Постановление Антиохийского Собора 341 г., Канон 25 . . 165 ТЕРТУЛЛИАН

тва. Античные критики христианства. С. 207.}}

Епископу пусть будет дано право распоряжаться церковным имуществом для раздачи всем нуждающимся. <...> Пусть он и сам берет все, в чем нуждается. <...> Но если он этим не удовлетворится, а обратит церковное имущество на свои домашние нужды и использует выгоды его или доходы с земли без ведома пресвитеров и дьяконов, поручив распоряжение имуществом своим домо

чадцам, родственникам, братьям или сыновьям, <...> то он подлежит ответственности перед провинциальным Собором.

ТЕРТУЛЛИАН

Тертуллиан (160 - после 220) - писатель из Карфагена, один из первых апологетов (от греч.: защищаю) христианства.

Об отводе возражений еретиков (De praescriptione haereticorum)

Вот правило, или символ, нашей веры. Мы исповедуем его всенародно. Мы веруем, что существует единый бог, творец мира, извлекший его из ничего словом своим, рожденный прежде всех веков. Мы веруем, что слово сие есть сын божий, многократно являвшийся патриархом под именем бога, одушевлявший пророков, спустившийся по наитию бога духа святого в утробу девы Марии, воплотившийся и рожденный ею; что слово это - господь наш Иисус Христос, проповедовавший новый закон и новое обетование царства небесного. Мы веруем, что Иисус Христос совершил много чудес, был распят, на третий день после своей смерти воскрес и вознесся на небо, где сел одесную отца своего. Что он вместо себя послал духа святого, чтобы просвещать свою церковь и руководить ею. Что в конце концов он придет с великой славой даровать своим святым жизнь вечную и неизреченное блаженство и судить злых людей на огонь вечный, воскресив тела наши, так и всех других людей.

АППОЛОГЕТИК (APOLOGETICUS)[1]

XXXIX. Я хочу теперь сказать, чем, собственно, занимается секта христиан. <...> Соединяясь узами одной и той

же веры, одной и той же нравственности, мы составляем как бы одно тело. Мы собираемся, чтобы молиться богу всенародно, угождая ему, молимся об императорах, об их министрах, о всех властях, о мире, о благосостоянии всего мира, об отдалении конечного часа. Мы собираемся, чтобы читать священное писание, из которого почерпаем необходимые нам сведения и наставления, сообразно с обстоятельствами. <...> Тут-то происходят увещания и исправления, произносятся приговоры божьи.

Будучи уверены, что пребываем всегда в присутствии бога, мы совершаем как бы суд божественный, и горе тому будет даже на последнем страшном суде, кто заслужил отлучение от общих молитв, от наших собраний, от всякого священного общения с нами. Председательствуют старейшины (пресвитеры), достигающие этого сана не путем купли, но благодаря испытанным своим достоинствам. Дело божье ценой золота не продается. Если же есть у нас сокровища, то приобретаем мы их не путем торговли верой. Каждый ежемесячно или в другое время, какое пожелает, вносит известную умеренную сумму, сколько может и сколько хочет; сбор этот зависит всецело от доброй воли (жертвователей). Эта касса благочестия тратится не на пиршества и распутства, а употребляется на пропитание и погребение нищих, на поддержание неимущих сирот, на содержание служителей, изнуренных старостью, на облегчение участи несчастных, потерпевших кораблекрушение. Если окажутся христиане, сосланные в рудники, заключенные в темницы, высланные на острова за исповедуемую ими веру, то и они получают от нас вспомоществование.

ИОАНН ДАМАСКИН

Иоанн Дамаскин (ок. 675 - до 753) - византийский богослов, философ, систематизатор греческой патристики. По происхождению сириец, всю жизнь провел в Дамасском халифате. Выступал ярым противником иконоборчества. Основное произведение -«Источник знания», состоит из трех частей: «Диалектика», «Книга против ересей», «Точное изложение православной веры». Третья часть представляет собой свод догматических воззрений, развитых Соборами и виднейшими отцами Церкви.

Точное изложение православной веры

анн. Точное изложен

Книга

4

  • [1] х Ранович, А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. С. 203-205. 2 Там же.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >