Особенности и этапы взаимодействия социолога с заказчиками работ разного типа

Взаимодействие с заказчиком исследований

Особенности взаимодействия социолога с заказчиком исследований в значительной мере определяются не самим типом заказа, но и ситуацией заказа: кто является заказчиком, для чего ему нужно исследование и т.д. Ниже речь пойдет, во-первых, об исследованиях, финансируемых научными фондами, государственными, общественными, частными; во-вторых, об исследованиях как диагностической части заказа на консультирование и, в-третьих, о заказе на прикладное исследование с целью получения социологической информации (например, посредством изучения общественного мнения с целью разработки программы маркетинга).

Исследования, финансируемые научными фондами, государственными, общественными, частными, обычно выбираются из представляемых проектов на конкурсной основе. Победители получают гранты на проведение заявленных работ. Поэтому получение высоких экспертных оценок всех характеристик планируемого исследования и, в первую очередь, утверждение проекта можно считать главным критерием успешности данного типа взаимодействия социолога с заказчиком. Этапу оформления заявки на грант среди всех этапов взаимодействия социолога с заказчиком такого рода ниже будет уделено главное внимание.

Особенность формы взаимодействия с заказчиком -предъявление письменного текста социологом и его экспертная оценка - задает и требования к взаимодействию. Успех взаимодействия при этом в значительной степени определяется соответствием подаваемого проекта нормативным требованиям, а также умением социолога в рамках заданной формы предъявить свою квалификацию и интересное содержание в стилистической манере, «цепляющей» сознание заказчика. (Оставим в стороне те случаи, когда гранты распределяются среди «своих», и фактически никакого конкурса проектов нет).

Типичными критериями экспертной оценки потенциальным заказчиком представляемых программ исследований или заявок на грант являются следующие: соответствие тематике и целевой задаче фонда, а также проработанность, качество, реализуемость проекта.

Существуют правила написания исследовательского проекта и заявки на его финансирование. В основном они те же, что предъявляются к грамотному социологическому исследованию. Они могут видоизменяться в зависимости от конкретного заказчика, но ведущие требования являются устоявшимися и встречаются почти всегда. Кроме того, социологу для достижения успеха при взаимодействии с заказчиком в ситуации экспертизы и отбора исследовательских проектов важно учитывать факторы психологического воздействия текста на эксперта. Далее будут описаны некоторые советы, помогающие эффективно представить проект исследования заказчику. Более подробную информацию можно найти в литературе [7; 68; 71; 99 и др.].

Прежде чем писать развернутую программу исследований (на 10-12 страниц), рекомендуется описать общий замысел на двух стандартных страничках. Это дисциплинирую щий документ, который заставляет нас собрать вместе собственные мысли, сформулировать их для себя в жесткой форме, т.е. кратко, понятно изложить замысел, средства и ожидаемый результат исследования. У такого программного документа есть и другая функция - объяснить другим свои намерения. Чем больше коллег мы сможем вовлечь в диалог по поводу наших замыслов, тем лучше окажется проект.

Развернутая программа исследования будет основным предметом внимания и оценки потенциального заказчика. Необходимо правильно описать предмет и объект исследования, не подменяя предмета объектом. Объект исследова-ния - то, что мы собираемся изучать (например, явление безработицы или бедности). А предмет исследования есть указание на проблему, которая, если не решается, то, как минимум, ставится автором. Исследовательская проблема - не есть социальная проблема (например, проблема безработицы), не есть проблема изучаемых групп людей, она также не может состоять в нехватке данных или неполном знании о каком-то явлении. Исследовательская проблема это некое несоответствие наших знаний об объекте другим знаниям о нем, обыденным представлениям, практике, данным эмпирических исследований. Таким образом, проблема принадлежит пространству знаний, это указание на разрывы в знаниях, подходах, моделях социальной действительности, которые обнаруживаются при их практическом использовании или в ходе теоретической работы.

Но поскольку предложение проекта на экспертизу заказчику - коммуникативная ситуация, в формулировке проблемы, цели, задачи исследования все должно быть не просто правильно, должно быть также нечто «цепляющее» читателя. Например, что-то удивительное, неожиданное или, по крайней мере, неочевидное. Нужен вопрос, на который мы не в состоянии дать немедленный ответ. Этот вопрос может стать «крючком», за который цепляется интерес к нашему исследованию со стороны других. Экспертом будет не обязательно узкий специалист, занимающийся тем же делом, что и мы (такой бы отнесся с вниманием и к простому повествованию), поэтому следует не забывать о коммуникативных приемах, которые помогут заинтересовать нашей проблемой других коллег. Полезным коммуникативным приемом может оказаться также следующий: демонстрация автором исследовательского проекта глубокого личного интереса к проблеме, к объекту исследования и аргументация того, что поднимаемые вопросы могут представлять интерес и иметь значение не только для него. Это позволяет эксперту почувствовать, что исследователь готов вкладывать в проект личное время и частицу собственного «я».

Далее необходимо правильно формулировать цели: излагать проблемы в одном коротком предложении без тавтологии и ритуальной пустоты целеполагающих фраз. Задачи выступают как продукт творческого уточнения исследовательской цели. Цель разбивается на пять-шесть подцелей (или задач), которые, во-первых, определяют основные содержательные разделы работы, а во-вторых, имеют более конкретный и операциональный характер. Задачи служат содержательному разворачиванию объекта исследования и мостиками к основным исследовательским гипотезам.

Экспертом положительно воспринимается способность социолога сузить и ограничить объект предполагаемого исследования реальными возможностями получения данных, доступа к респондентам. Это позволяет по достоинству оценить ясность представлений социолога об объекте исследования и поверить в его способность выполнить поставленную задачу. Возможными критериями ограничения объекта могут быть территориальные, хронологические, демографические и т.д.

Далее в ходе взаимодействия социолога с заказчиком в ситуации экспертизы и отбора исследовательских проектов необходимо ясно продемонстрировать методологическую и научно-теоретическую базу и традицию, с которой соотносит себя автор проекта. Это указывает эксперту на приверженность социолога профессиональному сообществу и владение культурой научной или научно-практической работы. Способность вписать поставленную проблему в существующие концептуальные контексты более значима для успешного взаимодействия с потенциальным заказчиком, чем претензии на оригинальность и тем более - самовосхваление и подчеркивание исключительности, глубокой оригинальности работы.

Еще один пункт, обязательный для большинства исследовательских программ, - формулировка гипотезы, которая должна содержать предположение о наличии и характере связи между признаками, будь то каузальная, функциональная, корреляционная или еще какая-нибудь связь. Желательно, чтобы в гипотезе не просто фиксировалась связь между двумя и большим числом признаков, но содержался и объясняющий элемент. Нити гипотез тянутся от исследовательской проблемы. А проблема - это указание на некоторое напряжение, которое ищет своего выхода. И ближайший выход проблема находит именно в гипотезе, которая в том или ином приближении операционализирует проблему. Гипотетические высказывания не снимают проблемы, но предлагают модель и прообраз ее решения.

Самая распространенная причина, по которой заказчик отклоняет исследовательские заявки и не финансирует проекты, связана с тем, что социологи пренебрегают таким правилом: вместо того чтобы целиком погружаться в описание того, что будет сделано, следует сконцентрировать основные усилия на разъяснении того, как это будет достигаться [68, с. 24]. Недостаточное описание принципов отбора литературных источников, сформировавших концептуальную и информационную базу исследования, принципов построения выборки и ступеней выделения основных единиц наблюдения, центральных методик, инструментария планируемого исследования является самой распространенной причиной, по которой отклоняются исследовательские заявки и не финансируются проекты. Если автор только указывает на существование у него совершенно оригинальной методики, это выглядит подозрительно, следует растолковывать, в чем ее специфика по сравнению с уже имеющимися инструментами.

Далее эксперту как представителю заказчика важно оценить описание подробного плана и графика работ. Хорошо, если социолог демонстрирует «научные заделы»: участие в проектах по смежной теме, научных публикациях, а также собственные ресурсы (институциональную и профессиональную поддержку, выражаемую, прежде всего, в возможности «прикрыться» брендом какой-нибудь организации, легко распознаваемой в экспертном сообществе). Это служит дополнительным фактором позитивного отношения потенциального заказчика к проекту.

Затем должна следовать грамотно составленная смета, отвечающая требованиям полноты, правдоподобия, конкретности в описании расходов и аккуратности (безошибочности) расчетов. Запросы должны быть разумными. Лучше всего попытаться получить дополнительную информацию о том, каковы стандарты (обычные нормы расходов), установленные данной организацией-донором. Они обычно есть, даже если не прописаны в официальных инструкциях.

Программа написана. Необходимо также получить рекомендации. В правильно составленных рекомендательных письмах характеризуются связи рекомендующего с автором предлагаемого проекта, описываются личные качества последнего и дается заключение с указанием конкретного адресата рекомендации.

Автор, имеющий опыт экспертизы исследовательских проектов социологов, добавляет важные штрихи к картине взаимодействия социолога с заказчиком. Он показывает, как выглядит взаимодействие с социологом - автором исследовательского проекта с позиции эксперта: «Что такое экспертиза? Это оценка качества проекта, риска, связанного с его реализацией (или нереализацией). Причем, ставя высокий балл, эксперт берет на себя часть ответственности, и ошибаться никто не хочет. Поэтому, вместо того чтобы оценивать гениальность наших мыслей, эксперт стремится понять несколько “простых” вещей. Первое, вменяем ли автор в клиническом и профессиональном смысле. Второе, разбирается ли он(а) в предмете, о котором идет речь. Третье, знает ли он(а), что будет делать и в какой последовательности. Четвертое, есть ли у автора какой-то опыт подобной работы. Иными словами, способен ли автор исполнить обещанное в заявке хотя бы наполовину (ибо все привычно обещают сверх всякой меры). Не подведет ли автор, не подмочит ли репутацию эксперта?

Любая заявка - своего рода кот в мешке. Мы должны сами приоткрыть мешок и дать взглянуть на содержимое. Иначе, скорее всего, эксперт с тихим вздохом отложит нашу заявочку и, забыв о ней, перейдет к следующей» [68, 30].

После одобрения представленного проекта и после проведения исследования наступает заключительный этап взаимодействия социолога с заказчиком. Во-первых, заказчику предоставляется письменный отчет, итоговый текст (в том числе в виде статей, книг, учебных эссе и т.д.). Во-вторых, результаты проведенной работы могут по требованию заказчика презентироваться в устной форме: на конференции, семинаре, защите диссертации и т.п. И та и другая формы отчетности должны соответствовать принятым нормам. Например, в тексте должны правильно оформляться библиографические списки, ссылки и сноски, графики, таб лицы и рисунки. Но, конечно, текст прежде всего должен быть содержательным и ясным. В случае презентации работы в устной форме воспроизводится логика письменного текста. Выступление должно быть понятным для аудитории, лаконичным и законченным. При этом рекомендуется использовать дополнительные возможности для воздействия на аудиторию.

Исследование может быть частью процесса консультирования. И тогда взаимодействие социолога с заказчиком будет иметь свои особенности [88, с. 140-195]. Исследование, являющееся составной частью консультирования, направлено, как правило, на установление диагноза, проблемы, устранению которой и должно служить консультирование.

Исследованию предшествует предварительный диагноз проблемы, который формулируется в результате анализа, экспертной оценки информации из различных источников. Основными источниками являются: опубликованные материалы, внутренние записи и отчеты клиента, документация консультативного подразделения (если клиент обратился туда не впервые), наблюдения и беседы консультанта, а также контакты вне организации клиента (например, с учебными заведениями, управленческими ассоциациями и т.д.). Используются также альтернативные методы сбора и анализа данных. Так, проводятся семинары по выявлению проблем, которые рассматриваются как часть программы повышения квалификации. При таком групповом подходе каждый член группы разрабатывает список проблем, требующих действия, они сравниваются, обсуждаются, и вырабатывается общий. Или технически однородные, функциональные или ведомственные группы рассматривают проблему со своей специфической точки зрения, после чего проводятся семинары с участием представителей разных групп, где и вырабатывается общее видение проблемы. Иногда группе бизнесменов или руководителей передаются методы самодиагностики, с по мощью которых они самостоятельно устанавливают проблему.

После первоначальных контактов с клиентом и предварительного диагноза проблемы составляется план выполнения задания, важнейшей частью которого будет исследование, помогающее более основательно, чем на предшествующем этапе, установить диагноз. При этом надо понимать, чего хочет клиент: получить только информацию или также предложения и рекомендации по оказанию помощи. Исследование, в результате которого будет сформулирован диагноз проблемы, является особым этапом консультирования. Его цель - глубоко изучить проблему, стоящую перед клиентом, выявить факторы и силы, влияющие на данную проблему, и подготовить необходимую информацию для принятия решения о том, как организовать работу по решению проблемы. Важно также понять связь проблемы с общими результатами и целями деятельности организации-клиента, и насколько клиент способен осуществлять изменения и эффективно решать проблемы.

Рекомендуют определять проблему с помощью пяти характеристик:

  • 1) сущность или содержание проблемы;
  • 2) организационное и физическое местонахождение;
  • 3) «владение» проблемой (какие люди - менеджеры, специалисты, рабочие - затронуты проблемой);
  • 4) абсолютная и относительная величина;
  • 5) временная перспектива (с какого времени существует, стабилизировалась, усиливается или ослабевает и т.д.).

Основная задача диагностики - выявить силы и факторы, которые вызывают проблему. На основе предварительной информации или предположения о ее возможных причинах формулируется набор гипотез. Они являются отправной точкой исследования. Сбор данных и их анализ позволит за тем сконцентрироваться на гипотетических причинах. Причем в ходе исследования могут возникнуть новые гипотезы. Особенностью такого исследования является необходимость выявления действительных причин среди множества факторов, связанных с проблемой. Кроме того, на протяжении всего исследования необходимо собирать и анализировать информацию и идеи относительно решения проблемы. Цель диагноза - подготовка к действию. Должна быть обеспечена связь со следующей фазой - планированием действий.

При планировании диагностической фазы следует определить форму и степень участия клиента на каждой стадии. Можно выделить четыре этапа диагностической работы. На первом этапе описывается структура проблемы (ее причины, способность клиента решать ее, возможные направления дальнейших действий). На втором этапе собираются факты, данные. На третьем - проводится их анализ. Четвертым, последним, этапом является обратная связь, включая составление отчета и выводы на основании диагноза.

Источники и пути получения фактических данных могут быть разные. И они могут иметь три формы: записи, события, память. Записи - это факты, хранимые в форме, пригодной для записи (документы, отчеты, публикации и т.д.). События - это поддающиеся наблюдению действия и сопутствующие им обстоятельства. Память - много информации хранится в памяти людей, можно подойти и спросить, и люди делятся знаниями о месте своей работы, сообщают идеи относительно необходимых и возможных усовершенствований и т.п.). Безусловно, используются все традиционные социологические методы сбора информации: наблюдение, анализ документов, вопросники, беседы, фокус-группы и т.д.

На этапе анализа полученных данных они систематизируются, анализируются полученные связи. При этом важно не просто установить корреляции, но выявить причинно-следственные зависимости. Есть трудности и недостатки причинно-следственного анализа: часто наблюдаются условия, которые влияют друг на друга, иногда трудно выделить основную причину, так как есть цепь причин и следствий, наконец, возможны множественные причины одного следствия и множественные следствия одной причины.

Последний этап исследования - обратная связь подразумевает, что клиенту предоставляется информация, собранная, проанализированная и отобранная консультантом. Обратная связь - одновременно и метод вмешательства, применяющийся для того, чтобы вызвать изменения. Она не означает, что клиент подвергается оценке. Нужно избегать оценочных суждений. Сам клиент должен быть способен делать выводы на основании отобранной и объективно представленной информации. Обратная связь должна также указывать, что может сделать клиент для решения проблемы и намечать направления поиска возможных решений. Формы обратной связи могут быть разными: индивидуализированная устная беседа с ведущими клиентами организации, письменная информация (отчеты). Распространенной формой являются также встречи с различными группами в организации-клиенте, которые высказывают свое отношение к проблеме и подходу и могут помочь получить ценную дополнительную информацию.

На этом фаза диагностики заканчивается. После фазы диагностики может приниматься решение, будет ли продолжено задание и каким образом.

Вслед за диагностической фазой в процессе консультирования может следовать фаза планирования действий и затем фаза их осуществления. Существуют задания, которые заканчиваются в фазе диагностики и не имеют продолжения. В таких случаях диагностический отчет служит также итоговым отчетом.

Что касается этапов взаимодействия социолога с заказчиком в ситуации заказа на прикладное исследование с це лью получения социологической информации (например, путем опроса общественного мнения для разработки программы маркетинга), их особенности и количество зависят от конкретного случая. Иногда заказчик приходит с готовым техническим заданием (и заказчиков, способных сформулировать ТЗ, в России становится все больше), задает жесткие критерии проведения исследования, в том числе методы работы и конкретные методики, и хочет получить статистически обработанные результаты. Даже интерпретация для него не столь важна, он ее в состоянии провести сам. Такие заказы возможны, если в штате организации-заказчика есть специалисты-социологи (например, консультанты), но нет достаточного ресурса для выполнения объемного исследования.

Но в практике нередки другие случаи, когда клиент только чувствует проблему и, обращаясь к социологу-исследователю, не вполне понимает, тот ли это специалист, который способен ему помочь. В этом случае растягивается этап взаимодействия, предшествующий заключению контракта. Социологу, занимающемуся прикладными исследованиями, в ходе первых контактов с потенциальным заказчиком придется определять, его ли это случай или для решения проблемы необходимо выполнять консультирование, обучение и другие типы работ, а также необходимо привлечь специалистов другого, несоциологического профиля. В то же время важно выделить тот аспект проблемы заказчика, который требует прикладного социологического исследования. Это именно тот случай, когда приходится декомпозировать проблему заказчика на задачи, которые решаются специальными методами. Но также надо суметь объяснить заказчику свой ход, свое предложение, убедить его в обоснованности, показать выгоды и то, как результаты исследования, наряду с какими-то иными мерами, могут служить решению проблемы.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >