Человек и современная социальная реальность

1. Генезис и развитие гуманитарного императива

Утверждения философов древности о том, что «человек -мера всех вещей» и что «все добро и зло исходят от человека», на пороге нового XXI столетия не утратили глубины своего содержания и приобрели еще большую актуальность и универсальность. Это связано с качественными изменениями в социальной реальности XX в.

Социальная реальность функционирует не по абсолютным законам, а по законам человеческой деятельности. Вне социальных действий человека нет и не может быть никакой социальной реальности. Человек создает социальную реальность и социализирует естественную природу, воздействуя на нее и изменяя ее.

Всё бесконечное многообразие явлений и процессов социального мира сводится к четырем основным видам взаимодействия: экономическому, социальному, политическому и духовнонравственному. В совокупности все основные виды взаимодействия составляют то, что в социологии и обозначается понятием социальная реальность. Социальная реальность выступает на двух уровнях - глобальном и национальном.

Общество может ставить перед собой разные цели, добиваться их осуществления и сознательно конструировать социальную реальность как в глобальном, так и национальном масштабах, которая должна развиваться по законам добра, а не зла, по законам совершенствования человека, а не его психической и физической деградации.

На протяжении всей истории социальной жизни складывались различные основополагающие для каждой эпохи гуманистические императивы, связанные с пониманием человека, его отношения к самому себе и окружающей действительности.

В эпоху Просвещения вошло в обращение понятие «культура». Культура непосредственно связана с нравственным императивом. Нравственный императив по мере развития цивилизации все более обретал черты светскости, являясь следствием осознанной работы человека по самосовершенствованию. В XVIII в. понятие «культура» приобрело смысл - уровень развития духовных и практических навыков различных народов. Тогда же представитель немецкого Просвещения И.Гердер одним из первых ставит вопрос о том, «...в каких чертах следует усматривать культурность? Способствует ли культура счастью людей?»1.

Осмысление данного социального явления имело место уже в древних цивилизациях. Например, древние греки проводили различие между «воспитанностью» греков и «дикостью» варваров, тем самым определяя особенности культуры различных народов. Философы античности сопоставляли «природное» и «нравственное».

В средние века в европейской философии сложился комплекс идей, породивших понятие «цивилизация», тесно связанное с культурой.

Прошло два столетия неустанных философских и эстетических поисков, однако и в XX, и в XXI в. ни одно понятие общественных наук не вызывало и не вызывает такого расхождения во взглядах и многообразия суждений, как понятие «культура» и связанный с нею комплекс идейно-нравственных императивов.

Пристальным вниманием к проблемам культуры характеризуются взгляды философов XX в. С 1871-го по 1919 г. было дано семь определений культуры, с 1920-го по 1950 г. появилось еще 150. В настоящее время насчитывают от 500 до 1000 определений. Это свидетельствует о том, что круг явлений, охватываемых этим понятием, чрезвычайно широк.

В XX в. возникает убеждение, что культура всесильна. По мнению Николая Бердяева, «...не в политике, не в экономике, а в культуре осуществляются цели общества»2. Такому убеждению способствуют те черты культуры, которые признаются большинством современных исследователей. Рассмотрим наиболее важные из них.

Во-первых, культура есть явление социальное. Она не существует «вне человека», следовательно, не может существовать «вне общества». «Культура есть неотвратимый путь человека и человечества. Нельзя миновать его»3.

Во-вторых, культура - это уровень самосознания общества в определенный период человеческой истории. С этой точки зрения культура - исторический процесс, т.е. совокупность постоянно изменяющихся явлений.

В-третьих, культура - процесс творческий. «Вся история человеческой культуры есть цепь последовательных открытий человека»4. Человек творит культуру, культура создает человека.

В-четвертых, культура общества в определенный исторический период представляет собой многоуровневую систему. Это накопленные обществом материальные, духовные ценности и «живая» человеческая деятельность, опирающаяся на оставленное наследие и передающая его новым поколениям.

В-пятых, культура по своей сути диалогична. Она предполагает понимание и освоение феноменов культуры. На этой основе происходит включение в культурный процесс потребителей культуры - народных масс и разных социальных групп. Свободным человека делает профессиональная культура.

Естественная реальность, в отличие от социальной реальности, дана человеку как факт и существует независимо от его воли и сознания. Законы этой реальности, которые изучают и познают естественные науки, не зависят от воли человека. Законы остаются таковыми даже тогда, когда деятельность человека (антропогенный фактор) вступает в противоречие с ними, нарушает и разрушает баланс природы.

Социальная реальность (общество) в ее самых различных разновидностях - результат социальной деятельности человека. В обществе действует большое количество социальных сил, каждая из которых преследует реализацию своих собственных интересов и целей. В результате противоборства этих сил складывается социальная реальность, или реальность общества, к которой осознанно никто не стремился и которую никто не хотел. Будучи раз создана, эта реальность начинает функционировать и развиваться (как в положительном, так и отрицательном смыслах) по своим собственным объективным законам, начинает оказывать определяющее воздействие на характер и содержание социального поведения не только отдельных индивидов, но и их объединений. Все позитивное и негативное, что имеет место в данном обществе (патриотизм и предательство, преступность и наркомания и т.д.), - результат социальных действий личностей, объединенных в социальные группы. При условии качественного изменения социальной реальности законы, определявшие ее существование как таковой, утрачивают силу и перестают действовать. Осуществляется переход к новой социальной реальности.

Человек самостоятельно создает свою социальную реальность, продуктом которой он сам впоследствии становится. Социальная реальность - это объективизация субъективной деятельности человека. В современную эпоху, на рубеже XX и XXI вв., сложилась принципиально новая социальная реальность.

2. Угрозы и риски современной цивилизации

Новая социальная реальность породила ряд негативных социальных и экономических явлений, наличие которых науки об обществе не могут обойти молчанием.

Истощение запасов сырья и усиление парникового эффекта. Происходит разительное расслоение стран и регионов по количеству потребляемого сырья. Например, потребление нефти на одного человека Земли составляет 554 кг в год. При этом в США на каждого человека приходится около 2614 кг, в Канаде - 2415 кг, Заире - 210 кг, в Индии - 62 кг, а в Эфиопии - 14 кг; 43 % добываемых редких металлов расходуется в Японии, 36 % - в США. Если бы 90 % населения Земли приблизились по уровню потребления к США, то добычу сырья на планете пришлось бы увеличить в сотни раз, и весь сырьевой ресурс Земли был бы исчерпан в течение двух-трех десятилетий.

Помимо данной тенденции возникли и стремительно обостряются глобальные проблемы, среди которых первоочередное значение имеют:

• прогнозируемое истощение природных ресурсов нефти как источника наиболее технологичного вида жидких углеводородных энергоносителей для топливной энергетики и транспорта, усложнение горно-геологических условий добычи нефти;

  • • нарастание накопления в атмосфере продуктов сгорания топлива - «парниковых» газов, выбрасываемых растущей энергетикой, промышленностью и транспортом.
  • • развивающиеся страны никогда не достигнут в сложившихся условиях уровня развитых стран. Предел их развития ограничен наличием сырьевых ресурсов.

Вышеперечисленные проблемы поставили человечество перед жизненной необходимостью их решения на основе научных разработок и достижений. Главную роль в их решении отводят науке. Рассмотрим только одну проблему - в частности, неординарные идеи академика РАН Б.И.Каторгина предполагают комплексное и кардинальное решение проблемы утилизации парниковых газов5.

В ходе реализации программы, разработанной российским ученым и его сотрудниками, становится возможным эффект восстановления запасов невозобновляемого природного ресурса -жидких углеводородов за счет возврата тупиковой техногенной эмиссии «парниковых» газов из атмосферы в круговорот углерода, обеспечивая при этом будущую сырьевую базу промышленности.

Возвращение болезней социального неблагополучия6. Высокие концентрации загрязняющих веществ в окружающей среде привели к появлению «экологических заболеваний». Это химическая астма; киришский синдром (тяжелая аллергия, связанная с выбросами от производства белково-витаминных концентратов); синдром тиккеров, который развивается у детей в зонах нефтеперерабатывающей промышленности; общая иммунная депрессия при интоксикации тяжелыми металлами, диоксинами и др.; болезнь Юшо, связанная с действием на организм полихлорированных бифенилов. На Урале появилось заболевание, получившее название «картофельной болезни» (симптом «хлюпающей стопы»); в Алтайском крае обнаружено заболевание, которое назвали «желтые дети».

Рост и характер заболеваемости в России инфекционными болезнями обусловлен рядом причин.

Во-первых, в последние 10-15 лет осложняется эпидемиологическая ситуация и возрастает опасность распространения «классических» инфекций, называемых «возвращающимися, или вновь возникающими». Например, стремительный рост заболеваемости туберкулезом. За последние десятилетия на территории Московской области увеличились показатели по инфекционным и паразитарным болезням, а также по социально значимым заболеваниям (гемоконтактные гепатиты, гепатит В, туберкулез, ВИЧ-инфекция).

Во-вторых, причинами инфекций являются так называемые «отложенные проблемы». Невозможность или нежелание, халатность или непонимание, отсутствие средств или технологий и т.д., через некоторое время приводят к заболеваниям.

В-третьих, официальная статистика в России регистрирует лишь часть опасных инфекционных заболеваний. В последние два-три десятилетия описано более 20 ранее неизвестных инфекционных болезней, многие из которых представляют большую эпидемическую опасность и характеризуются высокой летальностью.

Все инфекционные болезни являются социально опасными, однако среди наиболее тревожных показателей, характеризующих общественное здоровье и являющихся индикаторами общего экологического и санитарно-эпидемиологического неблагополучия в стране, является рост числа больных туберкулезом. До Первой мировой войны в России от туберкулеза умирало до 400 человек на каждые 100 тыс.7. В Петербурге около 30 человек из 10 тыс. ежегодно погибало от легочного туберкулеза8. Резкий рост заболеваемости и смертности от него повсеместно отмечался в периоды социально-экономических кризисов и войн. Сейчас на поддержание жизнедеятельности системы профилактики и лечения туберкулеза не хватает ни денег, ни специалистов.

Демографические проблемы. Проблема демографии в России рассмотрена практически во всех возможных аспектах, на самом высоком уровне (включая Президента и главу Правительства РФ). Пример общего социального неблагополучия - диспропорция в расселении населения.

За последние 15 лет возросла концентрация населения в Европейской части страны. Уменьшается население и снижается его плотность в российских регионах в Азиатской части, в том числе в приграничных районах. Так, за эти годы Сибирь и Дальний Восток потеряли более 2,6 млн. населения, а население Москвы, Санкт-Петербурга и Центральной России возросло почти на 2,0 млн. человек. Значительная часть восточной территории страны имеет плотность населения менее чем 1 чел./кв.км. Растет количество регионов, в которых сокращается население. С 1997 г. количество регионов с сокращением населения увеличилось с 68 до 77, а с ростом населения уменьшилось с 21 до 11.

Необходима разработка и принятие Государственной программы расселения населения в районах Сибири и Дальнего Востока, целью которой должно стать создание благоприятных условий (жилье, уровень заработной платы, социальная инфраструктура, возможность получения земли для ведения производственной и сельскохозяйственной деятельности, а также строительства жилья) людям, готовым переселиться в регионы Сибири и Дальнего Востока. Реализация такой программы невозможна без создания условий для занятости населения в промышленности, сельском хозяйстве, транспорте, строительстве, туризме и развитии инфраструктуры этих территорий, включая транспортную.

Основой такого перераспределения населения по территории России мог бы стать мегапроект «Евразия», включающий строительство трансконтинентального транспортного коридора Москва-Владивосток с разветвленной инфраструктурой по его обслуживанию и линией сверхскоростной многоканальной оптиковолоконной связи. Такой транспортный коридор через всю страну не только мог бы решить проблему привлечения и занятости населения в отдаленные регионы, но и послужил бы реализации выгод транзитного положения России между странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Европы.

Уже сегодня можно сказать, что современная демографическая ситуация в России не является объективно неизбежной, она может и должна быть решена на основе научно и системно обоснованной политики государства.

Гуманитарный императив. Не абсолютная идея, не вечные законы человеческого бытия довлеют над человеком. Не потусторонние силы породили и привели в действие теории «неограниченного экономического роста», «потребительского общества», «общества всеобщего благоденствия» и многое другое, а люди, стоящие у власти, и коммерческие структуры, господствующие в политике и экономике.

Следование архаичным традициям и рутинному планированию определяет действия людей, стоящих во главе политической и экономической власти, что приводит к негативным социальным последствиям. Научный руководитель высшей школы экономики Евгений Ясин считает, что весь негатив современного общества, породивший глобальный кризис, - это не результат каких-то недоработок или чьего-то непрофессионализма. Кризис современного состояния общества породили факторы, которые находятся вне управления и возникают в силу случайного стечения обстоятельств или являются последствиями того, что произошло раньше. Известный экономист неолиберальных взглядов предлагает смириться с возможным действием непредвиденных сил, порождающих хаос и дестабилизацию, продолжать «латать дыры на теле общества» и переживать время от времени обрушившиеся на него социальные и экономические кризисы и катаклизмы. Таким образом, экономист выдвигает и отстаивает социально-философскую концепцию постмодернизма. Принять ее - значит расписаться в собственной беспомощности, признать принципиальную невозможность управлять социальными процессами в обществе. Задача ответственного социального ученого - не ставить под сомнение или отрицать возможность управления обществом и его процессами, а переходить к качественно новой системе социального управления с учетом новых социально-экономических реалий и на основе социальных наук и гуманитарного знания.

Гуманитарное знание определяет основные цели функционирования и развития общества с позиций высокой нравственности, духовности и гуманизма. Социальные науки определяют механизм, пути и средства достижения этих целей и обосновывают возможную экономическую и социальную эффективность их реализации с позиций интересов общества и человека.

Социальный императив. Сегодня не растения и не животные, а человек и создаваемые в процессе его деятельности техносфера и социосфера (социальная реальность) детерминируют состояние и будущее не только физического мира - неорганической и органической природы, но и мира социального, т.е. человеческой цивилизации и ее существование.

С вступлением в стадию социосферы человек превратился в крупнейшую «геологическую силу», стихийные разноплановые действия которой выходят за пределы рационального контроля. Антропогенные воздействия на отдельные компоненты социальной реальности возрастают, стремительно приближаются к критическим и неизбежно ведут к возникновению синергетического эффекта в системе. Происходит включение механизмов адаптации к происходящим изменениям, о последствиях которых никто не имеет ни малейшего представления. Растет беспорядок и непредсказуемость в современном мире.

Техносфера под воздействием разнонаправленных социальных действий человека, осуществляемых во имя реализации его интересов и достижения целей, развиваясь в геометрической прогрессии, порождает ряд глобальных угроз. Это «ядерная зима», «кислородный голод», «безудержная гонка вооружения», бесконтрольное распространение «оружия массового уничтожения» и многое другое.

Человек подошел к пределу, который нельзя перешагнуть ни при каких обстоятельствах.

Гуманистический и социальный императивы составляют содержание перехода к качественно новой стадии в развитии человеческого общества, которое получило название коэволюция.

Рост достижений современной цивилизации на рубеже XX и XXI в. с позиции разума и науки создает объективную необходимость отказа от субъективизма и волюнтаризма (индивидуального или коллективного) в управлении человеческим обществом. Это и означает переход к коэволюционному мышлению.

Невозможно принимать разноплановые решения и реализовывать их на практике как на глобальном, так и национальном уровнях без социального конструирования путей достижения поставленной цели и с учетом синергетического эффекта.

В случае принятия концепции коэволюции ставятся две проблемы реализации гуманистического и социального императивов:

во-первых, это решение проблемы социосферы с позиций социальных наук, что означает их включение в систему научного управления обществом. К сожалению, пока приходится констатировать очевидный факт: глобальные, национальные, социальные, экологические и геополитические проблемы и социально значимые действия по их решению властных структур не только не совпадают, а вступают в конфликт с культурой науки. Культура власти основывается в современном обществе не на социальнонаучном мышлении, а на методе «проб и ошибок» при принятии стратегических решений.

Социальная сфера, создаваемая на основе метода проб и ошибок, обладает удивительным свойством притягивать, словно магнит, негативные проявления;

во-вторых, это развитие гуманитарного, в том числе научного знания, которое позволило бы определить цели и направления дальнейшего развития техносферы и социосферы и соответствующего метода и способа использования социальных наук с нравственных позиций. Иначе - это научный и гуманитарный аспект коэволюции. Не случайно XXI в. назван веком социальных наук.

Социальные науки в XXI в. выполнят свою историческую миссию, если культура власти будет интегрировать культуру социальных наук, а социальные науки будут переходить от социальнофилософского мышления к социально-научному мышлению. Практически это означает, как уже было сказано выше, включение социальных наук в систему научного управления обществом и в социальную практику властных структур, чья деятельность будет основываться на данных этих наук.

На смену традиционным методам управления обществом должен прийти качественно новый этап в системе управления функционированием и развитием человеческого общества. Эта задача носит гипотетический характер и ее постановка обусловлена реалиями XXI в. Эту задачу необходимо решить, если человечество хочет выжить и сохранить среду своего обитания.

3. Современный глобальный кризис

Глобальный кризис - это явление системное и социальное. Он не может быть только финансовым или финансово-экономическим. Его первопричины и последствия неразрывно связаны с экономикой, политикой, социальной и духовно-нравственной деятельностью человека. Поэтому надо лечить не болезнь, а причины, ее вызвавшие, и только так можно избежать негативных последствий.

Кризис - это та красная черта, к которой подошло современное общество в результате субъективных и стихийных действий человека в погоне за прибылью, в неуемном желании реализовать свои узкокорыстные цели, используя для их достижения антигуманные средства.

Выход из кризиса, на наш взгляд, имеет две четкие альтернативы:

  • а) во-первых, попытку решения проблем на эмпирическом уровне, в результате чего проблемы не снимаются, а откладываются и в дальнейшем провоцируют рецидивы с необратимыми последствиями;
  • б) во-вторых, переход к качественно новой экономической и социальной организации человеческого сообщества, способного встать на коэволюционный путь развития.

Очередное испытание - глобальный кризис мировое сообщество переживает с лета 2008 г., когда всемирную финансово-экономическую систему потрясли первые удары «кризиса ипотечных неплатежей». С этого временного рубежа в мире ширится и крепнет понимание необходимости создания «новой архитектуры мировых финансов», все более настойчиво на всех уровнях обсуждаются проекты ужесточения государственного контроля над обращением денег, в первую очередь, - за рынками ценных бумаг и заимствований. «Вспомнили» самонадеянно «отмененную» радикальными либералами формулу «товар - деньги - товар», которая в последние десятилетия безудержного спекулятивного денежного оборота все больше превращалась в формулу «товар - деньги - деньги».

Кардинальная перестройка мировой финансово-экономической системы необходима, и чем скорее она начнется, чем радикальнее станут усилия по реструктуризации нынешней неэффективной системы, тем все более заметно начнут ослабевать тиски мирового кризиса.

Сумеет ли мировое сообщество понять, что в основе очередного глобального кризиса находятся не только экономические ошибки, но и давние враги рода человеческого - эгоизм, жадность, безответственность, поразившие как отдельные личности, так и целые властные, политические структуры? От этого зависит его будущее.

4. Постмодернизм и социальная реальность

В мировом интеллектуальном сообществе нет сейчас другого столь же популярного и одновременно с этим спорного, в смысловом плане, термина, как «постмодернизм». Впервые термин этот появился в архитектуре, где выразил протест творчески ориентированных архитекторов против рациональных бетонных коробок. Затем им стали пользоваться в дискуссиях по проблемам искусства и культуры, где сторонники и популяризаторы этого нового течения проявили себя нарочито отстраненными от проблем социальной реальности. Тогда же в живописи на смену более или менее реалистического отражения реальности пришел принцип абстракционизма, пластические формы заполнил максимально субъективный, «текучий» перформанс. Игровая стихия превратилась в основную форму творческого процесса по выражению художественных идей.

К концу 1980-х гг. термин «постмодернизм» взяли на вооружение философы, политологи, экономисты и социологи. Для того, чтобы наилучшим образом представить суть какого-либо явления, согласно основоположникам теорий постмодернизма, полезно найти максимально полно выражающий его феномен или сконструировать своеобразный иероглиф, создать символ, а еще лучше - метафору.

Во второй половине XX в. все чаще абсолютизируются разного рода номиналистские и феноменологические концепции социальной реальности. Постмодернизм констатирует дестабилизацию и даже исчезновение социальной реальности. Следствием неактуальности модернистских ценностей становится упадок мобилизующей и организующей силы общества как системы институтов.

С переходом в стадию постмодерна, согласно социологам-постмодернистам, основополагающие ценности модерна реализованы и потому становятся неактуальными. Они утрачивают устойчивость и определенность. На смену им приходят эфемерность, нестабильность, неопределенность, парадоксальность, иррациональность.

В эпоху постмодерна сущность человека отчуждается уже не в социальную, а в виртуальную реальность. С помощью понятия «виртуальная реальность» в настоящее время обозначаются многие новые экономические, политические, культурные феномены, не связанные непосредственно с компьютеризацией, но обнаруживающие сходство логики человеческой деятельности с логикой виртуальной реальности. Сущностный принцип этой логики - замещение реальных вещей и поступков образами - симулякрами. Такого рода замещение можно наблюдать практически во всех сферах жизни современного человека, и это дает основание для целостного описания социокультурных изменений рубежа XX-XXI вв. как процессов виртуализации общества.

С помощью технологий виртуальной реальности воссоздается видимость институциональное™ обмена. Обмен осуществляется как симулякр - виртуальный аналог реального социального взаимодействия. Применительно к обществу в целом виртуализация предстает не как единый процесс, а как серия разнородных, но направленных сходным образом тенденций в различных сферах жизнедеятельности.

Современные общества можно систематически изучать и понять, а способы улучшения их можно идентифицировать даже в том случае, когда претворение этих идей на практике оказывается довольно трудным.

При обзоре современного состояния социологии и социальнофилософского знания не наблюдается признаков «смерти» социального, сопровождаемой, вопреки мнению некоторых философов, отмиранием социальных наук. Вместо этого наблюдается расширение разнообразного спектра теоретической и эмпирической работы.

5. Измерение эффективности антропогенной деятельности

Отечественной и мировой социальной практикой поставлен и решен вопрос о создании социальных индикаторов и показателей, которые позволили бы конкретно анализировать и исследовать характер, содержание и направленность социальной деятельности людей в форме ценностных ориентации и социальных установок. Выработаны научные методы измерения эффективности (позитивной и негативной) социальной деятельности человека.

Важнейшими социальными индексами являются индекс удовлетворенности жизнью (или социального благополучия) и индекс доверия к социальным структурам и институтам, отвечающим за организацию социальной жизни. Исследования по этим индексам позволили перейти от гипотезы к научному выводу о том, что социальное поведение человека, в том числе демографическое, имеет социальную и социально-психологическую обусловленность и проистекает из нейропсихологической напряженности, связанной с низкой оценкой социальных перспектив, безысходностью социально-политического положения, отсутствием желательных путей для реализации своего человеческого потенциала.

Любая социальная система «имеет по каждому жизненно важному параметру свою энтропическую границу, переход за которую означает гибель рассматриваемой системы как единого целого»9. Приближение показателей развития основных подсистем к предельно критическим величинам означает, что общество находится в состоянии кризиса; уровень рисков при этом возрастает, и для своего сохранения система объективно нуждается в изменении неадекватных механизмов ее функционирования, т.е. в реформах или трансформации.

Предельно критические величины основных социальных показателей развития общества интерпретируются в настоящее время с учетом его интеграционного единства. Существует три важных особенности функционирования общества, которые учитываются при построении и использовании системы предельно критических показателей его развития - это:

а) компенсаторный механизм взаимодействия структур и элементов общества; б) синергетический эффект; в) «принцип домино».

Для сохранения стабильности общество как система обладает защитным механизмом компенсации потерь за счет привлечения дополнительных ресурсов из устойчиво работающих подсистем в находящиеся в кризисном состоянии подсистемы. Этот механизм проявляется также в перераспределении функциональных обязанностей с целью временного замещения социальных подсистем, вышедших из нормального режима работы.

«Эффект синергии» наблюдается в ситуации, когда определенное сочетание факторов приводит к тому, что реальная сила их комбинированного воздействия значительно отличается от воздействия каждого из них в отдельности. В результате получается неожиданно мощное или, наоборот, слабое воздействие на ситуацию.

Важную роль в развитии общества может сыграть известный «принцип домино», когда процессы достигают той «критической точки», после которой наступает цепная реакция последствий. Их последовательная и жесткая заданность делает нейтрализацию такой обвальной реакции ресурсоемкой и трудновыполнимой.

Простая экстраполяция негативного влияния предельно критических показателей развития общества без учета вероятности проявления механизмов «компенсации», «синергии» и «принципа домино» может привести к неточным выводам, сместить аналитические оценки ситуации в катастрофическую или идеализированную крайности.

Несмотря на указанные сложности в выработке достоверной и надежной оценки состояния общества, его стабильности, методика построения системы предельно критических показателей, определение пороговых значений социальной дезорганизации представляется полезной для проведения анализа развития социально-политической ситуации и оценки последствий неолиберальной трансформации. Исходя из этих целей, отечественными учеными впервые была предпринята попытка построения такой системы показателей (см. табл. I.)10.

Таблица 1

Соотношение предельно-критических и реальных показателей развития российского общества в 2007 г.* (база сравнения 1990 г.)

№№

Пп

Предельнокритическое значение

Величина показателя в 2007 г. РФ

Вероятные негативные последствия

а

б

в

г

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА

1.

Доля в экспорте продукции обрабатывающей промышленности

45%

8%

Колониальносырьевая структура экономики

2.

Доля в экспорте высокотехнологичной продукции

15%

1 %

Технологическое

отставание экономики

3.

Доля студентов (на 100 тыс. населения)

180

256 (гос. ВУЗы)

Дефицит научных квалифицированных кадров

* Впервые таблица, состоящая из 20 показателей, была опубликована в монографии «Социология и политика», 1995, с. 556-568, а затем корректировалась по годам.

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

4.

Соотношение доходов 10 % самых богатых и 10 % самых бедных граждан (децильный коэффициент)

10:1

15:1

Антагонизация социальной структуры

5.

Доля населения, живущего за чертой бедности

10%

25%

Люмпенизация населения

6.

Соотношение минимальной и средней заработной платы

1:3

1:6

Деквалификация и пауперизация рабочей силы

ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СФЕРА

7.

Условный коэффициент депопуляции (отношение числа умерших к числу родившихся)

1

1,71

8.

Суммарный коэффициент рождаемости (среднее число детей, рожденных женщиной в фертильном возрасте)

2,14-2,15 (простое замещение поколений)

1,17

Интенсивная депопуляция

9.

Средняя продолжительность жизни населения

США - 75 лет, Швеция - 78 Япония - 79 лет (1996 г.)

Россия - 65 лет (59 - у мужчин, 72 -у женщин) (1999 г.)

Снижение жизнеспособности страны

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СФЕРА

10.

Суммарные поступления для экологической безопасности

5% Германия

0,1 %

Угроза экологической безопас

ности

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

И.

Уровень преступности (количество преступлений на 100 тыс. населения)

5-6 тыс.

2,1 тыс.(по офиц. данным); 6-6,5 тыс. с учетом латентной преступности

Криминализация общественных отношений

12.

Уровень потребления алкоголя

8 л. абс. алкоголя на человека в год

14-15 л. абс. алкоголя на человека в год

13.

Доля людей, потребляющих наркотики

7%

8 % среди молодежи (эмпирические данные)

Физическая деградация населения

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА

14.

Доля граждан, выступающих за кардинальное изменение политической системы

40%

33 %

Делегетимация власти

15.

Индекс радикальной оппозиции

10%

8%

Радикализация политического сознания

16.

Индекс доверия федеральным органам власти

25%

25 %

Отчуждение граждан от власти

Данные за 2007 г. констатируют резкое снижение показателей по всем сферам гражданского общества.

Социологами на основе обобщения международной практики разработаны также показатели эффективности государственного управления.

Введение системы социальных показателей эффективности государственного управления создает механизм, позволяющий поставить в правовом аспекте вопрос об ответственности (вплоть до уголовной) властных структур за последствия своей социальной деятельности.

В.В.Путиным в свое время была инициирована идея создания системы индикаторов и показателей эффективности регионального управления. Идея эта реализована в президентском Указе «О системе индикаторов и показателей регионального управления».

6. Социальная ответственность властных структур и социальные науки

В условиях современной России социальная ответственность традиционно возложена на власть. Практика показала существующую необходимость контроля со стороны социальной науки и помощь действиям властей. Помочь расширению социальногуманитарного императива может добровольная ангажированность социальной науки задачами служения прогрессу и социально ответственной власти.

Сегодня распространена точка зрения, что академическая социальная наука устранилась от решения проблем, которые стояли перед страной в период «перестройки» и неолиберального реформирования. Научная деятельность ведущих социологов, а также академических институтов социологического профиля Российской академии наук полностью опровергает это утверждение как не соответствующее действительности.

К сожалению, рекомендации ученых, которые позволили бы избежать многих ошибок и рисков, не были приняты во внимание, и в результате развитие России пошло по курсу, который не отвечал национальным интересам страны и ее народа. Диалог между властью и социальной наукой не состоялся.

Социальная практика опровергла еще один общепринятый тезис, согласно которому развитие техники, науки, материального благосостояния автоматически решает все проблемы, связанные с социальным поведением и социальным благополучием человека. Парадокс заключается в том, что научно-технический, экономический прогресс не сопровождается прогрессом социальным, социально-политическим, духовно-нравственным, а порождает новые социальные угрозы и риски, имеющие тенденцию перерастания в катастрофу. Эти угрозы и риски непосредственно связаны с социальным поведением людей, преследующих свои интересы и цели. Проблема человека и его социальной деятельности в современных условиях выдвигается на передний план.

Коллективистские, системные параметры, интересы, предпочтения во многом по инерции продолжают доминировать в общественном сознании, в определении лидерской позиции в дихото мии «система-личность». При этом личность является не только структурной компонентой, но и создателем системы. Индивид осуществляет свою деятельность не изолированно, а в процессе взаимодействия с другими людьми, объединенными в различные общности в условиях данной социальной среды. В процессе этого взаимодействия социальная общность становится социальной системой, целостностью, обладающей системными качествами.

При всей важности человеческих представлений об образе социального будущего как для своей страны, так и для глобального мира и всего человеческого общества основополагающим является научное социальное и гуманитарное знание, на основе которого возможно разработать стратегию и тактику эффективного управления социальными процессами, вооружить науку и институты власти социальными индикаторами и показателями и современными методами их применения.

Опасность не успеть провести необходимые трансформационные действия в начавшемся XXI столетии велика как никогда ранее. Впервые за всю историю человечества не успеть означает не успеть навсегда.

Выход России из сложившейся ситуации в одном: перестать распродавать за бесценок невосполняемые ресурсы, а сосредоточить все усилия - интеллектуальные, организационные, производственные и т.п. - на ускоренном и качественном переходе от индустриального общества к постиндустриальному, экономика которого функционирует на базе мощной индустрии, но во все большей мере обеспечивает свой экономический рост и устойчивость развития путем принципиально нового отношения к информации, знаниям и человеку как их создателю, носителю и потребителю.

Использовать все современные достижения науки и техники необходимо с позиций нравственности, исключающей зло и насилие.

Современный человек - существо социальное, и он обязан иметь представление о социальной цели, понимать, какими путями осуществлять движение к ней. Общество без общей цели - это все равно что человек, лишившийся разума. «Лишь понимание общей цели, - считает академик Е.Чазов, - делает человека по-настоящему уверенным в себе, порождает в нем благое чувство стабильности».

С переходом к стадии коэволюции возможно эффективно решить социальные противоречия. Основным противоречием является разрыв между объективными возможностями России - единственной на планете самодостаточной страной и крайне низким уровнем и качеством жизни ее населения. На ее огромной территории сосредоточено более 1/3 природных ресурсов Земли, проживает 140-миллионный образованный, умеющий работать народ с преступно низким уровнем жизни. Инструментарием для трансформации нынешней системы управления в систему управления, отвечающую интересам человека и общества, является наука, вырабатывающая как социально-научные знания, так и гуманитарные знания, способные обрести вид современных социальных технологий управления.

Примечания

  • 1 Гердер И. Идеи к философии истории человека. М., 1979. С. 6-7.
  • 2 Бердяев Н.А. Философия неравенства. М., 190. С. 247.
  • 3 Там же. С. 260.
  • 4 Лихачев Д.С. Русская литература. М., 1984. С. 115.
  • 5 Каторгин Б.И. Технико-экономическая модель стабилизации климата. М., 2008.
  • 6 При подготовке данного параграфа использованы положения статьи К.М.Ефимова «Общественное здоровье и загрязнение среды обитания» (М., 2007).
  • 7 Глобальные последствия лекарственно-устойчивого туберкулеза. Медицинский факультет Гарвардского университета. 1999.
  • 8 Популярная медицинская энциклопедия. М., 1981.
  • 9 Горский Ю.М. Хаос, управление, конкуренция. Якутск, 1991.
  • 10 Впервые таблица, состоящая из 20 показателей, была опубликована в монографии «Социология и политика» (М., 1995. С. 556-568), а затем корректировалась по годам.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ