ТЕХНОЛОГИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛЕЧЕБНО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО СЕРВИСА

Технология организации и проведения научных исследований в рекреации и туризме

Люди издавна пытались объяснить существование общества. Как возникает общество? Как оно развивается? Куда оно идет в своем развитии, каковы его перспективы?

На ранней стадии общественного развития основным способом понимания мира является мифология. С помощью мифа прошлое связывалось с настоящим и будущим, обеспечивалась духовная связь поколений. Наряду с мифологией свои ответы на вечные вопросы бытия искали возникшие позднее религия и философия. Индия и Китай наряду с Грецией стали теми очагами древней цивилизации, где впервые зародилась философская картина мира.

Первым источником философской мудрости в Древней Индии стала так называемая ведическая литература («веда» -это знание) - обширный набор текстов, которые составлялись в течение девяти столетий (1500-600 годы до н.э.). Как считали древние мыслители, многообразный мир Вселенной заполнен людьми и духами. Они населяют не только Землю, но и многочисленные космические миры, Солнце и звезды. Люди, животные, растения, реки, ветер, облака - все имеет живую бессмертную душу. Таким образом, для древних индийцев зависимость и взаимосвязанность жизни Человека, Земли и Космоса были очевидны.

Наряду с философскими воззрениями, проповедовавшими созерцательную пассивность человека, в Древнем Китае появились учения, в центре которых была личность. Это, прежде всего, относится к философской школе Конфуция (551-479 годы до н.э.). Отождествляя общество с государством, он утверждал, что отношения в обществе должны регулироваться не столько природными силами или правовыми средствами, сколько моральными нормами.

Яркую и содержательную страницу в историю развития знаний и представлений о человеке, общественных формах его бытия вписали философы античности Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Эпикур-их имена и идеи до сих пор не стерлись в памяти человечества. В трудах античных философов образный стиль мышления уже соседствует со стремлением использовать строгие понятия и логически стройные умозаключения. Рассмотрим более подробно взгляды Сократа, Платона и Аристотеля на общественное устройство.

Сократ (470-399 гг. до н.э.)-древнегреческий философ, один из родоначальников диалектики (диалектика - наука о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления). Считал, что цель философии - самопознание как путь к постижению истинного блага.

Платон (428/427-345/347 гг. до н.э.)-древнегреческий философ, ученик Сократа. Пытался понять причины возникновения неравенства людей, несправедливости в организации общественной жизни. Разрабатывал диалектику. Сочинения: «Апология Сократа», «Государство» и др. В своих произведениях Платон нарисовал идеал справедливого государства, которым руководят одаренные и хорошо подготовленные, высоконравственные лица. Однако в представлениях Платона не государство существует ради человека, а человек живет ради государства.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.)-величайший древнегреческий ученый. Сочинения Аристотеля охватывают все отрасли тогдашнего знания. Об этом красноречиво говорят названия его трактатов: «Физика», «О возникновении животных», «О душе», «Политика», «Риторика», «Поэтика» и др. Развивая идеи Платона, Аристотель выделил наряду с государством семью и селение как особые типы общения, но государство поставил над всем.

Однако если подчеркивать роль знания в качестве ведущего фактора, определяющего действия человека, то истоки этого подхода нужно искать в конце XVI века. После открытий Николая Коперника (1473-1543) наиболее значительным успехом нового эмпирического (основанного на опыте) естествознания стала перестройка физического знания, осуществленная Галилео Галилеем (1564-1642). Свою законченную, классическую форму механистическое описание мира приобрело в работах Исаака Ньютона (1643-1727). Им же была дана и приближенная к современной трактовка эксперимента. В господстве человека над природой видел цель науки один из основателей философии Рене Декарт (1596-1650). Таким образом, в процессе своего развития человечество начало осознавать неразрывную связь природы и общества, их взаимное влияние друг на друга. Именно конец средневековья ознаменовался вступлением человечества в новую эру научного и технического прогресса. Среди важнейших технических изобретений, существенно изменивших жизнь общества в Европе, а затем и за ее пределами, следует назвать компас, порох, книгопечатание, автоматические часы. Это было время великих географических открытий, время возрождения гуманистических идеалов античной науки.

Сегодня важнее сознавать, что общество состоит из огромного количества составляющих его элементов и подсистем, которые обновляются и находятся в изменяющихся связях и взаимодействиях. Подсистемами являются, прежде всего, сферы общественной жизни. Среди них выделим: 1) экономическую (отношения в процессе материального производства), 2) социальную (взаимодействие классов и социальных групп), 3) политическую (деятельность государственных организаций и политических партий), 4) духовную (развитие и взаимодействие науки, искусства, образования).

Общественная жизнь сложна и многообразна, поэтому ее изучают многие науки, и каждая из них рассматривает определенную область общественной жизни или окружающей нас природы. Система наук условно делится на естественные, общественные и технические науки. Естественные науки включают физику, химию, математику, биологию, географию, гидрологию и др. Общественные, или гуманитарные науки (термин «гуманитарные» науки произошел от латинского «Homo Sapiens» - человек разумный) объединяют историю, психологию, педагогику, философию, политологию, социологию, этику, эстетику и др. К техническим наукам относятся автоматика, машиноведение, гидравлика, электроника и др.

Наука - один из видов познания, в процессе которого формируется система научных понятий о явлениях и законах природы и общества. Наука - одна из сфер человеческой деятельности, функция которой - выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Наука как особая форма общественного сознания возникла на достаточно высоком уровне развития общества. Она (наука), в свою очередь, преобразует не только производственные силы, но и социальные институты и общественные отношения. Все более активно наука воздействует на духовную жизнь общества. Как особая форма общественной практики наука представляет собой систему, включающую подсистемы: теорию, методологию, практику, кадры ученых, обладающих необходимыми знаниями, и подсистему, обеспечивающую получение, хранение, тиражирование и передачу знаний.

Непосредственная цель науки - описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов, т. е. научное изучение действительности представляет собой исследовательский процесс, направленный на установление новых фактов и закономерностей.

Научное исследование-это процесс или способ получения и создания новых знаний, один из видов познавательной деятельности людей. В настоящее время научное исследование уже не связывается только с научной деятельностью, а выступает как фактор профессионализма, образования и уровня мышления человека.

Научный метод, понимаемый в широком смысле, будет разным в естественных и гуманитарных науках в силу их специфики. Так, естествознание имеет дело с материальными объектами природы и носит преимущественно описательный характер. Критерием научности в этом случае является подтверждаемость теории эмпирическими данными. Гуманитарные науки имеют дело с ценностями, определяющими поведение людей, а разрабатываемая теория позволяет это поведение прогнозировать. Ценности являются идеальными объектами, их можно лишь сопоставлять, выявляя наиболее эффективные.

Другими словами, в естествознании предпочтение отдается той теории, которая лучше подтверждается фактами. В гуманитаристике теории ранжируются по степени их эффективности.

Научное исследование также характеризуется целенаправленностью, системностью, строгой объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, обоснованностью обобщений и выводов.

Учитывая логику построения научных исследований, особенности получения информации об объектах и явлениях, научная работа может осуществляться на эмпирическом и теоретическом уровнях.

Эмпирическое исследование характеризуется накоплением объективной информации об изучаемых объектах и явлениях. Для этого используются наблюдения, опросы, проводятся разнообразные эксперименты. Результаты исследования подвергаются математико-статистической обработке и анализу, что позволяет делать строго определенные выводы и рекомендации. Практическое исследование дает науке фактический материал, подлежащий теоретическому осмыслению. Образует с теорией диалектическое единство.

Теоретическое исследование предполагает высший синтез накопленных знаний, аналитическое осмысление фактов, создание научных концепций и построение теорий. Теория (от греческого theoria - рассмотрение, исследование) выступает как система основных идей в той или иной отрасли знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности. Теоретическое исследование, как и любое другое, является следствием несоответствия между имеющимися знаниями и объективными запросами практики, т.е. возникает потребность в новых, более глубоких и полных знаниях.

Для этого необходимо проанализировать всю совокупность (по возможности) имеющихся научных данных в области предполагаемых исследований или работ ведущих специалистов, занимающихся интересуемой проблемой, с целью сопоставления их с положением дел в соответствующей отрасли практики. На основе такого анализа выявляется проблемная ситуация, которая конкретизуется в исследовательских задачах.

Основное различие между эмпирическим и теоретическим исследованием заключается в том, что эмпирическое исследование, непосредственно соприкасаясь с объективной реальностью, отражает явления, процессы и отношения между ними, а теоретическое, опираясь на данные эмпирического знания, раскрывает существенные и закономерные связи явлений изучаемой действительности.

Наиболее распространенным является также деление исследований на фундаментальные и прикладные. Фундаментальные исследования являются важным самостоятельным направлением научной работы и играют ведущую роль как в самой науке, так и в процессе их использования в производстве и общественной жизни людей. Прикладные исследования включают опытно-конструкторские работы, которые ведутся в интересах разработки инновационных технологий, новых методов обучения и воспитания.

Достижения любой науки в значительной степени определяются развитием ее методического аппарата, позволяющего добывать всё новые и новые факты и на их основе строить научную картину мира.

Понятно, что в успехе исследовательской деятельности методология играет определяющую роль. Методология - это учение о принципах построения, формах и способах научного познания, своеобразная программа исследования, результат всесторонней предварительной разработки той или иной темы, изучения проблемы. По существу общая методология исследования - алгоритм решения исследовательских задач в целом с использованием определенных методов научного познания на конкретных этапах выполнения работы.

В связи с этим можно построить определение понятия «методология исследования» следующим образом. Методология исследования - это логическая организация деятельности человека, состоящая в определении цели и предмета исследования, подходов и ориентиров в его проведении, выборе логики, средств и методов, определяющих наилучший результат, а также критериев оценки его качества.

Для того чтобы вести научно-исследовательскую работу, необходимы научные кадры - ученые и другие лица, выполняющие исследовательскую работу. Научные кадры обеспечивают поступательное развитие науки и техники. Они не только проводят научно-исследовательскую работу, но и организуют научно-методические конференции, научные школы, накапливают знания и опыт в этой сфере деятельности, передают его следующим поколениям.

В настоящее время в сферу науки вовлекается большая часть населения любой экономически развитой страны. Поэтому важную роль в повышении эффективности научного труда призвана сыграть система научно-технической информации. Информация (от латинского informatio - разъяснение, изложение) - это актуальные сведения, передаваемые устным, письменным или другим способом, которые могут использоваться человеком для совершенствования его деятельности и пополнения знаний.

Информационная система в управлении наукой выполняет комплекс взаимосвязанных функций, а именно: оперативное распространение результатов научных исследований, систематический анализ и обобщение научных и научно-методических материалов, определение перспективных направлений научных исследований, составление долгосрочных планов научно-исследовательской деятельности и прогнозов развития науки. С точки зрения функционирования системы научной информации ее структура может быть представлена следующими элементами: сбор, аналитико-синтетическая обработка, хранение, информационный поиск, тиражирование, распространение.

Специфика научно-информационной деятельности заключается в том, что, в отличие от многих других видов человеческой деятельности, ее эффективность зависит не только от квалификации непосредственно занятых ею людей, но и от того, насколько ученые и специалисты, занятые в науке, владеют методами и средствами ее поиска и использования.

Исходя из этого, некоторые специалисты отмечают, что в процессе эволюции самое примечательное изменение произошло именно с запоминанием и передачей информации: если на уровне «до человека» вся информация об истории влияния внешней среды и процессах саморазвития видов запечатлевалась только в их генетическом коде и передавалась из поколения в поколение через наследственность, то на уровне «человек и человеческое общество» с появлением письменности и с развитием техники возникает и постоянно совершенствуется надындивидуальное, внегенетическое накопление информации (библиотеки, архивы, вся ноосфера). Это социальная информация. Как совокупность знаний о природе и обществе она передается последующим поколениям через системы образования и воспитания. Обладая безграничным объемом памяти и возможностями упорядочения, новый способ хранения и накопления информации стал мощным инструментом социального прогресса.

Индустрия туризма настолько многолика и многогранна, что требует применения самых разнообразных информационных технологий, начиная от разработки специализированных программных средств до использования глобальных компьютерных сетей.

Как мы видим, научные исследования и теоретико-методические разработки в современном обществе представляют собой достаточно сложную многопредметную структуру. Поскольку большинство научных исследований ведутся с позиции общей теории систем, следует уточнить понятие «системные исследования». Системные исследования - это научная деятельность по изучению объектов любой природы (социальных, биологических, технических), в ходе которой используются принципы, методы и идеи, соответствующие теории функциональных систем.

Как уже подчеркивалось, существенная роль научных исследований в развитии общества состоит в ускорении процессов получения, распространения и использования обществом новых знаний и технологий. Повышая качество интеллектуальных ресурсов общества, наука тем самым значительно повышает качество жизни.

Основные этапы организации научного исследования. Любое научное исследование может быть представлено в виде ряда этапов. Каждый этап имеет свои, относительно самостоятельные задачи, которые решаются последовательно, иногда и одновременно. Следует отметить, что последовательность этапов исследования достаточно условна, однако их очередность может быть представлена в виде общей схемы:

  • 1. Определение и формулировка проблемы исследования. Началу любого научного исследования предшествует особое соотношение науки и практики, получившее название проблемная ситуация. Это такая ситуация, когда появляются практические вопросы, на которые теория соответствующего объекта не может ответить в силу своей неполноты. Такое противоречие и является движущей силой исследования.

Источником возникновения проблемных ситуаций (и соответствующих проблем) в сфере туризма могут быть: перспективные задачи укрепления здоровья населения и всестороннего гармоничного развития личности, непосредственные инновационные запросы практики, потребности формирования теоретических основ туристики, необходимость изучения новых, ранее не известных видов туризма и отдыха.

Проблемная ситуация порождает проблему, т. е. осознание исследователем этих запросов практики, их ясное понимание и четкую формулировку. Если, как уже отмечалось выше, проблемная ситуация является движущей силой исследования, то проблема - ее исходной, начальной точкой. Таким образом, проблема - важная в практическом или теоретическом отношении задача, способы решения которой неизвестны или известны не полностью.

Здесь важно отметить, что проблема по своей природе предполагает в качестве цели получение принципиально нового знания о предмете изучения, которое не могло быть получено применением стандартной теории, ее методов и средств. Любое решение проблемы в науке или социокультурной интеллектуальной практике является актом творчества, эвристики, но не алгоритмических построений дедуктивных доказательств.

Подводя итог сказанному, можно сформулировать основные требования к выявлению и формулировке проблемы исследования. Для того чтобы проблема исследования приобрела реальные черты: а) должна быть выявлена лежащая в основе научной работы проблемная ситуация как объективное противоречие между запросами практики и ограниченными возможностями науки; б) научная проблема должна быть обоснована и четко сформулирована; в) приведен обзор специальной литературы, свидетельствующий о достигнутом наукой уровне теории объекта исследования; г) показаны те практические проблемы (запросы практики), которые являются наиболее актуальными на сегодняшний момент.

Обоснование и формулирование проблем занимает центральное место в методологии исследования. Проблема определяет выбор методов исследования и подходов, предвидение результатов и установление определенных ограничений. Решение проблемы всегда требует творческих усилий, в отличие от решения задачи, которое требует либо знаний, либо типовых схем и алгоритмов.

  • 2. Формулировка темы научного исследования. Количество тем, требующих научной разработки, и теоретически,

и практически, неисчерпаемо. Поэтому выбрать тему исследования действительно нелегко. Однако знание некоторых общих положений, касающихся выбора темы, поможет малоопытному исследователю успешно преодолеть «первую трудность в науке». При выборе темы необходимо: 1) выяснить наличие соответствующей материально-технической и экспериментальной базы для проведения исследования; 2) тему научной работы выгодней увязать с местом своей практической деятельности; 3) объективно оценить накопленный опыт, свои возможности и свой уровень теоретических знаний; 4) определить актуальность избранной темы исследования (она должна находиться в русле общего направления научных интересов в данной области знаний).

Следует особо подчеркнуть, что тема исследования должна отражать предмет и проблему исследования. Знание перечисленных положений позволит правильно выбрать такую по сложности тему, которую под силу будет разработать одному человеку при имеющихся материальных возможностях.

Фактически тема исследования - это формулировка предполагаемого конечного результата исследования, которого нужно достичь, решив проблему. В ходе выполнения работы и с учетом особенностей накопленного эмпирического и теоретического материала название темы можно уточнять и корректировать, приводя ее таким образом в соответствие с полученными данными. Поэтому окончательная формулировка названия складывается ближе к завершению работы, при этом суть исследования должна быть неизменна.

Выбору темы должен предшествовать анализ научных публикаций (монографий, авторефератов диссертаций, статей в научных журналах), содержащих результаты исследований в избранном научном направлении. При этом основное внимание должно быть направлено не столько на то, что уже сделано, сколько на выявление того, что не сделано, не изучено и что предстоит изучить.

Тема возникает в сознании исследователя как результат творческого осмысления возможностей удовлетворения социальных запросов к практике и анализа имеющихся теоретических знаний. Отсюда следует, что тему не выбирают, а формулируют. Для того чтобы сформулировать тему, необходимо провести большую предварительную работу, которая сама носит исследовательский, творческий характер.

Важным критерием при выборе темы исследования является ее перспективность, которая может оцениваться количественными критериями, учитывающими затраты на научное исследование и ожидаемый экономический эффект.

Как только вы сможете четко и обоснованно определить, что вы намерены изучать, это означает, что первый шаг к формулированию темы работы уже сделан. Вы определили объект исследования.

  • 3. Объект и предмет исследования. Тема любого научного исследования связана с объектом и предметом исследования. Выделение и формулировка объекта и предмета исследования осуществляется на основе анализа литературы, состояния практики и проблемы исследования. Необходимо отметить, что не существует единой классификации объектов (направлений) научных исследований в туризме. Кроме того, следует учитывать, что актуальность отдельных направлений исследований может меняться во времени.

Основанием для выбора объекта исследования, в первую очередь, служит несовершенство его теории, т. е. недостаточные объяснительные и прогностические возможности.

В научном познании отражается внешний мир. Познающая и практически действующая реальность называется субъектом познания (от латинского subjectus - находящийся в основе). Это может быть человек, группа людей или общество в целом. Та часть материи, которая включена в познавательную деятельность субъекта, называется объектом познания, т. е. объект противостоит субъекту в его познавательной деятельности. Отсюда объект исследования - это некоторая область реальной деятельности, представляющая собой целостную систему, а это означает, что основополагающим ее элементом является человек, его деятельность.

В методологии объект исследования представляет область научных изысканий, в пределах которой выявлена и существует проблема. Это система закономерностей, связей, отношений, видов деятельности, в рамках которой зарождается проблема.

Даже исследуя технику, нельзя исследовать ее в отрыве от человека и от всех факторов ее использования в его деятельности. В научной практике объект всегда выступает в логической паре «объект-предмет». В связи с этим вводится понятие предмет исследования - это все то, что может находиться в отношении или обладает каким-либо свойством, представляет собой часть исследуемого объекта, за рамки которого он не выходит. Можно сказать, что объект исследования дает ответ на вопрос «что рассматривается?», а предмет исследования - «как рассматривается объект, в каких отношениях, связях, аспектах, функциях?».

Понятия «объект» и «предмет» исследования являются относительными, а это означает, что в зависимости от уровня рассмотрения явления, то, что в одном исследовании является предметом, может служить объектом другого исследования.

4. Формулировка цели и определение задач исследования. Методология любого исследования начинается с выбора, постановки и формулирования его цели. Формирование цели состоит в том, чтобы кратко и содержательно раскрыть искомый результат работы, искомое решение проблемы.

Формулировку цели исследования можно начинать со слов: «раскрыть закономерности (тенденции, подходы...)»; «разработать методику (требования, способы, технологию. ..)»; «обосновать систему (методику, технологию, концепцию. ..)»; «выявить особенности (возможности, критерии, тенденцию...)» и т. д.

Таким образом, можно заключить, что конечной целью любого научного исследования является получение нового знания о тех или иных явлениях реальности.

Очень важным моментом является формулировка конкретных задач научного исследования. Почти каждая тема исследования, как бы конкретно она ни была определена, может иметь несколько вариантов решения. Определив цель исследования, необходимо четко и, по возможности, кратко сформулировать задачи исследования. Число задач, как правило, должно быть примерно 3-5, в качестве которых выступают структурно-логические компоненты исследования. То есть каждая из задач исследования раскрывает ту сторону темы, которая подвергается изучению. Определяя оптимальное число задач, следует учитывать их логическую связь. Каждая поставленная задача должна иметь решение, отраженное в одном или нескольких выводах.

Задачи исследования определяют содержание основных этапов научной работы и решаются в логической последовательности, позволяющей наиболее экономичным и надёжным путем достичь цели исследования.

5. Гипотеза исследования. Параллельно с выявлением и формулированием проблемы исследования ведется поиск и делаются первые предположения о путях решения проблемы и ожидаемых результатах, т.е. создается гипотеза исследования. Такое предварительное решение вопроса позволяет качественно разработать план исследования.

Гипотеза (предположение) - предположительное суждение о закономерной связи между изучаемыми явлениями и процессами, подлежащее проверке путем проведения научного исследования. Любая гипотеза как предположение носит характер вероятности. Однако подобная вероятность должна обладать логической обоснованностью. С этой целью выдвигаются и анализируются все логически возможные варианты гипотезы. При этом теоретическая и практическая состоятельность каждой гипотезы повышается, если при ее разработке учитывались следующие положения: 1) гипотеза должна обладать принципиальной проверяемостью; 2) разработанная гипотеза должна объяснять тот круг вопросов, которые составляют сущность изучаемого явления (т. е. должна быть непосредственно связана с проблемой исследования); 3) гипотеза должна определять функционально полный состав параметров анализируемой системы и учитывать предельно возможные значения этих параметров, детерминируемые реальными условиями среды; 4) гипотеза при этом должна быть принципиально проста и непротиворечива.

Путем выполнения названных выше процедур отбирается наиболее вероятная гипотеза - рабочая. В дальнейшем рабочая гипотеза подвергается дополнительной аналитической и экспериментальной проверке.

Различают два вида гипотез-описательные и объяснительные. Описательные гипотезы - это предположения о существенных свойствах и характеристиках изучаемых объектов, явлений и процессов. Они чаще всего отражают эмпирические факты и выражаются в абсолютных числах, процентах, средних величинах. Такая гипотеза ограничивается предположением о том, что одно из средств (методов, приемов) будет более эффективно, чем другие, но без объяснения механизма этого явления. Объяснительные гипотезы - это обоснованные предположения относительно наличия связей и причинно-следственной зависимости между фактами и явлениями. Обычно объяснительные гипотезы предусматривают силу связи между двумя исследуемыми признаками: причиной и следствием.

В процессе обсуждения проблемы гипотеза должна быть либо доказана, либо опровергнута, либо просто подтверждена фактами. Если гипотеза доказана, она теряет вероятностные, предположительные характеристики. Значит, проблема не является нестандартной задачей. Опровергнутая гипотеза должна быть, конечно, отброшена. Наиболее простой способ опровержения гипотезы - это демонстрация несоответствия конкретизирующих следствий из проверяемой гипотезы наблюдаемым фактам действительности. Если гипотеза не доказуема, но и не опровергнута, то для того чтобы ее принять, ее следует подтвердить фактами. Подтвержденная фактами, но недоказуемая гипотеза становится новым постулатом теории, концепции, расширяя и обогащая их содержание.

6. Изучение состояния исследуемой проблемы на основе анализа научных и учебно-методических работ. Подготовка любой исследовательской работы немыслима без изучения специальной научно-методической литературы. Умение работать с литературой - важное условие успешного проведения исследования. Знакомиться с литературой целесообразно в следующей последовательности: нормативные документы (вначале законы, затем подзаконные акты), научные издания (книги, диссертации, научные статьи, тезисы) и статистические данные.

Первоначальное ознакомление с научно-методической литературой даст возможность разобраться в важнейших проблемах выбранной темы исследования, оценить степень изученности проблемы другими исследователями, выработать методологический подход к решению поставленной проблемы и приступить к планированию своей деятельности по написанию работы.

Для целенаправленного поиска литературы в библиотеках имеются каталоги (алфавитные и систематические). Источником информации могут служить журнал «Книжная летопись», «Летопись авторефератов, диссертаций», «Летопись журнальных статей», реферативные журналы Института научной информации РАН и многие другие научные издания.

7. Выбор методов исследования. Выбор методов исследования определяется, прежде всего, конкретными задачами научной работы. Метод - это способ достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи. Поэтому определение методов исследования является одной из ключевых позиций научного исследования.

В практике проведения исследований, направленных на решение задач теории и методики социально-культурного сервиса и туризма, применяется большое количество методов. В зависимости от цели и задач, вы можете выбрать любой метод научного исследования. Однако следует отметить, что современные знания еще не позволяют дать обоснованную классификацию основных методов исследования в туризме. Можно говорить об их условной группировке. Тем не менее она позволяет оценивать возможность каждого метода и выбрать тот, который в наибольшей степени отвечает задачам исследования.

Известны разные подходы к систематизации методов научного исследования. Например, в соответствии с принятыми в науке эмпирическим и теоретическим уровнями познания предлагается различать две группы методов: эмпирические и теоретические.

Эти группы методов включают в себя: 1) эмпирические методы, изучение научной литературы и документов, педагогическое наблюдение, опрос, тестирование, методы экспертной оценки, эксперимент; 2) теоретические методы: историко-генетический метод, метод моделирования, сравнения, обобщения, аналогий, мысленного эксперимента, систематизации и др.

Исходя из объективной реальности и стремления постичь вещь такой, какая она есть в совокупности ее многообразных связей, методы научных исследований в туризме можно условно разделить на пять групп: 1) методы сбора текущей информации (объективное наблюдение, хронометрирование, опрос, контрольные испытания, регистрация и анализ технологических процессов и продуктов деятельности человека); 2) методы получения ретроспективной информации (анализ литературных источников, документов отчета, планирования и архивных материалов); 3) методы организации и изучения технологических процессов в опытных группах или лабораторных условиях (эксперимент); 4) специфические (дисциплинарные) методы исследования; 5) методы математической обработки данных (результатов исследования).

8. Организация исследований. Организация научных исследований предусматривает создание обстановки, соответствующей задачам исследования. Описывая организацию исследования в научной работе, следует обязательно осветить следующие вопросы: 1) где, когда и сколько времени проводилось исследование; 2) какой контингент или объект избран для исследования (количество человек, их возраст, пол, квалификация, профессия и т.д.); 3) подробно описать конкретный метод исследования, который применялся, а также ход и порядок использования той или иной инструментальной методики; 4) какую последовательность предусматривала организация исследования (предварительный и основной эксперимент, контрольная и экспериментальная группа); 5) как обрабатывались полученные цифровые данные (описание методов математической статистики).

Описание должно быть четким и по возможности кратким. Не следует перегружать текст описанием второстепенных, малозначительных фактов.

  • 9. Обработка результатов исследования. Результаты каждого исследования необходимо обработать-то есть полученные данные необходимо привести в определенную систему, подвергнуть анализу, после чего сделать соответствующие выводы. Главное, в процессе анализа должны быть отброшены случайности и выявлены закономерности.

Использование математической статистики в научных исследованиях не самоцель, а одно из эффективных средств познания объективных законов развития общества и человека. Поэтому оно будет оправдано и действенно только тогда, когда будет опираться на умелый и разносторонний качественный анализ.

  • 10. Литературно-графическое оформление. Выполнение основных правил оформления любой научно-исследовательской работы повышает культуру представления научных результатов. Работа становится более доступной для чтения, приобретает ту форму, которая позволяет сравнивать ее с результатами других исследований и, что самое важное, практически использовать.

Оформление научных работ удобнее выполнять на компьютере с использованием современных текстовых и графических редакторов. Преимущество такого оформления выражается не только в повышении его качества, но и в простоте исправления неточностей и ошибок, в возможности выполнения самых сложных расчетов, рисунков, графиков, диаграмм и таблиц.

  • 11. Подведение итогов. Следует помнить, что выводы-это совокупный итог любой научной работы, полученный

в процессе решения задач исследования, поэтому их оформлению необходимо уделять максимум усилий. Выводы должны быть четко сформулированы и приводятся в научной работе в виде обязательного заключительного раздела.

Выводы логически завершают проведенные исследования и представляют собой абстрактное выражение какой-либо устойчивой закономерности между явлениями. При формулировке выводов необходимо соблюдать некоторые правила. Во-первых, выводы должны быть нетривиальными (не должны утверждать нечто очевидное и даже банальное). Во-вторых, в качестве выводов следует формулировать полученные в работе конечные результаты, а не промежуточные. В-третьих, вывод нельзя подменять декларацией о проделанной работе («рассмотрено», «проанализировано», «изучено» и т.п.). В-четвертых, выводы должны быть по возможности краткими, вытекать из накопленного материала, являясь логическим следствием его анализа и обобщения.

Главное, на что следует обратить пристальное внимание, выводы должны рассказывать о новом знании, которое является результатом научного исследования, а не о проделанной работе. Автор, в итоге своей научной работы, должен сказать примерно следующее: «Сформулированные нами (на основании таких-то полученных в исследовании фактов) специальные требования к профессиональной деятельности офисных работников турфирмы (гидам-переводчикам, инструкторам и т. д.) включают в себя (то-то и то-то), что позволяет...» или «Установленные и обоснованные нами (такие-то) теоретические положения позволяют внести следующие коррективы в программы (методики, технологии, путешествия и т.п.)...»

Исходя из этого, все выводы выстраиваются в определенной логической последовательности, и каждый из них обозначается соответствующим порядковым номером.

Искусство оформления выводов заключается в том, чтобы они носили одновременно конкретный и обобщающий характер. Слишком обобщенная, неконкретная формулировка вывода грозит превратить его в общеизвестное положение, а излишнее стремление придать выводу конкретность путем насыщения его фактическим материалом и доказательной аргументацией может превратить его в простую констатацию результатов исследования.

Для того чтобы экспериментальное, прикладное исследование было полностью завершено, недостаточно сделать научные выводы. Необходимо также, чтобы на основе этих выводов были сформулированы и по возможности внедрены в жизнь практические рекомендации.

Практические рекомендации представляют собой предложения об использовании результатов работы в областях их применения. Рекомендации должны носить адресный характер и быть экономически обоснованы. Если по тому или иному предложению (рекомендации) не может быть рассчитан экономический эффект, то указывается социальная, научная, правовая и другая ценность внесенного предложения.

Практические рекомендации, опирающиеся на результаты исследования, должны быть направлены на объект и указывать способ повышения эффективности его функционирования. Однако практика проведения экспериментальных исследований показывает, что в их итоге часто получаются результаты, не полностью совпадающие с запланированными, и, следовательно, необходимо по окончании эксперимента вновь соотнести их с реальными условиями и потребностями практической деятельности.

Изложение практических рекомендаций произвольное, но они должны быть обоснованными, информативными, емкими и краткими.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >