УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РОССИИ

Актуальные проблемы социально-экономического развития России, требующие от университетов активной модернизации

«Проклятие конкурентного рынка: найти исключительно прибыльные проекты бизнеса очень трудно, нет легких денег»

Аксиома финансового дела

Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. определяет ряд вызовов времени, которые являются ключевыми в экономическом развитии РФ при переходе российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально-ориентированному типу развития. Это позволит резко расширить конкурентный потенциал российской экономики за счет наращивания ее сравнительных преимуществ в науке, образовании и высоких технологиях и на этой основе задействовать новые источники экономического роста и повышения благосостояния.

Формирование инновационной экономики означает превращение интеллекта, творческого потенциала человека в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности, наряду со значительным повышением эффективности использования природных ресурсов и производственного капитала. Источником высоких доходов становится не только возможность получения ренты от использования природных ресурсов и высокой мировой конъюнктуры, но и производство новых идей, технологий и социальных инноваций. Это позволит России выдержать конкуренцию как с дешевой рабочей силой экономик Китая и Индии, так и с высококачественной и инновационной продукцией развитых стран Европы, США и Азии.

Предлагаемый инновационный социально-ориентированный тип роста имеет ряд качественных и количественных характеристик.

Во-первых, он опирается на модернизацию традиционных секторов российской экономики (нефтегазового, сырьевого, аграрного и транспортного), опережающее развитие высоких переделов, которые вплоть до 2020 года остаются ведущими секторами производства ВВП.

Во-вторых, превращение инноваций в ведущий фактор экономического роста во всех секторах экономики, повышение производительности труда в ведущих секторах, определяющих национальную коикуреитоспоУправл ение финансами в высших учебных завел ениях России 7 9 собность, в 3-5 раз и снижение энергоемкости в среднем в 1,6-1,8 раза. Доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, должна возрасти до 40-50 % (2007 год - 8,5 %), а доля инновационной продукции в объеме выпуска - до 25-35 % (2007 год - 5,5 %).

В-третьих, формирование новой экономики - экономики знаний и высоких технологий, которая становится одним из ведущих секторов национальной экономики, конкурентоспособной на мировом уровне, сопоставимой к 2020 году по своему вкладу в ВВП с нефтегазовым и сырьевым секторами.

Доля высокотехнологичного сектора и «экономики знаний» в ВВП должна составлять не менее 17-20 % (2007 год - 10-11 %). Внутренние затраты на исследования и разработки должны подняться до 2,5-3 % ВВП в 2020 году (2007 год - 1,1 % ВВП), при кардинальном повышении результативности фундаментальных и прикладных исследований и разработок.

Расходы на образование за счет государственных и частных источников - 6,5-7 % ВВП в 2020 году (2007 год - 4,8 %), на здравоохранение - 6,7-7 % ВВП в 2020 году (2007 год - 4,2 %), что обеспечит опережающее развитие человеческого потенциала.

Необходимым условием формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, становящейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны.

Конкуренция национальных систем образования стала ключевым элементом глобальной конкуренции, требующей постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира. Одновременно возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности.

Обновление организационно-экономических механизмов на всех уровнях системы образования обеспечит ее соответствие перспективным тенденциям экономического развития и общественным потребностям, повысит практическую ориентацию отрасли, ее инвестиционную привлекательность.

В настоящее время в России происходят кардинальные преобразования, в том числе системы образования России. Наиболее значимые из них для высшего профессионального образования:

• провозглашение приоритета образования в социальной стратегии страны;

  • • вступление России в Болонский процесс и осуществляемые меры по вхождению в общеевропейское образовательное пространство;
  • • модернизация профессионального образования: введение непрерывного многоуровнего образования;
  • • провозглашение компетентностного подхода;
  • • тотальная информатизация образования, распространение дистанционного обучения;
  • • ориентация системы профессионального образования на потребности рынка труда;
  • • улучшение финансово-экономического обеспечения образования и содействие его интеграции в инфраструктуру современного производства.

Все перечисленные меры по реформированию высшего профессионального образования обусловливают необходимость научно-методического обеспечения, требуют пересмотра устоявшихся (традиционных) подходов, поиска новых принципов проектирования содержания образования, новых образовательных технологий и дополнительного финансирования образовательных нововведений.

Развитие всех уровней высшего профессионального образования обусловливает необходимость сопряженности структуры выпускаемых специалистов и рынка труда. Обеспечение нужного баланса объемов выпуска, уровня квалификации и структуры занятости требует систематического мониторинга рынков труда, развитие договорных отношений профессиональной школы с работодателями и формирование экономически обоснованного заказа на подготовку кадров.

Актуальным становятся непрерывное и «трансграничное» образование. Следует также иметь ввиду появление в системе дополнительного образования и повышения квалификации специалистов, сориентированных на второе образование, изменение траектории своей профессиональной карьеры. В этом отношении система подготовки и повышения квалификации серьезно отстает и во многом повторяет теоретический аппарат школьной науки. Причины отставания в недостаточном развитии новых технологий обучения, устаревшими дидактическими материалами, слабое использование позитивного передового опыта, пренебрежение или незнание преподавателями теоретических основ методов активного обучения.

Качество подготовки и переподготовки во многом зависит от квалификации преподавателей системы повышения квалификации, их способности видеть в обучающихся взрослых людей, обладающих опредеУправл ение финансами в высших учебных завел ениях России 81 ленным профессиональным опытом. Инновационные изменения в высшей профессиональной школе определяют новые цели системы дополнительного педагогического образования. Уже недостаточно преподавателю проходить повышение квалификации один раз в пять лет. Стремительное обновление информации, прежде всего, за счет Интернета и бурно развивающихся инновационных технологий в промышленности, заставляет искать подходы повышения квалификации педагога ежегодно. В этой связи необходимо выстраивать новые формы непрерывного повышения квалификации с использованием современных образовательных технологий. Одним из перспективных может явиться проектноорганизованный подход. Этот подход ориентирует на расширение деятельностных способностей педагогов. Главной задачей профессионального развития педагога становится потребность к творческому преобразованию своей деятельности, росту профессионализма, осознания ответственности за результаты своей педагогической деятельности. В этом смысле вкладывание средств в различные формы и методы подготовки и переподготовки кадров вуза - одна из самых важных финансовых задач руководства университетов.

Научно-технический и творческий потенциал трансформируется в новые отрасли экономики России:

  • • информационные технологии и телекоммуникации;
  • • биотехнологии, биомедицина и производство фармпрепаратов;
  • • приборостроение для промышленности, науки и обороны;
  • • лазерные системы для науки, промышленности и медицины;
  • • инжиниринг в области электро- и теплоэнергетики;
  • • силовая электроника;
  • • технологии новых материалов;
  • • инновационное машиностроение;
  • • инновационные технологии добычи и переработки полезных ископаемых и прочее.

В настоящее время технологический кадровый ресурс постоянно исчерпывается даже в самых передовых отраслях экономики России. Происходит импорт стандартных технологий и отдельных специалистов. Технологически сложные работы зачастую выполняются зарубежными компаниями.

Университеты способны решать кадровые проблемы за счёт профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в областях и отраслях промышленности, в индустриальной цепочке начиная с добычи сырья и заканчивая высокотехнологичным продуктом.

Сложившаяся внешняя ситуация, а именно экономические условия и Болонский процесс задали принципиально важную предпосылку для создания международного направления деятельности университетов. В настоящее время высшее учебное заведение инновационного типа немыслимо без реализации международного сотрудничества по научному и образовательному направлениям своей деятельности. Под международным сотрудничеством здесь понимается реализация партнерских отношений научного и образовательного характера с зарубежными организациями академического толка.

Смещение акцентов от умения продать знания к совершенствованию механизмов их выработки формирует следующие требования к сфере международной академической мобильности вузов:

  • • наличие Концепции академической мобильности, учитывающую специфику процесса обмена знаниями;
  • • стремление к качественным показателям при проектировании совместных образовательных программ, учитывающих профессиональные и уникальные компетенции специалистов (статус вуза-партнера, роль и значение его фундаментальных и прикладных исследований и др.);
  • • систематическая разработка предложений и заявок на участие в грантах и программах по совершенствованию международной академической мобильности студентов и преподавателей;
  • • увеличение доли участия международной академической мобильности (компоненты) в создании совместных международных научно-исследовательских центров;
  • • интеграция академической мобильности и научной сфер университета.

Для всех направлений развития, перечисленных выше, университетам необходимы:

  • • законодательная база, позволяющая стимулировать работодателей к участию в финансировании профессионального обучения. Например, в Дании и Франции участие в финансировании профессионального обучения регулируется законодательно, причем в Дании все компании платят обязательный взнос, который направляется на нужды непрерывного профессионального обучения, финансируемого за счет средств работодателей и работников. В Германии на федеральном уровне финансируется межфирменное обучение, предоставляются субсидии и займы под низкий процент для повышения квалификации специалистов. В Швеции вопросами обучения и сохранения занятости занимаются фонды сохранения занятости, финансирование которых осуществляется преимущественно за счёт взносов компаний - членов фонда. В НидерУправление финансами в высших учебных заведениях России 83 ландах введена обязательная профессиональная квалификация для всего занятого населения, включая работодателей, за счет средств, предоставляемых в равных долях правительства и соответствующими секторами экономики;
  • • совершенствование и дополнение нормативно-правовой базы в части активного участия вузов в финансовом рынке России;
  • • серьезное переосмысление устоявшихся моделей образования, позволяющее финансово оптимизировать процесс образования и материально мотивировать каждого отдельного преподавателя;
  • • поддержка органов власти регионального и федерального уровня в установлении прочных связей промышленности и бизнеса с университетами в части научных исследований и образовательной практики, развития тесного сотрудничества и обмена знаниями и другое.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >