Подростково-юношеский возраст и ранняя взрослость как период личностных выборов и кризиса-перехода спортивной карьеры

Поскольку спортивная карьера начинается раньше, чем другие виды профессионального становления, необходимо соотнести те «взрослые» задачи, которые возникают у спортсмена, с его психологическими возможностями и ресурсами.

Подростковый возраст и юность - это период принятия решений о своем предназначении, время развития системы ценностей и мировоззрения в целом. Это время личностных, социальных и профессиональных экспериментов и рисков, экстремальных поступков, в том числе и саморазрушительных, что, предположительно, может дать исследователям широкое панорамное понимание процессов, связанных с травматизацией, переживанием травмы и совладанием с ней вообще. Можно предположить, что часть защитных механизмов и поведенческих паттернов, наличиствующих до начала взросления, затем приобретает латентный характер, однако они могут быть восстановлены и интенсифицированы в ходе специальной психоразвивающей работы. Поэтому необходимо остановиться на тех особенностях рассматриваемой возрастной стадии, которые существенны для дальнейшего анализа и понимания феномена спортивной травмы.

Психологическим симптомом начала подросткового возраста является чувство взрослости, с помощью которого подросток получает представление о себе как о человеке, который принадлежит к миру взрослых, сравнивает себя с другими взрослыми, получает образцы для усвоения и строит отношения с другими людьми. Ребенок выходит на новую социальную ступень - ему необходимо найти свое место в обществе. Такой поиск полон трудностей из-за недостаточности представлений о себе и своих возможностях: завышенный уровень притязаний и неадекватная оценка могут приводить к различным конфликтам с окружением. Не зря этот период характеризуют как переходный или критический. Переходность в подростковом возрасте связана и с биологической составляющей, а именно - половым созреванием. На фоне гормональной перестройки наблюдаются изменения как в поведении и настроении подростка, так и в строении тела. Последний момент крайне важен для спортсменов, так как изменяется баланс тела, возможен набор веса и, например, в фигурном катании это может приводить к трудностям при выполнении определенных элементов.

Подростки могут недооценивать негативные последствия своих действий, что связано со слабой ориентацией на будущее, а также убеждениями в собственной неуязвимости. Все это способствует повышению рискового поведения, связанного не только с криминализацией, но и нездоровым образом жизни в целом: снижением физической активности, употреблением нездоровой пищи. В контексте данных проблем переход от подросткового возраста к ранней взрослости является важным периодом развития, поскольку он связан с увеличением автономии и принятием большей ответственности. Также в этот период отмечаются изменения во временной ориентации, которые проявляются в смещении ориентиров с настоящего на будущее, и происходит осознание собственной уязвимости. Если подростки склонны считать свое здоровье само собой разумеющейся данностью, то в период ранней взрослости появляется способность к размышлению о собственном поведении и необходимость учитывать последствия своих действий.

Юношеский возраст представляет собой также часть переходного этапа от детства к взрослости, то есть от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. Определение верхней границы представляется еще более сложным и размытым, поскольку она обусловлена историческими и социальными факторами и индивидуально изменчива. Размытость юношеского возраста неслучайна: феноменологически он тоже сочетает в себе инфантильные черты и возникающие признаки зрелости. Применительно к спортивной карьере в этом возрасте возникает задача перехода во взрослый спорт, которая несет в себе множество трудностей.

Крайне сложно определить момент пересечения границы взрослости, так как сам термин «взрослость» многозначен и может быть рассмотрен с разных точек зрения. Биологическая взрослость связана с достижением половой зрелости и способностью к деторождению; социальная - с экономической независимостью, принятием ролей взрослого человека; психологическая - со зрелой личностной идентичностью.

Согласно Д. Левинсону, процесс развития состоит из качественно разных этапов, включающих стабильные периоды, предназначенные для построения и укрепления жизненной структуры, и переходы, которые необходимы для изменения или замены этой структуры. Он рассматривает возраст от 0 до 17 лет как детство и подростковый возраст (Pre-adulthood), что является стабильным периодом. Возраст с 17 до 22 лет является переходом к ранней взрослости (Early Adulthood) (Levinson, 1986).

На момент вступления юноши в раннюю взрослость Д. Левинсон выделяет четыре жизненные задачи:

  • 1) формирование мечты и размещение ее в структуре жизни;

  • 2) поиск наставника и эффективные отношения с ним;

  • 3) начало строительства карьеры;

  • 4) формирование любовных отношений, женитьба и создание семьи.

Степень решенности этих задач определяет состояние Я-кон-цепции взрослеющего спортсмена, что, в свою очередь, задает уровень его притязаний и, в конечном счете, успешность. Так, вполне возможно, что спорт предоставит возможность реализовать мечту, обеспечит наставника в лице тренера, а также даст возможность сблизиться с друзьями и романтическими партнерами. Это будет привязывать человека к спортивной карьере, формируя сверхценность этой деятельности. Однако возможно также, что эти задачи будут решаться и в других жизненных сферах, при этом не обязательно успешно. Все эти обстоятельства будут вносить вклад в психологическую безопасность спортсмена.

Карьера спортсмена, будучи, с одной стороны, ускоренным, а с другой - укороченным вариантом профессиогенеза, уплотняет жизненные выборы, которые влияют на развитие личной и социальной идентичности, побуждая подростков и юношей принимать ответственные решения намного чаще по сравнению со сверстниками-неспортсменами. В юности человек принимает раннее решение о спортивной карьере, которая определяет весь образ жизни; в ранней зрелости нередко принимает решение о завершении карьеры и одновременно - о смене призвания. Это также добавляет ответственности, иногда до уровня сверх-ответственности, создавая высокое напряжение и наделяя человека тревожностью.

Помимо изменений в психологической сфере, в юношеском возрасте присутствуют и морфофункциональные изменения - процессы физического созревания человека завершаются. Увеличивается количество социальных ролей и интересов, появляется все больше взрослых ролей с соответствующей им мерой самостоятельности и ответственности. При этом нельзя говорить о полной сепарации от родителей, поскольку юноши и девушки еще сохраняют материальную зависимость от семьи, инерцию родительских установок. Все это делает их положение в обществе неоднозначным, также повышая тревожность. Социальная ситуация развития в юности задана необходимостью осуществить реальный выбор того, кем он хочет стать, то есть решить задачу профессионального самоопределения.

Переход к периоду поздней юности связан со сменой задач: подходит к завершению период предварительного самоопределения и начинается переход к самореализации.

Дж. Арнетт в своей теории взросления для описания этапа, охватывающего позднюю юность и раннюю взрослость (18-25 лет), использует термин «возникающая взрослость». Если раньше в возрасте 18 лет молодые люди вместе с получением законных прав на взрослую жизнь вступали и в роли взрослых, такие как брак, родительство и работа с постоянной занятостью, то сейчас наблюдается несоответствие между достижением законной взрослой жизни в возрасте 18 лет и выходом в «социальную взрослую жизнь» (Arnett, 2000). О. Робинсон указывает, что в настоящее время средний возраст вступления в брак составляет от 26 до 30 лет, а средний возраст на момент появления первого ребенка составляет от 27 до 31 года (Robinson, 2013).

Период «возникающей взрослости» характеризуется пятью основными факторами: 1) исследованием идентичности; 2) чувством идеалистической возможности; 3) ощущением, что человек находится между подростками и взрослыми; 4) нестабильностью в структуре жизни, месте жительства и отношениях; 5) сосредоточением на себе. Все это в определенной степени присутствует на протяжении всей жизни, но пик данных переживаний приходится именно на данный период. В возрасте от 18 до 29 лет молодые люди больше сосредоточены на себе, чем в любое другое время жизни. В целом они в меньшей степени уверены в будущем, но при этом более оптимистичны, независимо от своего экономического положения. Именно здесь приходит «чувство возможностей» - новоиспеченные взрослые еще не пересмотрели свое идеалистическое видение ожидаемого. По мнению автора, ни один из них не считает, что его ждет разочарование в работе или в семейных отношениях. Результатом этого отставания между правовой и социальной взрослой жизнью для многих молодых людей является то, что они не уверены в своем статусе взрослого: в чем-то они себя чувствуют взрослыми, а в чем-то - нет (Arnett, 2000).

Согласно Э. Эриксону, определяющая задача ранней взрослости - отказ от личной независимости в пользу общественной и семейной жизни. Р. Хевигхерст описывает раннюю взрослость как период, охватывающий возраст с 18 до 35 лет и включающий в себя следующие задачи: выбор партнера, создание семьи, обустройство жилья и устройство карьеры (Havighurst, 1972). Также многие авторы указывают, что в этот временной период происходит кризис первой четверти жизни. Такие кризисы обычно характеризуются глобальными изменениями в карьере и отношениях, а также сопутствующими им нестабильностью и неопределенностью. Таким образом, подростково-юношеский возраст характеризуется высоким напряжением: присущая данному периоду многозадачность делает подростков и юношей крайне уязвимыми к разного рода рискам, а физиология - истощаемыми и неустойчивыми. Период ранней взрослости, в свою очередь, также характеризуется эмоциональным напряжением вследствие переживания кризиса. Столкновения с различными стрессовыми ситуациями в эти периоды жизни нарушают равновесие и вызывают дискомфорт. Эта ситуация усугубляется в случае выбора экстремальных видов деятельности, например спортивной.

Переход из юношеского спорта во взрослый, как правило, происходит во время подросткового возраста спортсменов, однако точный хронологический возраст вступления в этот переход определить довольно сложно ввиду влияния различных факторов: пола, личностных особенностей, специфики конкретного вида спорта. Согласно Н. Б. Стамбуловой, переход из юношеского спорта во взрослый начинается, когда спортсмены начинают участвовать во взрослых соревнованиях или в групповых видах спорта переходят к тренировкам с основной командой (Stambulova, 1994, 2003).

В этом возрасте необходимо принять важное решение - покинуть спорт и искать себе другое занятие или же остаться в нем. На процесс принятия решения могут влиять такие факторы, как успешность карьеры (высокие результаты, возможность дальнейшего роста), а также поддержка близких и родных (поддержка в выборе спортивной карьеры), материальная составляющая (особенно важная для юношей, так как в этом возрасте уже возникает вопрос о материальной независимости от родителей). Конечно, важным фактором решения является здоровье. Зачастую при большом количестве травм или рецидивах спортсмен завершает карьеру, так как тренироваться в таких условиях становится невозможным. Взвешивая все эти моменты, спортсмен приходит к выводу о продолжении или завершении карьеры. Впервые такое решение принимается именно в юношеском возрасте, так как это своего рода поворотный момент - переход из детства во взрослость.

Б. Блум одним из первых описал вхождение в элитный спорт как критическую точку в развитии спортивной карьеры, в которой происходит возрастание количества тренировок и полная привязанность к спорту (Bloom, 1985). На основе взятых интервью им было предположено, что спортсменам необходимо справляться с принятием новых правил поведения и убеждений. Эта борьба часто вращалась вокруг личных и семейных жертв (например, отношения, свободное время).

Как показывает статистика, с этим переходом справляется лишь малая часть спортсменов. Исследование среди бельгийских легкоатлетов показали, что лишь 17% спортсменов успешно переходят в элиту и демонстрируют конкурентоспособность (Auweele, Martelaer и др., 2004).

На успешность перехода влияют такие факторы, как понимание того, что собой представляет элита, ожидания родителей, требования тренера, значение побед и другие.

Исследование перехода спортсменов из юношеского во взрослый спорт в командных видах позволило описать проблемы как в спорте, так и за его пределами (Bruner, Munroe-Chandler и др., 2008). Например, трудности в спорте были связаны с результатами выступлений, атмосферой в команде. Вне спорта проблемы были связаны с социальными изменениями. Спортсмены также испытывали трудности в совмещении спорта и других видов деятельности ввиду нехватки времени.

Продвижение на более высокий уровень влечет за собой повышение требований к нему. Спортсмены должны оставить в стороне все свои увлечения и сфокусироваться только на спортивных целях и задачах. Н. Б. Стамбулова определила 5 необходимых требований, которые должны быть выполнены (Stambulova, 2009):

  • • Необходимость перестройки образа жизни и подчинение его целям спортивной карьеры, установление баланса между спортивными и жизненными целями (учеба, отношения).

  • • Поиск своего неповторимого индивидуального стиля.

  • • Совладание с давлением на соревнованиях и перед ними, распределение сил по сезону.

  • • Завоевание авторитета среди судей, партнеров по команде.

  • • Решение возможных трудностей во взаимоотношениях в команде или с тренером.

Некоторые люди созревают раньше, чем другие, и это дает им преимущества. Они могут участвовать в соревнованиях среди взрослых и даже выиграть их. Таких спортсменов, как правило, замечают раньше их ровесников, и они получают возможность подписывать профессиональные контракты задолго до того, как другие вышли на их уровень. Те спортсмены, которые не получили («не заслужили») так много внимания, могут остановиться в своем развитии или даже прекратить свою спортивную карьеру. Такое положение дел очень часто приводит к конфликтам в команде, смене тренеров, ревности.

Когда начинается переход из юниорского спорта во взрослый, основные жизненные цели спортсменов подчинены спортивным целям для того, чтобы сконцентрировать все усилия и приспособиться к новому уровню и стать конкурентоспособным (Stambulova, 1994). Следовательно, спортсмены должны жертвовать другими сферами жизни, такими как семья и друзья и работа / учеба, чтобы сконцентрироваться на своем виде спорта (Stambulova, 2009).

В данной ситуации спортсменам рекомендуется грамотно планировать свою карьеру, соблюдать баланс в образе жизни и эффективности восстановления, а также не пренебрегать поддержкой со стороны значимых людей.

Исследования показали, что подготовка к переходу, которая может включать в себя повышение осведомленности и тренировка необходимых копинг-навыков способствует успешному совладанию с возникающими трудностями при переходе на новую ступень.

Итак, взросление в контексте спортивной карьеры представляет собой особую траекторию развития, особенностями которой являются многозадачность, ускоренное личностное развитие, связанное с ранней необходимостью принимать решение о выборе профессии, высокая плотность биографических событий, существенные физические нагрузки, телесное и режимное самоограничение, высокие риски, развитие саморегуляции, наконец, постоянное пребывание в состоянии перехода.

Одним из самых важных этапов в карьере спортсмена является переход из юношеского спорта во взрослый. Спортсмены часто описывают его как самый сложный переходный период, и многие из них признают, что не в состоянии справиться с ним. Большая часть спортсменов прекращает свое развитие в спорте, завершает карьеру или продолжает занятия на уровне любителей, и только малая часть переходит в спортивную элиту и продолжает свои выступления. Также по мере взросления накапливается хронический стресс, связанный с тревогой, беспокойством и физической усталостью, как правило, наблюдается выраженное изменение мотивов спортивной деятельности. В связи с этим при исследовании спортивных травм важным является учет возрастных особенностей совладания с трудностями.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >