Проблема уверенности в суждениях

ПРОБЛЕМА УВЕРЕННОСТИ

В СУЖДЕНИЯХ

Актуальность исследований уверенности

Экспериментальные исследования уверенности впервые стали проводиться в области психофизики, с которой вообще началась история психологии как самостоятельной экспериментальной науки. При этом именно состояния уверенности-сомнения при вынесении испытуемым суждений о своих сенсорных впечатлениях явились одними из первых «переменных субъекта», которые стали изучаться в психофизике. Эти работы продолжались на протяжении всей ее истории, хотя и с заметными перерывами. Ведь при решении пороговых задач, где отвечать приходится всегда, несмотря на высокий дефицит стимульной информации, состояние сомнения типично для человека.

Понятие уверенности (см.: Скотникова, 2002) затрагивалось многими отечественными психологами, по его специальные систематические исследования развивались до недавнего времени в основном в педагогической психологии: изучалась уверенность школьников и студентов в себе и своих знаниях в соотношении с успеваемостью. Результаты получены неоднозначные, что, с одной стороны, характерно вообще для исследований соотношений между уверенностью и правильностью исполнения в мировой науке (см. ниже в этой главе), а с другой, видимо, связано с тем, что упомянутые разрозненные и сравнительно редкие работы не были объединены общей строгой количественной методологией, поскольку в них преобладала феноменологическая, описательная фактология (см.: Вайнер, 1990). Анализ литературы показывает, что развитых традиций, выраженного подхода, определенной школы изучения уверенности в российской науке не сложилось.

Заметная активизация отечественных исследований уверенности произошла в последнее десятилетие прежде всего под влиянием бурного развития зарубежных работ в этой области. Исследования уверенности и субъективной вероятности событий стали междисциплинарными, распространяясь на экономику, политику и другие сферы жизни человека, в которых важнейшую роль играет вероятностное прогнозирование. На Западе интерес к этим проблемам резко возрос начиная с середины XX в. и устойчиво удерживается поныне, так как их значимость для понимания механизмов принятия решения велика. Изучение этих механизмов находится в центре внимания зарубежной науки, поскольку в современном мире чрезвычайно возросли психологические нагрузки на человека: стала типичной необходимость для его жизни и деятельности принимать ответственные решения в ситуациях, характеризующихся неопределенностью, связанной с дефицитом или избытком входной информации. Это касается большинства видов сложной профессиональной деятельности (руководителей, предпринимателей, юристов, военачальников, врачей, педагогов и др.). Практическое значение исследований уверенности человека определяется тем, что степень переживания им уверенности-сомнения в значительной мере влияет на то, какое решение будет им принято, правильное или ошибочное, насколько быстро, а также на коррекцию этого решения. Кроме того, во многих жизненных ситуациях с неопределенностью важна нс только правильность суждений, но и степень уверенности в них субъекта. Так, репутация врача пострадает, если он будет часто ставить уверенные диагнозы, которые не всегда оказывается возможным подтвердить (даже если в среднем они подтверждаются, весьма сомнительна уверенность без достаточных оснований); ценность прогнозов экономиста растет для менеджера, если уверенные предсказания оправдываются чаще.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >