ВВЕДЕНИЕ

Данный учебный курс предназначен для студентов социологических факультетов и имеет целью подготовку их к практическому взаимодействию с заказчиком. Работа социолога на заказ - новая формирующаяся сфера в условиях российского рынка. Курс призван дать общее понимание взаимодействия социолога с заказчиком как особого типа взаимодействия, наметить и рассмотреть его проблемные стороны.

Успешное взаимодействие с заказчиком требует многих знаний, и в курсе задана топика этих знаний, некоторыми из которых студенты владеют, а некоторые предстоит освоить. Отдельные блоки социологического, методологического, психологического знания представлены в курсе как обеспечивающие возможность эффективного взаимодействия социолога с заказчиком (за скобками остаются экономические, правовые и др. знания). Имея своеобразную «карту» необходимых знаний, студент в дальнейшей практической работе сможет добрать необходимые сведения, восстановив, каких знаний, из какой предметной области ему не хватает для успешного решения практического вопроса.

Особое внимание уделено описанию возможных типов работ, выполняемых социологом на заказ в современных условиях, и особенностей взаимодействия с заказчиком, которые они задают.

Базовая методологическая схема анализа взаимодействия с заказчиком - схема мыследеятельности. С известными оговорками можно утверждать, что в соответствии с этой схемой организован и материал курса.

В первой части взаимодействие обсуждается в аспекте столкновения разных мышлений.

Во второй части взаимодействие рассматривается больше в аспекте соорганизации действий социолога с заказчиком на разных этапах взаимодействия.

Наконец, третья часть освещает преимущественно коммуникативный аспект взаимодействия, который описывается через призму психологического знания.

Написание данного текста было бы невозможно без постоянного общения с коллегами, студентами, аспирантами кафедры, а также с выпускниками РУДН, ушедшими «в практику». Дискуссии с ними позволили обозначить круг актуальных проблем и перспектив взаимодействия социолога с заказчиком, понять, чему обязательно должен быть обучен социолог, чтобы успешно с ними справляться.

Мы также признательны коллегам-практикам, особенно сотрудникам фирмы «Московская консультационная группа», за обсуждение проблем, возникающих в практике взаимодействия социолога с заказчиком.

Часть I

ПОНЯТИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИОЛОГА С ЗАКАЗЧИКОМ

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >