Теория стадиального развития русской литературы XI — первой трети XVIII в. и литературных формаций Раздел первый. О принципах периодизации и построения истории русской литературы XI — первой трети XVIII в

О периодизации древнерусской литературы

XI — ПЕРВОЙ ТРЕТИ XVIII В.

И ЛИТЕРАТУРНЫХ ФОРМАЦИЙ

Раздел первый

О принципах периодизации и построения истории русской литературы XI — первой трети XVIII в.

  • 1.1. О периодизации древнерусской литературы
  • 1.1.1. Можно ли сейчас утверждать, что существует общепринятое (или уже устоявшееся) мнение о принципах периодизации литературы, будь то мировой или русской? И чем руководствоваться в определении продолжительности того или иного литературного периода? И что принять за единицу деления?

С 20-х годов XIX века[1] и до сих пор доминирует «исторический подход» в построении как всей истории русской литературы, так и отдельно взятой истории древнерусской литературы.

В дореволюционной науке устоялось деление истории древней русской литературы на два больших периода: домонгольский или киевский (XI—XIII вв.) и московский (XIV—XVII вв.). Эта периодизация присутствует в учебных пособиях и курсах лекций по древнерусской литературе профессоров российских университе

тов: В. В. Владимирова[2], А. С. Архангельского, М. Н. Сперанского. Ее придерживался и В. М. Истрин в вышедшем уже в 1922 г. «Очерке истории древнерусской литературы домонгольского периода (XI—XIII вв.)». Но В. М. Истрин обратил внимание на весьма существенную отличительную особенность двух периодов древнерусской словесности — на «внутренний характер» каждого из них: «Если литература XI—XIII вв. во всех смыслах имела характер „общерусский", то литература периода XV—XVII вв., сравнительно с прежней, имела характер уже областной и может быть называема одновременно и северовосточной, и великорусской, и московской. Однако главнейшее отличие между двумя периодами литературы заключается в ее внутреннем характере. В противоположность литературе XI—XIII вв., литература периода XV—XVII вв. была уже идейною. Она оставалась такой же общественной, какой была в XI—XIII вв., но к этой общественности прибавилась уже идейность». Он отметил, что «каждый век имел и свои характерные особенности, которые придают литературе стройность и последовательность развития». Для XV в. это: «расцвет византийского влияния», проявление мистицизма и борьба идей иосифлян и заволжских старцев, «развитие идеи третьего Рима». Две последние переходят в XVI век и дополняются «идеей политического и умственного объединения ... Московского государства» и «идеей освобождения общественно-культурной жизни от господства византийского влияния». В XVII в. наметились «признаки децентрализации в умственном отношении, признаки разделения общества на части», которое превратится во второй половине XVII века в «сильную борьбу двух направлений». Однако намеченный В. М. Истриным подход в изучении «внутреннего характера» выделенных литературных периодов не получил дальнейшего развития и не стал основополагающим принципом при построении истории русской словесности. Литературоведы XX в. вернулись к «историческому подходу» в периодизации истории литературы.

  • [1] Эта тенденция была заложена Н. И. Гречем в его «Опыте краткой истории русской литературы» (1822), в котором он попытался связать периоды развития русской литературы с важнейшими событиями русской истории. 2 По традиции в монографии используется выражение «древнерусская литература», хотя творения русской духовной словесности XI—XVIII вв. нельзя назвать в буквальном смысле «литературными произведениями». Об этом речь будет идти ниже.
  • [2] Владимиров П. В. Древняя русская литература Киевского периода. К., 1901. 2 Архангельский А. С. Из лекций по истории русской литературы. Литература Московского государства (Кон. XV—XVII вв.). Казань, 1913. 3 Сперанский М. Н. История древней русской литературы. Пособие к лекциям. 2-е изд. М., 1914. 4 Истрин В. М. Очерк истории древнерусской литературы домонгольского периода (XI—XIII вв.). Петроград, 1922. С. VII—VIII. 5 Там же. С. VIII—IX.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >