Основные подходы и понятия психологии совладания

Совладание, или копинг (coping) - хорошо изученный феномен в психологии, как зарубежной, так и отечественной (Крюкова, 2008; Нартова-Бочавер, 1997; Хачатурова, 2013). В широком понимании копинг определяется как совладание или преодоление. В психологии спорта в большинстве исследований изучается совладание субъекта со стрессом или тревогой, а также различными трудными ситуациями (Бочавер, Довжик, 2016). При рассмотрении понятия копинга для начала нам следует дать определения основных понятий (ниже в тексте «копинг», «совладание», «копинг-поведение», «совпадающее поведение» используются как синонимы).

Копинг («to соре with») переводится как «совладать, преодолевать». Первоначально термин «coping» был использован Л. Мерфи в 1962 г. при исследовании способов преодоления детьми трудностей, сопровождающих кризисы развития. Также понятие «coping behavior» использовалось в психологии стресса Р. Лазаруса и С. Фолкман. Исследователи определили его как сумму когнитивных и поведенческих усилий, которые используются индивидом для преодоления стресса (Lazarus, Folkman, 1984). В отечественной психологии этот термин переводят как совпадающее поведение, которое представляет собой индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией. Это взаимодействие будет зависеть от значимости ситуации, возможностей человека и т.д. Основной задачей совпадающего поведения является обеспечение и поддержание благополучия человека, его физического и психического здоровья (Нартова-Бочавер, 1997).

Т. Л. Крюкова дает следующее определение совпадающему поведению, которое мы принимаем за рабочее: это поведение, позволяющее субъекту с помощью осознанных действий способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, справиться со стрессом или трудной жизненной ситуацией. Это сознательное поведение человека, направленное на совладание со стрессом или трудной жизненной ситуацией (изменение или приспособление к обстоятельствам), опосредованное содержанием ситуации и личностными особенностями самого субъекта. Такое понимание копинг-поведения базируется на субъективном восприятии уровня стресса и его преодоления, и потому многие поведенческие акты корректно считать копингами. В качестве примера можно привести поведение спортсменов перед стартом. Чтобы справиться с волнением, один спортсмен будет активно общаться с товарищем по команде или тренерами, другой постарается оградить себя от различных контактов, таким образом настраиваясь на старт. Оба способа могут быть квалифицированы как совладание с предсоревновательным стрессом, то есть как индивидуальные копинги.

В настоящее время сформировались два основных подхода в психологии копинга, базирующихся на взаимодействии личности и среды: ситуационный и личностный. Первый подход предполагает изучение специфики ситуаций, которые и определяют выбор стратегий совладания. Второй подход связывает выбор способа совладания с личностными особенностями и, таким образом, рассматривается как устойчивое свойство личности, подобное диспозиции. Л. И. Дементий при описании подходов к пониманию природы копинга объединяет ситуационный и личностный подходы, говоря о транзактной модели, которая описывает используемые копинг-стратегии как совокупность личностных характеристик и особенностей ситуации (Дементий, 2005). Известно, что, например, стратегия переоценки в большей степени связана с личностным фактором, а использование таких стратегий, как решение проблем и поиск социальной поддержки, в большей мере зависит от контекста ситуации.

Общепризнанная классификация типов копинг-стратегий на данный момент отсутствует, однако существует множество частных. Так, А. Биллингси и Р. Моос выделили три способа психологического преодоления: это оценка ситуации; вмешательство в ситуацию; избегание. По мнению Г. Вебера, основными способами психологического преодоления являются следующие формы:

  • - реальное решение проблемы;

  • - поиск социальной поддержки;

  • - толкование ситуации в свою пользу;

  • - защита и отвержение проблем;

  • - уклонение и избегание;

  • - сострадание к самому себе;

  • - понижение самооценки;

  • - эмоциональная экспрессия.

Наибольшую известность приобрела классификация копинг-стратегий Р. Лазаруса и С. Фолкман. Изначально они выделили две категории: действия, направленные на себя (поиск или подавление информации, переоценка, самообвинение или обвинение других) и усилия, направленные на окружающую среду (уход от источника стресса). Впоследствии они классифицировали копинг-стратегии на основании их основных функций: решение проблемы и изменение собственных установок в отношении ситуации (Folkman, Lazarus, 1988).

Д. Амирхан выделил 3 группы копинг-стратегий: разрешение проблем, поиск социальной поддержки и избегание (Amirkhan, 1990).

  • 1. Разрешение проблем - это активное поведение, при котором человек по возможности использует все имеющиеся у него ресурсы для наиболее эффективного и успешного разрешения проблемы.

  • 2. Поиск социальной поддержки - это активное поведение, направленное на эффективное решение проблемы посредством поиска помощи и поддержки окружающих.

  • 3. Избегание - это поведение, при котором человек стремится уйти от решения проблем, на время «консервируя» свои усилия и эмоции.

Отметим, что стратегия Избегание часто считается неадекватной и неэффективной, а также связанной с наличием повышенного уровня негативных эмоций у травмированных спортсменов. Однако было установлено, что перерыв в процессе реабилитации является адаптивной копинг-стратегией, так как он позволяет затем вернуться к процессу восстановления человеку отдохнувшим и с новыми силами. Следует отметить, что Н. Е. Харламенкова указывает, что Избегание можно рассматривать не только как стратегию совладания, но также как один из признаков ПТС (посттравматического стресса), и тогда оно может проявлять себя как непродуктивная, так и адаптивная стратегия (Харламенкова, 2016).

Р. Шварцер была предложена классификация копингов, включающая 4 вида, которая пока еще не получила должного признания в литературе по спортивному совладанию (Schwarzer, Renner, 2000).

Первый вид совладания - реактивный копинг, который определяется как усилия, направленные на преодоление стресса, столкновение с которым уже произошло. Такое совладание направлено на устранение уже имеющихся трудностей, и оно является наиболее часто встречаемым в качестве предмета исследования в большинстве работ, в том числе и по спортивными копингам (Dugdale, Eklund и др., 2002; Frydenberg, Lewis, 2004; Holt, Hogg, 2002).

Второй вид - предупреждающее совладание - представляет собой попытку справиться с критическим событием, которое случится в ближайшем будущем (Schwarzer, Renner, 2000). В данном случае преодоление трудностей может происходить за счет увеличения затрачиваемых усилий, поиска поддержки или других ресурсов для предотвращения трудной ситуации.

Превентивный копинг является третьим типом преодоления и включает в себя усилия, которые направлены на уменьшение угрозы стресса или, если это произойдет, снижение негативных последствий. Этот вид копинга связан с более отдаленным будущим, чем предупреждающее совладание.

Четверым видом совладания является проактивный копинг. По мнению одних исследователей, проактивный копинг представляет собой процесс, посредством которого индивид готовится к потенциальным стрессорам, возможно предотвращая их вообще; другие же полагают, что данный копинг является методом оценки будущих целей и разработки стратегий для их успешного достижения. В целом данный вид совладания содержит в себе общую подготовку к неопределенному будущему, которое включает в себя навыки как преодоления, так и саморегуляции. Проактивный копинг начинается с создания ресурсов и навыков в преддверии любого конкретного ожидаемого стрессора. Ресурсы могут включать время, деньги или социальную поддержку, и делают это для того, чтобы в момент обнаружения стрессора человек был оптимально подготовлен для совладания с ними. В отличие от превентивного копинга, который направлен на создание общих ресурсов совладания и снижение интенсивности напряжения от переживаемого стресса, проактивный способствует продвижению к сложным целям и личностному росту. Также проактивный копинг оценивает стрессоры как испытание, что снижает уровень тревоги, в то время как превентивный копинг склонен воспринимать стрессоры как угрозу, что повышает уровень волнений и беспокойства. В целом же проактивный копинг может улучшить условия жизни и повысить производительность, создавая возможности для роста, повышая благосостояние, удовлетворенность и производительность.

Т. Девонпорт выделяет 5 стратегий проактивного копинга (Devonport, 2011):

  • • Планирование и тайм-менеджмент.

  • • Умение ставить цели.

  • • Эмоциональный интеллект.

  • • Умение решать проблемы.

  • • Коммуникативные таланты.

Планирование и тайм-менеджмент необходимы для того, чтобы помочь спортсменам в управлении и достижении многочисленных целей путем составления плана действий и грамотного распределения времени. При постановке целей, по мнению Девонпорт, необходимо намечать и ставить цели, которые соответствуют принципу SMARTER, описанному в работе Р. Вайнбергера с коллегами (Green, Weinberg, 2001): Specific - Конкретные (ясная формулировка), Measurable - Измеримые (понятен момент, когда цель будет достигнута), Achievable - Достижимые, Relevant - Релевантные (для достижения есть необходимые ресурсы, знания и время), Time-phased - Распределённые во времени (устанавливается дата, когда будет достигнута цель), Exciting - Захватывающие (цель мотивирует человека) и Reviewed - Рассмотренные (расписаны цель и пути ее достижения).

Эмоциональный интеллект представляет собой «способность контролировать свои чувства и эмоции других людей, различать их и использовать эту информацию для руководства своими мыслями и действиями». Важным навыком является умение понимать свои эмоции и их воздействие, а также знание способов их регулирования и умение их применять. Решение проблем выполняется с помощью поэтапного выполнения определенных действий: возникает мысленное представление проблемы и определение шагов решения и действий, необходимых для ее разрешения, далее определяются пути решения и затем происходит контроль выполнения действий, отслеживание прогресса. Коммуникативные таланты включают в себя умение инициировать беседу, поддерживать социальное взаимодействие, выражать мысли и чувства и понимать их у других. По мере развития коммуникативного таланта появляется ожидание успеха и контроля.

Говоря о совладании с трудностями, нельзя оставить без внимания такое понятие, как копинг-ресурсы. В когнитивной теории стресса и копинга, предложенной Р. Лазарусом и С. Фолкман, ресурсы играют важную роль в совладании с трудной ситуацией и задействуются сразу на этапе оценки угрозы (Lazarus, Folkman, 1984). В целом понятие «ресурс» является предметом изучения практически во всех отраслях психологической науки: в психологии развития, психология личности, социальной психологии, психологии стресса, а также и в психологии спорта (Хазова, 2010).

В отечественной науке в последнее время проблема ресурсов активно разрабатывается в психологии стресса и совладающего поведения потому, что наиболее полное и яркое раскрытие ресурсов происходит в ситуациях, предъявляющих субъекту высокие требования (Ананьев, 2001; Анцыферова, 2006; Петрова, 2008; Хазова, 2010).

Существует большое количество определений ресурсов совладающего поведения. В целом под ними понимается все, что может помочь достаточно эффективно справиться с трудными жизненными ситуациями. В психологии стресса и совладающего поведения под ресурсами совладания понимается совокупность (система) доступных личностных и средовых средств и возможностей, которые могут быть использованы для совладания с трудной жизненной ситуацией (Петрова, 2008). Среди разнообразия классификаций ресурсов большинство авторов выделяют индивидуальные и средовые (Folkman, Lazarus, 1988): особое внимание уделяется ресурсам социальной среды (Куфтяк, 2010); процессуальные и деятельностные ресурсы.

В зарубежной спортивной психологии также разграничивают понятия копинг-ресурсов и копинг-стратегий. Копинг-ресурсы представляют собой физические, психологические, социальные и материальные условия или атрибуты, которые позволяют укрепить сопротивление стрессорам или реакцию индивида на него, в то время как копинг-стратегии - это конкретные действия, предпринятые для борьбы с «фактическим стрессором». Иначе говоря, ресурс - это то, чем человек располагает для предотвращения или совладания с трудной ситуацией, а стратегия - это то, что он в типичном случае предпринимает.

Одной из наиболее известных теорий, объясняющих возникновение и переживание индивидом стресса, является теория сохранения ресурса (Hobfoil, 2001). Согласно этой теории, именно потеря ресурсов является центральной для процесса стресса: то есть человек испытывает стресс не в какой-то определенной ситуации, а тогда, когда существует либо угроза потери ресурсов, либо их реальная потеря или же нехватка ожидаемого прироста ресурсов. Проактивный копинг, о котором мы говорили выше, опирается на внутренние и внешние ресурсы. Внутренние ресурсы включают в себя оптимизм и убежденность в собственной эффективности (аффективные и когнитивные элементы), которые рассматриваются как предпосылки для решения проблем. Внешние ресурсы находятся в социальной среде и включают в себя различные виды поддержки, такие как информация, практическая помощь и эмоциональная поддержка. Люди с хорошо развитыми психосоциальными ресурсами с большей вероятностью справляются с упреждающим действием, минимизируя последствия стресса.

В отечественной психологии спорта и профессиональной деятельности проблема ресурсов рассматривается с точки зрения возможности противостояния утомлению и профессиональному стрессу. По мнению В. А. Бодрова, необходимо также разграничить понятия «резерв» и «ресурс». Первое связано с возможностями организма, а второе относится к особенностям энергетических и информационных процессов, адаптивности и устойчивости профессионально ориентированных функций. В некоторых исследованиях, посвященных спорту высших достижений, ресурсы понимаются как факторы, которые противостоят эмоциональному выгоранию, а также как когнитивные качества, определяющие успешность в спорте. По мнению Л. И. Дементий, важным ресурсом является способность к саморегуляции и ответственности, а именно, готовность к совладанию с трудностями и умение прогнозировать результат (Дементий, 2016).

По мнению авторов фундаментальной монографии по психологии спортивной травмы, копинг-ресурсы также включают в себя личностные качества спортсменов и особенности среды. Сюда входят такие факторы, как поведение в целом (например, уход за собой, сон, питание); психологические и ментальные навыки (например, управление мыслями и эмоция, распределение внимания), а также внешние факторы (например, социальная поддержка) (Arvinen-Barrow, Walker, 2013).

Близко к понятиям «копинг-ресурс» и «копинг-стратегия» стоят понятия «копинг-стиль» и «копинг-навык». Под копинг-ресур-сами понимают совокупность доступных личностных и средовых возможностей, способствующих преодолению трудной ситуации (Петрова, 2008). Копинг-стратегии означают конкретные действия, направленные на снижение переживания стресса и разрешение ситуации (Крюкова, 2010). Копинг-стилем (в исследованиях Э. Скиннер - семейством копингов) называют группу схожих по смыслу копинг-стратегий, направленных на выполнение одной и той же функции в адаптивном процессе (Крюкова, 2010). В целом, под навыком (англ, skill) принято понимать автоматизированное путем многократных повторений действие, совершение которого не требует активного контроля. Понятие копинг-навыка, или навыка совладающего поведения, в отечественной психологии совладания используется исследователями в контексте проактивного копинга, а также в качестве самостоятельных умений, таких как социальные

Рис. 1. Соотношение понятий «копинг-ресурсы», «копинг-навыки», «копинг-стратегии», «копинг-стили» навыки (навыки коммуникации, эмпатии), навыки внутреннего локуса контроля, жизнестойкости.

На наш взгляд, в контексте совладания целесообразно говорить о навыках как об умениях, которыми владеет индивид на основании имеющихся ресурсов и способностей. Соотношение всех вышеперечисленных понятий мы можем представить в следующем виде (рис. 1, стр. 71).

После определений основных понятий обратимся к анализу исследований совладания со стрессом спортивной травмы у спортсменов, проведенных в разных странах.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >