданского и других отраслей права.

  • [1] Концепция (от лат. conceptio - понимание, система) - определенный способ понимания (трактовки, восприятия) какого-либо предмета, явления или процесса; основная точка зрения на предмет; руководящая идея для их систематического освещения (http://ru.wikipedia.org). 2 См.: Организация эффективной системы экономической безопасности предпринимательской деятельности // URL: http://newasp.omskreg.ru/bekryash/chl lp5.htm
  • [2] См.: Кудрявцев В. Н. Стратегии борьбы с преступностью. М., 2003. С. 37. 2 См.: Большая советская энциклопедия. М., 1976. Т. 24. Кн. 1. С. 547.
  • [3] См.: Бородин С. В. Борьба с преступностью: теоретическая модель комплексной программы. М., 1990. С. 15. 2 См.: Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. М., 2006. С. 761. 3 См.: Федеральный закон от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» // Российская газета. 1995. 26 июля.
  • [4] См.: Организация эффективной системы экономической безопасности предпринимательской деятельности // URL: http://newasp.omskreg.ru/bekryash/chl lp5.htm
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >