Типы деятельности социолога и результаты труда социолога как товар, предоставляемый заказчику. Этические проблемы, связанные с работой социолога в условиях рынка

Услуги, предоставляемые социологом заказчику, как помощь в осуществлении деятельности заказчика

Работа социолога, выполняемая на заказ (возможно, кроме случаев, когда заказчиком выступает грантодержа-тель), может расцениваться как оказание услуг. Услуга, как указывается в «Словаре русского языка» [77], есть действие, приносящее помощь, пользу другому; это работа, выполняемая для удовлетворения чьих-либо нужд, потребностей. Следовательно, исходным пунктом и необходимым условием оказания услуги является восстановление такого рода потребностей и нужд заказчика в контексте его деятельности и определение того, как посредством социологического исследования или анализа эта проблема может быть разрешена или углубленно понята заказчиком. При этом важно не отождествлять, а, наоборот, разводить то, как потребность или проблема формулируется заказчиком, и то, как она может быть увидена в результате специального анализа социологом. Новая обоснованная трактовка проблемы может быть прекрасным результатом работы социолога.

Если социолог «слепо» выполняет требование заказчика, он, скорее всего, придет к оказанию псевдоуслуги, т.е. не сможет никак повлиять на разрешение реальной проблемы заказчика. С подобным несовпадением заявляемой и реальной проблемы очень хорошо знакомы психотерапевты или врачи. Например, когда родители жалуются на ребенка (на его поведение или плохую успеваемость в школе) и просят психолога помочь изменить его, психолог часто видит, что реально проблема, ее корень не в ребенке, а в дисгармоничных отношениях между супругами и надо работать с этой проблемой, а не с ребенком. Хороший врач также никогда не будет лечить так, как просит его больной, но лечение назначит после обследований, диагноза, т.е. после того как сам сформулирует проблему функционирования организма. Излишне говорить, что во всех случаях успешность «лечения» проблемы в первую очередь зависит от правильности постановки диагноза, способности увидеть проблему.

Далее возникает вопрос: а что является условием правильной «постановки диагноза»? Вопрос сложный, и более серьезно с ним разбираться можно лишь в рамках отдельного учебного курса, специально этому посвященному.

Ограничимся лишь некоторыми общими положениями.

Поскольку при выполнении заказа работа социолога предстает как обеспечивающая деятельность заказчика, условием оказания услуги является способность «читать» деятельность заказчика. Усвоение теоретического аппарата анализа деятельности предполагает владение различными средствами анализа деятельности, для чего потребуется проработка и осмысление этого вопроса и в дальнейшем, за пределами данного учебного курса.

Одним из таких средств может выступать схема акта деятельности Г.П. Щедровицкого [96, с. 267]. Это представление деятельности содержит два «узла».

Первый - «объективная» часть деятельности:

  • продукт, получающийся в результате процедуры и производимых ею преобразований;
  • исходный материал, из которого этот продукт производят, далее;
  • действия, приложенные к материалу;
  • орудия и вообще любые внешне выраженные средства, используемые в этих действиях. Из числа средств следует особо выделить знания, фиксируемые в специальных знаковых формах.

Второй «узел» схемы - «субъективная» часть деятельности: сам индивид, «табло» его сознания, внутренние (ин-териоризированные) средства и способности, необходимые для оперирования всеми средствами и осуществления действий. Особое место занимает цель деятельности, которая может рассматриваться и как «объективный», и как «субъективный» элемент деятельности.

Как можно двигаться по данной схеме применительно к конкретному случаю? Например, к социологам обратилась фирма, занимающаяся поставками и продажей рыбы и рыбопродуктов на российском рынке. Фирма хочет увеличить поставки переработанной рыбы и полуфабрикатов и обращается с заказом к социологам, проводящим маркетинговые исследования. Просят выяснить спрос на продукцию такого рода в отдельных регионах. Поскольку речь идет о фирме, которая сама ничего не производит, а занимается реализацией, исходным материалом ее деятельности, скорее всего, следует считать деньги, а конечным продуктом - доход, который может быть получен от удачной реализации товара. Далее, к средствам деятельности могут быть отнесены материальный и человеческий ресурс, которым располагает фирма, а именно: есть ли сеть магазинов, каковы их особенности, каковы транспортные средства, насколько квалифицирован персонал, есть ли отдел рекламы и маркетинга, каковы воз можности и уровень их работы, есть ли возможности для расширения сети продаж и т.д. Заказ социологам означает, что фирма хочет задействовать маркетинговое исследование как средство улучшения качества своей работы (т.е. увеличить уровень продаж).

Данный пример иллюстрирует нетрудный для анализа случай, социологу вполне по силам восстановить все эти моменты. Маркетинговое социологическое исследование действительно может выступить как важное средство улучшения деятельности фирмы, так как может показать, в каких направлениях надо проводить дополнительную рекламную кампанию, куда направлять потоки тех или иных товаров, а также может способствовать выделению дополнительных факторов роста продаж и т.д.

Возьмем другой пример: программу повышения качества образования в сельской малокомплектной школе средствами дистантного обучения. (Этот пример берется нами для иллюстрации работы со схемой акта деятельности, хотя подобные проекты встречали и критику, и поддержку в средствах массовой информации и в специальных политических дискуссиях.) Предполагается поставить компьютер вместо живого учителя. Продуктом в данной деятельности должно быть повышение уровня и качества образования детей из сел. Материал предполагаемой деятельности - исходное состояние образованности детей. К социологам поступает заказ на исследование, в том числе, установок на такое нововведение. Не надо распространяться о том, насколько сложны и разнообразны средства деятельности образования, где компьютер с его возможностями дистантного образования может выступать лишь в качестве одного из средств. Он не может заменить самого главного - живого общения с учителем. К тому же компьютер может сломаться, его некому будет починить. Скорее всего, в результате реализации такой дорогостоящей программы образование в селе просто развалится.

Таким образом, это ситуация, когда либо средства не соответствуют целям деятельности, либо на самом деле осуществляется иная, а не заявленная деятельность (например, определенные фирмы, реализующие компьютеры, нашли подходы к нужным людям, реально не заинтересованным в развитии сельской школы). В таком случае социологическое исследование и его результаты будут одним из средств продвижения именно такого, маркетингового, а может быть, и политического замысла, а не средством решения вопроса об улучшении качества образования.

Как видим, в обоих примерах схемы акта деятельности использовались как составляющие.

Другим важным средством анализа деятельности может быть представление о полипозиционном ее характере [96]. Единая деятельность, будь то производство, обучение, продажа и др., осуществляется как кооперация людей, выполняющих отдельные типы деятельностей, каждая из которых имеет свои цели. В целом деятельность предстает как поли-позиционная и может быть описана как набор деятельностных позиций. Например, создание нового продукта предполагает позиции проектировщика продукта, дизайнера, технолога и т.д. Социолог может лучше понять особенности работы клиентной организации, если будет рассматривать ее как систему полипозиционной деятельности. Какую деятельностную позицию усиливает или обеспечивает его работа, как может быть обозначена позиция самого социолога (например, исследование или экспертиза)? Скажем, социологические исследования в ходе выборов помогают проектировщику предвыборной кампании вырабатывать стратегию и тактику действий и гибко менять ее, используя социологический мониторинг. Или сама социологическая информация используется как средство воздействия на потенциальных избирателей.

Известным средством анализа деятельности является также представление о структуре психической деятельности А.Н. Леонтьева [50, с. 101-110]. При этом речь идет об индивидуальной деятельности. Деятельности соответствует мотив, который имеет побудительную и смыслообразующие функции. Деятельность реализуется посредством операций, которым соответствуют цели. Наконец, есть операциональная сторона деятельности. Операции зависят от условий деятельности. В прикладном аспекте, применительно к ситуации взаимодействия социолога с заказчиком, эта схема представляется особенно интересной с точки зрения того, что она направляет социолога на анализ мотивации стороны, с которой строится взаимодействие (заказчика). Если работа социолога будет отвечать мотивационным устремлениям заказчика и он будет удовлетворен проделанной работой, то можно считать, что услуга была успешно оказана.

Упомянутые нами средства анализа деятельности могут служить пониманию различных аспектов поля взаимодействия социолога с заказчиком, что далее будет способствовать выстраиванию социологом стратегии своей работы с заказчиком.

Таким образом, социолог должен увидеть себя, свое место, функцию в предлагаемых обстоятельствах и в ситуации. Это обеспечивается также и тем, какое у социолога имеется представление о возможных типах работ и услуг, которые он сам может оказывать, и какими из них он владеет. В результате анализа ситуации заказа социолог должен выделить набор необходимых типов работ и услуг для получения желаемого заказчиком результата, увидеть всю целостность работы, а также выделить отдельные этапы и конкретные виды работ. Каждый из типов работ в более-менее прямом соответствии формулируется далее как отдельная конкретная услуга, которая предлагается как товар.

Еще один аспект вопроса об оказании социологом услуг заказчику требует обсуждения. Он касается различения услуги и служения. Другими словами, работа социолога может выполняться исключительно как услуга либо быть служением, службой чему-то. Служение в соответствии со «Словарем русского языка» [77] следует понимать как работу во имя и на благо чего-то, как исполнение предназначения. Следовательно, вопрос о служении связан с реализацией социологом собственной личности, действием в соответствии с собственной системой ценностей. При этом как личная ценность выступает определенная культурная идея, определенное культурно-историческое содержание. Отсюда представления о служении Отечеству, Богу, Истине и т.д.

Установка на служение создает возможность ценностного конфликта, если социолог понимает, что, выполняя требования заказчика, оказывая ему услугу, он грешит против собственных убеждений и идеалов (например, способствует нечестной игре в ходе предвыборной кампании).

Возможны два типа личностного включения социолога в выполнение заказа: по типу «работы на хозяина» (когда выполняются все требования и пожелания заказчика, социолог действует в русле целей заказчика) и через самоопределение в ситуации заказа. Последнее означает, что социолог имеет некоторую собственную личностную позицию по отношению к полю взаимодействия с заказчиком, имеет собственные цели и реализует их. Например, видя, что заказчик неверно понимает собственную ситуацию и причины собственных трудностей, ставит себе задачу изменить представление у заказчика, тем самым подводя его к необходимости осуществления работ совсем другого рода, чем те, на которых заказчик настаивает в данный момент.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >