ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В СРЕДНИЕ ВЕКА

Общая характеристика учений о государстве и праве в V—XVI вв

Политико-правовая концепция Фомы Аквинского

  • 3. Светское учение о государстве и обществе Данте.
  • 4. Политико-правовое учение Марсилия Падуанского.
  • 5. Средневековые ереси.
  • 6. Политико-правовая идеология средневековых юристов.
  • 1. Общая характеристика учений о государстве и праве в V—XV/ вв.

Падение Западной Римской империи (476 г.) завершило период истории Древнего мира и положило начало истории Средних веков.

Исторические этапы развития Средневековья:

  • 1. Период раннего Средневековья (V—X вв.) — постепенно складывается сословно-феодальный строй, существуют раннефеодальные монархии. К IX—X вв. Западная Европа раздробилась на множество мелких феодальных государств, почти не зависимых от центральной власти королей и императоров. Сложились иерархическая структура землевладения, связанная с отношениями сюзеренитета и вассалитета, а также сословный строй.
  • 2. Расцвет феодального строя (сер. XI - конец XV века) -складываются основные сословия, стабилизируются права и привилегии, существуют централизованные сословнопредставительные монархии, повышается роль церкви.
  • 3. Период позднего Средневековья (XV в. — начало XVII века) — упадок феодализма, зарождение капиталистических отношений, существование абсолютных монархий.

Особое место в феодальном обществе Западной Европы занимала католическая церковь. Это объяснялось рядом обстоятельств. Церковь являлась крупным феодалом (ей принадлежало около трети земель, население которых находилось от нее в феодальной зависимости). Она строилась на основе принципа строгой иерархии и, подобно монархии, возглавлялась римским папой. У католической церкви были свои суды, вооруженные силы; ряд норм, установленных церковью, имел юридическое значение (каноническое право). В период феодальной раздробленности Западной Европы католическая церковь была единственной централизованной организацией.

Для Средневековья характерно религиозное объяснение природы политико-правовых явлений. Античные культура, политика, этика, искусство отвергались церковью как языческая премудрость. Античные ценности переосмысливались и истолковывались с точки зрения теологических учений.

Господствующая методология Средневековья — схоластика. Общей идейной основой всех политических и правовых доктрин этого времени были религиозные представления, тексты священного писания. Мыслители ссылками на Библию стремились обосновать сословное неравенство, привилегии феодалов, зависимое положение крестьян и т.д.

Центральной проблемой средневековой схоластики являлось соотношение веры и разума, религии и философии. Проблема безоговорочно решалась в пользу веры и религии, догмы которой не могут быть опровергнуты разумом и не требуют философского подтверждения. Господство теологического мировоззрения определило и особенности предмета исследования политике-правовых учений эпохи Средневековья: о примате духовной власти над светской, о верховенстве религиозных норм над светскими.

Борьба за политическую власть и привилегии между католическим духовенством и светскими феодалами привела к противостоянию теократических и светских взглядов в политико-правовой мысли. Выведение на первый план проблемы соотношения церкви и государства неизбежно порождало споры о сущности, целях и задачах государства, о его отличии от церкви. Споры о соотношении церкви и государства сопровождались также выявлением различий между собственно правом как сферой государственной деятельности и законами совести, веры, морали, обращенными во внутренний мир человека.

XVI век — век великих духовных, культурных, политических, религиозных перемен в жизни Европы. В ряде стран (Франция, Испания, Австро-Германия, Англия, Россия и др.) складывались большие и сильные дворянские монархии. Централизованные абсолютистские государства способствовали образованию и консолидации наций, что приводило к падению престижа католической церкви, которая до этого была единственной объединяющей силой Западной и Центральной Европы. Организация и деятельность церкви и духовенства критиковались не только еретиками, но и многими католиками. Назревало широкое движение за реформу церкви.

К концу XV в. культура Возрождения (Ренессанса), зародившаяся в итальянских городах-государствах еще в XIV в., распространилась в других странах Западной Европы. Начинают возрождаться античные ценности, что приводит к рационализации мировоззрения в целом. Основной идеей Возрождения был гуманизм - стремление ряда ученых, философов, политиков, деятелей искусства заменить традиционное для средневековой схоластики исследование текстов Библии, постановлений Соборов и сочинений отцов церкви изучением человека, его психологии и морали.

Представители гуманизма противопоставляли церковно-схоластической учености светские науки и образование. Светские (гуманитарные) науки изучали не бога с его ипостасями, а человека, его отношения с другими людьми, используя при этом рационалистические оценки и выводы. Гуманизм XV—XVI вв. не стал массовым движением. Культура Возрождения была достоянием относительно немногочисленного слоя образованных людей разных стран Европы, связанных общими научными, философскими, эстетическими интересами, общавшихся при помощи общеевропейского языка того времени — латыни.

Реформация, получившая распространение в начале XVI в. в городах, возникновение протестантизма привели к секуляризации общественного сознания и переходу от религиозной картины мира к светской. На смену теологическому мировоззрению приходит мировоззрение юридическое, согласно которому все общественные отношения основаны на формальном праве, т.е. равенстве всех перед законом. Идеи реформации стали своеобразным фундаментом политико-правовой идеологии Нового времени.

2. Политико-правовая концепция

Фомы Аквинского

В XI—XIII вв. по всей Европе прокатилась волна еретических движений. Резкая критика сословного строя со стороны еретиков потребовала нового идеологического обоснования феодализма. Эту задачу стремился осуществить крупнейший идеолог католицизма — доминиканский монах Фома Аквинский (1225 (1226) — 1274 гг.). Основные произведения Аквината: «Сумма теологии», в которой описываются научные достижения эпохи Средневековья с точки зрения богословия, и политический трактат «О правлении государей», посвященный королю Кипра Гуго II и написанный в форме практического руководства.

Методологический подход Фомы Аквинского — схоластика. Он рассматривает философию как служанку богословия, выступает за активное вторжение церкви в философию и науку. Аквинский широко использовал труды Аристотеля. В частности, учение Аристотеля об «активной форме», дающей жизнь «пассивной материи», он использует для обоснования иерархии форм (от бога — чистого разума — к духовному миру и, наконец, — к материальному). Во главе иерархии (земли и неба) стоит бог, духовный мир возглавляется папой как наместником бога. По тому же иерархическому принципу организовано и общество; подданные подчиняются царям и другим светским властям. Согласно божественному и естественному законам низшие сословия должны повиноваться высшим, поскольку подчинение — «добродетель подданных».

Для обоснования феодальной зависимости крестьян использовались не только тексты священного писания, обращенные к рабам, но и вообще все доводы в защиту рабства: «рабство установлено природой», «оно необходимо для обеспечения досуга» (данные положения взяты у Аристотеля), «рабство установлено «правом народов» (довод римских юристов), «источник рабства — грех» (Августин Блаженный).

Большое внимание в учении Фомы Аквинского уделялось обоснованию классификации законов и их соотношению. Закон определяется Аквинатом как общее правило для достижения цели, правило, которым кто-либо побуждается к действию или воздержанию от него. Все законы Фома Аквинский подразделяет на четыре вида:

  • 1) вечный (божественный естественный) — «сам божественный разум, управляющий миром»; этот закон лежит в основе всего мирового порядка, природы и общества. Вечный закон заключен в боге, тождествен ему, он существует сам по себе и от него производны иные виды законов;
  • 2) естественный (человеческий естественный) — отражение вечного закона человеческим разумом (законы общежития, стремление к самосохранению и продолжению рода);
  • 3) человеческий (человеческий положительный) — действующее право, выражение требований естественного закона, подкрепленного санкцией. Этот закон — императив с меняющимся содержанием. Нормы человеческого закона могут быть в разных странах весьма несхожи;
  • 4) божественный (божественный положительный) — Библия.

В соответствии с учением Фомы Аквинского получалось, что предписания действующего (человеческого) закона в конечном счете вытекают из воли и разума бога; потому нарушение феодального закона не только влечет принуждение и наказание, но и является тяжким грехом. Человеческий закон не должен противоречить естественному. Фактически это означало, что правители не должны распускать общество, запрещать жизнь, брак, деторождение. Рассматривая вопрос о возможности противоречий между законом человеческим и другими видами законов, Аквинат отдает предпочтение Вечному закону. Когда произвол правителя направляется против церкви или ее учения — правителю нельзя повиноваться; в таких случаях церковь может низложить тирана, его же подданные освобождаются от присяги. Даная идея в последующем была использована тираноборцами. Иначе обстоит дело в случае противоречия между положительным законом и естественным человеческим законом. В том случае, если правитель предписывает нечто, противоречащее естественному закону, во избежание смуты надо подчиняться и таким предписаниям, поскольку сохранение общежития основано на господстве и подчинении.

Особо Фома Аквинский подчеркивает активную роль государства в борьбе за чистоту религии. Главным средст вом борьбы против ересей Фома Аквинский называл физическое уничтожение еретиков. «Извращать религию, от которой зависит жизнь вечная, гораздо более тяжкое преступление, чем подделывать монету, которая служит для удовлетворения потребностей временной жизни. Следовательно, — писал он, — если фальшивомонетчиков, как и других злодеев, светские государи справедливо наказывают смертью, еще справедливее казнить еретиков, коль скоро они уличены в ереси».

Фома Аквинский отстаивает теократическую теорию образования государства. Его учение о государственной власти также обосновывается с теократической точки зрения, причем, рассматривая вопрос о соотношении светской и церковной властей, Фома Аквинский подчеркивает приоритет церковной власти над светской. Для подтверждения этого тезиса мыслитель рассматривает три элемента государственной власти: сущность, происхождение, использование.

Сущность власти, т.е. порядок управления, установлен богом; именно так следует понимать слова апостола Павла: «Существующие же власти от бога установлены». Однако правители ставятся не самим богом, а поэтому князь может оказаться узурпатором, тираном, безумцем; он, как и каждый человек, имеет свободную волю, т.е. способность творить зло. В этих случаях суждение о законности происхождения и использования власти правителя принадлежит церкви. Фома Аквинский допускает лишь пассивное сопротивление власти (идея в последующем была развита тираноборцами). Таким образом, государственная власть распространяется лишь на земные цели, гражданские блага, а церковная — охватывает не только земные, но и духовные дела. Приоритет церковной власти над светской объясняется еще и тем, что целью человеческого объединения является достижение небесного блаженства посредством добродетельной жизни. Духовная и светская власти «соединяются в лице папы, который стоит на вершине обеих властей».

Фома Аквинский повторяет классификацию форм государства Аристотеля на справедливые, где правление осуществляется в интересах всех (монархия, аристократия, политая), и несправедливые, где правление осуществляется в интересах правителя (тирания, олигархия, демократия). Симпатии средневекового мыслителя на стороне монархии, ибо «один управляет лучше, чем многие, потому что они только приближаются к тому, чтобы стать единым целым». Кроме того, эффективность монархической формы правления доказана и историей: «провинции или города-государства, которыми управляет не один, одолеваемы раздорами и пребывают в волнении, не зная мира». Аквинат выделяет две формы монархического устройства: абсолютную монархию и монархию политическую. Политическая монархия обладает рядом преимуществ, поскольку в ней весомую роль играют крупные светские и духовные феодалы, а власть государей тут зависит от закона и не выходит за его рамки. Основными задачами царя, по мнению Фомы Аквинского, являются:

  • 1) забота о «преемственности людей и назначении тех, кто возглавляет различные службы»;
  • 2) создание законов, т.к. «своими законами и предписаниями, наказаниями и наградами он удерживал в подчинении себе людей от греха и побуждал к доблестным делам»;
  • 3) поддержание обороноспособности государства.

Учение мыслителя оказало значительное влияние на развитие средневековой политико-правовой мысли. Положения доктрины Фомы Аквинского предопределили господство его учения в католической феодальной идеологии, вплоть до провозглашения его «святым», «ангели-ческим доктором». Специальной энцикликой папы римского в 1879 г. учение Аквинского было объявлено «единственно истинной философией католицизма».

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >